ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Тема: «По безопасной дороге в безопасное будущее»

ЦЕЛЬ: Формировать у детей дошкольного возраста знаний Правил дорожного движения и практических навыков безопасного поведения на дороге.ЗАДАЧИ: 1.Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.2.Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. 3.Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.4.Формировать у детей навыки и умения наблюдения задорожной обстановке и предв...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: «По безопасной дороге в безопасное будущее»









ЦЕЛЬ: Формировать у детей дошкольного возраста знаний Правил дорожного движения и практических навыков безопасного поведения на дороге.

ЗАДАЧИ:

  1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

  2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

  3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

  4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения задорожной обстановке и предвидеть опасные ситуации, умение обходить их в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

  5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

  6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

  7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного и безопасного образа жизни среди родителей.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:



  1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

  2. Сформировать навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

  3. Умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

  4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасного дорожного движения.

Мы любим своих детей и хотим им только добра. Мы говорим им: « Стой, дальше дорога! Нельзя играть на проезжей части части дороги! Возьми меня за руку, переходим улицу!» Любой родитель, бабушка или дедушка подтвердят, что именно так ( или почти так) они делают. Это план безопасного поведения на дороге у наших детей. Хорошо, когда такой план нами осознается, систиматично и планомерно реализуется в жизни, результаты его выполнения нами контролируются: мы не забываем сделать замечание или даже отругать, когда ребенок игнарирует наши наставления. Но часто нам не хватает как раз планомерности и систиматичности, настойчивости и непротиворечивости в его реализации.

Всегда ли мы держите ребенка за руку, когда находимся на проезжей части дороги? Большинство родителей - да. Но многие держат не сами, а доверяют ребенку держаться за себя: за ручку сумки, подол платья, за коляску... .

Особенно когда у родителя много сумок или коляска с другим ребенком. А бывает, и просто бутылка сока мешает взять своего ребенка за руку в ситуации потенциальной опасности.

Но «держать за руку» означает не только контралировать ребенка, а при необходимости контролировать ситуацию.

Резко вырулил автомобиль; «газель», скрипя тормозами, с неубедительной быстротой снижает скорость; упала игрушка;под ногами остался интересный ребенку предмет; яркий рекламный щит, на который вы и не смотрите; заворожил ребенка - это все повод для него резко остановиться и опустить вашу руку или то, за что он держиться. По разным причинам : испуг, интерес, неожиданность, но результат один - в случае резкого изменения дорожной обстаноски вы не успеете его остановить, отдернуть, отталкнуть, и т.д., потому что ребенок для вас недостижим.

Уже меньше родителей держат ребенка за руку, когда идут по проезжой части дороги в жилой зоне рядом с домом, в знакомом им районе. Это не тротуар, но нам, взрослым, он привычен как средство пешего продвижения. И детям мы часто говорим : «Иди рядом». Но для одних рядом это 15-20 сантиметров (достижимо для нашей руки) , а для других - 30-50 и дальше

(далеко не у каждого родителя эта длина руки). Научите ребенка идти именно рядом с вами, не дальше вытянутой руки желательно по тратуару, а в жилой зоне, где нет тротуаров, по краю дороги , а не по ее середине, перед вами, а не сзади.

Мало кто держит ребенка за руку на остановках общественного транспарта, пока ждут транспорт. А ведь детям скучно ждать, они развлекают себя, как умеют: крутятся вокруг столбов рядом с проезжей частью, выглядивают за пределы тротуара на приглянувшиюся им машину и т.д., держат за руку ребенка при выходе из транспортного средства. Но выход из стоящего транспорта или из-за препятствия, которое огранчивает обзор проезжей части дороги, - одна из частых причин ДТП с детьми.До какого возраста держать ребенка за руку при переходе проезжей части дороги ? Большинство родителей крепко держат двухлетнего ребенка ( причем надеюсь не за ладошку, а за запястья, иначе детскую руку не удержать),

А вот трехлетку- уже далеко не все. Это связано с известным кризисом трех лет, когда ребенок становится несговорчивым, обесценивающим взрослого и его правила и многим родителям, что называется не хватает пороху противостоять напору самостоятльности маленького человечка. Но именно в этом возрасте для ребенка возрастает опасность попасть в ДТП, что связано с его возросшей активностью, любознательностью, новместе с тем импульсивностью, недостаточной координацией движений и устойчивостью походки.

Пройти по узенькому тротуару, часто с выбоинами, крупным мусором и не упасть, не споткнуться или не спрыгнуть за интересным его камешком, палочкой, упавшей игрушкой и т.д. далеко не всегда получается.

Поэтому задача родителей 3-летнего ребенка и других взрослых- проявить твердость в соблюдении безопасного передвижения по и рядом с дорогой. Важно не просто настоять (« Я взрослый, я знаю, что правильно!»), а объяснить ребенку, что вы заботитесь о нем, боитесь за него, и поставить четкие границы свободы ( например, « до этого забора я тебя держу за руку, а после него ты идешь сам, там широкий тротуар»). Вообще важно как можно больше именно разговаривать с ребенком, комментируя, что вы делаете и почему (Я смотрю налево, потому что оттуда могут появиться машины и т.д.)

Не стоит надеяться на немедленный результат. Чтобы самому, без вашей подсказки смотреть налево-направо, обернуться на шум двигателя, останавливаться и отходить в сторну, пропуская транспортное средство, и делать другие привычные нам действия, обеспечивающие нашу безопасность на дороге, ребенку предстоит пройти долгий путь развития его познавательных процессов, отвечающих за умение прогнозировать и планировать, развития его личности, связанной с контолем над своим сиюминутным желаниям, т.д. Согласно современным психологическим данным произойдет это годам к 10-12-ти. Держать ребенка за руку до этого возраста вряд ли получится, да и не нужно, ведь самое главное в любом воспитании - это когда ребенок сам делает то, что вчера мог сделать только с вашей помощью.

Но момент, когда вы доверяете ребенку идти рядом с вами по проезжей части, должен определяться не только его возрастом, но и его характером.

Пугливые тревожные дети и сами не отпустят вашу руку еще долго. И это правильно: в ситуации резкого изменения дорожной обстановки, внезапного появления опасности они, скорее всего, растеряются, начнут хаотично перемещаться в пространстве и подвергнут себя и окружающих даже большей опасности, чем она была. Но дети подвижные, непоседливые, активные вряд ли дадут вам руку добровольно, а контролировать их нужно едва ли не больше, чем детей первого типа. Ведь из-за своей неуемной энергии они часто попадают в опасные ситуации, и не только на дороге или в транспорте. Чаще всего это мальчики, и здесь нужна особая деликатность, чтобы уберечь их от как от физической опасности на дороге, так и от психологической опасности прослыть «маменьким сыночком», «слюнтяем», которого как маленького держат за руку. Важно также учитывать психофизическое состояние вашего ребенка. Сотрудники ГАИ хорошо понимают состоянии эйфории в дни школьных каникул, из-за которого снижается внимание, и утрачивается осторожность, и бдительность как у детей, так и у взрослых, и проводят разные операции «Внимание - дети!». Это нужно иметь в виду и самим родителям, не ослабляя контороля за безопасным поведением ребенка в каникулярное время. Но в начале учебного года, учебной четверти, после болезни или когда уже заболвают, дети также менее внимательны, у них ослаблен самоконтроль, они часто возбуждены, более импульсивны, чем обычно на фоне усталости,

усиливающегося эмоцццционального напряжения. Это особенно важно для первоклассников, для детей, только начавших посещать детский сад, тоесть в период адаптаций к новой для них сфере жизни, которая не для всех детей бывает легкой. В этот момент родителям нужно тактично, но твердо взять рбенка за руку, объясняя, что когда это состояние пройдет, ребенок снова сможет пойти самостоятельно.

Есть и другой « план воспитания» , который реализуется нами в спонтанном поведении, непосредственных поступках, эмоциональных высказываниях и оценках. Этот воспитательный план нами, как правило, не осознается мало

контролируется со стороны наших воспитательных установок, но часто именно он оказывается более действенным.

Например. Торопимся, до перехода далековато.Говорим ребенку: «Давай руку, здесь перейдем». Или совсем без

« давай руку»; «Побежали быстрее, сейчас красный загорится». Едем в автомобиле: « Ксюша, пригнись, проезжаем ДПС, а ты без кресла. Зачем его покупать, вся Европа без кресел ездит». По телефону: «Представляешь в Белоруссии всех детей заставляют ходить со светоотражателями, нас тоже заставили купить, хотя мы и возмущались, что мы не их граждане. За что только деньги берут!

Вы читаете это и думаете: не про меня? Вы никогда-никогда не переходите улицу с ребенком в неположенном месте?

И никогда не начинаете переходить улицу, когда зеленый сигнал уже мигает, пердупреждая о смене цвета на красный? Управляя автомобилем, никогда не водите « на грани» нарушения ПДД ? Особенно - если в салоне ребенок, уже способный понимать ситуацию на дороге и соотносить ее с вашим поведением и высказываниями в адрес других участников дорожного движения ? И вы не позволяете эмоциональной оценке действий инспекторов ДПС в присутствии ребенка ? Если вас оштрафовали, объясняете ребенку, что вы сделали нерпавильно?

Честно ответьте: вы сразу же купили ребенку новое автокресло, едва он вырос из первого? У них ведь есть ресурс, связанный с анатомией растущего детского тела.

Выросший из автокресла ребенок может получить серьезную травму, так как нагрузка придется на те места, которые автокресло « по возрасту» защищает. А катафоты, фликеры или скотч-лайты вы купили, не дожидаясь введения шрафов, как в Белоруссии?

Если вы были честными с собой, то хотя бы на некоторые вопросы вы ответили «нет». А это и есть тот самый «другой» план обучения наших детей, как вести себя на дороге. И он четко включает, что можно и что нельзя (мне можно, а другим нельзя), что хорошо и что плохо ( что я делаю, все хорошо, а другие - все плохо), кто хороший, а кто плохой ( я сам лихач- хороший, а « деревня, лох»,-плохой). Именно этот воспитательный план сильнее запечатлевается у наших детей, так как подключает наши эмоции, к которым любое живое существо восприимчивее, ведь это более древний, проверенный в ходе эволюции способ обучения. Психологи выяснили, что младенцы распознают эмоции матери начиная уже с 3-месячного возраста, а вот запомнить наши «нельзя» и выучить ПДД они смогут очень и очень не скоро.

Мы уже не раз слышали, что мы - образцы поведения для наших детей. В других странах это осознается и государством. Так в Германии - одной из стран с низкой авврийностью - сумма штрафа за совершенное ДТП возрастает в 5 раз, если свидетелем ДТП стал ребенок.

В некоторых городах, выпустили ролики о безопасности дорожного движения. Особенно запомнился ролик, где ребенок бежит следом за мячиком, укатившимся на дорогу, а тут выруливает грузовик. Лицо матери, увидевшей эту страшную картину, до сих пор перед моими глазами, и это заставляет меня терпеть активное возмущение моей дочки при переходе улицы, которая «уже большая, ну что ты меня за руку-то хватаешь!»

Наши дети будут жить в других условиях дорожного движения, чем мы.Например, в детстве большенства современных родителей не было маршруток, а сейчас им никто не объясняет, как нужно правильно вести себя них, особенно вместе с ребенком.

Да и сами маршрутки чаще всего мало приспособлены для проезда с детьми. И даже самые комфортабельные- для проезда с прогулочной коляской-тростью. Не верите?Попробуйте: а)войти в маршрутку с ребенком 1-1,5 лет и

сложенной коляской( это нужно сделать одновременно, а двери слишком узкие); б) пройти по маршрутке с этой «экипировкой» до свободного места(маршрутки дергаются при начале движения, а держаться не за что); в) сесть( куда вы поставите коляску, чтобы она не мешала другим пассажирам, не перемещалась во время движения?- это тест на вашу креативность!) и

г) раплатиться (что держать: кошелек, ребенка, падающую коляску или поручень, который от вас может быть ну очень далеко?). Умолчим о том, что ребенок этого возраста - вовсе не тихий «кулек», который будет спать или хотя бы неподвижно рассматривать окружающих. А уж про выход из маршрутки можно снять фильм, по каналу страстей не уступающий «Мисия не выполнима».

Вы думаете будет проще, когда ребенок станет старше?Вы забыли про портфель или большую сумку со спортивным инвентарем вашего чада: час пик, когда наши сограждане

Штурмуют маршрутки, автобусы, не считаясь с возрастом пассажиров; вполне понятное желание родителей сэкономить (регулярные поездки на маршрутках, в автобусах

сильно давят на бюджет)- дети сидят на коленях у своих родителей,

практически упираясь головой в потолок, загораживая проход другим пассажирам и т.д.

Думаете, в метро, в автобусе, троллейбусе или трамвае удобнее? Просто привычнее.

Вяло поглядывая на видеофильмы в маршрутках, в автобусе оборудованных телевизором, я каждый раз надеюсь увидеть ролик, обучающий родителей правилам проезда с ребенком в этом виде транспорта. Уверена, пользы для пассажиров было бы гораздо больше, чем от роликов о моде или курортах. Ведь нужна проехаться с ребенком в поликлинику или лечебный центр, к бабушкам и дедушкам, на развивающие занятия, в детский садик приходит ко все большему числу родителей маленьких детей. Хорошо еав бы в таких роликах учить водителей маршруток и пассажиров помогать родителям с детьми.

Вопросы диагностики:

1.Знаешь ли ты свой адрес?

2. Что такое улица? Из каких частей она состоит?

3. Какие виды транспорта ты знаешь?

4. Что помогает пешеходам и водителям безопасно

двигаться по дороге?

5. Где люди ждут транспорт?

6. Как надо вести себя в общественном транспорте?

7. Для кого предназначен тротуар?

8. Почему на улице можно ходить только по тротуару?

9. Как нужно обходить машины стоящие у тротуара?

10.Какие сигналы светофора ты знаешь?

11.Какие сигналы милиционера-регулировщика ты

знаешь?

12.Почему нельзя играть на проезжей части улицы?

13.По какой части улицы должны ходить пешеходы?

14.Где можно переходить улицу?

15.Почему зимой на дороге надо быть особенно

осторожным и внимательным?

16.Какие дорожные знаки ты знаешь? Покажи и назови.

17.Покажи и расскажи значение слов: «перекресток»,

«тротуар», «шоссе», «проезжая часть», «мостовая»,

«пешеходная дорожка», «зебра»?

18.Перед тобой перекресток без светофора и

милиционера- регулировщика. Покажи как надо

перейти улицу, чтобы попасть в детский сад?

19.Что означает такая разметка на проезжей части

дороги?



© 2010-2022