- Преподавателю
- Другое
- «Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней»
«Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тонеева М.Ю. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ульяновска
«Детский эколого-биологический центр»
Методическая разработка
Тема:
«Влияние природы на здоровье ребенка
и безопасность при общении с ней»
Подготовила:
Тонеева Марина Юрьевна,
педагог дополнительного
образования
Ульяновск
Влияние природы на здоровье ребенка
и безопасность при общении с ней.
Тяжелая экологическая обстановка во всем мире создает огромную проблему здоровья людей, проблему выживания человека на планете. Особенно сильному воздействию подвергаются дети. Облегчить их положение может эколого-оздоровительная система воспитания, которая является новым направлением в педагогике.
В преамбуле Устава Всемирной Организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние наибольшего физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Это означает, что физическое развитие и двигательная подготовленность, равно как и уровень развития психики, интеллекта составляет два основных компонента здоровья. Не менее важна и третья составляющая - социальное благополучие, которое определяется взаимодействием индивидуума с коллективом и всем окружающим миром. Имеет значение и та среда, к которой человек живет. Она в настоящее время может привести к экологической катастрофе. Спасти среду обитания могут только люди, учить этому мы должны с детского сада.
Представьте себе, что вы стоите на пороге Природы - нашего общего Дома с другими живыми существами (животными, растениями и даже микроорганизмами). С общим Солнцем, что нас всех согревает, с общей землей, что нас кормит, с общей водой, что утоляет нашу жажду, с общим воздухом, которым мы все не надышимся.
Сколько же этажей в этом Доме, что там - за входной дверью, как все устроено внутри, по каким законам живут обитатели этого огромного, прекрасного и богатого Дома, где наше - человеческое - место в этом Доме, и как нам жить так, чтобы он стал еще краше, прочнее и богаче?
…Люди поняли, что в природе они занимают весьма скромное место. И не надо ничего делать, давайте просто не будем забывать этой простой истины.
И понял (человек), что Природа - жизнь,
А он в ней только кроха.
И если без согласья жить,
То кончится все плохо.
Светлана Пасхина, 13 лет.
Действительно, в настоящее время, деятельность человека изменила все связи в природе и, прежде всего, наиболее важные из них - энергетические, и не в лучшую сторону. А ведь здоровье человека зависит впрямую от состоянии живой и неживой природы, об этом забывать нельзя.
« Природа не терпит пустоты», - в этих словах заключен глубокий смысл. Если разрывается какая-то цепь, например, исчезает вид растения или животного. Его место занимает другой вид; если катастрофа (землетрясение, цунами и т.д.) разрушает жизнь на определенном участке, природа постепенно вновь заселяет его.
В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается формирование всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, а первую очередь детей.
Экология - это наука, изучающая взаимоотношение организмов и окружающей среды. Поэтому в детских садах, прежде всего мы должны уделять внимание следующим вопросам:
-
Понимание самоценности природы.
-
Осознание ребенком себя как части природы.
-
Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
-
Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция».
-
Воспитание у детей активной жизненной позиции.
-
Обучение азам элементарной экологической безопасности.
-
Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.
-
Формирование экологически грамотного поведения в быту, на природе.
-
Формирование эмоционально- положительного отношения к окружающему миру. Понимание зависимости состояния от действий человека ( в том числе и ребенка).
-
Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.
Уделяя в детском саду внимание этим вопросам можно и должно сформировать новое - экологическое - сознание.
Что же касается оздоравливающей среды жизни наших детей? Существует в быту такое выражение «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!». Действительно о самочувствии человека, в нашем случае ребенка, нельзя рассуждать отвлеченно от среды обитания, поэтому следует обращать большое внимание и включать в оздоровительную работу:
-
Контроль за двигательной активностью и совершенствование двигательных навыков.
-
Ознакомление с дыханием и выработку навыков дыхательной гимнастики.
-
Ознакомление с массажем, обучение детей самомассажу, точечному массажу.
-
Применение различных гимнастик (пальцевая, коррегирующая)
-
Закаливание.
-
Профилактика плоскостопия.
-
Воспитание в детях нравственно-волевых качеств.
-
Обучение правилам безопасного поведения в природе.
-
Проведение регулярных прогулок, экскурсий, походов в природу.
-
Водные процедуры (бассейн, обливание, обтирание, ванны, купание в открытых водоемах, морские купания).
-
Контроль за питанием, рациональное питание и витаминизация.
-
Соблюдение возрастного режима дня.
-
Солнечные ванны.
-
Гигиенические процедуры.
-
Положительный психический настрой
Для детей в детских садах создается благоприятная, оздоравливающая среда жизни. Между тем, забота о развитии и здоровье ребенка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье. Поэтому педагогам детских садов приходится применять различные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
Целенаправленная работа с дошкольниками по экологии - это начальное воспитание человека, который проявляет заботу о своем здоровье и окружающей среде. Взаимодействовать с окружающей средой дети учатся во время прогулок, походов, экскурсий, оздоровительных занятий: расширяется кругозор; приобретаются новые знания; воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье; изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире.
Под окружающей средой, которая используется в эколого-оздоровительной работе, понимается не только естественная природная среда (лес, поляна, луг, озелененный участок) и погодно-климатические факторы (солнце, мороз, ветер, сырость, жара) природы, но также и специально созданная спортивно-развивающая предметная среда физкультурного зала, спортивной площадки, физкультурных уголков детского сада.
Сейчас мне хочется остановиться на безопасности жизнедеятельности детей при общении с окружающей естественной природно-климатической средой.
О программе «Безопасность» вам всем известно. Второй раздел этой программы называется «Ребенок и природа». В данном разделе представлены темы для подробного знакомства детей. Они таковы:
1. В природе все взаимосвязано.
2. Загрязнение окружающей среды.
3. Ухудшение экологической ситуации.
4. Бережное отношение к живой природе.
5. Ядовитые растения.
6. Контакты с животными.
7. Восстановление окружающей среды.
Раскрывая эти темы детям, необходимо помнить, что главная задача объяснять, что не следует забывать об опасностях, связанных с живой или неживой природой, о том как вести себя в той или иной ситуации. (стр.15 - 17 «Безопасность»)
Литература:
-
«Безопасность», С-П, «Детство-Пресс», 2002 г.
-
Ж. Дошкольное воспитание №7, 1998 г.
-
«Экологическое воспитание дошкольников»,М. «АСТ», 1998 г.
-
Тонкова-Ямпольская Р.В. «Ради здоровья детей» М., «Просвещение».,1985г.
-
Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии»., Ярославль, «Академия развития»., 1998 г.