Открытый урок по ИКБ на тему Башкирская юрта

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6класс

Тема: Башкирская юрта.

Цель: - повторить и закрепить знания о видах декоративно- прикладного

искусства;

- ознакомить учащихся с украшением и убранством башкирской юрты;

- прививать уважение и любовь к культуре башкирского народа,

-развивать эстетический вкус учащихся.

Оборудование: книги, тетради, ручки, картина Сыромятникова «Кибитка

на кочевке (Юрта)»,рисунок башкирской юрты , рисунки «Виды башкирских орнаментов», «Встреча гостей», «Убранство башкирской юрты», ноутбук.

План урока: 1. Организационный момент.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Повторение пройденного материала.

4. Изложение нового материала.

5. Закрепление.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

8. Оценивание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.. Начать наш урок я хотела бы со стихотворения.Слайд1

В башкирском узоре - цвет мёда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре - сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта

- Как, называется узор, который народ использовал для украшения одежды и предметов быта? (Орнамент)

2. Объявление темы и цели урока. Слайд2

Сегодня мы закрепим знания о декоративно- прикладном искусстве, о

видах декоративно-прикладного искусства, ознакомимся с украшением,

убранством башкирской юрты.

3.Повторение пройденного материала.

1) Что такое декоративно-прикладное искусство? Слайд3

(Украшение предметов быта орнаментом)

2) Что такое орнамент? Слайд4

(от лат. слова «украшенный»)

3) Какие функции выполнял орнамент в древности и какие функции он выполняет сейчас?( Орнамент играл роль талисманов и предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил. а теперь стали просто предметами украшения.)

4) Сочетанием каких фигур образуется башкирский орнамент? (образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов).Слайд5

- Какие основные фигуры используются в башкирском орнаменте?(геометрические и растительные элементы, а зооморфный орнамент употреблялся в вышивке)

5) Какие цвета используются чаще в башкирском орнаменте?

(в цветовой гамме самыми распространенными были красный, желтый, зелёный цвета) Слайд6

6)Каждый цвет носил определённый смысл. Что означает каждый цвет?

(красный - цвет тепла и огня

желтый - цвет изобилия и богатства

черный - цвет земли и плодородия

зеленый - цвет вечной зелени,

белый - цвет чистоты помыслов, миролюбие

синий - цвет свободолюбия,

коричневый - цвет старости увядания) Слайд7

7) Какие орнаментальные комплексы вы можете назвать?

(Ребята рисуют на доске простейшие узоры орнаментов)

1-й - геометрический; Слайд8
2-й - кускарный, (криволинейные узоры: спирали, сердцевидные и роговидные фигуры, волны); Слайд9
3-й - растительный ; Слайд10
4-й - ковровый (группа сложных узоров- многоступенчатые ромбы, треугольники); Слайд11
5-й -украшения в виде женских налобных повязок, аппликации на обуви в виде парных изображений животных и птиц); Слайд12
6-й - геометрические узоры ткачества и вышивки: квадраты и ромбы, простые зубчатые завитки, восьмиконечные розетки и др. Слайд13

8) Как располагается узор в башкирском орнаменте?(симметричны)

9) Какие виды декоративно прикладного искусства вы знаете? Слайд14

(Резьба по дереву, ковроткачество, тиснение на коже, вышивка, ювелирные украшения).

10) Где можно встретить башкирский орнамент?Слайд15-21

Вывод: Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе.

4. Новая тема. Сообщение учителя.

Предметы быта, о которых мы с вами сейчас говорили и которые вы называли, предназначены для ежедневного использования. Поэтому они должны быть не только красивыми, но и, в первую очередь, удобными в употреблении.

Сама организация жилья так же была подчинена этой цели.

Слайд 1

Тема нашего сегодняшнего урока: Слайд 22

"Декоративно-прикладное искусство в организации жилья башкир".

Запись даты и темы урока в тетради.

Одним из исконных занятий башкир является полукочевое и кочевое скотоводство. Жизнь кочевников не могла не наложить свой отпечаток на весь уклад жизни: на способы постройки жилья, на особенности приготовления и хранения пищи. Вместе со своим скарбом (т.е. имуществом) и скотом башкиры перемещались с одного места на другое: летом - на летнее пастбище - джайляу, а зимой - на зимнее - кышлау. В зимнее время башкиры жили в домах. Слайд 23

Традиционное жилище древних башкир называется тирмэ - юрта. Слайд 24

Это переносное жилище. Очень прочное, легкое и удобное в транспортировке. Легко собирается и разбирается (за 1 час).

Площадь ее составляет 15-20 кв. метров. Обычно в такой юрте проживало 5-6 человек.

Слайд 25

Юрты были двух видов:

  • Тюркский тип - коническая форма, крыша имеет форму купола (имеет форму конуса)

  • Монгольский тип - сферическая форма, крыша имеет форму низкого конуса (имеет форму шара)

Слайд 26

Деревянный каркас юрты состоял из:

  • шанрак - круговое навершие юрты - символ семейного благополучия, мира, спокойствия.

  • уык - купольные жерди ,равномерно расходящиеся от центра , напоминают лучи солнца - источник жизни и тепла

  • канат - сборно-раздвижная решетка

У богатых башкир было по 3-4 юрты:

  • для жилья;

  • для приготовления пищи;

  • для гостей - была покрыта белым войлоком и украшена орнаментом и называлась она актирмэ - белая юрта.Слайд 27

В таких юртах принимали приезжих гостей, отмечали семейные торжества.

Слайд 28 Пространство гостевой половины наполнялось самыми яркими и красочными предметами: постельными принадлежностями, узорными скатертями, полотенцами.

Летом в юрте было прохладно. Во время дождя она не промокала, и ветер не продувал ее. Так что же это за чудо- покрытие?

Оно называется войлоком. (от тюрк. ojlyk - покрывало) - плотный материал из валяной шерсти. Слайд 29

Кошмы, которыми покрывается кибитка (юрта), привязываются к остову особыми веревочками, пришитыми к ним по углам и на середине края, а для большей прочности вся кибитка опутывается снаружи длинными волосяными веревками (аркан) и привязывается к двум - трем небольшим колышкам, вбитым в землю снаружи ее» (Руденко С.И.)

Теперь мы с вами имеем представление о том, что такое юрта, как она выглядит, какую площадь занимает. Слайд 30

А что же у нее находится внутри? Давайте заглянем. Внутреннее убранство юрты зависело от степени обеспеченности семьи: чем она была богаче, тем многочисленнее, красочнее были предметы обихода.

Описание убранства юрты: Мебель в юрте почти отсутствует, зато очень много тканей и различных

предметов из мягких материалов: ковров, паласов, подушек, одеял, скатерти и т. д.

Вход - закрывается деревянными створками или шкурами животных.

В центре располагался очаг для обогрева юрты. Пищу в самой юрте готовили крайне редко. Для этого была приспособлена специальная юрта с небольшим камином для приготовления пищи.

Важнейшим элементом башкирской юрты была занавесь (шаршау), которая разделяла жилище на

две части: мужскую и женскую. На полу юрты спали, ели, отдыхали, принимали гостей, здесь

же проходили праздники, свадьбы, поминки, рождались и умирали. Поэтому пол юрты

застилали узорными кошмами, шерстяными паласами, коврами.

Слайд 31 Мужская половина была более ярко и богато украшенная: начиная от двери (по стенам юрты) развешивалась сбруя лошади, седла; затем праздничная одежда; вышитые полотенца. А на самом почетном месте, напротив входа, оружие. Под полотенцами, на самом видном месте на подставках стояли сундуки, на которых горкой укладывались аккуратно сложенные одеяла, подушки, паласы, перетянутые вышитой лентой. Богатство и благосостояние семьи определялось по высоте уложенных на сундуках вещей.

Слайд 32 На женской половине находилась кухонная утварь, турсуки с крупами и продуктами, шкафчики для посуды. В юртах состоятельных башкир можно было встретить низкие кровати с резными деревянными спинками.

- Почему многие вещи в юрте развешивались на стене?

( Вещи в юрте размещались таким образом, чтобы как можно меньше

занимать пространство пола и оставлять его свободным для людей. Поэтому вещи как бы «жмутся» к стенкам).

Слайд 33 Перед вами картина В.С. Сыромятникова «Кибитка на кочевке /Юрта/». Она

написана в 1929 году. Что вы здесь видите? (ответы учащихся)

-Где находится кибитка? ( В степи. Недалеко от юрты находится деревья. Кибитку огородили изгородью из жердей, чтобы скот не подходил к кибиткам)

Юрты на кочёвках всегда выстраивались в ряд и огораживались по несколько штук или все вместе изгородью из жердей, чтобы скот не подходил к самым кибиткам.

5.Закрепление пройденного материала.

Практическая работа. Слайд 34

- Ребята, мы с вами сегодня также попробуем себя в роли мастеров художников. Перед вами башкирская юрта.

-Чего здесь не хватает? (орнаментов, т. е. узоров) Сейчас мы с вами украсим юрту орнаментом.

- Дети, какие цвета обычно используются в башкирских орнаментах? (красный, желтый, зеленый)

Слайд 35 Перед вами лежат зелёные полоски из цветной бумаги размерами 10X8 .Сделаем кускарный элемент. А потом приклеим ваши узоры на юрту.

Слайд 36 Видео, как собрать башкирскую юрту.

1. Сложите лист бумаги вчетверо цветной стороной внутрь.

Открытый урок по ИКБ на тему Башкирская юрта


2. Нарисуйте четверть орнамента.

Открытый урок по ИКБ на тему Башкирская юрта

3. Вырежьте работу по контуру не смыкая ножницы.

Открытый урок по ИКБ на тему Башкирская юрта


4. Разверните работу, расправьте линию сгиба.



Открытый урок по ИКБ на тему Башкирская юрта

6.Подведение итогов.

Вопросы:

-В настоящее время где можем встретить юрты? (во время праздников)

Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности. Если пройти по городу, или какому- либо селу можно увидеть на домах, плакатах, башкирский орнамент.

Многонациональный народ Башкирии высоко чтут традиции края и любят свою культуру - культуру наших предков. Мы думаем, что башкирский орнамент будет передаваться из поколения в поколения.

7.Домашнее задание: прочитать текст в учебнике на стр.97-102,ответить на вопросы устно, нарисовать юрту.

8.Оценивание.

Слайд 37

- Я хочу закончить урок со стихотворением, в котором отражается красота, богатство нашей земли.

Башкортостан, поля твои

Пусть будут плодородны,

Пусть будут сыновья твои

Отважны, благородны!

Ты славишься, Башкортостан,

Своей грядой седою,

Пусть с нею нефтяной фонтан

Сравнится высотою.

Пусть яблони твои к земле

От тяжести склонятся.

И пусть в любой твоей семье

В 5 раз прибудет счастья!

Еще чего желаем мы?

Чтобы в Отчизне нашей

Была Башкирия наша

Счастливей всех и краше!

Урок окончен. Спасибо за урок!



© 2010-2022