Урок литературы в 6 классе по теме: Н. С. Лесков. Сказ «Левша»

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 6 классе по теме:

Н.С. Лесков. Сказ «Левша».

ЦЕЛЬ: знакомство с жизнью и творчеством писателя, его сказом «Левша».
ЗАДАЧИ:
1. Обучающие: помочь учащимся осмыслить идейно - художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора; вырабатывать навыки комментированного чтения.
2. Развивающие: развивать навыки аналитического чтения произведения; развивать умение выделять главное в художественном произведении.

3. Воспитывающие: воспитывать чувство гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека; воспитывать чувство сострадания, любви к народу, простым людям, окружающему миру.
МЕТОДЫ: аналитическое чтение; объяснительно - иллюстративный; беседа по вопросам; частично - поисковый.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: устные ответы учащихся на вопросы; индивидуальные и групповые задания.

ХОД УРОКА
1. Орг. момент.

2. Тема и цели урока.

На доске тема урока. Прочитайте, отметьте, что для вас в данной теме уже знакомо, что новое.

- Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы в течение урока.

- Эпиграфы урока определены (Они на доске).
«Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ» (Н.С.Лесков).

3. Объяснение нового материала.

- Приглашаю на виртуальную экскурсию, в ходе которой вы узнаете о Лескове. (слайды, рассказ учителя)

Н.С.Лесков родился в Орле в 1831 году 16 февраля. Отец его закончил духовную семинарию, но не захотел стать священником, а стал чиновником, дослужился до чинов, дававших право на дворянство.

Город Орел - город детства и юности Н.С.Лескова, его малая родина, которую он называл "микроскопом всей земли русской". На протяжении 35-летнего литературного пути орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были источником его замечательных произведений. Множество своих героев автор "расселил" именно на орловской земле.

Город Орел основан у слияния рек Оки и Орлик ещё в 16 веке Иваном Грозным в самом сердце России как крепость, которая должна защищать подступы к Москве. Страстный патриот родных мест, Лесков нисколько не преувеличивал, когда говорил, что Орел "вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город". И в самом деле - именно с Орлом связаны биографии и творческие судьбы многих русских писателей, без которых невозможно представить себе полную картину развития всей русской культуры. Этот сам Н.С.Лесков, И.С.Тургенев, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Бунин, М.М.Пришвин, А.К.Толстой и др.

Мы у памятника Н.С.Лескову. Он установлен в 1961 на родине писателя. Авторы памятника - скульпторы Ю.Г. и Ю.Ю.Ореховы, архитекторы В.А.Петербуржцев и А.В.Степанов - выстроили целый ансамбль. В центре - четырехметровая фигура писателя, отлитая в бронзе, - установлена на постаменте из полированного гранита. А вокруг, поднятые на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений. Место, где возведен памятник, выбрано не случайно. Эта часть города непосредственно связана с жизнью и творчеством Лескова. Будущий писатель жил неподалеку .

Рядом с памятником Лескову - здание бывшей мужской гимназии, в которой в свое время учились известные орловцы: святитель Феофан Затворник, писатели Н.С.Лесков, П.И.Якушкин, Л.Н.Андреев, полярный исследователь В.А.Русанов и другие. А вот Никитская церковь XVIII века - кафедральный собор. Лесков вспоминал: «Когда в дни моего детства расписывали церковь Никития, я ходил туда любоваться искусством местных художников"

Открыт в Орле и дом-музей самому Лескову. Это дом, принадлежавщий в 1832 - 1842 годах дворянскому заседателю орловской палаты Семену Дмитриевичу Лескову, отцу будущего писателя. В музее представлены материалы, посвященные жизненному и творческому пути писателя. Вот рабочий кабинет. В нем отражены вкусы, пристрастия и характер хозяина: многочисленные старинные часы перекликаются каждые четверть часа, бесчисленные портреты, картины, на столе множество разноцветных ламп, масса безделушек. За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Лескова. Репродукция картины висит в лесковском музее, а оригинал находится в Третьяковской галерее в Москве.»

- Перед нами вопрос: какой жанр мы называем сказом? Дайте определение этому понятию.
СКАЗ - это жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.
- Найти приметы сказа в 1-ой главе. (Вернуться позже)

- Для чего используется жанр сказа? Жанр сказа помогает писателю рассказать о своём герое языком человека из народа, лучше понимающего и знающего простых людей.

4. Работа с учебником. Чтение отрывков из статей Ю.М.Нагибина и Л.А.Аннинского.

5. Выразительное чтение и беседа по вопросам.

Учитель читает1главу сказа.

- Кем мог быть рассказчик ,повествователь? ( Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечии, инверсий, характерных для фольклорных произведений ; исторические персонажи - АлександрI и Платов - показаны с точки зрения простолюдина.)

-Когда и где происходит действие?

- Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу? ( Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном ,упоминается Венский конгресс1814-1815ггПоездка Александра I и Платова в Лондон - исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825года, названное «смятением».)

Читаем 2 - 3 главы. Характеристика героев. Выписываем цитаты, характеризующие императора и Платова.

Беседа по вопросам:

-Как автор изображает Александра Павловича и Платова?

-Как вы считаете, на стороне какого из героев -Александра Павловича и Платова - находятся симпатии автора?

-Как изображается жизнь царской семьи?

Характеристики героев Николая 1 и Платова.

Беседа по вопросам:

-Как изображается Левша?

-Как описывается работа трех мастеров-оружейников?

-Как жители Тулы пытались узнать, в чем заключается «страшный секрет»?

- Зачем Платов взял с собой в Петербург левшу?

-Как показан Платов в этом эпизоде?

Описание иллюстраций.

-Каким изображен Платов?

Итоги уроков по рассказу «Левша».

-Какое впечатление оставил у вас рассказ Лескова?

-Чем последняя, двадцатая глава отличается от остальных?

-Какова главная мысль этой главы?

6. Нарисовать иллюстрации к сказу.

7. Итог урока. Оценки.









© 2010-2022