• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа по природоведению специальной коррекционной школы VIII вида (5 класс)

Рабочая программа по природоведению специальной коррекционной школы VIII вида (5 класс)

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

Рабочая программа


Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению в 5 классе составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой, «Просвещение», Москва, допущена Министерством образования Российской Федерации.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработанной Российским Государственным Педагогическим Университетом им. А.И.Герцена от 03 апреля 2015 года;

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ педагогов от 01.06.2014.

Рабочая программа по природоведению в 5 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся и способствует их умственному развитию.

Являясь следующим этапом, после начального обучения, обучение в 5 классе направлено на обобщение и углубление социокультурного опыта обучающихся на основе расширения содержания предметных областей, на развитие навыков самостоятельной учебной деятельности. В программе по природоведению в 5 классе усилена практическая направленность обучения, особое внимание обращается на развитие речи как средства общения, чётко прослеживаются межпредметные связи (развитие речи, математика, технология, изобразительное искусство, история), закладывается систематизация программного материала по предмету. Академический компонент рассматривается как накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, причём, предполагается, что обучающийся впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития. Компонент жизненной компетенции является основным и рассматривается в структуре образования как овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми обучающемуся в обыденной жизни.

Оба компонента являются сквозными для всего курса естествознания.

Курс «Природоведение» в 5 классе входит в образовательную область «Естествознание». Обучение природоведению рассчитано на 2 часа в неделю (68 часов в год).

Неоднородность состава детей и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обусловливает важность разработки дифференцированного стандарта, включающего такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с ОВЗ; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей. Все обучающиеся 5 класса нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. Академический компонент редуцируется здесь до полезных обучающимся академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития их жизненной компетенции за счет формирования доступных базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя их, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

Общая характеристика предмета «Природоведение» в 5 классе.

Основной целью курса природоведения в МКОУ С(К)ОШИ VIII вида г. Нерюнгри является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека

  • установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений

  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.

  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков.

  • формирование и развитие универсальных учебных действий.

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.

В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Курс «Природоведение» в 5 классе не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1-4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.


Формы организации учебного процесса, технологии.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока - экскурсии. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, в том числе выполнение практических работ.

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Практика взаимодействия с окружающим миром

  • Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;

  • Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

  • Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;

Обучающиеся 1 и 2 группы должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

  • выполнять рекомендуемые практические работы;

  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся 3 группы должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

  • пояснять проведенные наблюдения, делать выводы на основании наблюдений и результатов труда с помощью педагога;

  • выполнять рекомендуемые практические работы;

  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся 1 и 2 группы должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
    природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

  • расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

  • основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Обучающиеся 3 группы должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
    природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

  • расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

  • основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.


Планируемые результаты

  1. Личностные:

    1. Положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

    2. Способность к самооценке;

    3. Знание основных правил поведения в природе и ориентация на их выполнение;

    4. Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе;

    5. Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

    6. Устойчивый интерес к изучению природы, человека, своей страны;

    7. Умение оценивать трудность предлагаемого знания;

    8. Адекватная самооценка;

    9. Ответственность за выполнение своей части работы при занятиях в группе;

1.10.Установка на здоровый образ жизни и её реализация;

1.11.Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;

1.12.Положительное отношение к культурным ценностям;

1.13.Основы экологической культуры;

1.14.Целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.

  1. Регулятивные:

2.1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2.2. Проговаривать последовательность действий на уроке;

2.3. Высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

2.4. Работать по предложенному учителем плану;

2.5. Выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

2.6. Отличать верно выполненное задание от неверного;

2.7. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

3. Познавательные:

3.1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

3.2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;

3.3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

3.4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы;

3.5. Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем;

3.6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

4. Коммуникативные:

4.1. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

4.2. Слушать и понимать речь других;

4.3. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

4.4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах);

4.5. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры);

4.6. Работать в группе и паре, взаимодействовать при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

При выставлении оценок, в первую очередь, учитель руководствуется требованиями программы, по которой ведется обучение.

И.М. Бгажнокова, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования рекомендует следующую систему оценивания:

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

25 - 50%

хорошо

50 - 65%

отлично

свыше 65%

Основным инструментарием оценивания результатов на уроках природоведения являются: наблюдение за работой обучающихся на уроке, качество устных ответов на уроках, выполнение тестовых заданий, составленных учителем по разделам (темам), выполнение контрольных и самостоятельных работ.


Содержание предмета природоведение в 5 классе.

Программа по природоведению (64 ч) состоит из введения в предмет и шести основных блоков.


Раздел.

Тема.

Кол-во часов

К/р

1.

Введение.

Что такое природоведение, природа. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

1


2.

Вселенная.

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Первый полет в космос. Современные исследования.

4


1


3.

Наш дом- Земля.

Планета Земля. Форма Земли. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Поверхность суши нашего региона. Почва (охрана почвы). Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. полезные ископаемые нашего региона. Вода. Свойства воды. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Водоёмы Якутии. Сезонные изменения. Моря и океаны. Использование и охрана воды. Охрана водоёмов в нашем регионе.

17

1

4.

Растительный мир Земли.

Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные деревья. Хвойные деревья. Дикорастущие и культурные кустарники. Травы. Декоративные растения. Лекарственные растения. Растительный мир Якутии. Комнатные растения (растения в классе). Охрана растений. Красная книга. Охрана природы Якутии.

12




5.

Животный мир Земли.

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Рыбы. Птицы. Звери (млекопитающие). Животные рядом с человеком. Животные родного края. Домашние животные в городе и деревне. Уход за животными в живом уголке или дома. Певчие птицы. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Собаки и домашние кошки. Охрана животных. Заповедники и заказники. Красная книга Якутии.

13




6.

Человек.

Как устроен наш организм. Как работает (функционирует) наш организм. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Оказание первой медицинской (доврачебной) помощи.

9



1


7.

Есть на Земле страна- Россия.

Россия - Родина моя. Население России. Народы России. Якутия на карте России. Москва - столица России. Санкт-Петербург. Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо России. Якутск, города Якутии. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира России и родного края. Животный мир на территории нашей страны и Якутии. Заповедники, заказники, охрана природы. Наш город. Достопримечательности. Растения и животные нашей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.

10

1

8.

Повторение.

Повторение пройденного. Экскурсия в краеведческий музей.

2

1

При изучении темы «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. Учитель знакомит учащихся с названиями планет, но не требует обязательного полного воспроизведения этих названий.
В теме «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает знакомство с поверхностью Земли - сушей (материки, равнины, горы, холмы, овраги) и водоемами (моря, реки, озера, болота). На уроке используется глобус и физическаю карта мира (не раскрываются принципы ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды - зеленый, коричневый, синий.
В разделах «Растительный мир Земли» и «Животный мир Земли» углубляются и систематизируются знания, полученные в 1-4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показывается взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. Изучаются растительный и животный мир нашей республики и региона. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями опора идёт на личный опыт учащихся.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершает курс раздел «Есть на Земле страна - Россия». В процессе изучения этого раздела программы предполагается сформировать у учащихся элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе обобщаются знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно идёт знакомство с растениями и животными нашего региона, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся 5 класса должны понять логику курса: Вселенная - Солнечная система - планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух, климат), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы). От этого зависит состояние биосферы - жизнь растений, животных и человека. Человек - частица Вселенной.
Такое построение программы помогает сформировать у учащихся 5 классов целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя.
В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности.

Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (развитие речи, чтение, ИЗО, технология, математика, физическая культура).

Практические работы:

  1. Вселенная.

Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.
2. Наш дом - Земля.

Зарисовка форм поверхности суши. Составление таблицы «Полезные ископаемые». Заполнение схемы «Воды суши». Нахождение на карте морей и океанов. Зарисовка форм поверхности своей местности. Опыты: свойства почвы, состояние воды.
3. Растительный мир Земли.

Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов) растений. Сезонные наблюдения за растениями. Зарисовка растений в разные времена года. Заполнение таблиц. Уход за комнатными растениями.
4. Животный мир Земли.

Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей. Наблюдение за домашними животными. Сезонные наблюдения за животными. Составление правил ухода за домашними животными. Составление рассказов о своих домашних животных.
5. Человек.

Составление распорядка дня. Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран - порезов). Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела. Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка). Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов). Экскурсия в школьный медицинский кабинет.
6. Есть на Земле страна - Россия.

Зарисовка Государственного флага России. Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных промыслов и т. д.). Нахождение России на политической карте. Зарисовка животных и растений своей местности. Составление таблицы «Животные и растения нашей местности». Составление рассказа о своем городе.

Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, материки, океаны, глобус, карта и др.). Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.

Описание материально-технического обеспечения курса «природведение» в 5 классе.

Интернет-ресурсы:

  1. tana.ucoz.ru- современные уроки природоведения.

  2. pedsovet.su- методические материалы для уроков природоведения

  3. fcior.edu.ru. - коллекция электронных образовательных ресурсов нового поколения.

  4. school-collection.edu.ru.- документы, презентации, электронные таблицы, видеоролики.

  5. obi.img.ras.ru.- база знаний по биологии человека

Наглядные пособия:

  1. Таблицы. Растения и животный мир.

  2. Географическме карты. Физическая карта России. Физическая карта Якутии.

  3. Глобус.

  4. Иллюстрационный материал.

Технические средства обучения.

  1. Интерактивная доска.

Описание учебно-методического обеспечения курса «Природведение» в 5 классе.

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой, «Просвещение», Москва, допущена Министерством образования Российской Федерации.

  2. Природоведение. 5 класс: учеб. для специальных (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. - М.: Просвещение, 2013.

  3. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 класс: учеб. Пособие для учащихся специальных (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М.Лифанова, О.А.Дубровина. - М.: Просвещение, 2013.

  4. Природа неживая и живая» В.М. Пакулова, Н.В. Иванова 5 класс. - М.: «Дрофа», 2008г

  5. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. - М.: МГПИ, 1983.

  6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Академия,2000.

  7. Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. - М.: МГПИ, 1987.

  8. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания //Дефектология. - 1989. - №1.

9


© 2010-2022