- Преподавателю
- Другое
- Календарно-тематическое планирование педагога-библиотекаря Основы информационной культуры школьников
Календарно-тематическое планирование педагога-библиотекаря Основы информационной культуры школьников
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алексеева Л.Н. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
«УТВЕРЖДЕНА»
Приказом директора
«МБОУ «СОШ №20»
№ 113 от 31.08.2015 г.
Рабочая программа
педагога-библиотекаря
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Алексеева Л.Н.
Педагог-библиотекарь
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
-
Положением о должностных обязанностях педагога - библиотекаря.
-
Приказом Минздравсоцразвития от 31.05.2011 г. № 448н г. Москва «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» новой должности «Педагог-библиотекарь».
-
Основной образовательной программой основного общего образования «МБОУ «СОШ № 20».
Рабочая программа состоит из нескольких разделов:
-
Работа с библиотечным фондом
-
Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа. (ББЗ)
-
Работа с читателями.
-
Профессиональное развитие сотрудников библиотеки
По каждому разделу разработан перечень мероприятий, необходимых для выполнения того или иного пункта раздела.
Особое внимание заслуживают раздел «Работа с читателями», т.к. именно его выполнение играет существенную роль в достижении главной цели работы школьной библиотеки, а именно: дополнительное образование учащихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, развитию словесности и формированию информационной культуры. Кроме того в рабочей программе предусмотрено проведение литературных часов, тематика которых включена в раздел «Пропаганда литературы» и соотнесена со знаменательными датами, связанными с юбилеями книг или именами деятелей литературы, чьи юбилеи отмечаются в этом учебном году.
В целом, вся работа библиотеки направлена на успешное достижение намеченных целей и выполнение поставленных на учебный год задач.
Цели и задачи рабочей программы
Цели и задачи библиотечной работы в 2015-2016 учебном году соответствуют целям учебно-воспитательной работы школы: «Повышение качества знаний путем совершенствования эффективности педагогической деятельности в условиях внедрения ФГОС в основной уровень образования».
Основными задачами библиотеки являются:
1. формирование творческой личности учащегося, способной к самоопределению, посредством создания насыщенного библиотечно-информационного пространства;
2. развитие и поддержка в детях привычки и радости чтения и учения, а также потребности пользоваться библиотекой в течение всей жизни;
3. представление возможности для создания и использования информационной базы как для получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия;
4. формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
5. обучение поиску, отбору и критической оценки информации;
6. обеспечение учебно-воспитательного процесса и проектной деятельности научной, справочной, художественной литературой, аудиовизуальными средствами и информационными материалами на всех видах носителей;
7. оказание содействия в реализации основных направлений лицейского образования, являясь центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры, приобщения к чтению;
8. предоставление каждому читателю возможности дополнительно получать знания, информацию, в том числе и вне пространства обучения.
9. формирование комфортной библиотечной среды; оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов; работа с педагогическим коллективом;
10. воспитание патриотизма и любви к родному краю, его истории
11. осуществление своевременного возврата выданных изданий в библиотеку;
12. оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с книгами согласно датам литературного календаря;
13. воспитание чувства бережного отношения к книге;
14. формирование у детей информационной культуры и культуры чтения.
Основные функции библиотеки
1.Образовательная - содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг, формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе.
2.Информационная - обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, учителей с использованием как собственных информационных ресурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных и информационных сетей и систем.
3.Культурная - обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для репродуктивной и продуктивной культурной деятельности.
4. Досуговая - содействие содержательному проведению свободного времени учащихся.
5.Социальная - библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
6.Сервисная - библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
7.Просветительская - приобщение учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
8.Аккумулирующая - библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
Календарно-тематическое планирование
-
Работа с библиотечным фондом
№
Содержание работы
Срок исполнения
Ответственные
Изучение состава фонда и анализ его использования.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Оформление подписки на периодику, контроль доставки.
октябрь, апрель
Педагог-библиотекарь
Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления.
постоянно
Педагог-библиотекарь
Прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка.
постоянно
Педагог-библиотекарь
Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.
июнь
Педагог-библиотекарь
Учет библиотечного фонда.
постоянно
Педагог-библиотекарь
Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.
постоянно
Педагог-библиотекарь
Выдача документов пользователям библиотеки.
постоянно
Педагог-библиотекарь
Проверка правильности расстановки фонда.
постоянно
Педагог-библиотекарь
Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Работа по сохранности фонда:
в течение года
Педагог-библиотекарь
а) организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;
в течение года
Педагог-библиотекарь
б) систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий;
постоянно
Педагог-библиотекарь
в) обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителями информации в установленном порядке;
в течение года
Педагог-библиотекарь
г) обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.
постоянно
Педагог-библиотекарь
Оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию.
постоянно
Педагог-библиотекарь
Обеспечение работы читального зала: с 08.00 до 17.00, выходной: суббота, воскресенье.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Работа с фондом учебной и учебно-методической литературы
Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление. Работа с Федеральным перечнем учебников на 2015-2016 г. Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году. Формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия на 2015-2016 учебный год.
май, август, сентябрь
Педагог-библиотекарь Зам.директора
Руководители МО
Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в наступающем учебном году
август, начало сентября
Педагог-библиотекарь
Прием и техническая обработка поступивших учебников:
-
оформление накладных;
-
запись в книгу суммарного учета;
-
штемпелевание;
-
оформление картотеки;
-
ведение тетради учета выданных учебников;
-
занесение в электронный каталог;
расстановка новых изданий в фонде.
по мере поступления
Педагог-библиотекарь
Прием и выдача учебников обучающимся.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Организация мелкого ремонта методической литературы и учебников
постоянно
Педагог-библиотекарь
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.
постоянно
Педагог-библиотекарь
Списание фонда учебников и учебных пособий с учетом ветхости и смены образовательных программ
в течение года
Педагог-библиотекарь
Работа с резервным фондом учебников:
-
ведение его учета;
-
размещение на хранение.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Изучение и анализ использования учебного фонда.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников)
1 раз в четверть
Педагог-библиотекарь
-
Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа
№
Содержание работы
Срок исполнения
Ответственные
Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, карточки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий).
в течение года
Педагог-библиотекарь
Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Выполнение тематических и информационных справок.
постоянно
Педагог-библиотекарь
Оформление информационного стенда.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Электронная каталогизация учебников по предметам, классам, авторам.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Создание электронных каталогов художественно-методических и периодических изданий.
в течение года
Педагог-библиотекарь
-
Работа с читателями
№
Содержание работы
Срок исполнения
Ответственные
Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя; обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Обслуживание читателей на абонементе, работа с абонементом обучающихся, педагогов, технического персонала, родителей.
постоянно
Педагог-библиотекарь
Обслуживание читателей в читальном зале.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Рекомендательные беседы при выдаче книг. Беседы о прочитанном.
постоянно
Педагог-библиотекарь
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Работа с педагогическим коллективом
Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах.
в течение года
на педсоветах
Педагог-библиотекарь
Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Оказание помощи педагогическому коллективу в поиске информации на электронных носителях
постоянно
Педагог-библиотекарь
Работа с обучающимися
Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки.
постоянно
Педагог-библиотекарь
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям).
1 раз в четверть
Педагог-библиотекарь
Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг и журнальной периодики.
постоянно
Педагог-библиотекарь
Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя библиотеки школы.
постоянно
Педагог-библиотекарь
Привлечение школьников к ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, журналу.
По мере необходимости
Педагог-библиотекарь
«Чтобы легче было учиться» - подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучать в следующем учебном году.
май
Педагог-библиотекарь
Учителя-предметники
Массовая работа
Экскурсии в библиотеку для 1-х и 5-х классов. Беседы с учащимися.
сентябрь
Педагог-библиотекарь
Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов, проведение культурно-массовой работы.
постоянно
Педагог-библиотекарь
День матери книжная выставка-обзор
27 ноября
Педагог-библиотекарь
Обзоры, открытые просмотры новых поступлений для учителей и учеников
1 раз в полугодие
Педагог-библиотекарь
День Конституции РФ. Выставочный стенд.
12 декабря
Педагог-библиотекарь
«Новогодняя феерия». Новогодние праздники (подбор сценариев, стихов). Выставка книг.
декабрь
Педагог-библиотекарь
Ежемесячные выставки к юбилейным датам известных отечественных и зарубежных писателей, писателей - земляков
постоянно
Педагог-библиотекарь
День святого Валентина, день влюбленных выставка.
14 февраля
Педагог-библиотекарь
Организация выставки «Будьте здоровы»,
«Здоровье планеты - твое здоровье»,
подбор картотеки статей о здоровом образе жизни
Февраль
Педагог-библиотекарь
День защитника Отечества. Выставка, подбор стихов, сценариев.
23 февраля
Педагог-библиотекарь
Международный женский день 8 марта (подбор стихов, песен, сценариев)
март
Педагог-библиотекарь
Неделя детской и юношеской книги. Тематические книжные полки «Читайте с увлечением все эти приключения»
март
Педагог-библиотекарь
Всемирный день авиации и космонавтики. Выставка. Обзор литературы.
12 апреля
Педагог-библиотекарь
«Я помню! Я горжусь!» День Победы (1941 - 1945). Выставка. Обзор литературы.
9 мая
Педагог-библиотекарь
Участие в праздновании знаменательных и памятных дат
По отдельному плану
Педагог-библиотекарь
Рекламная деятельность библиотеки
Создание комфортной среды в библиотеке.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Оформление информационных стендов:
-
«Правила пользования книгой»;
-
«Правила поведения в библиотеке».
октябрь
Педагог-библиотекарь
Постоянно обновлять стенд «Новинки периодической печати».
в течение года
Педагог-библиотекарь
Постоянное обновление стенда «Это интересно! Прочитайте!»
в течение года
Педагог-библиотекарь
Обновить информационный уголок читателей.
ноябрь
Педагог-библиотекарь
Оформление выставки одного автора «Календарь знаменательных и памятных дат»
в течение года
Педагог-библиотекарь
Оформление выставки «Литературный герой», посвященный книгам-юбилярам
в течение года
Педагог-библиотекарь
-
Профессиональное развитие сотрудников библиотеки
№
Содержание работы
Срок исполнения
Ответственные
Участие в городских совещаниях, проводимых методическим кабинетом ГУО.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Участие в семинарах методического объединения библиотекарей г. Абакана
1 раз в год
Педагог-библиотекарь
Работа по самообразованию с использованием опыта лучших школьных библиотекарей:
-
посещение семинаров;
-
присутствие на открытых мероприятиях;
-
освоение информации из профессиональных изданий;
-
индивидуальные консультации.
постоянно
Педагог-библиотекарь
Регулярное повышение квалификации на курсах при ХРИПК и ПРО.
по мере необходимости
Педагог-библиотекарь
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий:
-
использование электронных носителей;
-
освоение новых компьютерных программ.
в течение года
Педагог-библиотекарь
Тематика библиотечных уроков
1-й класс
Тема 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самостоятельно записаться в библиотеку. Как самостоятельно выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг).
октябрь
Тема 2. Правила и умения обращаться с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Обучение простейшему ремонту книг
январь
2-й класс
Тема 1. Роль и назначения книги. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе.
ноябрь
Тема 2. Структура книги. Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация.
январь
3-й класс
Тема 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие.
ноябрь
Тема 2. Твои первые энциклопедии, словари, справочники. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.
февраль
4-й класс
Тема 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие.
октябрь
Тема 2. Искусство книги. Работа художника. Связь иллюстрации с текстом. Проявление манеры, почерка художника, его творческой индивидуальности
декабрь
Ежемесячные выставки к юбилейным датам писателей
Дата
Юбилей
7 сентября
145 лет со дня рождения русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870-1938)
3 октября
120 лет со дня рождения русского поэта Сергея Есенина (1895-1925)
22 октября
145 лет со дня рождения русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1953) Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953)
23 октября
95 лет со дня рождения итальянского писателя Джанни Родари (1920-1980)
13 ноября
165 лет со дня рождения английского писателя Роберта Стивенсона (1850 - 1894)
28 ноября
135 лет со дня рождения русского поэта Александра Александровича Блока (1880-1921)
28 ноября
110 лет со дня рождения русского писателя Гавриила Николаевича Троепольского (1905-1995)
30 ноября
180 лет со дня рождения американского писателя Марка Твена (н.и. Сэмюэл Ленгхорн Клеменс) (1835-1910)
5 декабря
195 лет со дня рождения русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета (н.ф. Шеншин) (1820-1892)
30 декабря
150 лет со дня рождения английского писателя Редьярда Киплинга (1865 - 1936)
3 января
80 лет со дня рождения русского поэта Николая Михайловича Рубцова (1936-1971)
12 января
140 лет со дня рождения американского писателя Джека Лондона (1876-1916)
15 января
125 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, критика, переводчика Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938)
24 января
240 лет со дня рождения немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822)
27 января
190 лет со дня рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (Салтыкова, 1826-1889), русского писателя
16 февраля
180 лет со дня рождения русского писателя Николая Семёновича Лескова (1831-1895)
17 февраля
110 лет со дня рождения детской поэтессы Агнии Львовны Барто (1906-1981)
17 февраля
160 лет со дня рождения французского писателя Жозефа Рони (старшего) (1856-1940)
24 февраля
230 лет со дня рождения немецкого филолога, фольклориста, сказочника Вильгельма Гримма (1786-1859)
15 апреля
130 лет со дня рождения русского поэта Николая Степановича Гумилева (1886-1921)
21 апреля
200 лет со дня рождения английской писательницы Шарлоты Бронте (1816-1855)
15 мая
125 лет со дня рождения русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940)
Педагог-библиотекарь: ___________________ Л.Н. Алексеева