Доклад. Развитие журналистики в Англии (Для старшеклассников)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Появление первых газет в Великобритании относится к 16 в. Первый номер "Инглиш меркьюри" ("Английского вестника") вышел 23 июня 1588 г. - это дата появления периодической печати в Англии. Но внешне он еще не был похож на газету - скорее на брошюру. Первоначально власти строго контролировали печатное дело, в частности выпуск газет, ограничивало число лиц, которым разрешалось заниматься издательской деятельностью. Неподчинение сурово каралось. Фактически предварительная цензура находилась в руках высшего судебного органа Англии - Звездной палаты. В 17 в. стали выдаваться долговременные лицензии на право печатания новостей. Это вызвало к жизни многочисленные новые издания - "Вестники", которые имели дату выхода и порядковый номер, но выходили нерегулярно. С 1643 г. издавался "Меркьюрис Британикус"

( "Британский вестник", с 1649 г. Политический вестник) и в 1659 г. напечатал первую с стране рекламу - достоинств чая. В 1642 г. в английском языке появляется слово "газета" (newspaper). Законодательство о печати ужесточалось. В 1641 г. были запрещены публикации о палате общин; в 1643 г. введена предварительная цензура.

В 1665 г. начинает выходить "Оксфорд газетт" (с 1666 г. "Лондон газетт"), издающаяся до сих пор.

В 1688 году в Англии произошла «Славная революция». Ее итогом стало свержение короля Якова 2 и вступление на престол Вильгельма Оранского. Это событие положило конец монополии тори на власть. Новый король пользовался поддержкой вигов. В годы его правления произошла либерализация общественной жизни страны, коснувшаяся и печати. В октябре 1689 парламентом принят "Билль о правах", полное название которого - "Акт, декларирующий права и свободы поданных и устанавливающий преемственность престола». Свобода слова была провозглашена как право (никто не может приостановить - она регулируется парламентом). Важным событием в истории английской журналистики стала отмена цензуры в 1695 году.

Буржуазная революция 17 в. предоставила английской буржуазии конституционные свободы, записанные в билле о правах (1689 г.), была отменена цензура. В 1702 г. стала издаваться первая в Англии ежедневная газета "Дейли курант". В 1709 г. в Лондоне уже выходило 18 газет общим тиражом 35 тыс. экз. в неделю. Газеты стали публиковать политическую информацию, газета "Джентльменс мэгэзин" (1731-1754) решилась печатать материалы о деятельности английского парламента. Вслед за этим началось бурное развитие периодической печати. Появилось большое количество новых печатных изданий, которые информировали, спорили, поучали, просвещали - каждое на свой лад.

Большинство газет начала 18 века стали совмещать информацию и анализ. Одним из первых стал применять этот прием Д. Дефо. Журналистскую славу принес ему еженедельник «Ревью» («Обозрение») (его писатель начал выпускать в 1704 г., находясь в тюрьме). Дефо «был одновременно репортером, редактором, правщиком, комментатором». Вначале «Ревью» выходил на восьми, а иногда даже на четырех страницах еженедельно, потом перешел на двух- и трехразовый выпуск в неделю. Издание продолжалось девять лет. Журнал освещал проблемы политики, общественной жизни, коммерции. Выходили также приложения, предназначенные для привлечения читателей. В «Ревью» проявилось разностороннее дарование Дефо, а также противоречивость его натуры. Создавая журнал, Дефо заверил читателей, что это будет издание беспристрастное, лишенное типичных для журналистики того времени ошибок. Однако известно, что Дефо мог запросто сослаться на событие, произошедшее лишь в его воображении. Даниель Дефо так определял свою манеру письма: «Если кто-то захочет спросить, что я считаю совершенным литературным стилем, отвечу, что совершенным является тот стиль, с помощью которого автор, обращающийся к пяти сотням читателей, которые принадлежат к различным слоям и обладают различными способностями, может быть понят всеми, за исключением лунатиков и идиотов». Неслучайно Дефо привлекали издания, носившие живой характер, например «Уикли Джорнал» («Еженедельный журнал»).

В 18 в. журналисты получили доступ на галерку в палате общин и право публиковать отчеты о заседаниях.

С этого времени журналистов с пресс-галереи стали называть "четвертым сословием парламента" (первое - лорды церкви, второе - наследные лорды, третье - "простолюдины" палаты общин).

Это время связано в литературно-публицистической и издательской деятельностью выдающихся английских писателей Д.Дефо (1660-1731) и Дж.Свифта (1667-1745). Английские издания стали популярны за рубежом, им подражали в странах Европы.

Английская журналистика в XVIII столетии была одной из ведущих в мире, собравшей серьезные творческие силы, откликавшейся на самые актуальные проблемы европейского развития, успешно разрабатывавшей жанры памфлета, эссе, стремившейся к объективности и полноте освещения фактов.

Первыми «полноценными» европейскими журналами принято считать два английских журнала ─ «Тэтлер» («Болтун») и «Спектэйтор» («Зритель»). «Тэтлер» был основан в 1709 г. Ричардом Стилом (1672─1729). «Спектэйтор» стал его совместным проектом с Джозефом Аддисоном (1672─1719) и увидел свет в 1711 г. Оба журнала просуществовали недолго ─ всего несколько лет (три года), ─ но оставили глубокий след в европейской журналистике.

«Тэтлер» и «Спектэйтор» ─ образцы просветительской, нравоописательной журналистики. Политика занимала в них весьма скромное место. Основное внимание было сосредоточено на вопросах литературы, философии, морали. Вдохновляясь идеями Дж. Локка, Стил и Аддисон верили в воспитательную функцию литературы. Аддисон признавался, что цель его журнала не только в «развлечении», но и в «совершенствовании страны». Основные жанры, к которым обращались Стил и Аддисон нравоописательный очерк, юмористический портрет, остроумная психологическая характеристика, информационная заметка о новостях культурной жизни, заранее написанные и заготовленные «письма в редакцию». Особенно значителен вклад Стила и Аддисона в развитие эссеистики.

Эссе на литературную, философскую, политическую, этическую или бытовую тему было «гвоздем» каждого номера, его композиционным ядром. Авторами эссе были Стил или Аддисон. Другие заметки и материалы, чаще всего анонимные, поручались прочим немногочисленным сотрудникам журналов. Стил и Аддисон умели живо, остроумно, увлекательно говорить о серьезных проблемах, вывести разговор, казалось бы, о незначительных и «легкомысленных» предметах на уровень философского обобщения. Журналы Стила и Аддисона почти никогда не нападали на личности, но высмеивали нравы и институты современного английского общества.

Разумеется, «Тэтлер» и «Спектэйтор» адресовались образованной публике, интересовавшейся серьезными проблемами современной общественной и культурной жизни. Показательно, что в каждом номере «Тэтлера» и «Спектэйтора» под названием журналов был напечатан латинский эпиграф (обычно цитата из какого-нибудь античного классика). Однако «образованная публика» для Стила и Аддисона ─ это не только и не столько интеллектуальная элита, избранный и узкий круг ценителей-знатоков, ученых и мыслителей, но достаточно широкая читательская аудитория, состоящая и из представителей среднего класса. Аддисон заявлял, что его «Зритель» ставил своей целью вывести философию из тиши кабинетов и библиотек, колледжей и университетов и заставить ее поселиться в клубах, собраниях, в кофейнях и за чайным столом. «Спектэйтор» отличался сдержанным и доброжелательным тоном, культивировал позицию беспристрастного зрителя, объективного наблюдателя, стороннего созерцателя событий и нравов.

«Тэтлер» и «Спектэйтор» имели огромный успех. Ежедневный тираж «Спектэтора» доходил до 3─4 тысяч экземпляров. Журналам подражают: в Англии появились многочисленные журналы со сходными названиями ─ «Северный Болтун», «Болтушка», «Ворчун», «Шептун», «Всеобщий зритель» и т. д. В XVIII в. оба журнала были многократно переизданы в виде отдельных книг и переведены на многие европейские языки. «Спектэйтор» был широко известен за пределами Англии (в том числе в России, оказав влияние на Сумарокова, Новикова и др. И.А. Крылов воспроизвел в своем журнале «Зритель» (1792) название английского предшественника).

Другая модель журнала была предложена английским издателем Эдвардом Кейвом (1691─1754), основавшим в 1731 г. в Лондоне ежемесячник «Джентльменс мэгэзин» («Журнал джентльмена»). Журналу-эссе Кейв противопоставил журнал-хранилище «всякой всячины», журнал-панораму. Здесь впервые в названии периодического издания было использовано слово «мэгэзин», восходящее к французскому «magasin» ─ склад, хранилище. «Джентльменс мэгэзин» отличался установкой на разнообразие материалов, информации и рубрик. В журнале находили место публикации научного характера, политическая хроника, философия, история, рецензии на музыкальные произведения, некрологи, а также сообщения о новостях светской жизни, свадьбах, приемах, метеорологических явлениях и т. д.

Кейв, несмотря на существовавший с 1738 г. запрет на публикацию в прессе парламентских отчетов, первым отважился его нарушить и стал печатать в «Джентльменс мэгэзин» отчеты о парламентских сессиях, правда, не называя имен депутатов-ораторов и лишь после окончания сессии.

Значительное место в журнале отводилось литературной критике, печатались биографические очерки, беллетристика. «Джентльменс мэгэзин» был прототипом литературно-художественных журналов. Журнал был весьма успешен и просуществовал до 1914 г. Общий тираж периодики в 1753 г. составлял 7,5 млн. экз., а в 1820 - 30 млн. Издания отличались большим тематическим разнообразием: внутренняя и зарубежная информация, театральная хроника, обзоры литературы. В середине 18 в. появляется немало изданий для трудящихся, что способствовало росту его активности. Но созданию широкой сети массовой печати мешал гербовый сбор, взимавшийся с каждого периодического издания и вносимый в казну. Он был введен в 1712 г. и повысил цены на газеты настолько, что они стали недоступны бедноте. Ряд законов тоже тормозил развитие газет для ремесленников.

"Таймс" (1785) возникла для нужд рекламы. С 1781 г. появилась традиция выпускать воскресные газеты для массового читателя. Под влиянием идей Великой французской революции родилось и стало популярным произведение английского просветителя Томаса Пейна (1737-1809) "Права человека". Появились издания, выступавшие в защиту французской революции ("Обсервер", 1789) и рассказывавшие о бедственном положении народа ("Пигс мит", 1793-1796).

В 1811 г. в Лондоне выходило 8 утренних и 8 вечерних газет.

В 19 в. началась борьба рабочих за массовую дешевую печать и всеобщее избирательное право (чартистское движение). Первой газетой, отказавшейся платить гербовый сбор, стала выходившая с 1830 г. "Пенсовая газета для народа, издаваемая защитником бедняка" (более известная как "Защитник бедняка" - "Пуэр мэнс гардиан") тиражом в 16 тыс.экз. Она положила начало выходу нелегальных дешевых изданий, тираж которых, несмотря на преследования, доходил до 150 тыс. экз.

Самая известная чартистская газета "Норзен стар" ("Северная звезда" выходила в 1837-1852 гг. тиражом в 50 тыс.экз., имела разветленную сеть корреспондентов и давала исчерпывающую информацию о чартистском движении. В середине 19 в. в Англии отменен налог на объявления в прессе (1853), гербовый сбор (1855), налог на бумагу (1861). Это вызвало бурный рост числа газет: с 308 газет в 1829 г. до 2263 в 1891 г. На рубеже веков происходит разделение на качественную и массовую прессу. Состоятельные читатели предпочитали "Таймс", "Дейли телеграф" (1855), "Манчестер гардиан" (1821). Широкая читательская аудитория появилась после принятия закона о всеобщем начальном образовании в последней трети 19 в. Им адресовались дешевые массовые издания с большими тиражами и обширной рекламой: "Дейли мейл" (1896), "Дейли экспресс" (1900), "Дейли миррор" (1903), "Дейли скетч" (1903). Возникают партийные газеты, в частности социал-демократического и коммунистического направлений.

Англия. Вторая половина XIX в. - время возникновения в Великобритании дешевых массовых ежедневных газет. Способствовала отмена налогов: 1851 г. - на рекламу, 1855 г. - штемпельный сбор, 1861 г. - на бумагу. В Лондоне появилось множество газет стоимостью в 1 пенс и объемом в 4 страницы.

Первая такая газета - «Дейли телеграф», основанная в 1855 г. Либеральная по полит. направленности, ориентировалась на принципы американской журналистики, материалы рассчитаны на массового читателя, хотела возбудить любопытство, развлечь, поразить воображение читателей. Сала - идея печатать отрывки из исследований ученых, путешественников о далеких странах (Конго, Ассирия), Диллон - военные репортажи.

«Таймс» считало, что дешевая пресса - угроза общественной и политической стабильности. Правительство: дешевая пресса - неотъемлемая часть демократии. Дешевые ежедневные издания - основные клиенты «Рейтер». Ориентация прессы на возможно более широкую аудиторию, газета стала поставщиком неполитической информации.

Альфред Хармсворт - издание первой ежедневной утренней газеты стоимостью в полпенса «Дейли мейл» (1896 г.). Цель - защита английских интересов, распространение английского влияния в мире. Хармсворт - ярый противник Германии. Газета придавала огромное значение сенсационным новостям, ее информации не хватало достоверности, ориентировалась на массового читателя, не взыскательного, но жадного до скандальных новостей. Главное - добывать быстро и много новой информации, которые можно продать. «Дейли мейл» достигла миллионного тиража и популярности в разных слоях об-ва. Примеру Хармсворта последовали и другие.

В 1900 г. Артур Пирсон издает полупенсовую «Дейли экспресс». Серьезные статьи соседствовали с объявлениями и новостями спорта.

На лицевой стороне первой страницы газеты - важнейшие политические новости, на оборотной - спортивные.

«Дейли мейл» и «Дейли экспресс» - наиболее успешные издания, представляющие английскую «желтую прессу» с политической индифферентностью, установкой на скандал, развлекательность, облегченную подачу информации.

Распространению и популярности полупенсовой прессы способствовало:

1. реформа образования (Гладстон - увелечение числа государственных приходских школ, куда получили доступ дети из буржуазных семей => резкий рост грамотности во всех слоях общества, что создавало широкую читательскую аудиторию для дешевой массовой прессы); изменение атмосферы в британском обществе в 80-90-х гг. XIX в. (викторианская серьезность и строгая мораль сменилась скепсисом по отношению к традиционным нравственным нормам, религиозным верованиям - поздневикторианская Англия становится более легкомысленной).

Символом современной британской печати до последнего времени была Флит-стрит - улица лондонского Сити, где располагались газетные издательства и выпускались основные национальные газеты. Теперь же они переместились о район одного из морских причалов Темзы, куда их вытеснили требования современной технологии газетного производства и борьба за выживание в условиях ожесточившейся борьбы "электронных" СМИ и газетно-журнальной печати. В этой борьбе с начала 60-х гг. были потеряны три ежедневные и четыре воскресные газеты. Их место заняли четыре новых ежедневных газеты ("Сан", 1964, "Тудей", 1986, "Дейли стар", 1978, "Индепендент", 1986), а также три воскресных ("Санди миррор", 1963, "Санди телеграф", 1961, и "Индепендент он санди", 1990). Были еще три новых издания, но они не выдержали конкуренции, так как не смогли получить достаточное количество рекламы.

© 2010-2022