Программа дополнительного образования детей «Каратэ Сётокан – S. K. I. F»

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.БРАТСКА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»



РЕКОМЕНДОВАНО

на заседании МС

МБОУ «СОШ № 13»

Протокол № 1

от 20августа 2015

______________ Грибанова Н.А.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № 222

от 20 августа 2015

Директор МБОУ «СОШ № 13»

_____________ В.И.Чайко













Программа дополнительного образования детей

«Каратэ Сётокан - S.K.I.F»



возраст обучающихся - 11-15 лет

срок реализации - 1 год







Разработал:

Васюков Денис Александрович










Братск, 2015

Пояснительная записка


Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности обучения детей рукопашному бою на основе спортивного каратэ в системе дополнительного образования детей составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», согласно с типовым Положением об учреждениях дополнительного образования детей и отвечает всем основополагающим принципам подготовки юных спортсменов. Разработана на основе программы по спортивному каратэ для системы дополнительного образования детей авторов Кутасова С.Е., Труфанова А.В., Хорохориной Т.В. Рамзина А.А

Данная программа является обобщением педагогического опыта в системе дополнительного образования и является весьма актуальной, ввиду малого количества научно обоснованных программ и в то же время при наличии огромного интереса у различных специалистов, тренеров и спортсменов к методикам подобного рода. Она направлена на интуитивную мотивацию детей к самообразованию и гармоничному самосовершенствованию посредством целенаправленного развития их творческих начал.

Данная образовательная программа является модификацией «Программы по спортивному каратэ» Кутасова С.Е., Труфанова А.В., Хорохориной Т.В. Новизна и отличие данной программы от программы, на базе которой она разработана, заключается в том, что она направлена не на достижение высоких спортивных результатов, а на укрепление здоровья детей. В ней по-другому распределено учебно-календарное планирование, основное внимание уделено общей физической подготовке учащихся, т.к. занятия проводятся на базе общеобразовательной школы. В неё добавлены разделы прикладного рукопашного боя, основы борьбы для более полного физического развития учащихся.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, необходимыми для гармоничного общефизического развития, овладения приёмами самообороны, психологической устойчивости детей к трудностям, укрепления здоровья.

Учебная программа рассчитана на 1 год. Возраст занимающихся составляет 10-14 лет.

Форма занятий - групповая.

Режим занятий - 3 часа в неделю (99 часов в год).

Цель: содействие разностороннему, гармоничному развитию личности, привитие навыка здорового образа жизни посредством занятия рукопашным боем и спортивным каратэ.

Задачи программы:

Обучающие:

- овладеть техникой выполнения физических упражнений;

- изучить базовую технику каратэ и сформировать общую культуры движения;

Развивающие:

- развить общие и специальные физические качества, необходимые для освоения техники спортивного каратэ;

- развить волевые и морально этические качества личности, обеспечить потребность в ведении здорового образа жизни.

Воспитательные:

- сформировать у обучающихся интерес к занятиям спортом и спортивным каратэ в частности;

- воспитать трудолюбие;

- привить общечеловеческие нормы морали и нравственности.

Основные средства обучения:

- Подвижные игры и игровые упражнения;

- Упражнения на культуру движения;

- Подводящие и имитационные упражнения;

- Общефизические упражнения;

- Элементарные акробатические упражнения и самостраховка;

- Гимнастические упражнения;

- Базовый тактико-технический арсенал каратэ;

- Скоростно-силовые упражнения.

В связи с тем, что занятия проводятся на базе общеобразовательных школ необходимо учитывать факторы ограничивающие нагрузку:

- недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;

- возрастные особенности физического развития;

- недостаточный общий объем двигательных навыков и умений.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

При завершении обучения воспитанники должны владеть техникой кихон, ката, кумитэ на основе изученных технических действий. Свободно применять и комбинировать изученную технику в свободном поединке. Выполнять нормы по общей и специальной физической подготовке.

Качество усвоение знаний, умений и навыков в ходе усвоения образовательной программы отлеживается путем сдачи контрольных нормативов.

Виды контроля:

1. Входной контроль.

Входной контроль используется для оценки уровня физического и технического развития, и его соответствии намеченным целям и задачам. Он должен быть своевременным и основываться на качественных и количественных критериях оценки. В качестве наиболее приемлемой формы контроля следует использовать тестовые испытания по общефизической и специальной подготовке. При этом следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- тестовые испытания необходимо проводить в течение дня;

- при проведении контрольных испытаний необходимо стараться соблюдать одинаковые условия: время суток, климатические и температурные условия, арсенал вспомогательных средств, место проведения упражнений, предшествующая нагрузка и т.д.

- следует придерживаться определенной последовательности в тестовых испытаниях, вначале выполняются специальные упражнения на технику, затем на гибкость, скорость и силу.

2. Текущий контроль.

Предусматривает сдачу воспитанниками контрольно-зачетных нормативов по общей и специальной физической подготовке. Проводиться в течение года обучения.

3. Итоговый контроль

Предусматривает проведение итоговых соревнований в конце года обучения. Выявляет уровень тактико-технических навыков и физического развития.

Соревновательная практика:

Предусматривается участие спортсменов в двух-трех соревнованиях невысокого уровня в целях приобретения соревновательного опыта, более глубокого изучения правил соревнований практической реализации приобретенных тактико-технических навыков, а также воспитания духа состязательности, коллективизма и взаимоуважения.

Учебно-тематический план


Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Меры безопасности и правила поведения на занятиях

1,5

1,5


2.

История развития каратэ S.K.I.F

1,5

1,5


3.

Техника падений и самостраховки

7,5

1,5

6

4.

Изучение основных базовых стоек

4,5

1,5

3

5.

Изучение ударов

6

1,5

4,5

6.

Изучение ударов ногами

6

1,5

4,5

7.

Изучение блоков

7,5

1,5

6

8.

Изучение передвижений в стойках

9

1,5

7,5

9.

Изучение ката

24,5

3

21,5

10.

Работа в парах. Изучение приемов самообороны

31

6

25

Итого

99

21

78





































Календарно-тематический план


Тема занятия

Кол-во часов

1.

Меры безопасности и правила поведения на занятиях

1

2.

Меры безопасности и правила поведения на занятиях. История развития каратэ S.K.I.F

1

3.

История развития каратэ S.K.I.F

1

Техника падений и самостраховки

4.

Техника падений и самостраховки

1

5.

Техника падений и самостраховки

1

6.

Техника падений и самостраховки

1

7.

Техника падений и самостраховки

1

8.

Техника падений и самостраховки

1

9.

Техника падений и самостраховки

1

10.

Техника падений и самостраховки

1

Изучение базовых стоек

11.

Техника падений и самостраховки. Изучение основных базовых стоек.

1

12.

Изучение основных базовых стоек: киба-дати, хейсоку-дати, хейко-дати

1

13.

Изучение основных базовых стоек: киба-дати, хейсоку-дати, хейко-дати

1

14.

Изучение основных базовых стоек: мусуби-дати, хатидзи-дати

1

15.

Изучение основных базовых стоек: мусуби-дати, хатидзи-дати

1

Изучение ударов

16.

Изучение ударов. Чоку-цки

1

17.

Изучение ударов: чоку-цки, ой-цки, гяку-цки

1

18.

Изучение ударов: ой-цки, гяку-цки, нукитэ-цки, уракен-цки

1

19.

Изучение ударов: нукитэ-цки, уракен-цки

1

20.

Изучение ударов. Проверка полученных навыков

1

21.

Проверка полученных навыков

1

Изучение ударов ногами

22.

Изучение ударов ногами. Мае-гери чудан

1

23.

Изучение ударов ногами. Мае-гери чудан, маваши-гери чудан

1

24.

Изучение ударов ногами. Маваши-гери чудан

1

25.

Изучение ударов ногами. Маваши-гери чудан, Еко-гери чудан

1

26.

Изучение ударов ногами. Еко-гери чудан

1

27.

Изучение ударов ногами: еко-гери чудан, еко-гери кекоми чудан

1

Изучение блоков

28.

Изучение блоков: аге-уке, сото-уде-уке

1

29.

Изучение блоков: аге-уке, сото-уде-уке, учи-уде-уке, гедан-барай

1

30.

Изучение блоков: аге-уке, сото-уде-уке, учи-уде-уке, гедан-барай

1

31.

Изучение блоков: сюто-уке, дзю-дзи-уке

1

32.

Изучение блоков: сюто-уке, дзю-дзи-уке, тейсе-уке.

1

33.

Изучение блоков. Тейсе-уке. Экзамен на получение пояса

1

34.

Экзамен на получение пояса.

1

Изучение передвижений в стойках

35.

Изучение передвижений в стойках: дзенкуцу дачи, кокуцу дачи. Повторение блоков

1

36.

Изучение передвижений в стойках: дзенкуцу дачи, кокуцу дачи

1

37.

Изучение передвижений в стойках: дзенкуцу дачи, кокуцу дачи

1

38.

Изучение передвижений в стойках: дзенкуцу дачи, кокуцу дачи

1

39.

Изучение передвижений в стойках: дзенкуцу дачи, кокуцу дачи, киба дачи, маватэ

1

40.

Изучение передвижений в стойках: киба дачи, маватэ

1

41.

Изучение передвижений в стойках: киба дачи, маватэ

1

42.

Изучение передвижений в стойках. Проверка изученных навыков передвижения в стойках

1

43.

Проверка изученных навыков передвижения в стойках

1

Изучение ката

44.

Изучение ката хейан шодан

1

45.

Изучение ката хейан шодан

1

46.

Изучение ката хейан шодан

1

47.

Изучение ката хейан шодан

1

48.

Изучение ката хейан шодан

1

49.

Изучение ката хейан шодан

1

50.

Изучение ката хейан шодан

1

51.

Изучение ката хейан шодан

1

52.

Изучение ката хейан шодан

1

53.

Изучение ката хейан шодан

1

54.

Изучение ката хейан шодан, хейан нидан

1

55.

Изучение ката хейан нидан

1

56.

Изучение ката хейан нидан

1

57.

Изучение ката хейан нидан

1

58.

Изучение ката хейан нидан

1

59.

Изучение ката хейан нидан

1

60.

Изучение ката хейан сандан

1

61.

Изучение ката хейан сандан

1

62.

Изучение ката хейансандан

1

63.

Изучение ката хейан ёдан

1

64.

Изучение ката хейан ёдан

1

65.

Изучение ката хейан ёдан

1

66.

Изучение ката хейан годан

1

67.

Изучение ката хейан годан

1

68.

Изучение ката хейан годан

1

Работа в парах. Изучение приемов самообороны

69.

Изучение приемов самообороны. Приемы от ударов руками.

1

70.

Приемы от ударов руками и ногами

1

71.

Приемы от ударов руками и ногами

1

72.

Приемы от ударов руками и ногами

1

73.

Приемы от ударов руками и ногами

1

74.

Приемы от ударов руками и ногами

1

75.

Приемы от ударов руками и ногами

1

76.

Приемы от ударов руками и ногами

1

77.

Приемы от ударов руками и ногами

1

78.

Приемы от ударов руками и ногами

1

79.

Изучение приемов самообороны. Приемы от ударов ножом.

1

80.

Приемы от ударов ножом.

1

81.

Приемы от ударов ножом.

1

82.

Приемы от ударов ножом.

1

83.

Приемы от ударов ножом.

1

84.

Приемы от ударов ножом.

1

85.

Приемы от ударов ножом.

1

86.

Приемы от ударов ножом.

1

87.

Приемы от ударов ножом.

1

88.

Приемы от ударов ножом.

1

89.

Изучение приемов самообороны. Приемы освобождения от захватов

1

90.

Приемы освобождения от захватов

1

91.

Приемы освобождения от захватов

1

92.

Приемы освобождения от захватов

1

93.

Приемы освобождения от захватов

1

94.

Приемы освобождения от захватов

1

95.

Приемы освобождения от захватов

1

96.

Показательные выступления

1

97.

Показательные выступления

1

98.

Экзамен на получение пояса

1

99.

Экзамен на получение пояса

1



Методическое обеспечение образовательной программы.

В образовательном процессе используются две большие группы методов - это общепедагогические и практические.

Общепедагогические:

- Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение);

- Наглядные методы (показ упражнения, демонстрация учебных фильмов, применение простейших ориентиров, использование звуковых, световых и механических устройств позволяющих спортсмену получить информацию о темпированных, пространственных и динамических характеристиках движения).

Практические:

- Методы строго регламентированного упражнения (позволяют осуществить двигательную деятельность по твердо предписанной программе).

Методы обучения двигательным действиям:

- Метод целостно-конструктивного упражнения;

- Расчленено-конструктивный метод;

- Метод сопряженного воздействия.

При применении целостного и расчлененного методов большая роль отводиться подводящим и имитационным упражнениям, которые обеспечивают условия, облегчающие освоение двигательных действий.

Методы воспитания физических качеств:

- Равномерный метод, характеризуемый постоянной интенсивностью учебно-тренировочного и воспитательного процессов;

- Повторный метод, характеризуемый повторением одних и тех же упражнений с интервалами для отдыха.

Игровой метод позволяет совершенствовать такие способности как ловкость, быстрота, находчивость, самостоятельность и др. высокая эффективность метода объясняется положительным эмоциональным фоном, которым сопровождается участие в играх.

Соревновательный метод стимулирует учебно-тренировочный процесс, воспитывает волю, черты самостоятельности и ответственности перед коллективом. соревновательный метод проявляется в виде официальных соревнований различного уровня и как элемент организации тренировочного процесса.

Воспитательные средства:

- Личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;

- Высокая организация учебно-тренировочного процесса;

- Атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, товарищества;

- Дружный коллектив;

- Система морального стимулирования;

- Наставничество опытных спортсменов.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо помещение, оборудованное для проведения занятий по единоборствам, наличие матов, защитная экипировка, инвентарь для отработки ударов.











Список литературы для педагогов.

  1. Акопян А.О., Долганов Д.И., Королёв Г.А., Найденов М.И., Супрунов Е.П., Харитонов В.И. Программа. Рукопашный бой. / Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.Советский спорт, 2004 - 116с.

  2. Гаськов А.В.Планирование и управление тренировочным процессом в спортивных единоборствах (на примере бокса). Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998.

  3. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256с.

  4. Зверев С.М. Программы. Для внешкольных учреждений. Спортивные кружки и секции. - М. «Просвещение», 1986 - 430с.

  5. Ким С.Х. Преподавание боевых искусств. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2003 - 240с.

  6. Кутасов С.Е., Труфанов А.В., Хорохорина Т.В. Программа по спортивному каратэ для системы дополнительного образования детей. - Ростов - на - Дону, 2005. - 170с.

  7. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: «Просвещение», 1977.

  8. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста. / Методическое пособие. - М. Айрис пресс, 2004, - 112 с.

  9. Шахов Ш.К. Программирование физической подготовки единоборцев. - Махачкала, 1997.

  10. Шибанов Н.А. Проблемы отбора и ранней ориентации в каратэ // Тезисы докл. XV Всеросс. Научно-практической конференции. - М.: Гос. Комитет РФ по физической культуре и спорту, 1995. 11. Каратэ -до «Сётокан» --Рамзин А.А 2011год

Список литературы для детей и родителей.

1. Накаяма М. Лучшее каратэ. Перевод с английского Коломарова В.И.- М. Научно-издательский центр «Ладомир» «АСТ», 1997.

  1. Ознобишин Н.Н. Искусство рукопашного боя. - М.: Советский спорт, 1987.

  2. Оранский И.В. Восточные единоборства. - М.: Советский спорт, 1990.

  3. Питер Урбан, Каратэ додзё. Традиции и сказания: пер. с англ. - М.:АСТ: Астрель, 2007.

  4. Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах Востока. - М. : Молодая гвардия, 1990.

  5. Фунакоши Гичин, Каратэ-до Нюмон./ перевод с английского Константиновой Н. - Ростов -на -Дону, «Феникс», 1999. - 160с.

7. Каратэ -до «Сётокан» --Рамзин А.А 2011год


© 2010-2022