• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации: Лепка. Развитие объёмно-пространственного видения формы

Методические рекомендации: Лепка. Развитие объёмно-пространственного видения формы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛЕПКА. РАЗВИТИЕ ОБЪЁМНО - ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВИДЕНИЯ ФОРМЫ.



Нас окружает природный и предметный мир, и мы участвуем в его создании. В своих формах он велик и разнообразен. Но наше зрение устроено таким образом, что мы видим предмет (без специального рассмотрения) всегда лишь с одной стороны, а наш опыт и воображение «дорисовывают» его недостающие части, например: дерево с противоположной стороны будет выглядеть примерно также как и с вашей; кошка будет такой же лохматой и серой, как и с той стороны что вы видите и пр. А когда мы сталкиваемся с чем-либо нам неизвестным, мы просто стараемся с этим новым ознакомиться, и делаем это совсем как маленькие дети - всеми доступными нам способами. Делаем очередные выводы, а дальше…вновь по стандартной схеме - работает опыт и воображение.

Эту зрительную особенность легко увидеть на детских рисунках, где всё изображаемое умещается на одной линии земли и имеет легкоузнаваемую плоскостную форму, так называемый «видимый мир». Телевизоры, компьютеры, картины, книги, даже вид из окна - всё это, по сути, плоскостной информационный поток, который просто добавляется к уже существующим теоретическим знаниям.

Элементарная форма изображения «видимого мира» присуща каждому человеку и формируется вполне стихийно. Однако определённый уровень развития способность «видеть», «представлять» окружающий мир и отображать его достигается в условиях целенаправленного обучения. В процессе образования необходима гибкость в смене или освоении новых видов деятельности, быстрота перестройки сознания, умение быстро и правильно находить решения поставленных задач. Художники, архитекторы, дизайнеры, модельеры и др. не смогут считаться хорошими специалистами в своей области без понимания структуры, объёма модели, её функций и места в окружающей среде, без умения материализовывать понятие красоты в предметной сфере и устанавливать гармонию между человеческим, предметным и природным мирами. Всё это достигается за счёт развитости воображения и его нестандартности.

Для этого в период обучения студент должен научиться трансформировать привычный, уже сформировавшийся какой-либо понятийный образ в нечто более отвлечённое; должен понять, что образ (объект) сам по себе не важен, важна лишь функция, которую он выполняет. При этом остаётся возможность сохранить и даже подчеркнуть его «личные» признаки. Это позволяет посмотреть на знакомый мир под новым углом, найти свой стиль.

Методика обучения построена так, что стимулирует развитие творческого объёмно - пространственного мышления, специфику формообразования, понимание взаимосвязи формы и фактуры, формы и цвета, формы и дополнительных материалов, используемых для декора, а также, умение переводить зрительную (плоскостную) информацию в объёмно-пространственную форму.

Курс рассчитан на 2 года обучения, включает в себя 3 блока разного вида работы с лепной массой (пластилин /папье-маше/, солёное тесто и глина)- материалами, обладающими конструктивными и пластическими свойствами. Программа строится по классическому принципу «от простого к сложному», от «общего к частному».

Первый этап во всех 3 блоках обучения - информативный. Сюда входит историческая справка и теоретические данные о технологии. 2 этап (папье-маше) - эскизирование. Студенты выполняют поисковые эскизы к своей первой творческой работе в полуобъёме. Делать резкий переход от «плоскостного видимого мира» к анализу и выполнению объёмного изделия - неэффективно. Так как технология довольно трудоёмкая, студенты приступают к созданию изделия сразу, без выполнения учебных образцов. Естественно, что модель выбирается простой формы, а работа нацелена на получение первичных навыков лепки из пластилина (из него лепится матричная форма), освоение технологии и накопление опыта для последующих, более сложных заданий.

На этапе поискового эскизирования достаточно легко оценить степень сформированности пространственных представлений, уровень творческого воображения, умение абстрагироваться, а также усидчивость, трудолюбие студентов и пр. На этих первых занятиях складывается система индивидуального общения с учащимися для максимального усвоения ими программы обучения.

Весь последующий процесс изготовления изделия от вылепливания матричной формы до декоративного оформления работы постоянно контролируется педагогом: объясняются допущенные ошибки, варианты лучших решений, технологические нюансы, особенности формы в сочетании с фактурой, цветом, декором и т.д. Таким образом, знания студентов закрепляются в модели, а сама модель становится наглядной.

Следующее изделие обеспечивает более самостоятельную деятельность учащихся, т.к. основа знаний о средствах и методах создания творческой работы уже получена. На этом этапе преподаватель сосредотачивает внимание студентов на особенностях объёмных изделий, их цветовом решении и декоре. Таким образом, обучающий процесс позволяет педагогу контролировать степень освоенности знаний у студентов, а они в свою очередь, закрепляют полученные теоретические знания сразу на практике и видят результат своего труда в новом для них ракурсе. Такая форма подготовки способствует творческому росту студентов и составляет базис профессионального взгляда на мир.

Во 2 блоке программы студенты изучают возможности лепки из солёного теста. Эта технология является подготовительной основой для работы с глиной и также направлена на развитие объёмно-пространственного видения формы, умение передавать её особенности, характер, пропорции и т.д. Ознакомление начинается с практических учебных заданий, которые логически последовательны по степени нарастания сложности (от фактуры и деталей к объёмным фигурам мелкой пластики). Заключительным этапом здесь становится самостоятельное выполнение студентами итоговой творческой работы по индивидуальным эскизам. Функция педагога сводится к наблюдательно-коррекционной, что позволяет ему вовремя оказывать необходимую индивидуальную помощь отстающим студентам, а также способствует формированию у учащихся самостоятельности, что значительно и положительно влияет на процесс передачи необходимых знаний.

В заключительном 3 блоке начинается изучение свойств глины. Выполняется ряд учебных образцов для знакомства с качествами этого материала, возможностями технических приёмов и пр. Многократный повтор особенностей выполнения объёмных изделий на примере различных материалов, наличие у студентов ранее полученных умений и навыков, а также творческая свобода в работе с объёмной формой уже не тормозит процесс обучения и даёт возможность разрабатывать смелые идеи и реализовывать их на практике.

Данная методика позволяет сделать учебный процесс «прозрачным», то есть педагог начинает видеть и понимать, какие ему надо осуществить действия, чтобы получить нужный результат. Таким образом, начиная с начального этапа освоения программы курса, студенты активно и длительно участвуют в творческом процессе, и, самореализуясь в ходе создания чего-то принципиально для себя нового, сами разрушают свои стереотипы привычного «видимого мира», что развивает воображение и его нестандартность.

В итоге, студентами выполняются учебные, курсовые и дипломные работы, которые участвуют в различных выставках, а также служат методическим пособием на уроках лепки.














Васёва Евгения Викторовна

Преподаватель отделения ДПТ

БФ НОККиИ




© 2010-2022