- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по черчению 9 класс
Рабочая программа по черчению 9 класс
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черных Л.В. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Новое Дубовое
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ с.
Новое Дубовое
_____________С.А. Болотов
Приказ №70 от 25.08. 2014г.
Рабочая программа
педагога Черных Л.В.,1 кв. категории,
по черчению в 9 классе
на 2014-2015 учебный год.
Рассмотрена на заседании педсовета
и рекомендована к утверждению
Протокол №10 от 25 августа 2014 года
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения - формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 №273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»
Устав МБОУ СОШ с. Новое Дубовое
ООП начального общего образования МБОУ СОШ с. Новое Дубовое
Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ с. Новое Дубовое, реализующего основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО» (Протокол №4 от 02.02.2012 г.)
(Протокол №4 от 02.02.2012 г.)
Учебный план МБОУ СОШ с. Новое Дубовое на 2014-2015 учебный год
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа, обоснование ее выбора.
Настоящая программа по черчению для 8-9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Формы организации образовательного процесса
классно-урочная.
Технологии обучения
-Технология системно-деятельностного метода обучения.
-Проблемное обучение.
-Здоровьесберегающие технологии.
-Дифференцированное обучение.
Формы текущего контроля промежуточной аттестации.
-устный опрос;
-качественно выполненные творческие задания;
-тестовые задания;
-выставки работ,
-графические работы;
- практические работы.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положение о формах, периодичности, порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся, осваивающих основные образовательные программы в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования и федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в МБОУ СОШ с Новое Дубовое
Информация об используемом учебнике, учебно-методических материалах, материально-техническом обеспечении образовательного процесса
Для учителя:
-
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.:Вента-Граф , 2011.
-
Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вента- Граф, 2004.
-
Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
-
Гервер В.А. Творческие задачи по черчению
Для учащихся:
-
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Вента-Граф», 2010.
Учебные таблицы:
-
Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 9 класс.
Общая характеристика предмета.
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
Определение места и роли учебного предмета, курса в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами основного общего образования предмет «Черчение» изучается в 8-9 классах.
Обязательная часть учебного плана МБОУ СОШ с.Новое Дубовое предусматривает из-учение курса черчения в объёме 1 час в неделю. Согласно годовому календарному учебному графику на изучение черчения в 9 классе отводится 35 часов
Из них на проведение:
- графических работ-7ч
- практических работ- 4ч.
Содержание учебной программы.
Общие сведения о способах проецирования
Сечения и разрезы
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.
Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.
Решение графических задач, в том числе творческих.
Сборочные чертежи
Чертежи типовых соединений деталей
Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.).
Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Чтение строительных чертежей
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение. Отличия строительных чертежей от машиностроительных чертежей.
Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.
Размеры на строительных чертежах.
Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 9 класс
Учащиеся должны знать:
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь - понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.
- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
- условные изображения и обозначения резьбы.
Учащиеся должны иметь понятие:
- об изображениях соединений деталей;
- об особенностях выполнения строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять графически е знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
- выполнять необходимые разрезы и сечения;
- правильно выбирать главное изображение и число изображений;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Учебный план.
№
п/п
Тема урока.
Часов
1
Повторение
2
2
Сечения и разрезы.
10
3
Определение необходимого количества изображений.
4
4
Сборочные чертежи.
12
5
Чтение строительных чертежей
7
Литературно-методическое и т5ехническое обеспечение.
Для учителя
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2011.
2.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. - М.: Просвещение,2009г.
Для учащихся
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2012.
2.Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. - М.: Просвещение,2008.
Учебные таблицы
Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2008
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения.
1)Учебник «Черчение»;
2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;
3) Чертежная бумага плотная нелинованная
- формат А4
4) Миллиметровая бумага;
5) Калька;
6) Готовальня школьная
(циркуль круговой, циркуль разметочный);
7) Линейка деревянная 30 см.;
8) Чертежные угольники с углами:
а) 90, 45, 45 -градусов;
б) 90, 30, 60 - градусов.
9) Рейсшина;
10) Транспортир;
11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
12) Простые карандаши - «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
13) Ластик для карандаша (мягкий);
14) Инструмент для заточки карандаша.
Календарно - тематическое планирование по черчению 9 класс.
№
п/п
Тема урока.
Часов
Формы занятий.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий.
Форма подведения итогов
Сроки.
Пред
дата
Фак
дата
1 четверть
1.
Повторение изученного за 8 класс.
1
Традиционное
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты, учебник.
Опрос
4.09
2.
Повторение сведений о способах проецирования
1
Комбинированное.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
11.09
Сечения и разрезы.
10
3.
Общие сведенья о сечениях и разрезах.
1
Комбинированное.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
18.09
4.
Назначение сечений.
1
Практическое.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
25.09
5.
Правила выполнения сечений.
1
Комбинированное.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
2.10
6.
Графическая работа №12 «Эскиз детали с выполнением сечений».
1
Практическое.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Чертеж
9.10
7.
Назначение разрезов.
1
Комбинированное.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
16.10
8.
Соединение вида и разреза.
1
Комбинированное.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
23.10
9.
Тонкие стенки и спицы на разрезе.
1
Комбинированное.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
30.10
2 четверть
10.
Другие сведения о разрезах и сечениях.
1
Практическое.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Чертеж
13.11
11.
Графическая работа №13 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза».
1
Практическое
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Чертеж
20.11
12.
Графическая работа №14 «Чертеж детали с применением разреза»
1
Практическое
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Чертеж
27.11
Определение необходимого количества изображений.
4
13.
Выбор количества изображений и главного изображения.
1
Комбинированное.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
4.12
14.
Условности и упрощения на чертежах.
1
Комбинированное.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
11.12
15.
Практическая работа №15 «Чтение чертежей»
1
Практическое
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Чертеж
18.12
16.
Графическая работа №16 «Эскиз с натуры»
1
Практическое
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Чертеж
25.12
3 четверть.
Сборочные чертежи.
12
17.
Общие сведенья о соединениях деталей.
1
Комбинированное.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
15.01
18.
Изображение и обозначение резьбы.
1
Практическое.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
22.01
19.
Чертежи болтовых и шпилечных соединений.
1
Комбинированное.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
29.01
20.
Графическая работа №17 «Чертежи резьбового соединения»
1
Практическое.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Чертеж
5.02
21.
Чертежи шпоночного и штифтовых соединений.
1
Комбинированное.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
12.02
22.
Общие сведенья о сборочных чертежах изделий.
1
Практическое.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
19.02
23.
Порядок чтения сборочных чертежей.
1
Комбинированное.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
26.02
24.
Условности и упрощения на сборочных чертежах.
1
Комбинированное.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
4.03
25.
Практическая работа №18 «Чтение сборочных чертежей»
1
Практическое.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Чертеж
11.03
26.
Понятие о деталировании.
1
Практическое.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
18.03
27.
Графическая работа № 19 «Деталирование»
1
Практическое
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Чертеж
25.03
4 четверть
28.
Практическая работа №20 «Решение творческих задач»
1
Практическое.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Чертеж
8.04
Чтение строительных чертежей
7
29.
Основные особенности строительных чертежей.
1
Практическое.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
15.04
30.
Порядок чтения строительных чертежей
1
Практическое.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
22.04
31.
Практическая работа №21 «Чтение строительных чертежей»
1
Практическое
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Чертеж
29.04
32
Графическая работа №22 «Выполнение чертежа детали».
1
Практическое
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Чертеж
6.05
33
34
35
Повторение изученного
3
Комбинированное.
Схемы, наглядности, проектор, чертежные инструменты.
Опрос
13.05
20.05
27.05