Программа вариативного курса Я - исследователь

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная запиcка

Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Дети школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование.

Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель-новатор всё чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Программа составлена на основе программ «Юный исследователь» автора Семёновой Н.А., и «Программы исследовательского обучения» автора А.И.Савенкова.

Модифицированная программа содержит следующие отличия:

- в содержание программы добавлены задания по активизации познавательной деятельности: загадки, игры-исследования, фантастические исследования, игры-путешествия,

- введены некоторые логические понятия; предлагаются для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи,

- предложены способы оценивания и формы представления результатов исследовательской деятельности школьника,

Цель программы: формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся через включение учащихся в изучение проблем, связанных с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами, а также создание условий для всестороннего и наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала учащихся.

Задачи программы:

  • развивать познавательные потребности и способности учащихся;

  • обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, навыков поиска и работы с различными информационными источниками;

  • активизировать интерес к приобретаемым знаниям, полученным в совместной творческой, исследовательской работе;

  • знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности;

  • формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;

  • развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;

  • развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности;

  • формирование навыков презентации результатов собственной деятельности

Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует самоопределению учащихся;

- возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Материал программы курса опирается на следующие понятия:

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

Специальные занятия по исследовательской деятельности проводятся - 1 час в неделю.

Работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

  2. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации, уделяется внимание умениям работать с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели.

  3. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов; изучаются логические понятия.

  4. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам.

  5. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь.

Виды учебных исследований:

- по количеству участников: индивидуальные, групповые;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по времени: кратковременные или долговременные;

- по теме: предметные, свободные.

Формы занятий, позволяющих представить результаты исследований:

- конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории.

- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

- выступления перед своими одноклассниками, перед учащимися параллельных классов;

- выставка достижений, проводится в основном для родителей.

Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная.

Методы реализации программы:

- практический;

- объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый;

- наблюдение;

- информационный.

Способы и средства:

- технические средства;

- модели и таблицы;

- рисунки;

- дидактические материалы.

Программа способствует формированию следующих универсальных учебных действий (ожидаемые результаты):

Личностные универсальные учебные действия.

У учащегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной де­ятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль ре­зультата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успеш­ности учебной деятельности;

  • способность к саморазвитию.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Учащийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учите­лей, товарищей, родителей и других людей;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по­мощью инструментов ИКТ;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Учащийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диа­логической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различ­ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в об­щении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Система контроля и оценивания.

Итоговой формой контроля по курсу предполагается выполнение научно - исследовательской работы или проекта по выбранной теме и его публичная защита.

Для определения уровня сформированности у учащихся навыков исследовательской деятельности предлагается использовать метод анализа представленных работ учащихся, а также метод самодиагностики (представление учащимися рефлексивного отчета о проделанной работе).

При оценке исследовательских работ учащихся принимаются во внимание следующие критерии:

  • соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;

  • наличие литературного обзора, его качество;

  • соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;

  • умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;

  • логичность и полнота доказательств;

  • соответствие выводов полученным результатам;

  • культура оформления материалов

Рефлексивный отчет учащегося о проделанной работе, который целесообразно проводить на этапах начальной и промежуточной диагностики предполагает освещение им следующих вопросов:

  1. Напишите тему вашего исследования. На каком этапе вы сейчас находитесь?

  2. Проблема исследования, цели и задачи работы.

  3. Предполагаемая форма и дата представления результатов?

  4. Имеются ли у вас затруднения? Если да, то какие?

Педагогу необходимо обратить внимание на сформированность у учащихся умения анализировать собственную деятельность (выделять результат, видеть сложности и затруднения).

Данная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Продолжительность занятий 45 минут.

Программа рассчитана на учащихся 7 классов.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение - 1 час.

Мотивация деятельности учащихся. Интересные исторические факты о научных открытиях, ученых. Особенности исследовательской работы по выбранному направлению.

Раздел 1. Этапы организации исследовательской деятельности, методика написания исследовательской работы или проекта.

Тема 2. Понятие исследовательской и проектной деятельности. Типология и структура проектов - 1 час.

Требования к организации теоретических и практических исследований. Типология проектов. Виды информационных ресурсов. Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность. Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования.

Тема 3. Учимся распознавать проблемы - 1 час.

Какие бывают проблемы и как они решаются. Три типа проблем: похожие на мозаику, похожие на многослойное желе, похожие на снежинку, похожие на олимпийские кольца, похожие на притчу о слоне.

Практическая работа: умение соотносить ситуации с типом проблем.

Тема 4. Учимся решать проблемы - 1 час.

Анализ проблемных ситуаций и нахождение общего варианта их решения.

Практическая работа: умение работать с разными типами проблем.

Практическая работа: решение задач и упражнений логического характера.

Тема 5. Постановка проблемы и выбор темы исследования - 1 час.

Развитие умения видеть проблемы, выбор вида и темы исследования, знакомство с правилами и приемами выбора темы, обоснование актуальности выбранной темы.

Тема 6. Выдвижение гипотез - 1 час.

Характеристика понятий: тема, цель, задачи исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты.

Тема 7-8. Развитие логического мышления - 2 часа.

Практическая работа: решение задач логического характера.

Тема 9. Развитие творческого мышления, креативности - 1 час.

Практическая работа: решение задач творческого характера.

Тема 10-11. Как давать определения понятиям - 2 часа.

Развитие умения задавать вопросы. Развитие умения давать определения понятиям. Терминологический словарь исследовательской работы или проекта. Тезаурус.

Практическая работа: умение давать определение понятиям.

Тема 12. Учимся составлять сложный план - 1 час.

Простой и сложный план действий. Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. Календарь работы.

Практическая работа: составление плана (календаря) работы исследовательской деятельности.

Тема 13. Умение работать по алгоритму - 1 час.

Характеристика понятия алгоритм. Умение составлять алгоритм. Умение работать по алгоритму.

Практическая работа: составление алгоритма, работа по алгоритму.

Тема 14-15-16. Работа с текстом, книгой. Методы эффективного чтения - 3 часа.

Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение выделять главное, делать выписки. Правила ведения записей: компактность, датирование, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения. Библиографический список. Работа с текстами и выполнение заданий международного исследования PIRLS и PIZA.

Практическая работа: составление аннотации к книге, написание рецензии на кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей, решение заданий международного исследования PIRLS и PIZA.

Тема 17-18-19. Методы исследования. Классификация, измерение - 3 часа.

Основные методы исследований: эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование, классификация, измерение. Правила проведения эксперимента и наблюдения. Правила составления анкет и проведения анкетирования и опроса. Правила проведения тестирования.

Практическая работа: выполнение экспериментальных задач и упражнений, упражнений по наблюдению, составление вопросов для опроса и анкетирования, проведение тестирования.

Тема 20. Умение выделять главное, делать выводы и умозаключения - 1 час.

Главное и второстепенное. Умозаключения и суждения. Выводы, обобщения.

Практическая работа: решение задач на выделение главного и второстепенного, на умение делать выводы и умозаключения.

Тема 21. Коллективная игра-исследование.

Практическая работа: участие в коллективной игре.

Тема 22-23. Результаты в научном исследовании, их оформление. Учимся делать схемы - 2 часа.

Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы. Компьютерное оформление проекта. Оформление результатов: графики, диаграммы, фотографии, схемы, иллюстрации, приложения.

Практическая работа: составление схем, графиков, таблиц.

Тема 24. Учимся оформлять работу - 1 час.

Требования к оформлению исследовательских (проектных) работ. Структура исследовательской (проектной) работы.

Практическая работа: оформление исследовательской (проектной) работы.

Тема 25-26. Правила оформления слайд-фильма к выступлению - 2 часа.

Правила, предъявляемые к оформлению презентаций, психологами, информатиками, учителями.

Практическая работа: составление слайд-фильмов к выступлению, согласно всем правилам и требованиям.

Тема 27. Собственный мини-проект - 1 час.

Практическая работа: корректировка мини-проектов, предоставленных учащимися, работа с черновиками.

Раздел 2. Речевая компетенция учащегося.

Тема 28. Владение нормами литературного языка - 1 час.

Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг.

Практическая работа: овладение нормами литературного языка.

Тема 29. Подготовка к выступлению перед аудиторией - 1 час.

Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов.

Практическая работа: составление краткого выступления, инсценирование научной конференции.

Тема 30. Отработка навыков выступления перед аудиторией - 1 час.

Практическая работа: отработка выступлений учащихся для школьной научно-практической конференции.

Тема 31. Презентация исследовательских работ и проектов - 1 час.

Практическая работа: представление исследовательской работы или проекта на школьной научно-практической конференции.

Тема 32. Рефлексия - обратная связь - 1 час.

Рефлексия.

Практическая работа: получение обратной связи от учащихся через анкетирование и анализ проведенной защиты проектных работ.

Тема 33. Коллективная игра - 1 час.

Практическая работа: проведение коллективной игры.

Тема 34. Обобщающий урок «Я - исследователь» - 1 час.

Рефлексия проведенной исследовательской деятельности: чему я научился, что я узнал.

Практическая работа: построение умозаключений, обобщений, аналогий, оценок; составление рефлексивного отчета о проделанной работе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

(34 часа)

урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Введение.

1

Раздел 1. Этапы организации исследовательской деятельности, методика написания исследовательской работы или проекта.

2

Понятие исследовательской и проектной деятельности. Типология и структура проектов.

1

3

Учимся распознавать проблемы.

1

4

Учимся решать проблемы.

1

5

Постановка проблемы и выбор темы исследования.

1

6

Выдвижение гипотез.

1

7

Развитие логического мышления.

1

8

Развитие логического мышления.

1

9

Развитие творческого мышления, креативности.

1

10

Как давать определения понятиям.

1

11

Как давать определения понятиям.

1

12

Учимся составлять сложный план.

1

13

Умение работать по алгоритму.

1

14

Работа с текстом, книгой.

1

15

Работа с текстом, книгой.

1

16

Методы эффективного чтения.

1

17

Методы исследования.

1

18

Методы исследования.

1

19

Классификация, измерение.

1

20

Умение выделять главное, делать выводы и умозаключения.

1

21

Коллективная игра-исследование.

1

22

Результаты в научном исследовании, их оформление.

1

23

Учимся делать схемы.

1

24

Учимся оформлять работу.

1

25

Правила оформления слайд-фильма к выступлению.

1

26

Правила оформления слайд-фильма к выступлению.

1

27

Собственный мини-проект.

1

Раздел 2. Речевая компетенция учащегося.

28

Владение нормами литературного языка.

1

29

Подготовка к выступлению перед аудиторией.

1

30

Отработка навыков выступления перед аудиторией.

1

31

Презентация исследовательских работ и проектов.

1

32

Рефлексия - обратная связь.

1

33

Коллективная игра.

1

34

Обобщающий урок «Я - исследователь».

1


ИТОГО

34 часа

Используемая литература


© 2010-2022