• Преподавателю
  • Другое
  • Развитие креативного мышления у студентов в процессе изучения экономических дисциплин

Развитие креативного мышления у студентов в процессе изучения экономических дисциплин

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие креативного мышления у студентов в процессе изучения экономических дисциплин

Современное экономическое общество нуждается в специалистах, мыслящих нестандартно, креативно. Специалист в области экономики должен обладать разнообразием знаний, как общих, так и специальных, позволяющих выиграть в конкурентной борьбе. Именно такой, современный специалист будет оперативно реагировать на происходящие изменения и принимать правильные решения в конкретной области. Что же такое креативность мышления, так необходимая будущему экономисту, бухгалтеру, менеджеру?

Исследования деятельности менеджера, экономиста, маркетолога, показали, что он должен самостоятельно ставить перед собой новые задачи в своей сфере деятельности и решать их нестандартно, творчески. Такая обстановка требует от него полномасштабности знаний и умений в области своей деятельности, способности применять их в разных ситуациях, постоянно обновлять их и совершенствовать, быть целеустремленным, требовательным к себе и к подчиненным. Современному специалисту необходимо понимать сущность возникшей проблемы, проводить ее анализ, комплексно оценивать полученный результат. Такая работа требует стремления к самосовершенствованию и самореализации, самокритичности, способности отказаться от устаревших привычек и взглядов, умения работать в команде, правильно распределив функциональные обязанности, иметь научное мировоззрение. Все это составляет креативный потенциал современного специалиста.

Как известно, креативность (англ. create - создавать, creative - созидательный, творческий) - это творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Применение нестандартных творческих идей и решений в бизнесе и управлении - это требование жесткой конкурентной борьбы, построенной на новых технологиях, новых маркетинговых идеях, совершенствовании рекламы, более активном использования нетрадиционных инструментов.

Критериями креативности являются:

- беглость - характеризуется количеством идей, генерируемых в единицу времени;

- оригинальность - способность производить «уникальные» идеи;

- восприимчивость - чувствительность к необычным деталям и противоречиям;

- метафоричность - готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения мыслей.

Креативные управленческие решения - это решения в сфере управленческой деятельности, процесс разработки которых отличается творческим характером, а результаты имеют положительные последствия для коллектива предприятия, его партнеров, потребителей и общества в целом. Креативные идеи, в широком смысле, - воображаемый прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, который выделяет его основные, главные и существенные черты.

Необходимо обучать методам креативного менеджмента и креативного мышления студентов и специалистов, а также формировать у детей в средней школе и дошкольных учреждениях креативное мышление, т.е. способность путем синтеза разнородных элементов формировать новые значимые формы.

Студенты экономических специальностей должны усвоить, что развитие общества идет очень быстрыми темпами и многие идеи и продукты в момент их создания уже могут отставать от жизни. Поэтому необходимо мыслить «наперед», предвидеть, принимать нестандартные решения, которые, порой, идут в разрез со сложившимися стереотипами.

Так, при изучении предмета «Инвестирование» студенты техникума участвуют в инновационной экономической деловой игре «Аукцион бизнес - идей». Творческие группы студентов разрабатывают бизнес - идеи с целью формирования и развития предпринимательских способностей будущих специалистов. Экспертную оценку проектов дают преподаватели техникума и предприниматели города.

Развитию креативного мышления способствует выполнение практических работ, предполагающих несколько вариантов решения ситуации. Например, при расчете показателей эффективности инвестиционного проекта ставится цель получить максимальную чистую прибыль. Студент имеет право по собственному желанию:

- приобретать оборудование за счет собственных денежных средств и чистой прибыли;

- регулировать складские запасы;

- устанавливать надбавку к цене продукции в зависимости от расходов предприятия в науку и обучение работников.

Полученные результаты оцениваются студентами самостоятельно, выявляются причины различий конечных результатов при одинаковых значениях исходных данных.

При изучении дисциплины «Финансы, денежное обращение, кредит» студенты техникума участвуют в деловых играх. Примером может служить деловая игра на тему «Кредитование предприятий», когда вся учебная группа разбивается на подгруппы, выполняющие роли кредитных учреждений и предприятий - заемщиков. В процессе игры предприятия - заемщики предлагают бизнес - планы кредитуемых мероприятий, другую документацию для получения кредита. Использование деловой игры позволяет снять противоречия между абстрактным характером учебной дисциплины и реальным характером профессиональной деятельности. При изучении темы «Анализ финансового состояния предприятия» предлагаются варианты финансовой отчетности предприятий, нуждающихся в оздоровлении финансового состояния. Студентам необходимо проанализировать отчетности, сделать выводы о состоянии предприятия, найти причины сложившейся финансовой обстановки и, используя метод «Мозгового штурма», найти пути оздоровления финансового состояния предприятия.

Подводя итоги, можно сказать, что для успешного воспитания личности, необходимо учитывать важность развития творческого потенциала, который необходимо поощрять, развивать и поддерживать. Преподаватель должен четко осознавать проблему, готовить творческие задания, используя различные методы развития творческого мышления у студентов. Нынешние студенты - это будущие специалисты, на плечи, которых ляжет строительство будущего общества, решение профессиональных проблем на различных уровнях. Качество этих решений будет зависеть не только от полученных знаний, но и от уровня развития их творческого, креативного мышления.


Литература:

  1. Бушуев С.Д. Креативные технологии управления проектами и программами: Монография.- К.: «Саммит-Книга»,2010.-768с.

  2. Белецкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджера: Учеб. пособие.- Мн.: Новое знание, 2010.- 216 с.

  3. Кохановская Д. Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности у студентов [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012.











© 2010-2022