• Преподавателю
  • Другое
  • Ядрышников К. С. , Рудницкая А. А. К вопросу об использовании в проектной деятельности обучающихся, на занятиях по правовым дисциплинам, кейс-метода

Ядрышников К. С. , Рудницкая А. А. К вопросу об использовании в проектной деятельности обучающихся, на занятиях по правовым дисциплинам, кейс-метода

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К вопросу об использовании в проектной деятельности обучающихся, на занятиях по правовым дисциплинам, кейс-метода.

Ядрышников К.С., преподаватель ГБОУ СПО "Нижегородский колледж малого бизнеса"

Рудницкая А.А., студентка ГБОУ СПО "Нижегородский колледж малого бизнеса"

Проектная деятельность является одним из наиболее востребованных методов формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций. В основе данного метода лежит развитие у обучающихся креативности, критического мышления, способности работать, как индивидуально, так и в группе. Отсутствие у выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования указанных компетенций делает невозможным здоровую конкуренцию молодых специалистов на рынке труда.

Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают формирование у студентов образовательных организация среднего профессионального образования общих и профессиональных компетенций, однако, методика их формирования не всегда отражает современные социально-экономические реалии развития общества.

Так, студенту среднего профессионального образования, при изучении правовых дисциплин достаточно сложно овладевать теми или иными компетенциями на основании только учебных пособий, которые, к слову сказать, содержат в себе достаточный уровень теоретического материала, однако он довольно условно связан с повседневной и практической деятельностью студентов, достаточно быстро устаревает. В этой связи, на преподавателя ложится достаточно серьезная нагрузка по адаптации учебного материала к требованиям современной жизни, выполняя при этом требования ФГОС по формированию у обучающихся тех или иных компетенций.

Ориентация процесса обучения на использование только традиционных методов, затрудняет овладение профессиональной компетентностью в любой сфере, что предопределило задачи поставленные Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым в утвержденной государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 [1].

Одним из основных аспектов решения, отмеченных в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы, задач является обеспечение более высокого уровня преподавания учебных дисциплин правовой направленности, чему должно способствовать совершенствование методов обучения, в частности, активное применение кейс-метода, метода проектной деятельности, являющихся универсальным инструментарием для освоения обучающимися навыков индивидуального и коллективного анализа и самостоятельного принятия решения.

Таким образом, необходимость формирования у обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений (не юридического профиля) общих компетенций в сфере защиты прав потребителей состоящих в умении грамотно использовать полученные правовые знания в повседневной жизни и профессиональной деятельности, в способности разбираться в различных спорных ситуациях посредством всестороннего анализа норм гражданского права, регулирующих правоотношения в сфере защиты прав потребителей, является одной из приоритетных задач в образовании.

В виду того, что метод проектов всегда предполагает наличие какой-либо проблематики [2], нам кажется, достаточно интересным рассмотреть его в симбиозе с кейс-методом, являющимся универсальным инструментом не только активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций, но и как эффективную методику формирования у студентов среднего профессионального образования общих и профессиональных компетенций (на примере студентов ГБОУ СПО "Нижегородский колледж малого бизнеса").

В качестве примера рассмотрим проект студентки ГБОУ СПО "Нижегородский колледж малого бизнеса" (соавтора данной статьи) - «Права потребителя в ситуационных задачах (кейсах)».

Целью данного проекта являлось самостоятельное формирование студентами среднего профессионального образования (не юридического профиля) общих и профессиональных компетенций на занятиях по правовым дисциплинам, используя кейс-метод.

Задачи были поставлены следующие:

  1. Определение возможностей участников проекта;

  2. Привлечение наиболее активной части обучающихся к реализации проекта;

  3. Образовательная подготовка обучающихся;

  4. Привлечение к совместной творческой и аналитической работе;

  5. Методическое обобщение опыта, полученного в результате реализации проекта.

Форма проекта - кейс (ситуационная задача) составляемая обучающимся (группой обучающихся) на основании личного (потребительского) опыта. Преподаватель выступает как модератор.

Механизм реализации проекта можно представить в виде следующей таблицы:

Участники проекта


Функции участников проекта



Преподаватель правовых дисциплин

1.Разрабатывает проект;

2.Администрирует деятельность обучающихся, при составлении кейсов;

3.Ведет мониторинг;

4.Методическое обобщение опыта, полученного в результате реализации проекта

Обучающиеся

1.Определяют конкретную ситуацию в сфере защиты прав потребителей на предмет составления кейса;

2. Составляют кейс (индивидуально либо в группах);

3.Анализируют кейс, предлагают варианты решения.

Родители

1.Могут являться источниками ситуационных задач (кейсов)

Говоря о результатах, отметим «многослойность» результатов любой проектной деятельности, которые носят предметный, деятельностный, личностный, коммуникативный характеры [3].

Реализация проекта «Права потребителя в ситуационных задачах (кейсах)» показала следующие результаты у участников проекта:

Обучающиеся:

Обучающиеся продемонстрировали сформированность:

  1. Информационной, социальной, коммуникативной компетенции:

  • умение понимать поставленную задачу, суть проблематики, характер взаимодействия с другими студентами и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;

  • умение дискуссировать в группах, выражать свою точку зрения, слушать других;

  • умения работать с законодательством Российской Федерации;

  • умение анализировать и сопоставлять факты;

  • умение оценивать результаты своей работы и работы группы;

  • умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;

  • умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности.

  1. Предметной, познавательной компетенции:

  • подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой;

  • понимание прикладного значения полученных знаний;

  • возможность самостоятельного принятия решений в подобной ситуации.

Преподаватель:

  1. Создает условия для формирования информационной, коммуникативной, социальной, познавательной и предметной компетентностей у обучающихся;

  2. Помощь обучающимся в целях заинтересовать их дисциплиной, ее прикладным характером;

  3. Овладение кейс-методом, при преподавании дисциплины;

  4. Усовершенствование профессионального мастерства через подготовку, организацию проектной деятельности обучающихся.

Родители:

1. Сформированность мотивации к сотрудничеству с колледжем;

2. Высокая степень включенности родителей в учебную деятельность обучающегося;

3. Повышение коммуникативной культуры.

Помимо этого, стоит отметить ресурсную базу, для реализации проекта:

  1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка методики составления ситуационной задачи (кейса) и приемов работы с новым содержанием);

  2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, инструктирование обучающихся по реализации проекта);

  3. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач у обучающихся);

  4. Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка преподавателем контрольно-измерительных материалов, для оценки кейсов).

  5. Обеспечение научно-методических условий. Создание научно-методического обеспечения реализации проекта:

5.1.различных методических памяток и рекомендаций;

5.2.примеры ситуационных задач;

  1. Обеспечение рефлексивного пространства для участников проекта.

  2. Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов с современным рабочем местом преподавателя).

  3. Наличие у преподавателей педагогических компетенций.

  4. Финансовых затрат не требуется.

Подводя итог, можно отметить, что применение в проектной деятельности кейс-метода (при преподавании правовых дисциплин) показало достаточно хорошие результаты, что говорит о перспективности данного направления.

В виду того, что юриспруденция охватывает все сферы жизни общества, правовая проблематика, как на бытовом уровне, так и в профессиональной сфере, безусловно, актуальна для обучающихся, членов их семей. Возможность самостоятельно разобраться в решении конкретной правовой проблемы, не просто вызывает интерес к дисциплине, но и формирует общие и профессиональные компетенции у обучающихся, мотивируя их на применение полученных навыков на практике.

Для реализации проекта, не требуются специальное оборудование и определенные аудитории.

Самое главное, обучающиеся самостоятельно используют метод, способствующий формированию у них самих общих и профессиональных компетенций. Преподаватель же исполняет роль модератора, лишь координирует деятельность обучающихся, но, не вмешиваясь в нее.

В целом, перспективы использования кейс-метода в проектной деятельности обучающихся среднего профессионального образования при преподавании правовых дисциплин будет актуальна не только в учебной, но и воспитательной деятельности обучающихся (сценарий кейса позволяет формировать уважительное отношение к закону, институтам семьи и брака, воспитывать неприятие коррупционных проявления, иных форм нарушения закона).

Список литературы


  1. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы. // "Собрание законодательства РФ", 26.11.2012, N 48, ст. 6735.

  2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С.Кукушкина. - М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. - 336 с.

  3. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А.Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.





4


© 2010-2022