• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

32

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Керченский медицинский колледж им. Г.К. Петровой»



Методическая разработка

теоретического занятия на тему:

« Постановка клизм и газоотводной трубки.»

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Дисциплина ПМ.04 МДК04.03 «Выполнение работ по профессии

младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Специальность 34.02.01. Сестринское дело



Керчь 2016г.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1.Методический блок:

1.1 Пояснительная записка

1.2 Методические рекомендации преподавателям.

1.3 Технологическая карта занятия

1.4 Хронокарта

1.5. Обеспечение занятия

1.6. Методические рекомендации студентам по самоподготовке

к практическому занятию.

2.Информационный блок:

2.1. Мотивация

2.2 Терминологический словарь.

2.3. Опорный конспект

3. Задания на формирование умений

4. Блок контроля:

4.1 Контроль исходного уровня знаний (входной)

4.2 Выходной контроль:

- вставить недостающие показатели.

- тестовые задания с эталонами ответов.

- терминологический словарь

4.3 . Ситуационные задачи

4.4.Эталоны ответов к исходному уровню знаний

4.5.. Эталоны ответов к заданиям входного контроля.

4.6. Эталоны ответов к задачам.

4.5 Критерии оценок.

5. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов.

6.Литература.

7.Приложение.




Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки





Пояснительная записка

Методическая разработка на тему: «Постановка клизм и газоотводной трубки» выполнена преподавателем дисциплины ПМ Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными Лезенкова О.Н. Она может быть использована в качестве методического пособия как для студентов, так и для преподавателей.

Методическая разработка составлена в соответствии с современными требованиями, содержит три основных блока: методический, информационный и контролирующий блок.

Методический блок включает сведения о методике проведения занятия: цели, технологическую карту, хронологическую карту, необходимые инструкции.

Информационный блок представлен опорным конспектом по данной теме, алгоритмами манипуляций, соответствующими деятельности медицинской сестры. Для закрепления материала использованы методы активного обучения: тесты с ответами, ситуационные задачи.

Контролирующий блок содержит тестовые задания, ситуационные задачи, эталоны ответов и критерии оценок, оценочный лист.

Объяснение нового материала предлагается проводить в виде беседы с использованием презентации. Преподаватель при объяснении использует наглядные пособия. Также приводятся критерии оценок устным ответам.



Методические рекомендации по работе с методической разработкой

Данная методическая разработка выполнена преподавателем дисциплины ПМ Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными Лезенковой О.Н. и может быть использована, в качестве методического пособия как для преподавателя, так и для студентов.

Методическое разработка содержит:

1.Методический блок: который включает в себя технологическую карту занятия, мотивацию к занятию, задания для самоподготовки студента со списком литературы и внесённое в блок контроля. Данная самоподготовка является опережающим заданием, позволяя студентам, более качественно подготовиться к практическому занятию. На основе предложенных заданий производится контроль исходного уровня, позволяющий перейти к изучению нового материала.

2.Информационный блок: включает конспект занятия, снабжённый иллюстрациями по теме, опорными сигналами, объединенными в приложения. Приложения рекомендуется использовать во время самоподготовки студентов к занятию, в период объяснения нового материала.

.

3. Блок контроля: состоит из тестовых заданий рубежного контроля и критериев оценки к устным ответам, выполнению практических заданий и тестам, ситуационных задач.

4. Внеаудиторная самостоятельная работа для студентов

Особенностью данного методического пособия является то, что часть материала, требующая практического использования на занятии, для удобства использования вынесено в приложения, которые пронумерованы в хронологическом порядке. Данное методическое пособие рекомендуется для проведения теоретических занятий по дисциплине ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными, МДК.03«Технология оказания медицинских услуг»




Обеспечение занятия по теме «Клизмы. Постановка клизм.»

Оборудование и инструментарий:


  • Фантомы для проведения клизм - 5 шт.

  • Кружка Эсмарха - 5 шт.

  • Система для сифонного промывания кишечника - 2 шт.

  • Грушевидный баллон - 5 шт.

  • Наконечник - 5 шт.

  • газоотводная трубка - 5 шт.

  • Шприц Жане - 5 шт.

  • Вазелин - 5 фл.

  • Шпатель -5 шт.

  • Кувшин - 2 шт.

  • Ведро - 4 шт

  • Клеенка - 5 шт

  • Пеленка- 5 шт.

  • Фартук - 5 шт.

  • Вазелиновое масло по 200 мл - 5 фл.

  • Р-р натрия хлорида 10% по 100 мл - 5 фл.

  • Облепиховое масло, настой ромашки, винилин, р-р глюкозы

5 % , р-р натрия хлорида 0,9 % по 1 фл.

  • Контейнеры с дезраствором - 5 шт.

Визуальное:


  • Видеофильм «Клизмы»;

  • Мультимедийная презентация по теме «Постановка клизм и газоотводной трубки»

Техническое:

  • Компьютер;

  • Проектор.

Учебная литература:


  • «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» С.А. Мухина, И.И.Тарновская.





Методические рекомендации студентам по самоподготовке к практическому занятию:


  1. Прежде, чем приступить к работе, ознакомьтесь с актуальностью данной темы и целями занятия. Вы должны научиться:

    • объяснять пациенту сущность назначенных манипуляций: очистительной, масляной, гипертонической, сифонной, лекарственной клизм, постановки газоотводной трубки и осуществить их;

    • наблюдать за деятельностью кишечника пациента;

    • предотвращать возможные осложнения при проведении клизм и постановке газоотводной трубки;

    • соблюдать универсальные меры предосторожности при постановке различных видов клизм и газоотводной трубки;

    • провести дезинфекцию и предстерилизационную очистку использованного оборудования.

2. Уточните, что освещено по данной теме в учебной литературе - «Практическом руководстве к предмету «Основы сестринского дела» С.А. Мухиной, И.И.Тарновской и какой раздел Вам необходимо усвоить.

3. Для проверки исходного уровня знаний по теме ответьте на вопросы (в качестве вспомогательного материала используйте учебную литературу).

4. Для усвоения новой темы Вам предлагается использовать учебную литературу «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» С.А. Мухиной, И.И. Тарновской.

5. Ознакомьтесь с заданиями УМЕТЬ.

6. Приготовьте все необходимое для выполнения манипуляций, отработайте манипуляции, используя алгоритмы.

7. Для усвоения данной темы заполните таблицу, обсудите с группой ошибки.

8. Для закрепления полученных данных решите тестовые задания, обсудите с группой ошибки.

9. Подведите итог проделанной работы.



Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки


























Введение

Изучение данного методического пособия окажет несомненную помощь медицинским работникам при подготовке и выполнении манипуляций в соответствии с предъявленными требованиями нового Государственного образовательного стандарта, поможет в осуществлении сестринского процесса, целью которого является предоставление пациенту необходимой квалифицированной медицинской помощи.

Актуальность данной темы состоит в том , что в наше время клизмы - широко применяемые манипуляции. История клизмы насчитывает многие тысячи лет. Упоминание о клизме встречаются в египетских папирусах еще 3500 лет назад. Для «отца медицины» Гиппократа промывание кишечника - хорошо известный способ лечения. Постановку клизм и газоотводной трубки назначает врач, а выполняет данные манипуляции средний медицинский персонал.

При изучении данной темы студент должен научиться осуществлять наблюдение за деятельностью кишечника у пациента, уметь поставить пациенту газоотводную трубку и проводить все виды клизм.

Медицинская сестра перед проведением этих манипуляций обязана провести психологическую подготовку пациента, основанную на большом чувстве такта и меры, и обеспечить изоляцию пациента во время проведения манипуляций.

Быстро и качественно выполненные манипуляции - это возможность быстро и правильно поставить диагноз и залог успешного лечения пациента.





Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки


Термин



Определение


Резорбтивное действие



Общая всасывающая способность

Спастический запор

Запор вследствие усиления тонуса мышц кишечника

Атонический запор

Запор вследствие снижения двигательной функции кишечника


Метеоризм

Пучение, вздутие живота скопившимися кишечными газами

Транссудат

Отечная жидкость

Ирригоскопия

Рентгенологическое исследование толстого кишечника

Колоноскопия

Эндоскопическое исследование толстого кишечника



Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки


Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Клизмы


Сифонная

ОчищающиеМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

ОчистительнаяМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Масляная

Послабляющие

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Гипертоническая

Микроклизма

ЛекарственнаяМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Макроклизма

Лечебная

Цели постановки клизмМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

ДиагностическаяМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки


Очистительная

Диагностическая

цельМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

СифоннаяМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Масляная

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Гипертоническая

Лечебная

цель

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

ЛекарственнаяМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Очистительная клизма




Очистительная клизма


применяется для очищения кишечника от каловых масс и газов






Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки



При постановке клизмы

опорожняется только нижний отдел толстой кишки путем усиления перистальтики и разжижения каловых масс


Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки



Противопоказания

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

При подготовке

к эндоскопическому исследованию толстого кишечникаМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

При подготовке

к рентгенологическому

исследованию органов

пищеварения, мочевыводящих путей, органов малого таза

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубкиМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Перед операциями

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Перед родамиМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубкиМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

При запорахМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубкиМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубкиПеред введением

лекарственного средства




Подготовка к проведению очистительной клизмы

ДМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубкиля очистительной клизмы взрослому человеку требуется 1 -1,5 литра воды температурой:

  • Комнатной температурой - 20-25 градусов;

  • При спастическом запоре - 37 - 42 градуса;

  • При атоническом запоре - 12-18 градусов

Процедуру проводят в клизменной или в в палате.

Если процедура проводится в палате,где есть другие люди необходимо

отгородить пациента ширмой.

Оснащение к проведению очистительной клизмы

Кружка Эсмарха Наконечник Впитывающая пеленка

Судно Вазелин Туалетная бумага

2 пары перчаток Фартук Стойка Шпатель

вода1- 1,5 литра таз непромокаемый мешок для белья





Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Это лечебные клизмы с введение различных веществ.

Чаще всего - это микроклизмы, их объем составляет 50 - 100 мл.

Применяют:

  • для местного воздействия на слизистую оболочку нижнего отдела толстой кишки (облепиховое масло, настой ромашки и др.);

  • для резорбтивного воздействия на организм (препараты наперстянки, хлоралгидрат и др.).






Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубкиМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубкиМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки


Местного действия -

применяют с расчетом на

местный эффект вводимого вещества

Общего действия -

применяют при невозможности или нежелательности

перорального или

парентерального введения лекарственных веществ




Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубкиМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Гипертоническая

Масляная

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубкиМетодическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Показания к применению:

  • Неэффективность очистительной клизмы;

  • Массивные отеки;

  • Атонические запоры.

Показания к применению:

  • Неэффективность очистительной клизмы;

  • Первые дни после операции и родов;

  • Спастические запоры.




Все послабляющие клизмы имеют температуру раствора - 37-38 градусов по Цельсию.







Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Масляную клизму удобнее ставить на ночь, так как опорожнение

кишечника после постановки

клизмы наступает через 6 - 10 часов.

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки




Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки



Перчатки Лоток Туалетная бумага

Водный термометр Впитывающая пеленка Ширма

Грушевидный баллон или шприц Жане Шпатель

Масло (вазелиновое или Вазелин Газоотводная трубка

растительное150-200 мл)



Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки



Для постановки гипертонической клизмы используют 10% раствор натрия хлорида или 25-30% раствор магния сульфата.

Данные растворы не только усиливают перистальтику, но и

вызывают обильную транссудацию жидкости в просвет кишки, что приводит к обильному жидкому стулу.

Объем вводимого средства 50-100 мл. Эффект после гипертонической клизмы через 20-30 минут.



Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки


Грушевидный баллон или шприц Жане Шпатель

25-30% раствор или 10% раствор натрия сульфата Вазелин

магния сульфата

Газоотводная Перчатки Лоток Туалетная бумага

трубка

Водный термометр Впитывающая пеленка Ширма




Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

С помощью сифонной клизмы достигается более эффективное очищение кишечника, т.к. он промывается водой многократно на большом протяжении. Показания для постановки сифонной клизмы также определяет врач.

К ним относятся:

  • Отсутствие эффекта от очистительной, послабляющих клизм и приема слабительных.

  • Необходимость выведения из кишечника ядовитых веществ, попавших в рот или выделяющихся в кишечник через слизистую оболочку.

  • Подозрение на кишечную непроходимость.












Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Два стерильных толстых Воронка Вода комнатной

желудочных зонда температуры 10 л

(диаметром 0,8-1 см)

соединенных между

собой (закругленный

конец у одного зонда

срезан

Кувшин Таз для промывных Фартук Перчатки Туалетная бумага

вод

Впитывающая Вазелин Шпатель Емкость для пром.вод

Пеленка










































Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки




Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки

Вопросы для проверки исходного уровня знаний

по теме «Применение клизм и газоотводной трубке»


  1. Какое строение имеет желудочно-кишечный тракт?


  1. Какие отделы толстого кишечника Вы знаете?


  1. В каком отделе кишечника всасывается вода?


  1. Что такое дезинфекция?


  1. Что такое стерилизация?


  1. Что такое асептика?


  1. Какие этапы обработки наконечников и газоотводных трубок после использования Вы знаете?


  1. Какого АМД (антимикробного действия) дезинфектанты используются для обработки предметов ухода и инструментария, если они соприкасаются со слизистыми оболочками?


  1. Какие методы можно использовать для стерилизации пластмассовых наконечников?


  1. Какие методы можно использовать для стерилизации резиновых газоотводных трубок?


Цифровой диктанат.

1.Эффект действия масляной клизмы через __-____ часов.

2.Объем масляной клизмы составляет _____-_____ мл.

3.Температура лекарственного раствора для микроклизмы __-____ С.

4.Наконечник при постановке масляной клизмы вводят на глубину ___-__мл

5.Объем гипертонического раствора для микроклизмы ___-____мл.

6.Для постановки гипертонической клизмы используют ___-_____% раствор магния сульфата.

7. Опорожнительный эффект гипертонической клизмы через ____-____мин.

8.Температура гипертонического раствора для клизмы _____С.

9.При метеоризме газоотводную трубку вводят на глубину ___-____см.

10.Время постановки газоотводной трубки составляет ____час.

11.Объем очистительной клизмы___-____литров.

12.Температура воды при спастическом запоре при постановке очистительной клизмы______-________С.

13.Температура воды при атоническом запоре при постановке очистительной клизме_____-______С.

14. Температура воды при обычном запоре при постановке очистительной клизме_____-____С.

15. Объем сифонной клизмы____-____ литров.















Тестовые задания

по теме «Клизмы. Газоотводная трубка»

Вариант 1


Инструкция: выбрать один правильный ответ

1. Для постановки очистительной клизмы надо приготовить чистой воды (в л):

  1. 10-12

  2. 5-6

  3. 2-3

  4. 1-1,5

2. Для постановки гипертонической клизмы необходимо приготовить раствор:

  1. 10% натрия хлорида

  2. 5% сульфата магния

  3. 2% натрия гидрокарбоната

  4. 0,9% натрия хлорида

3. Показанием для постановки очистительной клизмы является:

  1. Острый аппендицит

  2. Первый день после операции на ЖКТ

  3. Запор

  4. Подготовка пациента к гастродуоденоскопии

4. Для очистительной клизмы используется:

  1. Кружка Эсмарха

  2. Грушевидный баллон, газоотводная трубка

  3. Шприц Жане

  4. Зонд с воронкой

5. Для постановки очистительной клизмы при спастическом запоре берется вода температурой (в град):

  1. 20-25

  2. 14-18

  3. 30-35

  4. 38-42

6. Для постановки очистительной клизмы при атоническом запоре берется вода температурой (в град):

  1. 20-25

  2. 12-18

  3. 30-35

  4. 38-42

7. Противопоказанием к постановке очистительной клизмы является:

  1. Метеоризм

  2. Кишечное кровотечение

  3. Подготовка к родам

  4. Запор

8. Необходимое количество вазелинового масла для постановки масляной клизмы (в мл):

  1. 1000-1500

  2. 500-1000

  3. 150-200

  4. 25-50

9. Масляная клизма назначается:

  1. При атонических запорах

  2. Перед операциями

  3. При спастических запорах

  4. При метеоризме

10.Температура раствора необходимого для постановки послабляющей клизмы (в мл):

  1. 20-25

  2. 40-42

  3. 37-38

  4. 30-35

  1. Для постановки масляной клизмы используют масло:

  1. Вазелиновое, 100-200 мл

  2. Касторовое, 50-100 мл

  3. Камфорное, 100-200 мл

  4. Оливковое, 25-50 мл

12. Опорожнение кишечника после постановки масляной клизмы обычно наступает через (в часах):

  1. 0,5-1

  2. Не менее часа

  3. 2-3

  4. 10-12

13. Опорожнение кишечника после гипертонической клизмы обычно наступает через (в часах):

  1. 0,5

  2. 2

  3. 4

  4. 10

14. Необходимое количество 25% раствора магния сульфата для постановки гипертонической клизмы (в мл):

  1. 1000

  2. 500

  3. 100

  4. 10

15. При постановке очистительной клизмы наконечник вводят на глубину (в см):

  1. 30-40

  2. 15-20

  3. 8-10

  4. 3-4

16. Перед лекарственной клизмой за 20-30 минут пациенту необходимо поставить клизму:

  1. Гипертоническую

  2. Очистительную

  3. Масляную

  4. Сифонную

17. Глубина введения зонда в кишечник при постановке сифонной клизмы (в см):

  1. 80-60

  2. 30-40

  3. 15-20

  4. 8-10

18. Для подготовки сифонной клизмы необходимо приготовить чистой воды ( в л):

  1. 10-12

  2. 5-6

  3. 1-1,5

  4. 0,5-1

19. Одним из показаний для постановки сифонной клизмы является:

  1. Рак прямой кишки

  2. Запоры у больного с массивными отеками

  3. Отравление

  4. Воспаление прямой кишки

20. Для постановки гипертонической клизмы необходимо приготовить 10% раствор натрия хлорида (в мл):

  1. 500

  2. 250

  3. 100

  4. 10

21. Наиболее правильное положение пациента при постановке очистительной клизмы на:

  1. Правом боку

  2. Левом боку

  3. Животе

  4. Спине

22. Противопоказанием к постановке сифонной клизмы является :

  1. Непроходимость кишечника

  2. Отравление

  3. Кишечное кровотечение

  4. Отсутствие эффекта при очистительной клизме

23. Максимальное время использования газоотводной трубки (в час):

  1. 2

  2. 3

  3. Не более часа

  4. 0,5

24. Газоотводную трубку не оставляют в кишечнике надолго, потому что:

  1. Могут образоваться пролежни в стенке кишечника

  2. Это утомит пациента

  3. Закончится лечебный эффект

  4. Нарушается стерильность

25. При метеоризме газоотводную трубку вводят на глубину (в см):

  1. 30-40

  2. 20-30

  3. 8-10

  4. 3-4

26. Для постановки лекарственной клизмы используют:

  1. Облепиховое масло

  2. Вазелиновое масло

  3. Подсолнечное масло

  4. Глицерин








Тестовый контроль по теме «Клизмы. Газоотводная трубка»

Вариант 2

Выбрать все правильные ответы:

1. Показаниями для очистительной клизмы являются:

1) Подготовка к рентгенологическим исследованиям органов пищеварения,

мочевыделения

2)Первые дни после операции на органах пищеварительного тракта

3)Распадающийся рак прямой кишки

4)Подготовка к эндоскопическому исследованию толстого кишечника

5) Запоры

2. Противопоказаниями для постановки очистительной клизмы являются:

1) Подготовка к рентгенологическому исследованию органов пищеварительного тракта

2) Первые дни после операции на органах пищеварения

3) Распадающийся рак прямой кишки

4) Подготовка к эндоскопическому исследованию толстого кишечника

5) Кишечные кровотечения

3. Для постановки очистительной клизмы необходимо приготовить:

1)Кружку Эсмарха

2) Грушевидный баллон

3) Клеенку, таз

4) Воду 10 л

5) Воду 1-1,5 л

4. При атоническом запоре для очистительной клизмы используют воду температурой (в град):

1)20

2) 14

3) 25

4) 37

5) 42

5. При спастическом запоре для очистительной клизмы используют воду температурой (в град):

1)20

2) 14

3) 25

4) 37

5) 42

6. Очистительную клизму можно проводить пациенту в положении:

1) На правом боку

2)На левом боку

3) На животе

4) На спине

5) Симса

7. Для постановки гипертонической клизмы используют раствор:

1)0 0,9% натрия хлорида, 100-200 мл

2)25-30% магния сульфата, 50-150 мл

3) 10% магния сульфата, 50-150 мл

4) 10% натрия хлорида, 50-150 мл

5) 10% натрия хлорида, 1000 мл

8. Для постановки масляной клизмы используют:

1)Растительное масло, 150-200 мл

2) Касторовое масло, 150-200 мл

3)Вазелиновое масло, 150-200 мл

4) Камфорное масло, 150-200 мл

5) 50% глицерин, 150-200 мл

9. Опорожнение кишечника после гипертонической клизмы наступает через:

1) 1 час

2) 10-12 часов

3) 20-30 минут

4) 5-10 минут

5)Сразу же после введения жидкости

10.Опорожнение кишечника после масляной клизмы наступает через:

1)1 час

2) 10-12 часов

3) 20-30 минут

4) 5-10 минут

5) Сразу же после введения жидкости

11. Масляные клизмы применяют:

1)При противопоказаниях очистительной клизмы

2) Перед постановкой лекарственной клизмы

3) Перед постановкой газоотводной трубки

4) При атонических запорах

5) При спастических запорах

12. Масляные клизмы не применяют при:

1)Спастических запорах

2) Атонических запорах

3) Кишечных кровотечениях

4) Распадающемся раке прямой кишки

5) Перед постановкой лекарственной клизмы

13. Гипертонические клизмы не применяют при:

1)Атонических запорах

2) Спастических запорах

3) Отеках

4) Трещинах заднего прохода

5) Воспалительных и язвенных процессах в толстом кишечнике

14. Гипертонические клизмы применяют при:

1)Атонических запорах

2) Спастических запорах

3) Отеках

4) Трещинах заднего прохода

5) Воспалительных и язвенных процессах в толстом кишечнике

15. Показаниями для постановки сифонной клизмы являются:

1)Отсутствие эффекта после очистительной клизмы

2) Подозрение на кишечную непроходимость

3) Отравления

4) Подготовка к колоноскопии

5) Подготовка к ирригоскопии

16. Для постановки сифонной клизмы необходимо приготовить:

1) Грушевидный баллон

2) Кружку Эсмарха

3) Воронку и два желудочных зонда со стеклянным переходником

4) Воду 10-12 л

5) Воду 1-1,5 л

17. Для постановки лекарственной клизмы используют:

1) Раствор ромазулана

2) Раствор анальгина

3) Облепиховое масло

4) Винилин

5) Растительное масло

18. Перед лекарственной клизмой проводят:

1)Очистительную клизму

2) Постановку газоотводной трубки

3) Сифонную клизму

4) Гипертоническую клизму

5)Масляную клизму

19. Микроклизма - это клизма объемом (в л):

1010

2)1

3) 1,5

4) 0, 2

5) 0,1

20. Макроклизма - это клизма объемом (в л):

1) 10

2) 1

3) 1.5

4) 0,2

5) 0,6


Решите ситуационные задачи по теме:


Задача №1

Пациент Александр В, 28 лет, находится на лечении в инфекционной больнице по поводу вирусного гепатита А. При обходе врача пациент пожаловался на отсутствие стула в течение трех дней, неприятные ощущения в области живота. Врач назначил постановку клизмы.

1) Определить проблемы пациента, спланируйте, реализуйте и оцените свое вмешательство.

2) Поставьте очистительную клизму.

Задача №2

Пациентка Анна Д, 28 лет госпитализирована в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом острый гастроэнтероколит. Она предъявляет жалобы на озноб, головную боль, боли в области живота, рвоту. Связывает свое состояние с приемом колбасы.

Объективно: кожные покровы бледные, t 37,5˚С, АД 120/80 мм.рт.ст, PS 84 удара в минуту, удовлетворительных качеств. После осмотра врач назначил постановку сифонной клизмы.

1.Определите проблемы пациентки, спланируйте, реализуйте свои действия.


2.Поставьте сифонную клизму.


Задача №3

Пациент, 43 лет, находится в урологическом отделении на постельном режиме 3-й день после операции на почке. За это время у пациента не было стула. Пациент беспокоится о своем состоянии. Медсестра получила назначение врача сделать пациенту послабляющую клизму.

1) Определите проблемы пациента, спланируйте, реализуйте и оцените свое вмешательство.
2) Поставьте масляную клизму.

Задача №4

Пациентка Галина К., 47 лет госпитализирована в проктологическое отделение областной больницы № 1. После осмотра врач назначил постановку лекарственной клизмы с облепиховым маслом. Проделайте данную манипуляцию. Какие проблемы могут возникнуть у пациентки при её проведении.
Задача №5

Пациентка Евдокия К., 59 лет, лечится по поводу острого бронхита. Вчера съела избыточное количество продуктов, вызывающих вздутие кишечника. Врач назначил постановку газоотводной трубки. Пациентка имеет избыточный вес, длительное время находится в постели.

1) Определить проблемы пациента, спланируйте, реализуйте и оцените свое вмешательство.

2) Поставьте газоотводную трубку.



Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки




Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки



Эталоны ответов к заданию № 2

заполнение таблицы по теме: «Клизмы. Газоотводная трубка»

Вид клизмы

Показания

Противопоказания

Вводимая

жидкость

Объем и

темпера-

тура

вводимой

жидкости

1.

1. Очистительная

клизма

1. Запоры.

2. Отравления.

3. Перед операциями, родами.

4. Перед исследованиями.

ЖКТ и органов мочевыделительной

системы.

5. Перед лекарственной

Клизмой.

1. Кровотечения ЖКТ.

2. Злокачественные образования

прямой кишки.

3. Первые дни после операции

на ЖКТ.

4. Острые воспалительные процес-

сы в толстом кишечнике.

5. Трещины в области заднего

Прохода.

6. Боли в животе не установленной

Природы.

1. Отстоянная вода

1. 1-1,5 л

2.

а)18-25 град

б) при

спастическом запоре

40-42 град.

В) при атоническом

запоре 14-18 град.

2.

Сифонная

клизма





1.Отравления.

2. Неэффективности очистительной

Клизмы.

  1. При подозрении на непроходимо-

сть кишечника.

1. Кровотечения ЖКТ.

2. Злокачественные образования

прямой кишки после операции

на ЖКТ.

4. Острые воспалительные процес-

сы в толстом кишечнике.

5. Трещины в области заднего

Прохода.

6. Боли в животе не установленной

Природы.


1. Вода (отстоянная)

2. 2% раствор

натрия

гидрокарбоната.

  1. Слабо-розовый

раствор

перманганата

калия

1. 10-12 л

2. 30-35

град.

3.

Масляная

клизма

1. Спастические запоры.

2. При длительных запорах, когда нежелательно натуживание.

1. Кровотечения ЖКТ.

2. Злокачественные образования

прямой кишки.

3. Первые дни после операции

на ЖКТ.

4. Острые воспалительные процес-

сы в толстом кишечнике.

5. Трещины в области заднего

прохода.

1. Вазелиное масло

2. Растительное

масло

1. 150-200 мл

2. 37-38 град.

4.

Гипертоническая

клизма

1. Атонические запоры.

2. Отеки.

1. Кровотечения ЖКТ.

2. Злокачественные образования

прямой кишки.

3. Острые воспалительные процес-

сы в толстом кишечнике.

4. Трещины в области заднего

Прохода.

5. Боли в животе не установленной

Причины.

1. 10% р-р

натрия хлорида.

2. 25% р-р магния

Сульфата.

1. 50 - 100 мл

2. 37-38 град.

5.

Лекарственная клизма

1. Местное воздействие

на слизистую толстого кишечника.

2. Для введения лекарственных

средств резорбтивного действия.

1. Кровотечения ЖКТ.

2. Злокачественные образования

прямой кишки.

3. Первые дни после операции

на ЖКТ.

4. Острые воспалительные процес-

сы в толстом кишечнике.

5. Трещины в области заднего

прохода.

1. Облепиховое

масло, настои

трав, винилин и

др.

2. Хлоралгидрат,

анальгин и др.

1. 100-150 мл

2. 37-38 град.

Эталоны ответов по проверке и коррекции исходного уровня знаний

по теме «Клизмы. Газоотводная трубка»


  1. ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник;


  1. слепая кишка, восходящий отдел ободочной кишки, поперечный отдел ободочной кишки, нисходящий отдел ободочной кишки, сигмовидная кишка, прямая кишка;


  1. в толстом кишечнике;


  1. - это комплекс мероприятий по уничтожению патогенных и условно-патогенных микроорганизмов в окружающей среде;


  1. - это комплекс мероприятий по уничтожению вегетативных и споровых форм микроорганизмов;

- это комплекс мероприятий по уничтожению патогенных, условно-патогенных, непатогенных микроорганизмов на всех стадиях развития;


  1. - это комплекс мероприятий по непопаданию микробов в рану;


  1. дезинфекция, предстерилизационная очистка, стерилизация;


  1. вирулицидного, т.е. воздействия на вирусы;


  1. стерилизацию паром, газами, химическими растворами;


  1. стерилизацию паром, газами, химическими растворами.





Эталон ответов к тестовым заданиям

по теме «Клизмы. Газоотводная трубка»

Вариант 1


  1. 4

  2. 1

  3. 3

  4. 1

  5. 4

  6. 2

  7. 2

  8. 3

  9. 3

  10. 3

  11. 1

  12. 4

  13. 1

  14. 3

  15. 3

  16. 2

  17. 2

  18. 1

  19. 3

  20. 3

  21. 2

  22. 3

  23. 3

  24. 1

  25. 2

  26. 1





Эталон ответов к тестовым заданиям по теме « Клизмы. Газоотводная трубка»

Вариант 2

1 - 1,4,5

2 - 2,3,5

3 - 1,3,5

4 - 2

5 - 5

6 - 2,4

7 -2,4

8 - 1,3

9 - 3

10 - 2

11 - 1,5

12 - 2,3,4,5

13 - 2,4,5

14 - 1,3

15 - 1,2,3

16 - 3,4

17 - 1,2,3,4

18 - 1

19 - 4,5

20 - 1,2,3








Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки



Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки





Критерии ответов к тестовым заданиям по теме

«Клизмы.»

Вариант 1

«5» - 90% правильных ответов (допустимо 1-2 ошибки)

«4» - 80 -89 % правильных ответов (допустимо 3-4 ошибки)

«3» - 79-70% правильных ответов (допустимо 5- 6 ошибок)

«2» - более 70% правильных ответов (более 6 ошибок)

Критерии ответов к тестовым заданиям по теме

«Клизмы.»

Вариант 2

«5» - 90% правильных ответов (допустимо 1-2 ошибки)

«4» - 80 -89 % правильных ответов (допустимо 3-5 ошибки)

«3» - 79-70% правильных ответов (допустимо 6 - 8 ошибок)

«2» - более 70% правильных ответов (более 8 ошибок)

Критерии оценки решения проблемно-ситуационной задачи:

5 «отлично» - комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

4 «хорошо» - комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

3 «удовлетворительно» - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

2 «неудовлетворительно» - неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.

Критерии оценки выполнения практических манипуляций .

5 «отлично» - рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;

4 «хорошо» - рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;

3 «удовлетворительно» - рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;

2 «неудовлетворительно» - затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с апп





Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки


Литература

Основная:


  • С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела», 2004 год

  • С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Теоретические основы сестринского дела», 2004 год

Дополнительная:









Методическая разработка теоретического занятия по теме: Применение клизм и газоотводной трубки








© 2010-2022