• Преподавателю
  • Другое
  • Статья: Обеспечение доступности дополнительно образовательных услуг в соответствии с интересами ребят всех возрастных групп

Статья: Обеспечение доступности дополнительно образовательных услуг в соответствии с интересами ребят всех возрастных групп

   Народная мудрость гласит:  «Даже самый великий дуб   вырос из маленького семечка» Ребенок живет здесь и сейчас. Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и полноценной жизни, необходим взрослый человек. Это аксиома.  Тут важно то, что понимать под полноценной здоровой человеческой жизнью. А все просто. Основу составляет нормальное развитие детской души. По большому счету душа человека-ларец, в котором заключены сокровища - человеческие способности. На протяжении всей жизни человек открывает ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обеспечение доступности дополнительно образовательных услуг

в соответствии с интересами ребят всех возрастных групп

Народная мудрость гласит:

«Даже самый великий дуб

вырос из маленького семечка»


Действительно, у нас у всех одна «Родина»- ДЕТСТВО- самый уникальный период в жизни человека. Ведь детство не подготовка к жизни, а сама жизнь с определенным кругом потребностей, жизнь, развивающаяся по своим законам, имеющая свою ценность.

Ребенок живет здесь и сейчас. Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и полноценной жизни, необходим взрослый человек. Это аксиома. Тут важно то, что понимать под полноценной здоровой человеческой жизнью. А все просто. Основу составляет нормальное развитие детской души. По большому счету душа человека-ларец, в котором заключены сокровища - человеческие способности. На протяжении всей жизни человек открывает и осваивает эти богатства. До сих пор никто не знает где край человеческих возможностей, поэтому каждый человек вправе считать себя бесконечно богатым. Но необходимо постоянно работать над развитием души, а это дело сложное и трудное. Ребенку в этом помогают так называемые взрослые - это близкий (кровно или духовно) человек, оказывающий существенное влияния на условия развития и образ жизни ребенка: родители, опекуны, педагоги, тренера и т.д. В норме значимые взрослые создают (организуют и творят) особую среду, в которой ребенку легче рассекречивать и осваивать способности своего внутреннего мира, обогащать ими свою жизнь.

По данным ООН, в стране не выполняются как минимум 10-12 статей Конвенции о правах ребенка. Судя по этим данным, напрашивается вывод, что современной России дети как бы не нужны. Они стали жертвами социально-экономических, политических реформ, всевозможных экспериментов в образовании. Преодолению хотя бы части проблем в силах помочь МЫ: педагоги ДО и учителя школ. Слово « педагог» читается как «сопутствующий ребенку». А поскольку, и вы - учителя, и мы- ПДО идем с нашими детьми, значит мы - «попутчики» и цель у нас одна. Исходя из статьи 14 Закона РФ « Об образовании», современная образовательная система нацелена на обучение, На воспитание, развитие личности, ее готовность к жизни, труду, разумному проведению досуга. А значит, необходимо установление более тесной взаимосвязи между общим и ДО детей. В славянском районе в одной «связке» идут 303 специалиста из 12 учреждений ДО различной направленности. Почти 10500 учащихся школ города посещают около 600 объединений, ориентированных на различные группы детей: дошкольников, школьников, детей с ограниченными возможностями, инвалидов. Для старшеклассников организованно профессиональное обучение.

Традиционная школа за долгий период своего развития показала большие преимущества своей системы - дает детям базовые знания, умения и навыки. Кирпичик к кирпичику - закладывается основа будущего профессионализма, а система ДО как вспомогательная- дает возможность обеспечить развитие творческой личности ребенка не в разрез, а в помощь школьному образованию. ПДО обеспечивают КАЖДОМУ ребенку условия для духовного, интеллектуального, физического развития и для реализации его творческих образовательных потребностей. Период детства характеризуется проявлением таланта, даже у тех детей, которые не обладают способностями к академическому учению.

В условиях массовой школы ограничены возможности индивидуального развития, а ДО компенсирует этот пробел. Личностно-ориентированный подход к ребенку самое важное достояние ДО. Оно дает возможность каждому ребенку реализовать себя. Нельзя всех детей мерить одним аршином. «Трудные дети», одаренные дети, «серые мышки», которые в один прекрасный день могут так удивить. Они все разные и каждый требует свой подход. Одного все время нужно хвалить, поощрять, другого побуждать к самоанализу, самоосуждению, третьему нужно все преподносить в игровой форме. Особенно надо учитывать особенности мальчиков и девочек. Ведь они часто проявляют неодинаковый интерес к одной и той же деятельности. Научившись новому делу, девочки работают с большим увлечением, в то время как мальчики теряют интерес к работе, если она становится привычной, им быстро надоедает монотонность. В организации общей для мальчиков и девочек деятельности важную роль играет темп, в каком сменяется вид деятельности для тех и других.

Можно, используя элементы соревнования, ставить перед ними разные задачи. Например, для девочек значимым в работе является качество выполнения того или иного задания. Для мальчиков же, важное - оригинальность, самостоятельность решения. Подводя итоги работы, педагог должен оценить достижения. Используя соревнования, сохраняется интерес детей к происходящему, активность в работе.

В ДО каждый ребенок имеет возможность формировать собственное представление о себе. Самое ценное - посещение УДО является для ребенка добровольным, исключает обязательность и какое-либо принуждение. Ребенок сам выбрал содержание предметной деятельности и деятельность участия в жизни того или иного детского объединения. В отличие от школьного учителя , ПДО практически не может принуждать, только привлекать и увлекать собственным примером. Иначе дети уйдут. По большому счету, дети в УДО идут не столько за знаниями, сколько за возможностью проявить себя, удовлетворить свои потребности в какой- нибудь деятельности, а выход в другие сферы деятельности, успех в них в конечном итоге положительно сказывается и на результатах общего образования.

В школе зачастую востребована только одна деятельность, в которой ребенок может себя проявить - учеба, и мерой оценки личности становится количество баллов по тому или иному предмету. Внутренний мир, интересы, увлечения ребенка, от ходят в школе на второй, а то и на третий план, о котором практически не вспоминают. Это не вина учителей, это их беда. ЕГЭ, общественные смотры знаний, постоянные контрольные срезы УО…

Посещение же творческих коллективов по интересам позволяют каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, где-то непременно добиться успеха, на этой основе повысить собственную Самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Реабилитационная функция ПДО заключается в восстановлении уверенности у детей в своих возможностях. Эта функция обеспечивается разноуровневым подходом к обучению, включением воспитанников в образовательный процесс как активных участников, творческих сотрудников. В результате происходит снятие «психологических зажимов», «комплексов неполноценностей» у детей.

Параллельно с реабилитацией должна вестись абилитация (англ. Ability-способность, умение)- раскрытие потенциала, развитие способностей, умений.

Одним из показателей способностей является быстрота усвоения учебного материала. Приобщение к творчеству идет очень индивидуально: одни проходят этот этап быстро, другие дольше остаются лишь исполнителями и только, накопив определенные навыки, наблюдая за работой товарищей, начинают пробовать свои силы в творчестве. Выясненная вовремя причина плохого, медленного усвоения, слабого формирования тех или иных навыков поможет педагогу воздержаться от необоснованных решений, об отсутствии способностей у того или иного воспитанника. В противном случае возможны серьезные ошибки, история знает такое: в разряд неспособных и ограниченных относился О.Бальзак, Гоголь, Серов, Мольер.

Мы, творческие люди и к диагностике творческого потенциала подходим креативно. Для нас, порой важнее легкости (скорости) исполнения задания - гибкость, оригинальность. А если кому и это не удалось - педагогу будет над, чем потрудиться. Ибо девиз ПДО: «Неспособных детей - нет!»

И к одаренным детям у нас особый подход. Раннее проявление способностей часто служит сигналом наличия таланта, но при отсутствии систематического обучения и целенаправленного руководства со стороны взрослых и, прежде всего, педагога, способности могут не развиться, заглохнуть. Этим объясняются факты, когда иногда дошкольники и младшие школьники проявив незаурядные способности к рисованию, лепке, музыке в старших классах становится средними учащимися. Об этом стоит задуматься!

В помощь таким детям в ЦРТДиЮ создана программа «Одаренные дети в творчестве».

Разнообразные виды организации содержательного досуга с различными формами образовательной деятельности ДО сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему их занятости. Доступность в течение полного дня избавляет детей от каждодневного «испытания улицей», а родителей часто вынужденных оставлять детей до или после уроков без присмотра, от постоянного беспокойства за жизнь и их здоровье.

Занятость в свободное время содействует развитию самоорганизованности, дети учатся самостоятельно планировать свое время. Вовлечение детей в социально полезную деятельность УДО способствует изменению уклада их жизни. Жизнь детей, вовлеченных в ДО, обогащается новыми социальными связями, интересами, ценностями и ориентирами. Интересная тенденция наблюдается в ЦРТДиЮ - после окончания изучения курса в одном объединении ребенок переходит в другое. Он больше по другому не мыслит себя.

Дети в ЦРТДиЮ находят содействие в профессиональном самоопределении. В профессиональной ориентации школьников большую роль играют курсы декоративной направленности, формирующие и раскрывающие личностные качества ребенка и развивающие художественно-эстетический вкус, пробуждающие интерес к творчеству. Для справки: российские и зарубежные исследователи установили, что качество выпускаемой продукции зависит от эстетической развитости рабочего, инженера, техника и т.д. Эстетически развитый человек не способен выпускать продукцию плохого качества, поэтому не случайно в школах продвинутой Японии на рисование отводится 12 часов в неделю. Мы мудрее японцев: знаем, что областей знаний, не соприкасающихся друг с другом нет и любой вид искусства помогает развивать воображение, творческие способности. История знает многих выдающихся людей в области науки, так и в искусстве: поэт и математик Омар Хайям, химик, поэт, математик и художник Михаил Ломоносов, Химик и композитор Бородин.

Может знания, полученные на курсах «Конструирование и моделирование одежды», «Дизайнер искусственных цветов», «Художник - дизайнер - оформитель» пригодятся при поступлении и в Кубанский Университет культуры и искусства ( факультет народного декоративно-прикладного искусства), в лицей Художественного текстиля в городе Москва или в Центр творчества « Кижи», а может просто останется увлекательным хобби или станет весомым приработком в семейный бюджет. Но кем бы не стал воспитанник, знания, полученные в Центре творчества пригодятся в жизни однозначно! Творчество станет их ресурсом, который не подведет в жизненных ситуациях.

Педагогическое взаимодействие в учреждении ДО и в обшеобразовательном учреждении различается как по своей сути, так и в восприятии ребенка. ПДО в глазах воспитанника является просто специалистом в привлекательном для него виде деятельности, и ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить эту деятельность. Образ ПДО отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу. Это очень благодатная почва осуществления педагогической поддержки ребенка в учебном процессе: оказания помощи воспитаннику найти в себе силы самостоятельно решать возникшие затруднения, совместное определение его собственных интересов и путей преодоления проблем.

Один человек решил давать своему доберману рыбий жир: ему сказали, что это очень полезно для собаки. Каждый день он зажимал между колен голову вырывающегося пса, насильно раскрывал ему челюсти и проталкивал жир в глотку. Однажды пес вырвался и разлил жир на полу. Затем, к великому удивлению хозяина, он вернулся и стал вылизывать лужу. Оказалось, что он противился не самому рыбьему жиру, а способу, каким этот жир ему вливали.

Вот так и в педагогике часто происходит. Мы ругаем современных детей за их своевольность, агрессивность, дерзость, вместо того, чтобы искать наиболее приемлемые для каждого ребенка пути постижения собственного «Я». Мы требуем, заставляем, «воздействуем», вместо того, чтобы взаимодействовать, поддерживать, понимать, принимать…

Педагогическая поддержка педагогов ЦРТДиЮ: творческих, неравнодушных, высокопрофессиональных, помогает многим детям, неуспевающим в школе, « трудным». В УДО они раскрывают свои таланты. Для многих ребят ДО стало определяющим, делом всей жизни. Очень многие нашли дело по душе: стали художниками, модельерами, педагогами, журналистами…

Мы гордимся своими воспитанниками. Только в 2010-2011 году- 112 побед в районных, краевых, Всероссийских и международных конкурсах. Эти призеры - ученики школ. Многие - незаметные, скромные, но очень талантливые.

К сожалению в ДО есть и проблемы:

- Демографическая яма создает острую проблему комплектации детских объединений;

-низкая оплата труда, провоцирующая уход опытных педагогов из ДО;

-УДО испытывает серьезную конкуренцию со стороны других видов внешкольной занятости детей (компьютер, неформальные группировки…»;

-большой рынок предлагаемых платных услуг и бесплатных услуг в сфере ДО;

-очень актуальна проблема взаимодействия внешкольных и школьных учреждений по занятости детей во внеурочное время. Заинтересованность друг в друге должна быть взаимная!

Решение этого вопроса видим:

  • в совместном планировании по организации воспитательного процесса:

  • в привлечении ПДО к участию, в проводимых в школах классных часах и родительских собраниях;

  • в помощи классных руководителей в изучении интересов детей и т. д.;

  • в активном участии школ в районных досуговых программах: фестивалях, выставках, конкурсах.

Неоднократно совместно со школами № 4, 16, 17 ЦРТДиЮ организовывал Дни открытых дверей. Очень активные участники районных мероприятий -лицеи № 1,4, сош № 3,5, 6, 11, 16, 18, скош № 15, школа-интернат,

РЦ « Надежда».

Коллектив ЦРТДиЮ благодарен коллегам, которые на протяжении многих лет являются партнерами, и надеется на дальнейшее сотрудничество и помощь!

Методист ЦРТДиЮ

г. Славянска - на -Кубани К.Б. Казаченко

© 2010-2022