«Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Ульяновска

«Детский эколого-биологический центр»





Методическая разработка

Тема:

«Влияние природы на здоровье ребенка

и безопасность при общении с ней»



Подготовила:

Тонеева Марина Юрьевна,

педагог дополнительного

образования





Ульяновск

Влияние природы на здоровье ребенка

и безопасность при общении с ней.

Тяжелая экологическая обстановка во всем мире создает огромную проблему здоровья людей, проблему выживания человека на планете. Особенно сильному воздействию подвергаются дети. Облегчить их положение может эколого-оздоровительная система воспитания, которая является новым направлением в педагогике.

В преамбуле Устава Всемирной Организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние наибольшего физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Это означает, что физическое развитие и двигательная подготовленность, равно как и уровень развития психики, интеллекта составляет два основных компонента здоровья. Не менее важна и третья составляющая - социальное благополучие, которое определяется взаимодействием индивидуума с коллективом и всем окружающим миром. Имеет значение и та среда, к которой человек живет. Она в настоящее время может привести к экологической катастрофе. Спасти среду обитания могут только люди, учить этому мы должны с детского сада.

Представьте себе, что вы стоите на пороге Природы - нашего общего Дома с другими живыми существами (животными, растениями и даже микроорганизмами). С общим Солнцем, что нас всех согревает, с общей землей, что нас кормит, с общей водой, что утоляет нашу жажду, с общим воздухом, которым мы все не надышимся.

Сколько же этажей в этом Доме, что там - за входной дверью, как все устроено внутри, по каким законам живут обитатели этого огромного, прекрасного и богатого Дома, где наше - человеческое - место в этом Доме, и как нам жить так, чтобы он стал еще краше, прочнее и богаче?

…Люди поняли, что в природе они занимают весьма скромное место. И не надо ничего делать, давайте просто не будем забывать этой простой истины.

И понял (человек), что Природа - жизнь,

А он в ней только кроха.

И если без согласья жить,

То кончится все плохо.

Светлана Пасхина, 13 лет.

Действительно, в настоящее время, деятельность человека изменила все связи в природе и, прежде всего, наиболее важные из них - энергетические, и не в лучшую сторону. А ведь здоровье человека зависит впрямую от состоянии живой и неживой природы, об этом забывать нельзя.

« Природа не терпит пустоты», - в этих словах заключен глубокий смысл. Если разрывается какая-то цепь, например, исчезает вид растения или животного. Его место занимает другой вид; если катастрофа (землетрясение, цунами и т.д.) разрушает жизнь на определенном участке, природа постепенно вновь заселяет его.

В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается формирование всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, а первую очередь детей.

Экология - это наука, изучающая взаимоотношение организмов и окружающей среды. Поэтому в детских садах, прежде всего мы должны уделять внимание следующим вопросам:


  • Понимание самоценности природы.

  • Осознание ребенком себя как части природы.

  • Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

  • Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция».

  • Воспитание у детей активной жизненной позиции.

  • Обучение азам элементарной экологической безопасности.

  • Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.

  • Формирование экологически грамотного поведения в быту, на природе.

  • Формирование эмоционально- положительного отношения к окружающему миру. Понимание зависимости состояния от действий человека ( в том числе и ребенка).

  • Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.

Уделяя в детском саду внимание этим вопросам можно и должно сформировать новое - экологическое - сознание.

Что же касается оздоравливающей среды жизни наших детей? Существует в быту такое выражение «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!». Действительно о самочувствии человека, в нашем случае ребенка, нельзя рассуждать отвлеченно от среды обитания, поэтому следует обращать большое внимание и включать в оздоровительную работу:

  • Контроль за двигательной активностью и совершенствование двигательных навыков.

  • Ознакомление с дыханием и выработку навыков дыхательной гимнастики.

  • Ознакомление с массажем, обучение детей самомассажу, точечному массажу.

  • Применение различных гимнастик (пальцевая, коррегирующая)

  • Закаливание.

  • Профилактика плоскостопия.

  • Воспитание в детях нравственно-волевых качеств.

  • Обучение правилам безопасного поведения в природе.

  • Проведение регулярных прогулок, экскурсий, походов в природу.

  • Водные процедуры (бассейн, обливание, обтирание, ванны, купание в открытых водоемах, морские купания).

  • Контроль за питанием, рациональное питание и витаминизация.

  • Соблюдение возрастного режима дня.

  • Солнечные ванны.

  • Гигиенические процедуры.

  • Положительный психический настрой

Для детей в детских садах создается благоприятная, оздоравливающая среда жизни. Между тем, забота о развитии и здоровье ребенка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье. Поэтому педагогам детских садов приходится применять различные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Целенаправленная работа с дошкольниками по экологии - это начальное воспитание человека, который проявляет заботу о своем здоровье и окружающей среде. Взаимодействовать с окружающей средой дети учатся во время прогулок, походов, экскурсий, оздоровительных занятий: расширяется кругозор; приобретаются новые знания; воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье; изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире.

Под окружающей средой, которая используется в эколого-оздоровительной работе, понимается не только естественная природная среда (лес, поляна, луг, озелененный участок) и погодно-климатические факторы (солнце, мороз, ветер, сырость, жара) природы, но также и специально созданная спортивно-развивающая предметная среда физкультурного зала, спортивной площадки, физкультурных уголков детского сада.

Сейчас мне хочется остановиться на безопасности жизнедеятельности детей при общении с окружающей естественной природно-климатической средой.

О программе «Безопасность» вам всем известно. Второй раздел этой программы называется «Ребенок и природа». В данном разделе представлены темы для подробного знакомства детей. Они таковы:

1. В природе все взаимосвязано.

2. Загрязнение окружающей среды.

3. Ухудшение экологической ситуации.

4. Бережное отношение к живой природе.

5. Ядовитые растения.

6. Контакты с животными.

7. Восстановление окружающей среды.

Раскрывая эти темы детям, необходимо помнить, что главная задача объяснять, что не следует забывать об опасностях, связанных с живой или неживой природой, о том как вести себя в той или иной ситуации. (стр.15 - 17 «Безопасность»)

Литература:

  1. «Безопасность», С-П, «Детство-Пресс», 2002 г.

  2. Ж. Дошкольное воспитание №7, 1998 г.

  3. «Экологическое воспитание дошкольников»,М. «АСТ», 1998 г.

  4. Тонкова-Ямпольская Р.В. «Ради здоровья детей» М., «Просвещение».,1985г.

  5. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии»., Ярославль, «Академия развития»., 1998 г.


© 2010-2022