Программа дисциплины Этика и психология общения

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО образования Республики Мордовия


Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Рузаевский политехнический техникум»



Утверждаю

Директор техникума

_________________/_М.К. Волков/

«____»__________20__ г.

Номер регистрации __________________



ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ











2015 г.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (ССУЗ) «Рузаевский политехнический техникум»

Автор: Афонина Е.В., преподаватель










СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Этика и психология общения


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является дополнительной общеобра-зовательной дисциплиной

Программа учебной дисциплины может быть использована по программам подготовки специалистов среднего звена.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина общеобразовательного цикла

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- устанавливать прочные отношения с окружающими;

- ориентироваться в системе жизненных ценностей;
- управлять личными и деловыми взаимоотношениями;

- убеждать, вести споры и дискуссии;

- воздействовать на окружающих;

- создавать свой имидж;

- разрешать конфликтные ситуации;
- владеть навыками этикета;

- использовать нормы этикета в различных ситуациях;

- распространять свои знания и умения в социуме.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- виды взаимоотношений людей;
- особенности различных видов человеческих отношений;
- основы взаимоотношений людей;
- содержание образа человека как личности;
- методы оценки личных и деловых отношений;
- психологическая совместимость людей;
- способы решения конфликтных ситуаций.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося__54____часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _39__ часа;

самостоятельной работы обучающегося __15___ часов.
































2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:



практические занятия

12



Самостоятельная работа обучающегося (всего)

15

в том числе:


Решение ситуаций по темам

1

Изучение отдельных теоретических вопросов по дополнитель-ным источникам

4

Подготовка эссе, сообщений, презентаций

3

Выполнение тестов

5

Заполнение таблиц

2

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Этика и психология общения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Общение: понятие, виды, функции

Содержание учебного материала

Взаимоотношения. Особенности различных видов взаимоотношений людей. Устойчивость и изменчивость человеческих взаимоотношений. Понятие общения. Стороны и функции общения. Виды общения: примитивное, формально-ролевое, деловое, светское, доверительное, конфликтное, вербальное, невербальное.

Самостоятельная работа студентов

Выполнение теста «Приятно ли с Вами общаться?»

Эссе по высказываниям: «Только тогда станешь человеком, когда поймешь другого человека». А.Н. Радищев."Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения". А. де Сент-Экзюпери.




2






2

1



Тема 2. Понятие этики и психологии как наук

Содержание учебного материала

Понятие этики. Категории мораль и нравственность. Понятие психологии. Предмет психологии. Основные этические правила.

Самостоятельная работа студентов

Выполнение упражнений «Этические дилеммы»



2




1

1


Тема 3. Личные и деловые взаимоотношения людей. Причины возникновения проблем во взаимоотношениях

Содержание учебного материала

Виды личных и деловых отношений. Деловые отношения. Методы оценки личных и деловых взаимоотношений. Причины возникновения проблем во взаимоотношениях


Самостоятельная работа студентов

Определение типа межличностных отношений и составление характеристики по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири.




2




2

Тема 4. Взаимоотношения в малых группах

Содержание учебного материала

Групповой образ жизни. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура и динамика отношений в малой группе. Отношения индивида и группы. Межгрупповые отношения. Практический анализ взаимоотношений в группе как в коллективе.

Самостоятельная работа студентов

Выполнение теста «Самооценка личности (опросник Казанцевой Г.Н.)».



2




1

1

Тема 5. Конфликты: понятие, виды, пути выхода из конфликта

Содержание учебного материала

Понятие конфликта. Этапы развития конфликта.

Виды конфликтов. Причины, приводящие к конфликтам, способы их разрешения. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные.

Практическое занятие № 1 «Стратегии поведения в конфликтной ситуации»

Самостоятельная работа студентов

Сообщения: Значение функционального конфликта.

Позитивные стороны функциональных конфликтов.

Подготовьте доклад по содержанию основных стратегий преодоления конфликтов.

Тестирование:

Конфликтны ли Вы как личность?

Какова степень социальной адаптации от стрессов?

Не слишком ли Вы агрессивны?

2







2


2

Тема 6. Психологические основы и их проявление в общении

Содержание учебного материала.

Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности. Темперамент в мире отношений.

Практическое занятие № 2 «Психологические особенности личности и характеристики общения»

Практическое занятие № 3 «Определение уровня эмоциональной устойчивости»

Самостоятельная работа студентов

Тестирование «Коммуникабельны ли Вы?». Подведите итоги. Сделайте вывод. Продумайте пути самоусовершенствования в этом вопросе.

Доклады:

Темперамент и его влияние в выборе профессии;

Характер личности и его влияние на адаптацию в новом коллективе;

Направленность личности;

Способности, их роль в профессиональной деятельности.

Анализ своего окружения: есть ли в нем референтные группы или отдельные личности и объясните, какие черты делают их таковыми.

2







2


2




1

Тема 7. Сущность, требования и принципы этикета.

Содержание учебного материала

Этикет. Современные принципы этикета. История развития этикета.

Самостоятельная работа студентов

Сообщения:

Развитие этикета в России.

Этические требования к современному молодому человеку.

2






1

Тема 8. Этикет в культуре общения

Содержание учебного материала

Правила этикета в различных ситуациях. Зависимость поведения от пола, возраста, социального статуса. Этикет в культуре внешности.

Практическое занятие № 4 «Этикет дистанционного общения»

Самостоятельная работа студентов

Презентация по теме.

2






2


1

Тема 9. Деловое общение

Содержание учебного материала

Деловое общение, его характеристика.

Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.

Принципы делового общения. Влияние личных качеств на общение.

Самостоятельная работа студентов

Эссе по теме.






2



1

Тема 10. Групповые формы делового общения

Содержание учебного материала

Диалоговые и групповые формы делового общения. Совещание. Общение по телефону. Визитные карточки. Значение бесед и переговоров. Подготовка к переговорам. Этапы переговорного процесса. Правила налаживания отношений между партнёрами на переговорах. Организационные вопросы.

Практическое занятие № 5 «Деловое общение в рабочей группе»

Самостоятельная работа студентов

Сообщения: Фазы делового общения.

Подготовка и проведение деловых совещаний.

Разработайте оптимальную планировку своего рабочего места.

Тестирование «Организованный ли вы человек». Подведите итоги, сделайте выводы. Продумайте пути самоусовершенствования в этом вопросе.





2




2




1

Тема 11. Этика делового общения

Содержание учебного материала

Этические нормы и принципы делового общения.

Правила общения в зависимости от вида профессиональной деятельности.




2

Тема 12. Вербальные и невербальные способы общения

Содержание учебного материала

Речь. Жесты. Мимика. Язык телодвижений.

Практическое занятие № 6 «Вербальная и невербальная коммуникации»

Самостоятельная работа студентов

Презентация по теме.


2




2


1

Тема 13. Управление личными и деловыми взаимоотношениями.

Содержание учебного материала

Ошибки в общении. Факторы, помогающие и мешающие человеку понравиться и завоевать доверие. Убеждение, ведение споров и дискуссий. Критика и самокритика.

Самостоятельная работа студентов

Контрольная работа по курсу


2

1

Всего:

39

Внеаудиторная самостоятельная работа

15


Максимальная учебная нагрузка

54


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Л.Д. Столяренко Психология и этика деловых отношений. Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 512 с.

2. Психология и этика делового общения/ под ред. В.Н. Лавриненко. М, 2012. - 415 с.

3. М. Митчелл Этикет. Шаг за шагом. - М., 2014. - 300 с.







4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Тема 1.

Знания:

- понятие общения;

- стороны и функции общения;

- виды общения.

Умения:

- определять вид общения;

- применять общеизвестные этические нормы в общении.

Опрос,

внеаудиторная самостоятельная работа

Тема 2.

Знания:

- понятие этики;

- категории мораль и нравственность;

- понятие психологии;

- основные этические правила.

Умения:

- применять этические правила при принятии решения в ходе этических дилемм.

Опрос,

внеаудиторная самостоятельная работа

Тема 3.

Знания:

- виды личных и деловых отношений.

- методы оценки личных и деловых взаимоотношений.

Умения:

- контролировать и корректировать свое поведение, определять основные причины проблем во взаимоотношениях.

Опрос, анализ результатов тестирования, внеаудиторная самостоятельная работа

Тема 4.

Знания:

- понятие малой группы;

- классификацию малых групп;

- структура и динамика отношений в малой группе.

Умения:

- анализировать взаимоотношения в группе как в коллективе.

Опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

Тема 5.

Знания:

- понятие конфликта;

- этапы развития конфликта;

- виды конфликтов;

- причины, приводящие к конфликтам.

Умения:

- определить оптимальный способ разрешения конфликта;

- выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику поведения в конфликте.

Опрос, практическое занятие ( 1 ), анализ результатов тестирования, внеаудиторная самостоятельная работа

Тема 6.

Знания:

- понятие о психике;

- личность и ее структура;

- индивидуально-типологические особенности личности.

Умения:

- определять психологические особенности личности;

- проходить тестирования.

Опрос, практическое занятие( 2, 3 ), анализ результатов тестирования, внеаудиторная самостоятельная работа

Тема 7.

Знания:

- понятие этикета;

- современные принципы этикета;

- история развития этикета.

Умения:

- проходить тестирования.

Опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

Тема 8.

Знания:

- правила этикета в различных ситуациях; - зависимость поведения от пола, возраста, социального статуса;

- этикет в культуре внешности.

Умения:

- применять правила этикета в различных ситуациях.

Опрос, практическое занятие ( 4 ), внеаудиторная самостоятельная работа

Тема 9.

Знания:

- понятие делового общения;

- фазы делового общения;

- принципы делового общения.

Умения:

- грамотно и тактично выражать свою точку зрения на проблему

Опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

Тема 10.

Знания:

- диалоговые и групповые формы делового общения.

Умения:

- правильно организовать групповую работу;

- грамотно определить и реализовать свой потенциал при выполнении совместной работы.

Опрос, практическое занятие ( 5 ), внеаудиторная самостоятельная работа

Тема 11.

Знания:

- этические нормы и принципы делового общения;

- правила общения в зависимости от вида профессиональной деятельности.

Умения:

- грамотно и тактично выражать свою точку зрения на проблему

Опрос, внеаудиторная самостоятельная работа, анализ результатов тестирования

Тема 12.

Знания:

- вербальные способы общения;

- невербальные способы общения.

Умения:

- владеть основами вербальных и невербальных способов общения.

Опрос, практическое занятие ( 6 ), внеаудиторная самостоятельная работа

Тема 13.

Знания:

- ошибки в общении;

- факторы, помогающие и мешающие человеку понравиться и завоевать доверие;

- значение критики и самокритики.

Умения:

- выполнять самостоятельные задания по всему курсу;

- владеть основами самопрезентации.

Опрос, контрольная работа по курсу, внеаудиторная самостоятельная работа

6

© 2010-2022