- Преподавателю
- Другое
- Статья УЧАСТИЕ В ДИСТАНЦИОННЫХ КОНКУРСАХ КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Статья УЧАСТИЕ В ДИСТАНЦИОННЫХ КОНКУРСАХ КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бурова Г.В. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УЧАСТИЕ В ДИСТАНЦИОННЫХ КОНКУРСАХ КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Бурова Г.В., Чередникова Т.Б., МБОУ г.Иркутска СОШ №55, Россия, г.Иркутск
STUDENTS' PARTICIPATION IN DISTANT CONTESTS AS A WAY OF OPENING THEIR INTELLECTUAL AND CREATIVE ABILITIES
Galina Burova, Tatiana Cherednikova, school #55, Russia, Irkutsk
Key words: distant contests, intellect, ability, creativity, participation, personal factors
В связи с переходом школы на новые образовательные стандарты (ФГОС) всё более актуальной становится проблема раннего выявления одарённости детей. В рамках требований ФГОС к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения перед педагогами ставится задача поиска новых форм познавательной деятельности учащихся. Своевременное выявление, обучение и развитие одарённых и талантливых детей является одной из важнейших проблем совершенствования современной системы образования.
Зачастую дети, имеющие выдающиеся способности в какой-либо области, могут ничем не отличаться от своих сверстников во всех других областях. Поэтому только в ходе обучения, выполнения ребенком той или иной познавательной деятельности одарённость и может быть определена.
При работе с ребёнком нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Ошибочно было бы считать, что способности детей могут проявиться сами по себе. Одарённые дети в большей степени, чем другие, нуждаются в особом внимании и помощи взрослых. Такие дети очень чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, к признанию сверстников и взрослых (учителей и родителей). Одарённым детям важно погрузиться в процесс познания и обучения, утолить жажду знаний через исследовательскую и поисковую деятельность. И в этом ребёнку может и должен помочь педагог. Задача педагога - вовремя выявить скрытые способности школьника, создать для него ситуацию успеха, определить пути реализации творческого и интеллектуального потенциала учащегося.
Работа с одарёнными детьми может вестись как в урочное, так и во внеурочное время. Нам кажется, что наиболее продуктивной является работа по выявлению, сопровождению и развитию детской одарённости именно вне урока.
В каждой школе формируется своя система поддержки талантливых школьников, создаётся среда для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят.
В рамках системы поддержки талантливых детей в нашей школе используется широкий спектр дистанционных олимпиад и игровых конкурсов, которые дают возможность для проявления творческой активности учащихся, расширения их интеллектуального и культурного диапазона, альтернативной оценки собственных знаний и достижений. У одарённых ребят более развито стремление к победе. Мы полагаем, что участие именно в международных интеллектуальных игровых конкурсах и олимпиадах способно удовлетворить различные потребности одарённого ребёнка.
В течение 4 лет обновлённый педагогический коллектив школы целенаправленно работает над использованием потенциала международных интеллектуальных игровых конкурсов и олимпиад для выявления одарённых детей и их дальнейшего развития. Школа поэтапно включилась в следующие конкурсы:
-
«Русский медвежонок - языкознание для всех»,
-
«Кенгуру - математика для всех»,
-
«Британский бульдог»,
-
«Золотое руно» (МХК),
-
«КИТ: компьютеры, информатика, технологии»,
-
«Гелиантус» (география, физика, химия, биология),
-
Всероссийский полиатлон - мониторинг,
-
«ЧиП: Человек и природа»,
-
«Пегас: игровой конкурс по литературе»,
-
«Бобёр: международный конкурс по информатике».
Что может дать участие в таких конкурсах ребёнку?
-
Чем больше заданий из разных областей знаний предстоит решить ученику, тем быстрее и ярче могут проявиться его интересы к каким-то отдельным предметным областям, способность к творчеству, к решению нестандартных задач.
-
Учащимся предоставляется возможность соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона, не выезжая из него.
-
Все задания конкурсов разделены на три категории сложности: лёгкие, часто шуточные задачи, более с ложные и более близкие к школьной программе задачи и трудные, нестандартные задачи.
-
Для выполнения заданий нужно не столько знать программный материал, сколько иметь здравый смысл, проявить способность к нестандартному мышлению, логическому умозаключению, получить новые знания и сформировать своё собственное представление по предложенной теме.
Таким образом, каждый ребёнок получает возможность решать задачи в зоне ближайшего развития, реализовывать интеллектуальные и творческие способности. Ученик выходит из рамок учебной регламентации, самостоятельно и творчески подходит к решению задач, выстраивая собственную когнитивную траекторию, выбирая приемлемый для себя путь реализации поставленной учебной задачи, поэтому работ с нулевым итогом в конкурсах не бывает. В то же время, получить высокий балл и достичь высокого результата в конкурсе очень непросто, но именно высокие результаты могут свидетельствовать об интеллектуальных способностях ребёнка,
Безусловно, работа педагогов по выявлению и развитию одарённости не будет продуктивной без поддержки родителей. Именно в сотрудничестве можно не только выявить, но и поддержать одарённого ребёнка, раскрыть его интеллектуальные и творческие способности, создать ситуацию успеха и помочь ребёнку поверить в свои силы.
Анализируя результаты участия в дистанционных интеллектуальных конкурсах, мы видим, что с каждым годом растёт не только число участников, но и их результаты.
конкурсы
количество участников
2011-2012
2012-2013
2013-2014
2014-2015
«Русский медвежонок - языкознание для всех»
236
352
364
328
«Кенгуру - математика для всех»
265
280
311
262
«Британский бульдог»
143
132
199
157
«Золотое руно» (МХК)
228
234
248
215
«КИТ: компьютеры, информатика, технологии»
167
244
294
236
«Гелиантус» (география, физика, химия, биология)
57
164
178
212
Всероссийский полиатлон - мониторинг
136
308
195
«ЧиП: Человек и природа»
327
265
219
«Пегас: игровой конкурс по литературе» (с 2012г)
134
262
197
«Бобёр: международный конкурс по информатике»
6
131
Итого по конкурсам
1096
2003
2435
2152
конкурсы
призёры и победители регионального уровня
2011-2012
2012-2013
2013-2014
2014-2015
«Русский медвежонок - языкознание для всех»
2
2
1
«Кенгуру - математика для всех»
1
8
1
«Британский бульдог»
15
3
6
«Золотое руно» (МХК)
11
5
6
15
«КИТ: компьютеры, информатика, технологии»
1
12
6
«Гелиантус» (география, физика, химия, биология)
1
2
6
16
Всероссийский полиатлон - мониторинг
результаты индивидуальные
«ЧиП: Человек и природа»
3
4
5
«Пегас: игровой конкурс по литературе» (с 2012г)
3
5
7
«Бобёр: международный конкурс по информатике»
1
12
Итого по конкурсам
12
32
47
69
конкурсы
призёры и победители федерального и международного уровня
2011-2012
2012-2013
2013-2014
2014-2015
«Русский медвежонок - языкознание для всех»
1
«Кенгуру - математика для всех»
«Британский бульдог»
7
1
«Золотое руно» (МХК)
11
5
6
11
«КИТ: компьютеры, информатика, технологии»
«Гелиантус» (география, физика, химия, биология)
1
1
6
16
Всероссийский полиатлон - мониторинг
результаты индивидуальные
«ЧиП: Человек и природа»
1
5
«Пегас: игровой конкурс по литературе» (с 2012г)
4
«Бобёр: международный конкурс по информатике»
Итого по конкурсам
12
14
12
38
Целенаправленная деятельность педагогического коллектива по участию детей в дистанционных интеллектуальных конкурсах - одно из базовых приоритетных направлений работы.
Массовость и результативность участия ведет к личностному росту учащихся, к индивидуализации развития ребёнка, повышению познавательной и учебной мотивации, поиску новых способов достижения результата, расширению информационной среды и общекультурного поля, формированию творческой, высокоинтеллектуальной, нестандартно мыслящей личности, появления которой требует современное общество.
Педагогам следует учитывать и ещё один фактор. По мнению Н.С.Лейтеса, «многие дети с быстрым умственным подъемом стремятся к самостоятельности в занятиях, настойчивы в достижении результата. Однако взаимодействие свойств ума и свойств личности не всегда развивается в благоприятном направлении… ранние преимущества в уровне интеллекта нередко приводят к привычке учиться без сколько-нибудь значительных усилий, "хватая на лету"; отсюда - неподготовленность к преодолению трудностей, недостатки работоспособности. Многое в становлении интеллекта у детей, опережающих свой возраст, будет зависеть от их ценностных ориентации, формирующихся установок.» Поэтому перед учителем стоит задача не только и не столько выявления способностей ученика, но и закрепления их, чтобы со временем способности и одарённость не утратили силу.
Литература
-
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
-
Савенков А.И. Психология детской одарённости. - М.: Генезис, 2010.
-
Теплов Б.М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: Изд-во Моск.Ун-та, 1982.