• Преподавателю
  • Другое
  • Тема семинара: Деятельность школьной библиотеки по популяризации чтения, содействия повышению уровня информационной культуры

Тема семинара: Деятельность школьной библиотеки по популяризации чтения, содействия повышению уровня информационной культуры

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Красногвардейская общеобразовательная школа

I - III ступеней № 1







Семинар

библиотекарей общеобразовательных учреждений Красногвардейского

района

Тема: деятельность школьной

библиотеки по популяризации

чтения, содействия повышению

уровня информационной культуры.

Организация сотрудничества:

библиотекарь - педагог - читатель.

Цель: содействие деятельности

библиотеки повышению статуса

книги и чтения.

Звучит музыка.

1 ведущий.

Добрый день! Дорогие гости!

Предлагаем вашему вниманию презентацию работы школьной библиотеки Красногвардейской общеобразовательной школы I - III ступеней № 1. Мы расскажем вам о наших достижениях, росте и успехах, обо всем интересном, что есть в нашей работе.

2 ведущий.

Красногвардейская общеобразовательная школа I - III ступеней № 1.

«Школа - это прежде всего книга,

Воспитание - прежде всего слово.

Книга - живые человеческие отношения ».

( В.М. Сухомлинский)

Школа - это и образование, и воспитание, и формирование личности подрастающего поколения.

Основные проблемы, цели и задачи педагогического коллектива Красногвардейской общеобразовательной школы I - III ступеней № 1:

- создание условий для всестороннего развития личности;

- внедрение инновационных технологий;

- воспитание умного читателя;

- воспитание любви к Отечеству, толерантности;

- формирование личности, устойчивой в окружающем мире.

1 ведущий.

Библиотека.

В учебно-воспитательном процессе, в формировании мировоззрения и нравственных качеств личности растущего и познающего мир человека огромное место занимает книга.

Библиотека - храм культуры и самообразования, неиссякаемый источник знаний.

Библиотека - неотъемлемая часть школы, как писал Сухомлинский , « это кабинет № 1».

Библиотекарь - проводник, который помогает книге найти дорогу к сердцу читателя.

2 ведущий.

Большое количество поколений вышло из стен нашей школы. Много библиотекарей вложили своей труд в развитие школьной библиотеки.

С 1989 года на протяжении 20 лет заведует нашей школьной библиотекой библиотекарь высшей категории Уста Левиза Джеляловна.

1 ведущий.

И со мной моя помощница, в будущем преемница, Дергачева Наталья Александровна, начинающий библиотекарь, работает с 2009 г.

Наша цель - создать привлекательный образ библиотеки - уютного, теплого дома, где можно получить необходимую информацию и интересно провести время.

Ведущий.

Методические проблемы библиотекарей:


- воспитание любви к Отечеству;

- воспитание толерантности;

- формирование личности, устойчивой в окружающем мире;

- воспитание умного читателя.

Задачи библиотекарей:


- руководить чтением учащихся, воспитывать культуру чтения и читательскую культуру;

- пропагандировать художественную, научно - популярную и методическую литературу;

- способствовать воспитанию, формированию в учащихся национального самосознания, развитию духовности, стимулированию потребности здорового образа жизни;

- воспитывать у учащихся любовь к книгам, уважение к личности;

- обеспечивать учебно-воспитательный процесс в школе всеми формами и методами библиотечного, информационно - библиографического обслуживания.

Ведущий.

Главная цель нашей деятельности - содействие повышению статуса книги и чтения.

Кто бы ни был ты, наш читатель!

Учащийся иль преподаватель

Директор иль студент

В библиотеке все равны:

К какому слову не привык

С рожденья данный вам язык,

Черны вы волосом иль белы,

Краса - девиц, парень смелый.

Дай бог, читатель, в книжках ты

Для развлеченья, для мечты

Для жизни, поисков пути

Крупицу б знаний мог найти.

Работа школьной библиотеки.

Комментарий со слайда.

Формы работы.

Комментарий со слайда.

Массовые формы работы с читателями.

Комментарий со слайда.

Ведущий.

Особое внимание уделяем наиболее качественному обслуживанию читателей и удовлетворению их читательских интересов. Стремимся к освоению и активному использованию в библиотечной работе компьютерных технологий - это еще одна ступень нашего профессионального роста.

Ведущий.

В работе библиотеки большую помощь оказывают библиотечные каталоги и тематические картотеки:

- алфавитный каталог;

- систематический каталог.

Также тематические картотеки, которые имеются в нашей библиотеке:

- картотека движения библиотечного фонда учебников (на трех языках);

- картотека периодических изданий (журнал регистрации);

- картотека краеведение;

- картотека экология и природа;

- картотека в помощь учителю;

- картотека профориентации.

Ведущий.

Тематические выставки.

Одним из важнейших проблем школьной библиотеки - это привитие интереса к чтению и знанию. Для развития интереса к чтению, для пропаганды литературы среди читателей, проводятся массовые и индивидуальные беседы. Так же проводятся обзоры книг и викторины, организовываются книжные выставки, открытые тематические полки, папки.

Книга - это высшее творение человеческого разума.

Неисчерпаемые источники знаний раскрывает она перед человеком.

Для популяризации и пропаганды литературы у нас в библиотеке действуют такие тематические выставки, как:

  1. «Что за прелесть, эти сказки!» - уголок, уводящий детей в мир сказок.

  2. «Т.Г. Шевченко - співець рідного краю» - выставка, посвященная великому украинскому поэту.

  3. «Ты дал мечту, ты веру дал и мудрости завет» - уголок, посвященный видному деятелю искусства, культуры и народного образования крымскотатарского народа Исмаилу-бей Гаспринскому.

  4. «О дивный Крым, чудесный край!»

Ведущий.

Открытые тематические выставки.

1. «Україно, моя, Україно!»

Земля безмерна велика, а Родина одна.

2. Государственная символика.

Украина и Крым.

Закон обо мне и мне о законе.

3. В помощь учителю.

Образование - клад; труд - ключ к нему.

4.Здоровый образ жизни. «Береги и цени свою жизнь», «Это мешает нам жить».

Ведущий.

Мероприятия.

Библиотека работает в тесном контакте с учителями, оказывая методическую помощь в проведении классных часов, нетрадиционных уроков.

  1. Я і Україна - нетрадиционный урок - проект.

Учитель начальных классов Хребтова Н.И.

  1. Краеведение.

Экология, интернационально - патриотическое воспитание, толерантность. В Крыму 125 разновидных национальностей. Нам ценно братское отношение.

  1. Международный математический конкурс Кенгуру.

  2. Конкурс «Найкращий читач України - 2010»

  3. Неделя украинского языка и литературы.

Урок: «О слово рідне, хто без тебе я».

Выставка книг и рисунков.

Театрализованное представление «Назар Стодоля».

  1. Акция «Живи, книга» в течение учебного года 2 раза.

Смотр - конкурс «Живи, книга». Проводятся рейды по школе, подводится итог и выпускается молния. По классам организованы посты, библиотекари каждый месяц проверяют учебники.

Я книга,

Я товарищ твой!

Будь школьник

Бережным со мной!

Ведущий.

Урок - путешествие в Читай город.

Учитель начальных классов 2 категории Белозерова М.А.

Конкурс рисунков «Смотрите, что мы читали»

2 Ведущий.

Современные дети и современные библиотечные работники - это люди разных поколений, выросшие при разных экономических формациях, в разных культурных, социально-бытовых условиях. И нам, библиотекарям, трудно понять, чем дышат современные дети, к чему они стремятся, что их интересует, что хотят читать, какую информацию они намерены получать в библиотеке. Наш библиотечный опыт изучения читателя подсказывает, что наиболее действенной и эффективной формой является анкетирование, т. е. прием, используемый в социологических исследованиях. С учетом результатов исследований мы можем планировать свою работу. Анкетирование, как правило, нравится читателям. Это налаживание более тесного контакта, возможность вызвать его на откровенный разговор с библиотекарем, несмотря на то, что мы соблюдаем условие анонимности.

В первую очередь, хотелось бы остановиться на анкете, проведенной в январе 2010 года, по теме «современный читательский портрет». Респондентами являлись учащиеся 3 - 4 классов в количестве 108 человек.

В анкету были включены следующие вопросы:

1. Где можно брать книги?

2. Что ты больше любишь: читать сам или слушать, как тебе читают?

3. Есть ли у вас домашняя библиотека?

4. Какие темы уроков внеклассного чтения тебе больше всего понравились?

5. Сколько книг ты читаешь в течение месяца?

Сведя все данные в диаграммы, и проанализировав, их мы получили портрет современного читателя:

  • Учащиеся берут книги только в библиотеке;

  • 13 %. Любят слушать, когда им читают, 87 %. Любят читать сами;

  • Всего только 9 %. читают от 30 - 95 книг в месяц, 41 % Читают от 10 - 30 книг, 50 % от 1 - 10 книг.

Следующим этапом нашей работы была анкета «Определение литературного развития учащихся, проведенная в феврале 2010 года. Респонденты - учащиеся 6 - 7 классов (169 чел.). В анкету были включены следующие вопросы:

1. Какие стороны жизни открыла вам литература?

а) дополнительные научные знания;

б) помогает развивать положительные качества: доброту, честность,

готовность прийти на помощь, патриотизм;

в) изучать историю.

2. Над чем заставляют вас задуматься произведения?

а) над общечеловеческими проблемами;

б) над экологическими;

в) над проблемами человеческих отношений.

3. Назовите, какие книги вы прочитали за этот год.

4. Как вы считаете, будет ли художественная литература являться первоисточником познания мира в XXI веке?

5. Считаете ли вы, что чтение книг можно будет чем-то заменить?

а) да. Чем?

б) нет.

6. Что вы предпочитаете?

а) читать книгу;

б) смотреть её экранизацию.

Результаты анкетирования оказались неожиданными:

  • 31 % считают, что художественная литература будет являться первоисточником мира в XXI веке. А 69 % считают, что не будет;

  • Оказывается, чтение книг можно заменить (66%) - Интернетом, компьютером, телевизором, аудиокнигами, радио. И только (34 %) утверждают, чтение книг невозможно чем-либо заменить.

Через месяц в нашей библиотеке проходило анкетирование по теме: «Выявление читательских интересов и определение деятельности библиотек».

Респонденты - учащиеся 8 - 9 классов (158 чел.) В анкету были включены следующие вопросы:

1.Вы выбираете книги самостоятельно или с помощью библиотекаря?

2. Кто влияет на выбор вашего чтения?

3. Любимая телепередача.

4. Творчество каких писателей оказывает на вас особенное взаимодействие?

5. Как часто вы посещаете школьную библиотеку?

6. Нравится ли вам обслуживание в библиотеке, или оно чем-то отличается от обслуживания других библиотек?

7. Удовлетворяет ли вас качественный состав фонда? Что можете предложить для его усовершенствования?

8. Чтобы вам хотелось изменить в библиотеке?

9. На ваш взгляд вы читаете:

а) много;

б) мало;

в) не любите читать.

Ответы читателей были очень интересными, показали их заинтересованность, стремление ответить на поставленные вопросы:

  • Особенное взаимодействие оказывает на учащихся творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Булгакова, Шевченко.

  • На вопрос: «Что бы вам хотелось изменить в библиотеке?» учащиеся ответили:

- расширить библиотеку;

- увеличить читальный зал;

- поменять полностью мебель (кресла, диван, столы);

- поставить компьютеры;

- расширить фонд художественной литературы.

* по обработке результатов видно, что дети в основном не любят читать

50 %, мало читают 43 % и только 7 % читают много.

Второе анкетирование, которое проходило одновременно с анкетированием «Выявление читательских интересов и определение деятельности библиотек», называлось «Какой хочет видеть юношество свою библиотеку», проводимое в 10 - 11 классах (80 чел). В анкету были включены следующие вопросы:

1. Какая цель вашего обращения в библиотеку?

а) запросы, связанные с учебой;

б) личный интерес к определенной теме, книге;

в) самообразование;

г) поиск развлекательной литературы (детектив, фантастика, мистика).

2. Удовлетворяет ли школьная библиотека Ваши потребности?

а) полностью;

б) частично;

в) не удовлетворяет.

3. Какого рода недостатки присутствуют в работе библиотеки?

а) часто отсутствует необходимая книга;

б) справочную литературу не выдают на дом;

в) нет ксерокса, сканера;

г) нет доступа к Интернету;

д) в помещении не комфортно работать (холодно, мало места, нет удобной для работы мебели);

е) низкий уровень обслуживания (грубость библиотекаря, не соблюдение им своих профессиональных обязанностей);

ж) другое (допишите свой вариант)___________________________________

4. Что в первую очередь влияет на ваше желание посетить школьную библиотеку?

а) высокий уровень профессионализма библиотекаря;

б) то, что библиотекарь любит и уважает детей и не равнодушен к их проблеме;

в) наличие интересной для вас литературы;

г) атмосфера доверии и уважения к вам;

д) отсутствие домашней библиотеки;

е) не люблю посещать библиотеку - там мне делать нечего.

5. Какие дополнительные услуги вы хотели бы получать в школьной библиотеке?

а) выдача справочной литературы домой;

б) ксерокопирование;

в) просмотр дисков, видеокассет по темам уроков;

г) допишите свой вариант___________________________________________

д) какие услуги из перечисленных вы согласны оплачивать? Укажите.

6. Как вы считаете, нужна ли реклама в работе библиотеки?

а) нет, умные люди сами знают туда дорогу;

б) надо чаще рассказывать об интересных книгах;

в) под лежачий камень вода не течет.

7. Ваша оценка работе библиотеки.

а) хорошо, но можно лучше;

б) меня все устраивает;

в) надо менять все в корне;

г) один (библиотекарь) в поле не воин.

8. Считаете ли вы работу библиотекаря интересной?

а) да, она мне нравится;

б) нет - это скучно и престижно;

в) разве это профессия - это хобби!

9. Ваши пожелания и предложения по поводу работы школьной библиотеки:

_________________________________________________________________

О результатах данного анкетирования можно сказать следующее:

* цель обращения школьников в библиотеку являются запросы, связанные с учебой (75 %) и самообразованием (13 %). Совсем мало учащиеся проявляют интерес к определенной книге (7 %) и поиску развлекательной литературы (5 %);

* на вопрос «Что в первую очередь влияет на ваше желание посетить школьную библиотеку?» Респонденты ответили: библиотекарь любит и уважает детей и не равнодушен к их проблеме (10 %), наличие интересной для вас литературы (2 %), атмосфера доверия и уважения к читателям (87 %), высокий уровень профессионализма библиотекаря

(1 %).

Конечно, некоторые анкетирования нужно будет повторять периодически, исправляя ошибки и недочеты, выявленные в предыдущих исследованиях, сравнивая и анализируя их результаты. Проводимая работа позволит составить портрет современного читателя - школьника, выявить его потребности, понять взгляды, узнать мнения по самым разным проблемам и вопросам, определить его интеллектуальный, психологический и нравственный уровень. А значит, выстраивать свою работу в соответствии с полученными результатами исследований.

1 Ведущий.

XXI век в библиотеке - это шаг к новым информационным технологиям.

Каталоги и картотеки на электронных носителях, поиск информаций в сети - это сегодняшний день библиотеки. Компьютер - друг, помощник современного библиотекаря.

Библиотека была хранилищем глиняных табличек, папирусных свитков, берестяных грамот, рукописных текстов, печатных книг.

Библиотека будет хранилищем WEB, AUDIO и других, пока неизвестных нам, книг.

«Книга - наш друг, а знание богатство»

«Энъ яхшы дост- китаптыр, энъ яхшы зенгиилик - бильгидир».

«Книга вчить, як на світі жить.»

Ведущий.

"HOMO SAPIENS" - это человек читающий!

Наш ум, труд, терпение, забота, творчество, наша профессия - все для них, любимых читателей».

Человек, любящий и умеющий читать - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей.

Друзья эти - книги.


Идея: Никитин И. В.

Над презентацией работали:

Учащиеся 11 - А класса: Свидерский В.О.

Кошевой О.С.

Учитель информатики: Наумова О.Г.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: Пугач М.И.

Заведующая библиотекой: Уста Л.Д.

Библиотекарь: Дергачева Н.А.

Прилагается диск с наглядным демонстрированием семинара.

© 2010-2022