• Преподавателю
  • Другое
  • Принципы индивидуального сопровождения исследовательской деятельности обучаю-щихся

Принципы индивидуального сопровождения исследовательской деятельности обучаю-щихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИНЦИПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Гаврилов Ю.П.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников», г. Чебоксары


Среди современных педагогических технологий широкие возможности для максимального раскрытия творческого потенциала, по нашему мнению, предоставляет технология тьюторского сопровождения исследовательской деятельности обучающегося. Тьюторское сопровождение, как особая педагогическая технология, основана на взаимодействии педагога, реализующего функции тьютора, и обучающегося, в ходе которого последний осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи [2].

Исследовательская деятельность позволяет обучающемуся проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности − найденный способ решения проблемы − носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей [3].

Последовательность этапов работы над исследовательским проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация − проблема, заключенная в ней и осознанная человеком − поиск способов решения проблемы − решение.

Этапы работы над проектом мы представляем в виде следующей схемы:

  1. Подготовительный: определение руководителей проектов; поиск проблемного поля; выбор темы и её конкретизация; формирование проектной группы.

  2. Поисковый: уточнение тематического поля и темы проекта, ее конкретизация; определение и анализ проблемы; постановка цели проекта.

  3. Аналитический: анализ имеющейся информации; сбор и изучение информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; анализ ресурсов.

  4. Практический: выполнение запланированных технологических операций; текущий контроль качества; внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

  5. Презентационный: подготовка презентационных материалов; презентация проекта; изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).

  6. Контрольный: анализ результатов выполнения проекта; оценка качества выполнения проекта.

Раскроем более подробно основные этапы исследовательской деятельности.

При определении тематического поля проекта мы предлагаем опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора обучающегося - основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.

Одним из способов определения тематического поля исследования заключается в предложении педагогом дополнительного образования, реализующего функции тьютора, списка примерных тем для работы над проектами, при этом темы могут быть представлены в виде наводящих вопросов-загадок на информационном стенде. Это вполне допустимый вариант запуска проектов, особенно в ситуации, когда у кружковцев еще нет опыта проектной деятельности. Может быть и так, что предложенные педагогом темы станут отправной точкой для обсуждения, в ходе которого тема может измениться, откорректироваться, расшириться, образуя новый замысел.

Как же выбрать тему? Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит − найти проблему?

Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя − найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы − учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Кружковцу на данном этапе работы предлагается подумать и записать проблемы, которые его интересуют.

Для оказания помощи при выборе темы руководитель кружка предлагает ответить на следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, дизайном, конструированием, или)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что из изученного хотелось бы узнать глубже?

5. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Все темы мы предлагаем условно объединить в три группы:

− фантастические − темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

− экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

− теоретические − темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: литературе, кинофильмах, интернете и др.

Мы определяем следующие требования к теме:

  • актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;

  • содержательность, информативность и разработанность в науке;

  • возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес);

  • формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках;

  • название работы может и не включать в себя слово «проблема», но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;

  • тема должна быть конкретной.

Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:

  • между известным и неизвестным;

  • между знаниями и умениями;

  • между сложностью задачи и наличием способа ее решения;

  • между потребностями и возможностями их реализации.

Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия − расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.

Таким образом, ситуация может приобрести проблемный характер, если:

  • имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить;

  • требуется установить сходства и различия;

  • важно установить причинно-следственные связи;

  • необходимо обосновать выбор;

  • требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта − теоретическими закономерностями;

  • стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.

Предполагаемые действия кружковца:

  • обсуждает тему;

  • определяет свои потребности;

  • принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор;

  • ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью педагога) проблему;

  • формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

После постановки цели проекта в первую очередь на этом этапе необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта). Поэтому педагогу целесообразнее сосредоточиться на том, насколько грамотно обучающиеся применяют известный им или предложенный педагогом способ получения информации из различных источников.

Обучающийся конкретизирует свои намерения, рассматривает существующую ситуацию, описывая сначала в общих чертах, позже более детально, с элементами анализа (выделение характеристик, установление причинно-следственных связей и т.п.). Для этого нередко требуется дополнительный информационный поиск.

На основе анализа ситуации обучающийся может поставить (с помощью педагога, а позже - самостоятельно) проблему или конкретизировать ту проблему, с которой он пришел в исследовательский проект. Постановке проблемы предшествует выявление противоречий между реальной и желаемой ситуацией.

Далее кружковец проводит анализ проблемы, выделяя причины и последствия ее существования, определяя, решаема ли для него та или иная проблема (может ли он устранить своими силами причины ее существования), заинтересован ли кто-то кроме него в решении этой проблемы. Эта работа позволяет точнее определить тематическое поле проекта.

На основе выявленной проблемы, обучающийся ставит цель своего проекта. Цель отвечает на вопрос: «Что должно быть изменено в реальной ситуации (чтобы она совпала с идеальной, с точки зрения обучающегося)?». Определив цель, обучающийся предлагает один или несколько способов ее достижения, отвечая на вопрос: «Каким образом?». Когда обучающимся ясна цель исследования, мы предлагаем организовать работу по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос, что должно быть выполнено, чтобы цель проекта была достигнута (чтобы результат был получен). Задачи могут решаться в различной последовательности (иногда параллельно группа может работать над решением нескольких задач), их не следует путать с этапами работы (сбор информации, изготовление предмета, подготовка материалов к презентации и т.п.). Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя.

Далее каждая задача разбивается на шаги (отдельные действия, которые обучающийся выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем обучающийся составляет план работы, расставляя шаги в необходимой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения предыдущих шагов. На основании полученного списка шагов обучающийся может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (в том числе информационные). Как правило, обучающиеся сообщают о соблюдении или нарушении сроков работ, своих успехах или неудачах.

Таким образом, на данном этапе исследования обучающийся:

  • проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

  • вступает в коммуникативные отношения с целью получения информации;

  • осуществляет выбор;

  • осуществляет процесс планирования;

  • оценивает ресурсы;

  • определяет свое место (роль) в проекте;

  • представляет продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе;

  • проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

На практическом этапе обучающиеся реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над исследовательским проектом обучающиеся реализовывают (осваивают) различные технологии деятельности, новые способы деятельности (фото- и видеосъемка, работа с компьютером, проведение социологических исследований и т.д.).

На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности обучающихся, а педагог дополнительного образования, реализующий функции тьютора, выступает преимущественно в роли консультанта [1].

Действия обучающегося заключаются в выполнении запланированных действиях самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме; осуществлении текущего самоконтроля и обсуждении его результатов. При необходимости обучающийся консультируется с педагогом (экспертом).

Таким образом, можно отметить, что профессиональная деятельность педагога дополнительного образования, реализующего функции тьютора, направлена на умение организовать самостоятельный поиск знания, способность рефлектировать способы обучения и т. д., на оказание консультативной и иной помощи в осознании кружковцем образовательных запросов, потребностей, возможностей, помощи в оформлении, анализе и презентации обучающимися исследовательских проектов: целей, задач, сроков реализации, этапов, предполагаемых учебных и образовательных результатов и достижений.

Библиографический список:


  1. Ефименко С. М., Петрова Т. Н. Подготовка педагога-тьютора в вузе: модель, технология, практика: монография. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2011. - 184 с.

  2. Ковалева Т.М. Тьюторская практика в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. Выпуск 2009 г. Ред. Ковалева Т.М. и др. - Томск, 2009 - 104 с.

  3. Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности в университете. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, ERGO, 2008 - 192 с.

6

© 2010-2022