• Преподавателю
  • Другое
  • Урок по теме «Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов»

Урок по теме «Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов»

Цель:  расширение понятийной базы обучающихся  в процессе формирования представлений о человеческих расах и их различиях, знакомства с изменением численности населения планеты. Задачи: 1. Обучающие:- актуализировать знания обучающихся о появлении человека на планете и его дальнейшем расселении по материкам;                           - формирование понятий «раса», «численность населения», «миграции»;                           - познакомить с признаками основных человеческих рас и выявить их завис...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов».Урок по теме «Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов».Урок по теме «Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов».Урок по теме «Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов».План - конспект

Этап урока

Содержание материала. Деятельность учителя.

Деятельность

обучающихся

УУД

Организационный

момент

Приветствие обучающихся.

Готовятся к уроку.

- осознание необходимости изучения окружающего мира

Актуализация знаний.

1... .И вот он вырвался из чащи
По следу зверя. Но поток,
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересек.

2. На берегу другом - добыча,
Для всей семьи его - еда:
Нетронутые гнезда птичьи,
Косуль непуганых стада..

3. Себе, представив на мгновенье
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потер.

4. И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он,
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою, сведен.

5. И вдруг - голодный, низколобый,
Он стал, упорен и высок,
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.

6. И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев - гнилье!
Он стал раскачивать ее.

7. И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв,
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.

8. И он тропою небывалой
На берег перешел другой,
И пот со лба отер усталой -
Уже не лапой, а рукой.

- О ком, на ваш взгляд, это стихотворение?

- А как вы можете прокомментировать последние четверостишие этого стихотворения?

- На ваших столах лежат листы с названиями древних предков человека и первых людей. Посовещавшись между собой составьте правильную цепочку развития человека на планете. (прил. 1)

- Сравним ваши варианты с правильным ответом (слайд 1).

- Чей вариант был наиболее верным?

Слушают стихотворение.



















Отвечают на вопросы.

Высказывают своё мнение.

Совещаются, выполняют работу в парах. Вспоминают изученный ранее материал.

Сравнивают свои работы и ответы одноклассников.

- умение анализировать и сравнивать материал урока;

- умение концентрировать внимание на предлагаемом материале.

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- отбирать информацию для подтверждения высказанного суждения;

- развитие умения анализировать и сравнивать материал урока;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- умение излагать свое мнение в монологической речи;

- умение распределять обязанности при работе в паре и группах.



Постановка

учебной задачи.

30- 40 тысяч лет назад появился вид Человек разумный - Homo-sapiens. Все современное человечество, проживающее на нашей планете, принадлежит к одному виду. (слайд 2)

Ученые предлагают несколько характеристик современного человека. (слайд 3).

  • 46 хромосом (носителей наследственной информации)

  • одинаковые группы крови

  • получение плодовитого потомства

  • одинаковое строение стопы, руки

  • пропорциональность тела

  • уровень развития мозга

  • строение черепа (соотношение лицевого и мозгового отделов)

  • один биологический вид (Homo sapiens).

- По вашему мнению, о чем говорят эти признаки?

- Как бы вы, на основании уже рассмотренного материала, сформулировали тему сегодняшнего урока?

Тема сегодняшнего урока «Человечество - единый биологический вид. Изменение численности населения». (слайд 4).

- Перед вами три фотографии (слайд 5). Что отличает этих людей друг от друга?

- Возникают ли у вас какие - то вопросы при просмотре этих фотографий?

- Какой вопрос вы считаете самым важным?

-Какую информацию мы должны получить во время урока, чтобы ответить на этот вопрос?

На сегодняшнем уроке мы постараемся не только вспомнить, как шло развитие человека, но и познакомимся с расселением человека по планете Земля, и тем, что собой представляют современные жители нашей планеты.

Анализируют данные слайда.





Отвечают на вопрос.

Предлагают варианты формулировки темы урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Анализируют фотографии.

Формулируют «проблему», записывают в тетрадь.

Формулируют задачи, которые они должны выполнить на уроке.

- планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;

- умение концентрировать внимание на предлагаемом материале.

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- отбирать информацию для подтверждения высказанного суждения;

- развитие умения анализировать и сравнивать материал урока;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- умение излагать свое мнение в монологической речи;

- выработка правильной реакции на свою ошибку и ошибки одноклассников

Открытие

нового знания.

- Вспомните из курса природоведения 5 класса, где впервые, по мнению ученых, появились древние люди?

- Пользуясь картой полушарий атласа и предложенной вам схемой (прил. 2), предположите, как могли перемещаться древние люди от северо - востока Африки в дальнейшем по планете? Аргументируйте свое мнение.

- Сравните свои варианты с тем, как на самом деле шло расселение человека по планете Земля.

(слайд 6)

- Чей вариант ответа был самым точным?

Так как древних людей было немного, они жили отдельными группами далеко друг от друга.

- Как вы думаете, почему жители разных частей земного шара так не похожи друг на друга?

На сегодняшний момент ученые выделяют три основные группы людей, отличающихся по внешним признакам, которые называются человеческими расами: европеоидная, монголоидная, негроидная. (слайд 7)

- Пользуясь текстом учебника (стр. 157), работая в группах, заполните таблицу (прил. 3).

Название расы

Внешние

признаки

Районы

проживания

Приспособленность

к природным условиям

Европеоидная

Монголоидная

Негроидная



(слайд 8 - 9)

Действительно, распределение представителей различных рас по планете Земля, выглядит следующим образом. (слайд 10).

В настоящее время, в связи с большой подвижностью населения, в браки вступают представители разных рас, поэтому ученые склонны выделять переходные расы. Например, австралоидную. Подробнее с переходными расами вы познакомитесь в старших классах. (слайд 11)

К сожалению, некоторые представители европеоидной расы считают, что люди с другим цветом кожи, находятся на более низшем уровне развития, чем европейцы. Но уровень развития зависит вовсе не от цвета кожи. А остальные характеристики, как мы видели ранее, у всех людей одинаковы. Среди представителей с темным цветом кожи очень много талантливых людей. Вот лишь некоторые примеры. (слайд 12 -13).

Для всех угнетённых,

Трудом обожженных, разница в цвете кожи -

Не в счёт.

В людях - чёрных, белых, жёлтых -

Красная кровь течёт!

(Р. Рождественский)

- Как можно назвать всех людей, проживающих на нашей планете?

Население - совокупность всех людей, живущих на Земле (человечество) или определенной территории (стране, области). (слайд 14)

В течение многих тысячелетий население Земли было небольшим и росло очень медленно. Ученые предполагают, что в 4000 году до н.э. население составляло 7000 человек, в 1 году нашей эры - 300 000 человек, в 1000 году н.э. - 400 000 человек, а 1 миллион жителей на планете насчитывалось только в 1804 году (слайд 15).

Затем население Земли стало расти значительно быстрее, и семимиллиардный житель появился на свет 31 октября 2011 года в г. Калининграде. (слайд 16)

Во второй половине 20 века население Земли увеличилось в 2,5 раза (слайд 17).

А чему, по прогнозам ученых оно будет равняться ещё через 40 лет, в 2050 году? (слайд 18)

- Как вы думаете, а от чего зависит численность населения отдельных территорий земного шара?

Одной из причин изменения численности населения какой - либо территории является миграция - перемещение населения из одного места проживания в другое.

Численность населения в разных странах существенно различается. В мире насчитывается всего лишь 12 стран численность населения в которых превышает 100 миллионов человек. Эти страны представлены на слайде. (слайд 19)

- Какие страны лидируют по численности населения?

- Сколько людей в них проживает?

- На каком месте по численности населения находится Россия?

- Сколько людей проживают в нашей стране?

Согласно прогнозам ученых, население Земли прекратит расти к XXII веку, когда достигнет примерно 10 - 12 млрд. человек. Больше планета просто не сможет выдержать.

Составляют схему.

Представляют её классу.

Анализируют данные слайда.

Оценивают ответы одноклассников.

Отвечают на вопросы.



Заполняют таблицу.

Обсуждение результатов.





Отвечают на вопрос.







Анализируют данные слайда.

Отвечают на вопросы.





Анализируют данные слайда. Отвечают на вопросы.

- планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;

- умение концентрировать внимание на предлагаемом материале.

- умение излагать свое мнение в монологической речи;

- выработка правильной реакции на свою ошибку и ошибки одноклассников;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- умение распределять обязанности при работе в паре и группах.

- оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников;

- осознание важной роли работы каждого обучающего в процессе урока;

- умение анализировать статистический материал;

Первичное

закрепление

Пользуясь знаниями добытыми вами на уроке, заполните пропуски в схеме. (слайд 20)

Вид ________________________________



_____________________





___________ __________ ________ 1. 1. 1.

2. 2. 2.

3. 3. 3.

Расположите признаки рас в нужном порядке: (слайд 21)

Признаки

Европеоиды

Негроиды

Монголоиды

Темная кожа

Складки кожи у внутреннего угла глаза

Широкий нос с большими ноздрями

Тонкие губы

Широкие губы

Хорошо развиты усы и борода

Прямые жесткие волосы

Волнистые и курчавые волосы

Широкое лицо

Светлая кожа

Выступающие скулы

Прямые мягкие волосы





Устно заполняют схему.





Устно фронтально.

- выделение главного в изучаемом материале.

- умение общаться и взаимодействовать внутри классного коллектива;





Рефлексия

- Вспомните, какой вопрос мы поставили перед собой в начале урока?

- Смогли мы получить на него ответ?

- Если ответ дан не в полной мере, что этому помешало?

- Что было для вас наиболее познавательным?

- Чья работа на уроке, по вашему мнению, была наиболее продуктивной?

- Я сегодня за работу на уроке поставила бы следующие оценки _____

- Согласны вы с моим мнением?

Спасибо за работу на уроке. Домашнее задание § 51,52. (слайд 22)

Анализируют и оценивают свою работу и работу класса на уроке.



Записывают д/з.

- умение общаться и взаимодействовать внутри классного коллектива;

- оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников;

- осознание важной роли работы каждого обучающего в процессе урока;




© 2010-2022