• Преподавателю
  • Другое
  • Статья ПРОБЛЕМА БИОРАЗНООБРАЗИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья ПРОБЛЕМА БИОРАЗНООБРАЗИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОБЛЕМА БИОРАЗНООБРАЗИЯ

В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Суровцева О.Н., преподаватель биологии и химии

ОБОУ СПО «Советский социально-аграрный техникум»

Советского района Курской области.


«Сохранение биоразнообразия требует внедрения норм и принципов сохранения живой природы в систему базовых принципов организации производства и принимаемых всеми социальными группами правил поведения, ставших элементом культуры» [3].


В процессе модернизации общего среднего и среднего профессионального образования в России происходят изменения в содержании и методах, которые выдвигают одной из основных задач образовательного процесса достижение нового, современного качества образования.

Выпускник, получающий среднее профессиональное образование, должен быть готов к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых ситуациях. Он должен иметь совокупность достаточно сформированных, социально значимых качеств, отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

В области биологического образования эти изменения проявляются особенно четко в смене волевой ориентации и обозначении приоритетности его развивающей функции.

В системе среднего профессионального образования курс биологии играет большую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения: в воспитании общей культуры и творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле. Предмету биологии принадлежит ведущее место в формировании научно обоснованных знаний о природе, её составляющих, о проблемах, связанных с антропогенным преобразованием естественных природных ландшафтов.

Проблема сохранения биоразнообразия давно переросла в глобальную и занимает особое место. В настоящее время происходит интенсивное уничтожение природных экосистем и исчезновение видов живых организмов. Природные экосистемы полностью изменены на пятой части суши. Под угрозой исчезновения находятся тысячи видов растений и животных - в Красный список МСОП - Всемирного союза охраны природы (2000 г.) занесено более 9 тысяч видов животных и почти 7 тысяч видов растений. С 1600 г. зарегистрировано исчезновение 484 видов животных и 654 видов растений. В действительности число видов, исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения, во много раз больше [2].

Дальнейшее сокращение биоразнообразия может привести к утрате целостности биосферы и ее способности поддерживать важнейшие качества среды, которые необходимы для сохранения жизни в целом. В результате необратимого перехода биосферы в новое состояние она может оказаться непригодной для жизни человека. Сохранение разнообразия живых систем на Земле - необходимое условие выживания человека и устойчивого развития цивилизации [1].

В условиях усиления негативного влияния хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир в каждом регионе решение этой проблемы приобретает огромное значение для сохранения живой природы в целом. Проблема сохранения биоразнообразия требует непрерывного изучения, наблюдения, учета и охраны именно на уровне каждого, отдельно взятого региона. Именно поэтому очень важно отразить данную проблему в преподавании биологии в учреждениях среднего профессионального образования.

Анализируя опыт преподавания биологии в ОБОУ СПО «Советский социально-аграрный техникум» и качество знаний обучающихся, я пришла к выводу, что уровень знаний о биологическом разнообразии планеты в целом и Курской области в частности невысок. Многие обучающиеся затрудняются назвать виды, распространённые на территории родного края, охраняемые виды животных, не владеют информацией об охраняемых территориях области, не знакомы с мероприятиями, проводимыми по сохранению исчезающих видов. Обучающиеся 1-2 курсов, анализируя и систематизируя теоретический материал о популяции как единице эволюции, действии естественного отбора, приспособленности, не могут обосновать вывод о биоразнообразии как необходимом условии устойчивого развития биосферы.

Необходим поиск путей введения регионального содержания о биоразнообразии и основ изучения и сохранения биоразнообразия в процесс преподавания биологии в учреждениях среднего профессионального образования, так как эти знания играют ведущую роль в формировании естественнонаучной картины мира, составляют научную основу природоохранной деятельности. В этих условиях особенно важно выбрать наиболее эффективные средства и методы, способствующие повышению качества знаний обучающихся [5].

Одним из таких средств в среднем профессиональном образовании могут стать активные методы обучения, например, модульное обучение и метод проектов. Актуальным является необходимость изучения биоразнообразия региональной фауны на основе активных методов обучения, так как единообразие обучения снижает качество знаний обучающихся [4].

Опираясь на технологию проектного обучения, мною, совместно с обучающимися 5 группы по специальности 110800.01 «Мастер сельскохозяйственного производства», разработан научно-исследовательский проект "Многолетний экологический мониторинг биоразнообразия поймы реки Кшень и её притоков", включающий мультимедийное сопровождение для внеклассной воспитательной работы или учебных занятий по общеобразовательным дисциплинам «Биология» и «Естествознание». В качестве особого метода введения проекта рассмотрена организация самостоятельной исследовательской работы как индивидуальной, так и групповой. Основной целью исследований является многолетнее слежение (мониторинг) за биоразнообразием участка поймы реки Кшень и её крупных притоков (река Грайворонка, река Грязная).

В ходе изучения растений и животных - обитателей водоёмов и прибрежных зон поймы реки Кшень и её крупных притоков ребята описали более 170 видов живых организмов, сравнили их численность.

Полученные данные навели на мысль о том, что самой чистой и экологически благополучной рекой можно считать правый приток р. Кшень р. Грайворонку. Кроме того, в р. Грайворонка в районе сёл Верхняя и Нижняя Грайворонка были пойманы рыбы, по внешнему виду и основным морфологическим характеристикам схожие с миногой ручьёвой (Lampetra planeri). Достоверность факта ещё предстоит проверить. Миноги предпочитают жить в чистой, прохладной воде. Поэтому их наличие или отсутствие в водоёме можно отнести к важным показателям его экологического состояния. Меньшее количество видов - обитателей водоёмов в р. Кшень, скорее всего, объясняется густым заселением прибрежной зоны. А вот на малое количество обитающих живых организмов в р. Грязная оказывает влияние сброс тёплых, а порой неочищенных сточных вод ЗАО «Кшенский сахарный комбинат».

Исследования только начаты. Проект действует с 1 сентября 2012 года и, я надеюсь на то, что нас ждут ещё новые открытия и интересные находки.

Список литературы:

  1. География и мониторинг биоразнообразия. - М.: Изд-во Научного и учебно-методического центра, 2002. - 432.

  2. Конвенция о биологическом разнообразии (cawater-info.net/library/ rus/bio.pdf)

  3. Национальная Стратегия сохранения биоразнообразия России // текст подготовлен коллективом экспертов и консультантов под руководством академика РАН Д.С. Павлова (bio.1september.ru/2004/29/5.htm)

  4. Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. - 2003.-№3.-С. 21-31.

  5. Самкова В.А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников // Биология в школе. - 2002. - №7 - С. 9-13.

© 2010-2022