Речевые этикетные формулы как средство воспитания вежливости

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Речевые этикетные формулы как средство воспитания вежливости

Л.А. Иванова

ГБПОУ ИО «Черемховский педагогический колледж»

Речевая культура является одним из важнейших компонентов духовной культуры человека и общества. Из всех проявлений культуры человека она наиболее заметна для окружающих. Недаром в пословице говорится: «По твоей речи о тебе судят». Поэтому каждый человек должен стремиться к тому, чтобы совершенствовать свою речь, ведь это облегчает общение на всех уровнях.

В педагогическом колледже разработана и реализуется программа дисциплины «Основы современного русского делового языка». Целевые установки данной дисциплины многоаспектны. Среди них: повышение уровня культуры речевого поведения в сфере устной и письменной коммуникации. На занятиях по теме «Деловой этикет как часть культуры делового общения» особое место занимает вопрос «Речевой этикет и этикетная формула», так как обладает большими возможностями в плане воспитания культуры общения в целом и вежливости в общении в частности.

Известный исследователь речевого этикета Н.И.Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности».

Основу речевого этикета составляют речевые (этикетные) формулы. Их характер зависит от особенностей общения. В повседневной деловой обстановке используются этикетные формулы - фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами. Например: Будьте добры…, Пожалуйста…, Благодарю…и т.д.

Общим принципом использования этикетных средств (речевых формул) в любой сфере человеческой жизни остаётся принцип вежливости. Вежливость - моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения.

Мы каждый день и по много раз употребляем выражения речевого этикета: обращаемся к людям, приветствуем их, прощаемся, благодарим, извиняемся, желаем успехов. Мы сочувствуем и соболезнуем, одобряем и делаем комплимент, что-то советуем и кого-то приглашаем…

Сервантес говорил: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». Уважение, доброжелательность, направленные другому, делают лучше и нас самих.

Любое общение, как правило, начинается с обращения. Обращение - важный компонент речевого этикета, оно используется на любом этапе общения. Обращение - слово или группа слов, с помощью которых мы совершаем важное речевое действие - называем, зовём, привлекаем внимание того человека, к которому обращаемся с речью.

Особенность обращения в русском языке имеет свою историю. Социальное расслоение общества, неравенство, существовавшие в России несколько веков, нашли отражение в системе официальных обращений.

Монархический строй в России до 20 века сохранял разделение людей на сословия: дворяне, духовенство, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращения господин - госпожа по отношению к людям привилегированных социальных групп; сударь - сударыня - для среднего сословия или барин - барыня для тех и других и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия.

После Октябрьской революции особым декретом упраздняются все старые чины и звания. Обращения господин - госпожа, барин - барыня постепенно исчезают. Получают распространение обращения гражданин и товарищ.

Начиная с конца 80 -х годов прошлого века в официальной обстановке стали возрождаться обращения сударь, сударыня, господин, госпожа.

В настоящее время обращения господин, госпожа воспринимаются как норма на заседаниях Думы, на различных симпозиумах, конференциях. Среди государственных служащих, бизнесменов, предпринимателей нормой становятся обращения господин, госпожа в сочетании с фамилией, названием должности, звания. Учёные, преподаватели, врачи, юристы используют обращения коллеги, друзья. Обращения уважаемый, уважаемая встречаются в речи старшего поколения. Норма употребления обращения и его форма окончательно не установлены.

Наиболее распространёнными в речевом этикете являются формулы приветствия и прощания. Когда мы встречаем знакомых, мы говорим: «Здравствуйте!, Здорово!, Привет!, Доброе утро!...

Каждая из этих формул имеет свою сферу употребления, выражает особые отношения, связана с определённой ситуацией. Так формула Привет! Выражает близкие, непринуждённые отношения; Здравствуйте! - уместно во всех ситуациях. Вместе с приветствием как знак доброжелательности и выражения радости по поводу встречи мы употребляем выражения Кого я вижу!, Рад Вас видеть!,

Вот так встреча! И др.

Существуют десятки способов попрощаться. Формулы До встречи, До завтра, Пока адресуются близким, друзьям. В официальной обстановке используются другие: До свидания, Прощайте. Прощанию обычно сопутствуют разного рода предложения, приглашения, пожелания: Заходите, Не забывайте, Желаю удачи, Счастливо доехать.

Умение правильно выбирать речевые формулы в ситуациях установления и завершения контакта очень важно, так как, по мнению психологов, успех общения зависит в основном от трёх слагаемых: от того, как мы вступаем в разговор, как его поддерживаем и как прекращаем.

Наличие в русском языке речевых этикетных формул общения является действенным средством воспитания учтивости и вежливости. Изучение темы «Деловой этикет как часть культуры делового общения» завершается самостоятельной работой обучающихся - составлением сводной таблицы «Ситуации речевого этикета и этикетные формулы».

Ситуации речевого этикета

Этикетные формулы

Приветствие




Здравствуй( -те )!

Добрый день!

Доброе утро!

Добрый вечер!

Рад вас видеть!

Добро пожаловать!

Моё почтение!

Доброго здоровья!

Рад (-а) вас приветствовать!

Привет!

Прощание


До свидания!

Всего доброго!

Всего вам доброго!

Всего хорошего!

До встречи.

До скорой встречи!

Прощай(-те)!

Разрешите попрощаться!

Надеюсь, мы расстаёмся ненадолго!

Надеюсь на скорую встречу!

Счастливого пути! (отъезжающему)

Просьба


Пожалуйста …

Будьте добры…

Будьте любезны…

Прошу вас…

Можно вас попросить…

Я хотел(-а) бы вас (тебя) попросить…

Если вам не трудно…

Не сочтите за труд + гл. в повелит. накл. (напр., позвоните)

Благодарность


Благодарю!

Спасибо!

Большое спасибо!

Очень признателен вам за…

Разрешите поблагодарить вас!

Очень вам признателен!

Я вам многим обязан(-а) за…

Моя благодарность (признательность) не знает границ.

Извинение

Извини (-те).

Извини (-те),пожалуйста.

Прости (-те).

Прости (-те), пожалуйста.

Прошу прощения.

Виноват (-а).

Приношу (свои, глубокие) извинения.

Позвольте извиниться(перед вами).

Не сердитесь на меня.

Приглашение


Позвольте пригласить вас…

Разрешите пригласить вас на…

Я хочу пригласить вас…

Приходите на праздник (юбилей, встречу), будем рады вас видеть.

Соболезнование


Я вам (тебе) искренне соболезную.

Я приношу вам (тебе) своё(-и) соболезнование(-я).

Примите моё глубокое (искреннее)соболезнование.

Я скорблю (горюю) вместе с вами (тобой).

Я разделяю (понимаю) вашу глубокую скорбь

(горе, несчастье, печаль).

Слова утешения бесполезны.

Быть вежливым и стремиться не обидеть словом партнёров по общению - это то, чему учится человек через этикетные формулы.

Культура общения заключается в том, чтобы в той или иной ситуации выбрать наиболее уместное языковое средство, продемонстрировать своему адресату наиболее подходящее в данном случае вежливое, уважительное отношение.


Список литературы.

1. Акиншина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. Учеб. пособие для студентов - иностранцев. Изд. М., Русский язык,1983.

2. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10 - 11 классы: учеб. пособие для ст. профильной шк./М.Ю.Касумова - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

3. Кузнецов И.Н. Прикладная риторика: учеб. пособие для студ. вузов / И.Н.Кузнецов. - М.:

Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

4. Культура русской речи: учеб. для вузов / Отв. ред. д.ф.н., проф. Л.К.Граудина и д.ф.н.,проф.Е.Н.Ширяев. - М.: Норма, 2005.

5. Ладатко Л.В. Этика и культура управления: учеб. пособие / Л.В.Ладатко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

6. Шевчук Д.А. Деловое общение: учеб.пособие / Д.А.Шевчук. - Ростов н/Д.: Феникс,2007.

7. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения: / Н.И.Формановская. М.: - Высш. шк., 2000.


© 2010-2022