Программа по профилактике употребления ПАВ, наркотиков, алкоголя

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения

Средняя образовательная школа № 1 п.г.т. Забайкальск



Утверждаю

Директор МАОУ СОШ № 1

___________В.И. Сигунова

«____»_________2014 год




Программа

«Профилактика наркомании, алкоголизма и правонарушений

среди несовершеннолетних»


Программа по профилактике употребления ПАВ, наркотиков, алкоголя



Программа по профилактике употребления ПАВ, наркотиков, алкоголя













п.г.т. Забайкальск, 2014 год

Пояснительная записка

Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни.

В современном мире сложилась ситуация, когда подростки, молодые люди вовлекаются в компании, где подростки злоупотребляют алкоголем, наркотиками.

Неподготовленность подростков с нарушением слуха к самостоятельной жизни, трудности в выборе активной жизненной позиции в среде слышащих приводят к тому, что инвалидам по слуху нелегко добиваться успеха в современном мире. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. Это приводит к разочарованию, неудовлетворённости, что способствует вовлечению их в значимую для подростка группу, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности.

Участие в жизни подростковой группы может привести к рискованному поведению подростка, к раннему употреблению алкоголя и наркотиков. Школа призвана серьёзно противостоять такому негативному явлению. С этой целью и разработана настоящая Программа.

Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении многих лет и прошла несколько стадий развития - от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие - «защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости - наиболее современный подход к профилактике. Именно такой подход и ляжет в основу Программы.

Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта - это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного «Я» и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков с нарушением слуха навыков здорового жизненного стиля.

Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, алкоголизма и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что в подростковом возрасте у обучающихся могут появиться и определиться признаки тех или иных зависимостей.

Для решения общей задачи - борьбы с наркоманией необходимо тесно сотрудничать с родителями, добиваться полного взаимопонимания по этой проблеме. Зависимость «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни. Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам, алкоголизму на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных причин и способствуя влиянию положительных.

Цель программы: Способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к наркотическим веществам; формировать личную ответственность за своё поведение, антинаркотические установки, пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.

Задачи программы:

1. Развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

2. Предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

3. Обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

4. Привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

5. Профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный этап.

  1. Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.

  2. Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.

II. Основной этап.

  1. Реализация мероприятий программы.

  2. Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий, направленных на решение задач:

  • Участие в акции «Не переступи черту».

  • Декада здоровья (комплекс мероприятий).

  • «Мозговые штурмы», тренинги, направленные на здоровый образ жизни.

  • Спортивные мероприятия.

  • Классные часы, беседы по данной проблеме.

III. Аналитический этап.

  1. Социальный прогноз.

  2. Анализ реализации программы.

  3. Оформление отчётов.

  4. Оценка результатов.

Механизм реализации программы осуществляется через:

  • мониторинговые исследования и определение перспектив.

  • взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ПДН, врачом гаркологом.

  • внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.

  • привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании, алкоголизма и правонарушений среди несовершеннолетних

  • повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, краеведческую работу.

Участники программы

Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании, алкоголизма и правонарушений среди несовершеннолетних

Участником программы является любой воспитанник в возрасте от 7 до 16 лет.

Управление, контроль, мониторинг

Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе в мониторинге программы. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, социальный педагог, инспектор по охране прав детства.



Методы реализации программы:

Мозговой штурм. Метод используют для развития творческого мышления. Это помогает ученикам не быть строгим судьёй себе и другим. Попросит группу учеников выдать столько идей, сколько они могут, может, зафиксировать их на доске. Никто в группе не должен оценивать и комментировать: «Позитивные или негативные идеи?» По завершении мозгового штурма идёт оценка этих идей.

Ролевые игры. Ощущение себя «в чужой шкуре» помогает развить сопереживание и возможность понять ситуацию с различных сторон. Можно попросить ребят представить себя в различных ситуациях - «драматическая ситуация» помогает вжиться в проблему. Можно принять ролевые игры, «проживая» какие-либо события.

Развитие мнений через обсуждение и дебаты. Многие вопросы требуют обсуждения, т. к. дети и педагоги часто имеют собственное мнение. Следовательно, очень важно определить своё собственное мнение. Во время обсуждения дети понимают, что бывает множество мнений по одному вопросу.

Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы. Чаще всего школьное обучение состоит из разделов: слушать учителя, выполнять письменные задания. Записи очень важны для систематизации знаний, для развития коммуникативных способностей. Можно сделать записи в форме рекламного листка, буклета, плаката - т.е. того, что может информировать других. Дизайн и иллюстрация становятся очень важными для детей, так как помогает им общаться.

Истории. Многие люди учатся на историях, которые являются важным путём передачи знаний и морали; и даже телевизионные «мыльные оперы» по-своему учат нас исследовать текущие события. Истории и рассказы позволяют ученикам переносить свой личный опыт в форму фантазий, и поэтому они не сообщают о себе те вещи, о которых хотелось бы умолчать. Различные люди по-разному интерпретируют одну и ту же историю. Народные сказки, рассказы о жизни, фантастика часто нужны нам, так как помогают лучше понять свои проблемы.

Работа в группах и парах. Ребёнок учится на чужих примерах, чужом опыте, поэтому работа в группе очень важна. Но управлять группой должен преподаватель, в обязанности которого входит следить, не доминирует ли кто-либо над другими, все ли участвуют в работе. В состав группы не должны постоянно входить только друзья, а с целью улучшения атмосферы в группе необходимо научится уважать чужую точку зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Программа предполагает:

  1. Организацию управления и контроля системы профилактической работы в школе.

  2. Проведение бесед с учащимися и их родителями о действии наркотических

веществ, алкоголя на организм человека и его последствиях.

  1. Деятельность участников образовательного процесса по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ.

  2. Индивидуальную работу с учащимися.

  3. Работу с родителями.

Основные требования к условиям реализации программы:

- продолжительность одного занятия не более 30 минут;

- курс занятий краткосрочный, но интенсивный, не увеличивающий учебную нагрузку детей и подростков;

- группа может быть довольно большой (15-20 человек), объединенной в один класс большей частью случайно, а не только в силу индивидуальных психологических особенностей;

- занятия может вести классный руководитель

- один раз в четверть перед учащимися выступает заместитель директора по учебно-воспитательной работе, один раз в полугодие - инспектор по делам несовершеннолетних. Учителя-предметники и классный руководитель проводят беседы не менее чем один раза в четверть (в течение 10-15 минут).

Занятия не должны напоминать школьникам уроки. Поэтому из них следует исключить задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические высказывания ведущего. Целью занятий должно стать не столько получение учащимися определённых знаний, сколько формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. Подход, при котором социальные установки формируются через игру, а не путём простой передачи знаний, представляется более эффективным при условии правильной его организации. Помимо психологических тренингов, бесед, классных часов в программу должны быть включены уроки здоровья.

Организация профилактической работы предполагает:

  1. Включение в план работы школы мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма и правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год.

  2. Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива.

  3. Обсуждение направлений работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях методического объединения классных руководителей.

  4. Обсуждение хода работы по ранней профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительского комитета.

  5. Деятельность школьной библиотеки по профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции и диспуты.

  6. Борьбу с абсентеизмом (пропуски занятий без уважительных причин), которая, являясь одним из основных направлений в воспитательной и учебной работе, обеспечивает успешную профилактику наркомании, алкоголизма и правонарушений, а также формирование у подростков навыков законопослушного поведения.

  7. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей.

  8. Организацию досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, которые способствуют развитию творческих инициатив ребёнка, активному полезному проведению свободного от учёбы времени, формированию законопослушного гражданина общества.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и дальнейшее развитие систем по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, планируется достижение следующих результатов:

  • Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.

  • Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.

  • Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  • Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

  • Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

  • Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

1. Паспорт программы

Наименование программы

«Профилактика наркомании, алкоголизма и правонарушений среди несовершеннолетних».

Дата утверждения программы

Решение педагогического совета МАОУСОШ № 1 Протокол №

Приказ директора

Разработчики программы

Кленова Юлия Владимировна - инспектор по охране прав детства, вторая квалификационная категория

Назначение программы

Способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к наркотическим веществам; формировать личную ответственность за своё поведение, антинаркотические установки, пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.

Задачи программы

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Сроки реализации программы

2014-2017 уч. г.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

  • Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.

  • Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.

  • Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  • Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

  • Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

  • Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

Участники реализации программы

Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагоги школы, мед. работник, инспектор ПДН, врач нарколог, родители.

Управление, контроль

Мониторинг школы

Формы и методы реализации программы

Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия.






План работы

по реализации программы

«Профилактика наркомании, алкоголизма и правонарушений

среди несовершеннолетних»

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный, должность

Сроки проведения ежегодных мероприятий

Возраст участников,

категория

1.

Районные и общешкольные мероприятия:

Акция «Мы за здоровый образ жизни»

Классные руководители, учитель физкультуры, ОБЖ, обществознания,

библиотекарь

ноябрь-декабрь,


1-11 классы;

Акция «Классный час. Наркотики. Закон. Ответственность»

Классные руководители, учитель физкультуры, ОБЖ, обществознания,

библиотекарь

ноябрь-декабрь,


6 - 11 классы

Антинаркотическая акция

«Родительский урок»


Спортивные мероприятия (Декады Здоровья; кроссы, эстафеты) по плану

Классные руководители, соц. педагог, инспектор по охране прав детства, сотрудник наркоконтроля, врач нарколог

февраль - март


в течение года

2-11 классы


1-11 классы;


2.

Классные мероприятия:

Беседы: «О наркотиках и наркомании»;

«Гибель от передозировки»;

«Проблемы здоровья наркоманов»;

«Уголовная ответственность»;

«Рост преступлений, совершаемых наркоманами»

Классные часы: «Улица, подросток»; «Скажем наркотикам «Нет!»; «Привычки. Их влияние на детский организм»; «От вредной привычки к болезни всего один шаг»; «Алкоголь, табакокурение, наркотики и будущее поколение»; «Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности (ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения); «Алкоголь и система пищеварения»; «Влияние алкоголя на детский организм»; «Преимущества трезвого здорового образа жизни»; «Заботиться о других - и долг и радость»; «Что такое здоровье?»; «Мир, в котором ты живёшь»; «Опасность вредных привычек»; «Учись преодолевать страх» и другие. По плану работы классных руководителей

Классные руководители; зам. директора по ВР


Классные руководители, медицинский работник, специалисты ПДН, КДН, врач нарколог, сотрудник наркоконтроля

сентябрь - май




1-11 классы;

3.

Психологические тренинги, мозговые штурмы: «Учусь сопротивляться давлению», «Я и они», «Как сказать «нет».

Классные руководители

октябрь, апрель

6-11 классы

учащиеся «группы риска»

4.

Ролевые игры: «Качества личности, которые помогают воздержаться от употребления наркотических веществ»; «Дружба. Кого можно назвать другом?»

Классные руководители

сентябрь-декабрь

1-5 классы

5.

Работа с неформальными лидерами (участие во внеклассных мероприятиях «Не переступи черту»; просмотр тематических видеофильмов)

Инспектор по охране прав детства, соц. педагог

сентябрь-май

5-11 классы

6.

Рекламные листы, плакаты, буклеты, конкурс рисунков «Я выбираю здоровый образ жизни»; выставка литературы «Реклама и антиреклама табака и алкоголя»

специалисты ПДН, КДН; медицинский работник; библиотекарь

ноябрь-декабрь

1-11 классы

7.

Анкетирование «Моё отношение к наркотикам, алкоголизму»

Классные руководители; зам. директора по ВР, соц. педагог

март-май

7 - 11 классы

Список литературы:

  1. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. М.: ВАКО,2007.

  2. Риэрдон Б.Э., Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001

  3. Сирота Н.А., Ялтонский В.М, Хажилина И.И. и др. Профилактика наркомании у подростков. М., 2001.

  4. Шишковец Т.А., Осложненное поведение подростков. Психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: справочные материалы. М.: 5 за знания,2006.

  5. При написании работы были использованы ресурсы Интернета:

  • school46.edu.admrzn.ru

  • krsh10.ucoz.ru

  • kirov-internat.ucoz.ru

  • real-school.znaet.ru




© 2010-2022