- Преподавателю
- Другое
- Внеурочная деятельность по ФГОС «Всезнайка»
Внеурочная деятельность по ФГОС «Всезнайка»
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Голактионова А.В. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МАЛОГРИБАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по ФГОС
«Всезнайка» 5 класса
на 2015-2016 учебный год
учителя биологии и химии
Голактионовой Анны Викторовны.
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………………........3
1.1 Актуальность проблемы……………………………………………………………3
1.2 Цель и задачи программы…………………………………………………………..4
1.3 Системно - деятельностный подход………………………………………………..4
1.4 Метапредметные связи программы внеурочной деятельности………………….5
2.Планируемые результаты освоения программы………………………………………5
2.1 Регулятивные УУД;……………………………………………………………….....5
2.2 Познавательные УУД;…………………………………………………………….....6
2.3 Коммуникативные УУД;……………………………………………………….……6
-
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности………......6
3. Основные направления содержания программы……………………………………...6
3.1 Учебно - тематический план……………………………………………………… 7
3.2 Содержание процесса внеурочной деятельности……………………………..…....7
4. Указание времени, места и форм организации программы……………………..…..8
4.1 Формы организации внеурочной деятельности……………………………..…….8
4.3 Формы учета для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности…………………………………………………………………………. ..…..9
5. Описание материально-технического обеспечении внеурочной деятельности……………………………………………………………………………......9
6.Список используемой литературы для составления программы………………...…...10
7. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся. ...……………………………………………………………………………11
-
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности составлена с учетом интеграции основного и дополнительного образования, в соответствии с нормативно-правовой базой, с учетом требований САНПиН и разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
базисного учебного плана МКОУ Малогрибановской СОШ по осуществлению образовательной деятельности в 2015-16 уч.году, федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию Минобрнауки России от 31.03.2014г
1.1 Актуальность программы
«Пять тысяч Где,
семь тысяч Как,
сто тысяч Почему!»
Жизнь - самый мощный регулятор природных процессов, развертывающихся в наружных оболочках Земли, составляющих ее биосферу. Именно это имел в виду В.И. Вернадский, называя жизнь самой мощной геологической силой, сравнимой по своим конечным последствиям с самыми мощными природными стихиями. Вся жизнь и деятельность людей осуществляется в биосфере. Она же является источником всех доступных видов ресурсов. Даже солнечную энергию мы получаем при посредстве биосферы. Поэтому знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле - необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.
Жизнь природы многообразна, уникальна, интересна и сложна. В ней есть свои тайны, ведь вокруг нас множество самых обыкновенных вещей, к которому мы настолько привыкли, что не замечаем их, а порой ничего о них не знаем. А нужно лишь задуматься и задать себе вопросы «почему?», «как?», «зачем?», «когда?», и нам откроются удивительные истории. История самых ранних цивилизаций показывает, что человек всегда старался познать природу. Его разум в равной мере стремился постичь устройство Земли и небесных светил, океанов и суши, растений и животных; их взаимное влияние и значение для себя.
Материалы внеурочной деятельности помогут узнать много нового в современном представлении о природе и мироздании, о природе стран мира, России и родного края, об экологических системах и их взаимосвязи друг с другом, о влиянии человека на окружающий мир и природу. Органично и ненавязчиво формирует у детей вкус к познанию окружающего мира, раскрыть способности всматриваться в окружающий мир. У каждой вещи как у человека, своя биография, своя история, удивляться ему и как можно чаще задавать вопросы, что способствует воспитание новых поколений понимающих своё предназначение в жизни, умеющих управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
1.2.Цель программы - создать условия для пробуждения в детях интереса к самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности, к познанию, к исследованию.
Задачи:
-
Формирование представления о природе как развивающейся системе;
-
формирование функционально грамотной личности;
-
расширение кругозора школьников и представления об обычных и необычных предметах и явлениях;
-
формировать умения работать в группах, коллективно;
-
способствовать сплочению детского коллектива.
1.3 Системно-деятельностный подход
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.
-
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;
-
развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
-
признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;
-
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся.
1.4 Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях с такими учебными дисциплинами как: астрономия, история, география, природоведение, технология, экология.
Таблица №1.
Метапредметные связи программы «Всезнайка»
Предмет
Интеграция с другими науками
Содержание программы
История
Обществознание.
Народы. Религии. Образ жизни. Люди, города и страны.
Астрономия
Физика. Астрология.
Солнце-основа жизни на Земле. Созвездия. Вселенная
География
Физическая география.
Минералогия.
Почвоведение.
Метеорология.
Природная зональность. Семь чудес света.
Горные породы.
Почва - вечная кормилица.
Состояние атмосферы.
Природоведение.
Живая и неживая природа
Наше питание. Умеем ли мы питаться.
Биология.
Медицина.
Памятка для путешественника.
Первая помощь при ранах.
Экология
Биосфера.
Среда обитания живых организмов. Экологические системы
Технология
Средства связи
Телефон - великое изобретение.
2. Планируемые результаты освоения
программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности является:
-
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
-
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
-
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
-
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
-
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
-
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
2.1 Регулятивные УУД:
-
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
-
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
-
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
-
Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий на занятии.
-
Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
-
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-
Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
2.2 Познавательные УУД:
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
2.3 Коммуникативные УУД:
-
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
-
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
-
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
2.4 Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
-
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
-
осознание необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.
В результате реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все основы организации и функционирования живого, его роли на Земле, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному.
-
Основные направления содержания программы.
-
Вводное занятие. Все открытия на Земле начинались со слова «Почему?». Человек всегда пытался найти ответ на многие загадки природы.
-
Вселенная и Солнечная система. Огоньки на небе. История возникновения и появления Вселенной и Солнечной системы. Земля.
-
Начало жизни. История возникновения и развития жизни на Земле. Происхождение человека. Народы. Религии. Образ жизни.
-
Воздушная оболочка Земли. Понятие о природных циклах, круговоротах веществ. Почва. Характер почвы. Горные породы. Ландшафтный дизайн. Защита проектов «Мой школьный дворик».
-
Материки и океаны. Погода и климат. Памятка путешественника. Реки. Особенности рек.
-
Экосистемы. Кто такие «кормильцы», «едоки», «мусорщики».
-
Природная зональность. Путешествие в теплые края. Горная экосистема.
-
Люди. Города и страны. КТД «Наша планета Земля».
-
Мир чудесных вещей и их изобретений. История изобретения обычных предметов, используемых в нашей жизни. Бумага. Гвоздь. История пуговицы. Очки. Зеркало. Изобретение машин и приборов. Одной строкой об изобретениях. Интеллектуальный турнир. Защита проектов на темы «Изобретения вокруг нас», «Знаете ли вы?», «Чудо - всюду».
-
Чудеса далекие и близкие. Чудеса на Земле. Семь чудес света. Семь чудес России. Защита проектов «Чудеса родного края».
3.1 Учебно-тематический план
№
п/п
Тема
Всего часов
Аудиторные занятия
Внеаудиторные занятия
1.
Вводное занятие.
1 час
1час
2.
Вселенная и Солнечная система.
3 часа
3 часа
3.
Начало жизни.
3 часа
3 часа
4.
Воздушная оболочка Земли.
5 часов
5 часов
5.
Материки и океаны.
3 часа
3 часа
1 час
6
Экосистемы.
2 часа
1 час
1 час
7.
Природная зональность.
2 часа
1 час
1 час
8.
Люди. Города и страны.
4 часа
4 часа
9.
Мир чудесных вещей и их изобретений.
7 часов
7 часов
10.
Чудеса далекие и близкие.
5 часа
4 часа
1 час
Итого
35 часов
32 часов
4 часа
-
Содержание процесса внеурочной деятельности
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.
1 уровень
2 уровень
3 уровень
школьник знает и понимает общественную жизнь
школьник ценит общественную жизнь
школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Для достижения данного уровня необходимо.
взаимодействие обучающегося со своим учителем как значимыми для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищѐнной, дружественной просоциальной среде, в которой ребѐнок получает первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить.
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Форма внеурочная деятельность
Занятия в кружке
Школьные интеллектуальные турниры, викторины и экологические акции
Экологические и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме
4. Указание времени, места и форм организации программы
Программа внеурочной деятельности «Всезнайка» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю. Программа построена на основании современных научных представлений о познания и освоения жизни на Земле.
4.1 Формы организации внеурочной деятельности
Кружок - форма добровольного объединения детей.
Функции:
-
расширение, углубление, компенсация предметных знаний;
-
приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
-
расширения коммуникативного опыта;
-
организации детского досуга.
Принципы организации работы кружка:
-
всесторонности
-
сознательности и активности
-
постепенности
-
повторяемости
-
наглядности
-
индивидуализации
Форма выражения итога, результата - выставка и защита проектов достижений детей, выступления, участие в конкурсах, интеллектуальных играх, турнирах.
4.2 Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, второй - поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведения заключается в активном и заинтересованном познании мир, в осознании ценности труда, науки и творчества, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Компетенции результатов освоения программы внеурочной деятельности будут, происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, интеллектуальные игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Программа рассчитана на 35 часа - 1 раз в неделю.
5. Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности
Для реализации программы необходима материально-техническая база:
-
Учебные пособия:
-
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы), коллекции, макеты;
-
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации: «Витамины в нашей жизни», «Первая помощь при ранах», «Пропаганда здорового образа жизни», «Ландшафтный дизайн», информационно-деловое оснащение «Правильное питание».
-
лабораторное оборудование для демонстрации опытов: пробирки, штатив, стаканы, мерные цилиндры, образцы почв.
-
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
6. Список используемой литературы для составления программы
-
Большая энциклопедия знаний школьника. Научно-популярное издание. Составитель Лев Яковлев. ООО Издательство «ФОЛИО» 2007г.
-
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-Граф». 2002.- 205 с.
-
Е.М.Елизарова Окружающий мир. Клуб почемучек. Волгоград.2010г. Издательство «Учитель»
-
Н.В.Кийко, Н.А.Порунова. Окружающий мир. Волгоград. 2010г. Издательство «Учитель»
-
Л.А.Обухова., Н.А.Лемяскина. О.Е.Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. Москва. «Вако». 2007г
-
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. - М.: 1991. - 120 с.
-
Вводное занятие. Все открытия на Земле начинались со слова «Почему?». Человек всегда пытался найти ответ на многие загадки природы.
-
Вселенная и Солнечная система. Огоньки на небе. История возникновения и появления Вселенной и Солнечной системы. Земля.
-
Начало жизни. История возникновения и развития жизни на Земле. Происхождение человека. Народы. Религии. Образ жизни.
-
Воздушная оболочка Земли. Понятие о природных циклах, круговоротах веществ. Почва. Характер почвы. Горные породы. Ландшафтный дизайн. Защита проектов «Мой школьный дворик».
-
Материки и океаны. Погода и климат. Памятка путешественника. Реки. Особенности рек.
-
Экосистемы. Кто такие «кормильцы», «едоки», «мусорщики».
-
Природная зональность. Путешествие в теплые края. Горная экосистема.
-
Люди. Города и страны. КТД «Наша планета Земля».
-
Мир чудесных вещей и их изобретений. История изобретения обычных предметов, используемых в нашей жизни. Бумага. Гвоздь. История пуговицы. Очки. Зеркало. Изобретение машин и приборов. Одной строкой об изобретениях. Интеллектуальный турнир. Защита проектов на темы «Изобретения вокруг нас», «Знаете ли вы?», «Чудо - всюду».
-
Чудеса далекие и близкие. Чудеса на Земле. Семь чудес света. Семь чудес России. Защита проектов «Чудеса родного края».
7. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
Кол-во часов
Тема
Решаемые проблемы учеником
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
УУД
Личностные результаты
1ч
Вводное занятие
Как осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Р.: применять подбор информации для составления портфолио.
П.: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу
К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения занятий.
Осознание единства и целостности окружающего мира
2 ч
Вселенная и солнечная система
Как самостоятельно сформировать учебную проблему.
Р.: Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
П.: формирование представлений о природе как развивающейся системе
К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний.
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
3ч
Начало жизни
Как научиться обсуждать проведенные занятия, личного участия каждого ученика.
Р.: Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
П.: формирование представлений о природе как развивающейся системе
К.: Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устном и письменном виде, взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения занятий
Осознание поэтапности и необратимости развития растительного и животного мира на Земле.
5ч
Воздушная оболочка Земли
Знание объектов изучения естественных наук и многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.
П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями сверстников в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Понимание необходимости бережного отношения к природе.
3ч
Материки и океаны
Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
Р.: использовать передвижение на коньках в организации активного отдыха.
П.: применять передвижения на коньках для развития физических качеств.
К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на коньках.
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Понимание необходимости бережного отношения к природе.
2ч
Экосистемы
Как выявить приспособления организмов к среде обитания.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.
К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.
2ч
Природная зональность
Как правильно сформировать знания о многообразии растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете,
развитие навыков оценки и самоанализа
П: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Представление о многообразии природных сообществ как следствия разнообразия природных условий на поверхности планеты. Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ
2ч
Люди. Города и страны.
Как выявить характерные особенности предковых форм человека разумного.
Р: умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением.
П: умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства.
К: умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед одноклассниками.
Представление об эволюции человека как биологического и социального существа.
7ч
Мир чудесных вещей и их изобретений.
Как правильно понять закономерности развития природной среды и соответствие хозяйственной деятельности человека законам развития природы.
Р: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.
П: умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.
К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Умение применять полученные на уроке знания на практике.
5ч
Чудеса далекие и близкие.
Р: развитие навыков оценки и самоанализа.
П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное.
К: Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Понимание необходимости бережного отношения к природе