- Преподавателю
- Другое
- Программа фольклорного ансамбля Журавушка
Программа фольклорного ансамбля Журавушка
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ефремова О.Ю. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
22
ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»
Образовательная программа
фольклорного ансамбля «Журавушка»
Продолжительность освоение программы 4 года.
Возраст: 9-14 лет.
Составила: учитель музыки
Ефремова О.Ю.
Рязань
2015г.
Пояснительная записка.
Современная педагогика призвана пробуждать в детях интерес к народной
культуре, приобщать их к творчеству, учить дорожить драгоценнейшим
состоянием, оставленным нам предшествующими поколениями; нести
родниковую чистоту народного искусства и творчества во имя духовного
возрождения России.
Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков
новым поколениям. В новом, III тысячелетии задача передачи духовных
ценностей человечества приобретает все большее значение. Технический
прогресс - бесспорный в материальном плане, в то же время сопровождается
снижением духовности. В культуре появились новые взгляды, идеи, мысли,
чувства, сказывается иностранное влияние, возросшее за последние
десятилетия.
Сознание человека не успевает в своем внутреннем развитии за внешним
потоком информации. В личностной системе происходит подмена ценностей,
мироощущение утрачивает сопротивляемость по отношению к нравам,
традициям, субкультуре, не свойственным исконно русской культуре.
Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций,
памятников, ценностей в результате искусственного отторжения от истоков
родной культуры массы людей в начале XX века.
Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла своего существования и места в нем, выдвигает нравственно - эстетическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования в России, разрабатывая программы развития воспитания различных уровней на ближайшие годы, предусматривает духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовку их к самостоятельной жизни как важнейшую составляющую развития общества, государства.
Такой подход закреплен Законом РФ «Об образовании», где говорится о защите системой образования культур и региональных традиций в условиях многонационального государства. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.
Задачу передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и
обучения конструктивно мыслящей личности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого, можно решить через приобщение детей к духовному наследию человечества, усвоение русской народной культуры как
части общечеловеческой культуры.
Актуальность программы.
Музыкальный фольклор - уникальная, самобытная культура наших предков
осознается современным обществом как значительный фактор духовности,
преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным
истокам.
Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач
нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей
подрастающего поколения.
Обучение в рамках программы «Журавушка» носит воспитывающий, развивающий и системный характер. Освоение доступного
фольклорного материала формирует представления ребенка о народном
музыкально - поэтическом языке, его образно - смысловом строе. Благодаря
естественности звуковой организации народных попевок, у детей достаточно
быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что
незамедлительно скажется на чистоте интонирования. Элементы движения,
включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию
движений, но и позволяют точнее передать, а следовательно, и освоить
национальную народную характерность самовыражения.
Системность обучения по программе находит свое выражение в
различных аспектах:
-система знаний о фольклоре русского народа: песни, игры, танцы, обычаи,
традиции;
-система умений: воспринимать и включатся в исполнение и творчески
воспроизводить доступный фольклорный материал.
Игровой и детский фольклор.
Естественный переход от разговорной речи к пению. Сохранить яркость,
выразительность, образность слова. Исполнять потешки, прибаутки, детские
песенки, участвовать в играх, и простых танцах.
Переход к выработке единой вокально - хоровой манеры. Умение петь в
хоре, эмоционально и выразительно исполнять несложный фольклорный
материал: календарные (обрядовые) и хороводные песни.
Органичное единство слова, напева, игры, танца, инструментальной музыки.
Творчески воспроизводит фольклорный материал: лирические, бытовые,
малые лирические, календарные, детские игровые, хороводные, плясовые
жанры фольклора.
В комплексной программе «Журавушка» детям представляется возможность почувствовать целостность мира культуры русского народа, в котором невозможно разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений.
Эстетическое воспитание, в данном случае, рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию. Художественное воспитание входит в его состав, как целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности, воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности.
Решая задачи эстетического воспитания и образования, программа «Журавушка» способствует также решению других задач духовно - нравственного развития личности, т.е. осуществляет комплексный подход к становлению личности ребенка.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
Направленность программы - художественно-эстетическая.
Вид образовательной программы - модифицированная.
Уровень освоения - общекультурный.
1. Цель программы: Гармоническое развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно - творческих умений; духовно - нравственное становления.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Обучающие:
-
освоение певческой установки;
-
получение начальных знаний по традиционной народной культуре.
Развивающие:
-
творческое воспроизведение фольклорного материала, вариативность в движениях.
Воспитательные:
-
формирование духовно-нравственных качеств личности, внутренней культуры;
-
уважительное отношение к истокам национальной культуры и национальных
традиций.
Мотивационные:
Создать мотивацию к самосовершенствованию.
Коррекционные:
- коррекция памяти, мышления, развития речи, восприятия, компенсация эмоционального недоразвития.
Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, традиционных музыкальных форм, развить полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научится анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать ее значения в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, экологии, музыке, изо, труду, физкультуре и т.д).
Программа авторизированная. В основе программы лежат образовательные программа «Русский фольклор» (Куприянова Л.Л.); «Народная культура» (Казаковой И.Ю.); «Народный календарь и дети» (СВ. Черноскутова).
2. Формы и методы работы.
В дополнительном образовании приоритетной формой обучения является учебное занятие. Занятие может быть теоретическим, практическим или смешанного типа. Наряду с этим существуют и другие формы обучения. При нашей специфике это: экскурсии, праздники, занятие форме занятие - игра, занятие - исторический экскурс и др. Организация работы с коллективом детей также имеет свои формы и подразделяется на групповую, подгрупповую и индивидуальную.
При реализации программы используются различные методы:
Теоретические: направленные на знакомство с жанрами музыкального
фольклора.
-
словесные: беседы, рассказы, объяснение, описание.
- наглядные: пособие, репродукции, таблицы, просмотр видео
выступлений, праздников; слушание фольклорных записей,
традиционной русской музыки; просмотр репродукций музыкальных
инструментов.
Практические: Вокально - хоровая работа, народная хореография - игра, танец,
изучение вокальных и хореографических произведений,
народных игр и обрядов.
3 Формы организации деятельности на занятии:
Коллективные - хоровое пение, народная хореография, игра.
Групповые - ансамблевое пение, народная хореография.
4 Прогнозируемый результат: По окончании курса ребенок должен
Знать: разнообразие жанров музыкального фольклора.
Уметь: петь чисто и слаженно в унисон, артистично и выразительно выступать на праздниках.
Научиться: ансамблевому пению, коллективному творчеству, элементам народной хореографии, самостоятельно провести народную игру, ориентироваться в пространстве (пластика).
Содержание программы может варьироваться в зависимости от условий реализации программы.
5. Формы контроля за результатами обучения.
* выступление на общешкольных праздниках;
* проведение праздников и мероприятий.
6. Режим занятий.
Занятия проводятся групповое, причем численность группы обучения не более 12 человек, общим составом (сводная группа).
Занятия проводятся во внеурочное время 1 раза в неделю по 1 часу (академический час 40 минут). Форма организации учебной деятельности - коллективная.
Всего в году -34 часа.
Программа фольклорного ансамбля «Журавушка» рассчитана на работу с детьми в возрасте 9-14 лет на 34 занятия. В группе занимается 10 -12 человек. Состав группы может меняться и обновляться.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Развитие личности обучающихся, её духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований обеспечивается содержанием программы и той разнообразной художественной деятельностью, в которую они включены. К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов: творческие достижения обучающихся (результаты участия в конкурсах, фестивалях и пр.); тестирование; отчётные концерты; сохранность контингента обучающихся; спрос на концертную деятельность; поступление выпускников в учебные заведения по профилю обучения и т.д.
При оценке знаний, умений и навыков учитываются следующие показатели:
-
основные показатели личностного развития учащихся:
-
развитие образного мышления;
-
развитие эмоциональной восприимчивости;
-
креативная направленность интересов;
-
развитие оценочных навыков;
-
основные показатели общекультурного развития:
-
формирование зрительского, слушательского опыта, визуальной культуры;
-
знакомство с лучшими образцами традиционной народной культуры;
-
формирование критериев оценки и анализа музыкальных произведений, готовность к изложению собственной позиции;
-
основные показатели развития специальных знаний, умений и навыков, творческого роста:
-
знакомство со звучанием старинных музыкальных инструментов;
-
выразительность исполнения;
-
чистота звучания;
-
ощущение чувства формы и ритма;
-
владение музыкальными терминами;
-
приобретение исполнительского и слушательского опыта и дальнейшее применение его в практической творческой деятельности;
-
развитие музыкального слуха;
-
активное участие в различных творческих конкурсах.
-
Реализация данной программы позволяет решать актуальные проблемы в воспитании подрастающего поколения, создавать реальную здоровую альтернативу асоциальным явлениям, имеющим место в жизни современной молодёжи, а также формирует гражданское самосознание, любовь к родине, знание истории и культуры своего народа, преданность отечеству.
В результате освоения программы дети должны:
Содержание программы
Ожидаемые результаты
I ступень
II ступень
III ступень
IV ступень
Знать
- детский игровой фольклор;
- устройство и принципы работы голосового аппарата;
- основы музы-кальной грамоты;
- принципы уст-ройства и звучания шумовых инструментов;
- скороговорки, загадки, потешки.
- приёмы звуко-ведения;
- основные жанры русского на-родного танца;
- жанры фольк-лора.
- историю русского народного костюма
- традиционные народные пра-здники и обычаи, связь с ними;
- календарно-обрядовую поэзию.
- традиционные жанры народной песни;
- особенности исполнения русских народных песен;
- творчество профессиональ-ных русских на-родных хоров.
Уметь
- правильно брать дыхание;
- исполнять ма-лообъемные пес-ни;
- слушать произ-ведения, определять их жанр и характер.
- петь в простых и сложных размерах;
- воспроизводить простейшие ритмические структуры;
- развивать навыки двухголосного пения;
- закреплять на-выки ансамблевого пения.
- владеть всеми видами звуко-ведения;
- петь в сложных и сложносоставных размерах;
- слышать свои ошибки и ис-правлять их;
- владеть навыками сценической культуры;
- владеть навыками трёхголосного пения.
-владеть вокально-певческими навыками;
- петь произ-ведения а сареlla;
- слышать свой голос в хоровой вертикали;
- владеть навы-ками двухголосного, трёхголосного пения.
Воспиты-вать
в себе
- умение видеть прекрасное в на-родном творчестве;
- бережное отно-шение к народной песне;
- нормы поведения в быту и обществе;
- культуру общения.
- адекватную са-мооценку;
- высокий уровень познавательной активности;
- стремление к самовыражению через творчество;
- умение отстаи-вать собственную точку зрения;
- уверенность в собственных силах.
- профессио-нальное отношение к костюму, сценическому реквизиту;
- устойчивый интерес к песен-ному творчеству;
- социальную во-стребованность;
- коммуника-бельность.
- толерантность как навык куль-туры общения;
- осознанное са-моопределение в профессио-нальном выборе;
- осознание своей значимости;
- способность к поиску новых источников ин-формации по интересующим вопросам.
Условия реализации программы
Данная программа может быть эффективно реализована при взаимодействии нескольких факторов.
Методический: - специальная литература по направлениям деятельности;
- видеоматериалы;
- картотека адресов по обмену опытом;
- сценарные разработки праздников, игровых программ и
т.д.;
- возможность повышения уровня профессионального мас-
терства через участие педагогов и обучающихся в курсах, семинарах, конкурсах, фестивалях;
- наличие дидактического материала.
Материально-технический:
- кабинет для занятий;
- зал для проведения репетиций, массовых мероприятий и
концертов;
- аудио-теле-видеоаппаратура;
- игровой инвентарь;
- музыкальные инструменты;
- фотоаппарат, видеокамера;
- концертные костюмы (сценические);
- транспорт.
РЕПЕРТУАР
Репертуарный список не является исчерпывающим. Педагог может и должен по своему усмотрению, учитывая уровень подготовки ансамбля, пополнять предлагаемый список новыми произведениями.
I год обучения
-
«Заинька»
-
«А чучу, чучу, чучу…» (прибаутка-потешка Белгородской обл.)
-
«А я по лугу»
-
«Посмотрите, как у нас-то в мастерской» (плясовая Московской обл.)
-
«Ёж - сапожник» (музыка А. Мистюкова, слова Е. Дьяченко)
-
«На горе, на солнышке» (музыка А. Мистюкова, слова А.Прокофьева)
-
«Тетёра - шла» (песня-игра)
-
«Ходит Ваня» (песня-игра)
-
«Домашний зоопарк» (песня-игра)
-
«Сорока» (пестушка)
-
«Барашеньки-крутороженьки» (прибаутка)
-
«Лиса» (попевка)
-
«Андрей-воробей» (прибаутка)
-
«Ай, ду-ду» (прибаутка)
-
«Петушок» (попевка)
-
Ходит зайка по саду (попевка)
-
«Зайчик» (попевка)
-
«Скок-поскок» (пестушка)
-
«Солнышко» (прибаутка)
II год обучения
-
«Не летай, соловей»
-
«Ой, кулики, жаворонушки»
-
«Соловей, соловеюшка»
-
«Баю, баюшки-баю» (колыбельная Новгородской обл.)
-
«Вы послушайте, ребята» (небылица)
-
«Все мы песни перепели»
-
«Коровушка»
-
«Как у наших у ворот»
-
«Колобок»
-
«Пошла, млада за водой»
-
«Разнесчастный воробей» (шуточная Ивановской обл.)
-
«Уж и где же это видано» (небылица)
-
«Уж вы, кумушки, вы, голубушки»
-
«Как пошли наши подружки».
III год обучения
-
«Я по травушке шла»
-
«На горе»
-
«Жил у бабушки козёл»
-
«Кони у нас запряжены» (свадебная Кировоградской обл.)
-
«Как под наши ворота»
-
«Ой, дули, вагда дули» (частушки)
-
«По городу гуляет»
-
«Перед весной»
-
«Прялица»
-
«Сею-вею снежок» (масленичная)
-
«Снежок сею-посеваю» (святочная)
-
«Цвели цветики»
IV год обучения
-
«Вдоль по улице молодчик идёт»
-
«В тёмном лесе» (Воронежская обл.)
-
«Возле саду, саду» (игровая на святках)
-
«Во горнице во новой»
-
«Как задумал наш Дунай»
-
«Ой, встала я ранёшенько» (Воронежская обл.)
-
«Я гнала гусей домой»
-
«А мы землю пахали» (приговорка)
-
«Селезень ловил утицу» (приговорка)
-
«Тётенька добренька» (колядка)
-
«Авсень» (колядка)
-
«Приходила коляда» (колядка)
-
«Богослови-ка ты нас, Бог» (новогодняя поздравительная песня)
-
«Мать Мария по полю ходила» (новогодняя поздравительная песня)
-
«По улице, да широкой» (колядка)
Учебный план на год.
№
Разделы
Количество часов
1
Вводное занятие
1 час
2
Народный календарь
9 часов
3
Музыкальный фольклор
Вокально- хоровые навыки
10 часов
Теория музыкального фольклора
5 часов
4.
Народная хореография
9 часов
5.
Всего
34 часа
Учебно-тематический план 1 года обучения.
№
Тема
Теория
Практика
Кол-во часов
1.
Вводное занятие
1
-
1
2.
Игровой фольклор
1
1
2
3.
Роль сказок в жизни детей
1
1
2
4.
Дыхание - неотъемлемая часть правильного исполнения песни
1
1
2
5.
Попевочный букварь: малообъемные песни (1, 2, 3, 4 звука)
-
10
10
6.
Дикция. Артикуляция. Их значение при пении
1
9
10
7.
Шумовые инструменты
-
6
6
8.
Итоговое занятие
-
1
1
ИТОГО:
5
29
34
-
Вводное занятие.
Знакомство с программой, основными темами, режимом работы, правилами техники безопасности, санитарии, гигиены.
-
Игровой фольклор.
Роль и значение. Разновидность и варианты игры. Ход проведения игры. Значение считалок. Разучивание считалок: «Заяц белый», «Ехала телега», «Катилась торба», «Катилось яблоко», «Конь ретивый», «Аты-баты».
Разучивание игр: «Горелки», «Фанты», «Ручеек», «Гуси-лебеди и волк», «Шли кони», «Селезень и утка», «У медведя во бору», «Дрёма», «Ходит Ваня», «Море волнуется», «Где был, Иванушка», «Тетёра», «Домашний зоопарк».
-
Роль сказок в жизни детей.
Что такое сказка? Воспитательная и поучительная функция сказок. Их разновидность и разнохарактерность.
Разучивание сказок: «Яичко», «Теремок», «Волк и коза», «Петушок - золотой гребешок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Бобовое зёрнышко», «Лиса, заяц и петух», «Звери в яме», «Лиса и рак», «Лиса и кувшин», «Журавель и цапля», «Лиса и тетерев», «Медведь», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», докучные.
Постановка сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок».
-
Дыхание - неотъемлемая часть правильного исполнения песни.
Роль и значение. Необходимые условия для правильного дыхания. Упражнения на дыхание: «Насос», «Бокс», «Шарик», элементы подражательных звуков: «Ку-ку», «Вой ветра», «Гудение шмеля», «Тушение свечи».
-
Попевочный букварь: малообъемные песни (1, 2, 3, 4 звука).
Определение звуков по высоте. Унисонное повторение звука. Восходящее и нисходящее движение мелодии по ступеням (от примы до кварты). Развитие музыкального воображения. Разучивание попевок, прибауток: «Лиса», «Ай, ду-ду», «Андрей-воробей», «Петушок», «Ходит зайка по саду», «Барашеньки-крутороженьки», «Сорока», «Зайчик», «Скок-поскок», «Солнышко».
-
Дикция. Артикуляция. Их значение.
Что такое дикция. Роль и значение. Необходимые условия для исполнения народных песен. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Упражнения и твердые согласные для мышц языка и губ. Работа над считалками с учётом предыдущих упражнений, проговаривание их нараспев, следя за артикуляцией и положением аппарата соответственно разговорному. Работа над дикцией в играх: «Домашний зоопарк», «Ходит Ваня», «Тетёра», в попевках.
-
Шумовые инструменты.
Что такое звук. Разновидность звука (шумовой, музыкальный). Особенности шумового звука. Краткая характеристика шумовых инструментов: ложки, трещотка, треугольник, пандейра, маракас, колотушка, рубель, коробочка. Отстукивание слов считалок и попевок на шумовых инструментах. Повтор ритмичного рисунка на инструменте.
-
Итоговое занятие.
Анализ работы. Отчётный концерт.
Учебно-тематический план 2 года обучения.
№
Тема
Теория
Практика
Кол-во часов
1.
Длительность - средство музыкальной выразительности
1
2
3
2.
Драматизированная игра
1
5
6
3.
Потешный фольклор
1
2
3
4.
Потешка, пестушка
1
2
3
5.
Попевочный букварь (до сексты)
-
10
10
6.
Скороговорки, загадки
1
2
3
7.
Колыбельные песни
1
2
3
8.
Цепное дыхание
1
2
3
ИТОГО:
7
27
34
-
Длительность - средство музыкальной выразительности.
Что такое длительность. Знакомство с ритмом: целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая. Значение длительности в музыке. Умение простучать ритм нот, различных по длительности (в ладоши, ногами, на шумовых инструментах). Упражнение на развитие ритмической памяти.
-
Драматизированная игра.
Что такое драматизированная игра, её условия. Изображение телом движений и повадок различных животных (под звучащую музыку или без музыки): «Жук жужжит», «Пчёлка летает», «Медведь ходит», «Лиса крадётся», «Идёт кисонька», «Ловля кузнечика».
-
Потешный фольклор.
Что такое потешный фольклор. Дразнилки. Небылицы. Прибаутки. Игры-песни. Разучивание дразнилки «Казачок», небылиц: «Долгоногий журавель», «Девица», «Ты Назар», «У нашего Данилы», «Вы, послушайте, ребята», «Скок-поскок», «Уж и где же, это видано», «Рано утром вечерком» и т.д. Игры-песни: «Дуб над водою», «Тетёра», «Несу батажок», «Мороз», «Домашний зоопарк», «Ходит Ваня».
-
Потешка, пестушка.
Что такое потешка, пестушка. Их значение. Разновидность пестушек. Разучивание потешек: «Ножками ходушечки», «Ах, поёт»; пестушки: «Потягунюшки», «Ножки», «Тяни холсты», «Тоню тяну», «Ехала барыня», «Скок-поскок!», «Идёт коза», «Ладушки», «Сорока» и т.д.
-
Попевочный букварь (до сексты).
Расширение попевочного букваря до объёма сексты, поступенное движение вверх и вниз, квартовые ходы, трихорд, унисонное повторение звука. Разучивание распевок с диапазоном до сексты: «На зелёном лугу», «Ай, лёли, лёли», «Не летай, соловей», «Ой, кулики, жаворонушки», «Соловей, соловушка»
6.Скороговорки, загадки.
Их значение для детей. Разнохарактерность загадок. Чтение скороговорок: «Мы перебегали берега», «Пришёл Прокоп», «У быка», «На дворе трава», «А изкожи сапожки», «Говорили про Проколукорпечко», «Маланья болтунья», «Вот те гребень» и т.д. Загадывание загадок. Пение скороговорок: «Мы перебегали берега», «Тень, потетень».
-
Колыбельные песни.
Характер исполнения, разновидность. Чтение колыбельных песен. Разучивание колыбельных песен. «Котя, котенька, котёнок», «Баю, баюшки-баю».
-
Цепное дыхание.
Что такое цепное дыхание. Необходимые условия, значения. Пение попевок с учётом цепного дыхания («Лиса», «Ай, ду-ду», «Андрей-воробей», «Петушок», «Ходит зайка по саду»).
II ступень «Детский музыкальный фольклор».
Образовательный уровень - поисково-зондирующий. Основа - практическая деятельность. Уровень коммуникации - репродуктивный. Накапливается опыт исполнительской деятельности, связанный с совершенствованием, развитием и углублением мастерства в выбранном направлении, закреплением мотивации, вида деятельности и форм её организации.
Учебно-тематический план 3 года обучения.
№
Тема
Теория
Практика
Кол-во часов
1.
Динамика - средство музыкальной выразительности
1
2
3
2.
Язык русского танца
1
5
6
3.
Ритм в фольклоре
1
2
3
4.
Хоровод - один из основных жанров русского народного танца
1
10
11
5.
Попевочный букварь (до октавы)
-
6
6
6.
«Святки» (обряд колядования)
1
4
5
ИТОГО:
5
29
34
-
Динамика - средство музыкальной выразительности.
Роль и значение в музыке. f , mf, p, mp - разновидность динамики. Пение скороговорок, попевок, распевок на различные виды динамики. Упражнения на динамику, слабые и сильные доли такта.
-
Язык русского танца.
Многообразие русского народного танца. Язык, лексика танца - элементы, выражающие характер русского народа. Значение танца в жизни людей. Умение ходить под музыку, держать прямо голову и спину. Работа над движениями рук.
-
Ритм в фольклоре.
Что такое ритм. Значение его в музыке. Простейшие ритмические структуры, характерные для хороводов, игровых и плясовых песен. Развитие навыков ритмического воспроизведения на шумовых инструментах, ладонями, ногами.
-
Хоровод - один из основных жанров русского народного танца.
Виды хороводов. Основные фигуры хоровода: «круг», «круг в круге», «стенка» (линии). Разучивание хоровода «Я по травушке шла», «На горе», «Горница», «Стой, мой милый хоровод», «В хороводе были мы», «Во стеклянном городе», «Не летай, соловей».
5 .Попевочный букварь (до октавы).
Расширение попевочного букваря до объёма октавы, постепенное движение вверх и вниз, квартовые ходы, квинтовые ходы, скачкообразное движение на любой интервал. Разучивание распевок с диапазоном в октаву: «Кони у нас запряжены».
6.«Святки».
Участие в подготовке обрядового праздника. Пословицы, поговорки, загадки про снег, вьюгу, зиму. Святочный обряд колядования. Святочные игры, песни.
Учебно-тематический план 4 года обучения.
№
Тема
Теория
Практика
Кол-во часов
1.
Что такое фольклор
1
5
6
2.
Попевочный букварь
-
10
10
3.
Колядки
1
5
6
4.
«Святки» (обрядовый праздник)
1
5
6
5.
Роль календарного фольклора в русских народных сказках
1
1
2
6.
Заклички и приговорки
1
3
4
ИТОГО:
5
29
34
-
Что такое фольклор.
Понятие о фольклоре. Жанры фольклора. Краткое описание каждого жанра. Пение попевок: «Лиса», «Ай, ду-ду», «Андрей-воробей», «Петушок», «Ходит зайка по саду»; колыбельная песня «Котя, котенька, котёнок», «Баю, баюшки-баю». Народные игры, считалки, потешки, скороговорки.
-
Попевочный букварь.
Закрепление попевочного букваря до объёма октавы и выше (голосовые возможности ребёнка). Поступенное движение вверх и вниз, скачки на сексту, сентиму, октаву, ходы на квинту. Развитие навыков двухголосного пения: двухголосие на терцию, сексту, в сочетании с унисоном. Упражнения на скачкообразные ходы (квинта, секста, сентима). Разучивание двухголосных распевок: «А мы землю пахали», «Селезень ловил утицу», «Ай, лёли-лёли», «А я молода».
3.Колядки.
Определение колядок. Их вариативность и многообразие. Эмоциональность и индивидуальность исполнения. Колядка - мини-спектакль. Разучивание колядок: «Тетенька добренька», «Авсень», «Дай Бог», «Приходила колядка», «Коляда-моляда», «По улице, да широкой», «Христос Спаситель», «Как ходила коляда», «Благослови-ка ты нас, Бог», «Мать Мария по полю ходила».
4 «Святки» (обрядовый праздник).
Знакомство с обрядовым действием. Роль и значение этого праздника в жизни людей. Распределение ролей. Работа над дикцией и эмоциональностью персонажей праздника. Разучивание и работа над святочными песнями. Соединение постановки и песен праздника. Подготовка атрибутов и реквизита. Показ обрядового действия.
5.Роль календарного фольклора в русских народных сказках.
Разбор и чтение календарных сказок: «Два Мороза», «Ермилка и лесной Боров», «Как Весна Зиму поборола», «Марья и ведьма», «Два мужика», «Золотые серпы», «Утушка», «Золотой венок».
6.Заклички и приговорки.
Определение заклички и приговорки. Их характеристика и предназначение. Значение в календарном фольклоре. Разучивание и разбор закличек весне, дождю, солнцу, радуге. Разучивание и разбор приговорок воде, животным, птицам, растениям и т.д. «Весна - красна!», «Солнце обогрело», «Божья коровка», «У нас дождь-дождём», «Уродися репка».
Список используемой литературы для педагога:
-
Аксёнова Н.Г. Песни и музыкальные обработки А. Мистюкова. Выпуск №6 - Липецк, 2005.
-
Аксёнова Н., Постников С., Карпий Н., Мистюков А. Жизнь в творчестве. Вып. 2 - Липецк, 1993.
-
Аникин В. Русский фольклор. - М.: Художественная литература, 1986.
-
Анухина И.В. Детям к Рождеству. - Санкт-Петербург: Композитор, 1994.
-
Бандина А.Г., Попов В.С., Тихеева Л.В. Школа хорового пения. Вып. 1. - М., 1981.
-
Бенина Е., Ломова Т., Соловкина Е. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1983.
-
Вершинина Е.Б. Напевы Липецкого края (сборник народных песен). - Липецк, 2004.
-
Вьётся, вьётся хоровод: Русские народные заклички, приговорки, календарные песни / Собрал и пересказал Г. Науменко, рис. Ю. Смольникова. - М.: Дет. лит., 1983.
-
Жили-были…: Произведения устного народного творчества для детей / сост., предисл. и коммент. В. Калугина. - М.: Молодая гвардия, 1988.
-
Из фольклора Поволжья / Сост. Т.А. Золотова. - М.: Сов. Россия, 1990. (б-ка «В помощь худож. самодеятельности», № 20)
-
Кравцов Н.И., Кулагина А.В. Славянский фольклор. М.: Издательство Московского государственного университета, 1987.
-
Купалась зоренька // Сост. В.П. Голиков. - М.: Сов. Россия, 1990. (б-ка «В помощь худож. самодеятельности», № 2)
-
Куприянова Л.Л. Русский фольклор в школе - М.: Мнемозина, 2002.
-
Маканина Л. Хрестоматия русской народной песни. - М.: Музыка, 1991.
-
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М., 1986.
-
Науменко Г. Чудесный короб. - М.: Детская литература, 1988.
-
Народные песни Воронежской области (справочник).
-
Народные песни Воронежской области. / Под ред. С.Г. Лазутина. Изд-во Воронежского ун-та, Воронеж - 1974.
-
Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. - М., 1989.
-
Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. - М.: Музыка.
-
Программа для средних общеобразовательных учебных заведений: Музыкальный фольклор. - М.: Просвещение, 1992.
-
Русская народная песня в Москве XIX - XX веков / Сост. А.А. Сладкопевцев. - М.: Сов. Россия, 1990. (б-ка «В помощь худож. самодеятельности», № 12)
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1988.
-
Серия РОСТ, 2003, № 19, Центр развития дополнительного образования ГОУ СПб ГДТЮ.
-
Смирнова Э. Русская музыкальная литература. - М., 1988.
-
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - Л., 1991.
-
Толстых И.А., Скопинцева Л.С. Концепция деятельности. Модель учреждения. Программа развития. Опыт системного подхода в решении педагогических задач. - Липецк, ЦРТДиЮ "Советский", 1998.
-
Уланова Л.С. Русский свадебный обряд (праздник в школе). - М.: Творческий центр, 2002.
-
Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет). Пособие для воспитателя и муз. руководителей / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Белкина. - М.: Просвещение, 1986.
-
Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. - СПб., 2000.
-
Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М., 1984.
Список литературы для учащихся:
-
Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. - М.: Linka-Press, 2000.
-
Науменко Г. Русские народные детские песенки - М.: Музыка, 1976.
-
Русские народные песни // под ред. В. Бекетова - М., «Музыка», 1982 .
-
Русские народные песни. Мелодии и тексты. Москва «Музыка», 1982.
-
Рыбников П.Н. Русские народные былины, песни. Ч. II. - М.: Сов. Россия, 1990. (б-ка «В помощь худож. самодеятельности», № 24)
-
Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. - М.: Возрождение, 1990.
-
Фольклор в школе: Русские песни Западной России, часть II. / Под общей редакцией профессора Шаниной Л. - М., 1993.
-
Широков А. Музыка русского народного танца. - М.: Советский композитор, 1988.
-
Широков А. Русские народные песни и частушки. - М.: Композитор, 2002.
-
Школа русского фольклора: обучение в младших классах / Под общей редакцией профессора Картавцевой М.Т. - М., 1994.
-
Энциклопедический словарь юного музыканта. - М., 1988.
Календарное планирование фронтальных занятий на фольклорном кружке старший дошкольный возраст
-
Срок
Тема
Расширение к теме
Сентябрь
Осенние обряды и обычаи
Капустники. Загадки о природных явлениях, животных. Народные приметы
Октябрь
Игры бурятской тематики
Народные бурятские игры
Ноябрь
Семейные обряды
Знакомство с жанром потешки, прибаутки, считалки. Частушки.
Декабрь
Музыкальные инструменты
Ансамбль ударных и шумовых инструментов (барабан, ложки, кастаньеты, румба, маракас)
Январь
Народный театр
Театр теней
Февраль
Сагаалган
Пение бурятских песен. Танцы
Март
Обряды и обычаи Масленицы
Чучело. Блины. Масленичные песни. Частушки
Апрель
Пасха
Пасхальные песнопения. Волочебные обходы дворов
Май
Музыкальные инструменты
Ансамбль ударных звучащих и струнных инструментов (арфа, тарелки, треугольник, ксилофон, металлофон)
Июнь
Обряды и обычаи начала лета
Троица. Троицкие хороводы. Завивание березки