Нестандартный анализ нестандартного урока: «И помнит мир спасённый»…

Я иду на урок и с трудом представляю себе его концепцию. Каким будет этот урок?  Как можно провести одновременно и литературу и историю? Да и урок ли это?! Два учителя высшей категории. Поистине, мастера своего дела!   Мария Алексеевна Милованова начинает на уроках литературы изучение темы «Поэты Великой Отечественной войны». Нина Викторовна Борзакова подводит итог на уроках истории теме «Великая Отечественная война». Возникла идея провести интегрированный  урок. Мальчишки и девчонки начала XXI ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нестандартный анализ нестандартного урока

«И помнит мир спасённый»….

Я иду на урок и с трудом представляю себе его концепцию. Каким будет этот урок? Как можно провести одновременно и литературу и историю? Да и урок ли это?!

Два учителя высшей категории. Поистине, мастера своего дела! Мария Алексеевна Милованова начинает на уроках литературы изучение темы «Поэты Великой Отечественной войны». Нина Викторовна Борзакова подводит итог на уроках истории теме «Великая Отечественная война». Возникла идея провести интегрированный урок.
Нестандартный анализ нестандартного урока: «И помнит мир спасённый»….

Мальчишки и девчонки начала XXI века… Что они знают о тех временах! Смогут ли они пережить чувства тех, кто в окопах под свистящими пулями на передовой слагали прекрасные стихи о любви, о Родине, о войне? Смогут ли они понять, что заставляло людей в тылу врага уходить в партизанские отряды: приказ Сталина или приказ сердца? Можно ли оправдать жестокость верховного главнокомандующего, его приказ №277 держаться любой ценой? Не слишком ли высока цена за победу? А думали ли об этой цене те, кто, презрев свой возраст, болезни и отказы военкоматов, добровольцами уходили на фронт, чтобы уже военными корреспондентами рассказать всему миру в своих стихах как…

…утрами дым клубится

Над развороченным твоим жильём,

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнём… (Г.Суворов)

Нина Викторовна произносит слова французского мыслителя Э. Анрио: «Мёртвые живы, пока есть живые, чтобы о них вспоминать» и называет этот урок - уроком памяти.

Звучат со стареньких пластинок песни о Великой Отечественной войне, взирают с портретов вечно молодые поэты и писатели, погибшие в те страшные годы.

Переплетаются незримой нитью урока история и литература. Читают ребята стихи Мусы Джалиля и говорят о его судьбе, ведь учитель истории затронул тему «Роли ЧЕЛОВЕКА на войне». Человек на фронте, в тылу, в оккупации и в плену.

И, пожалуй, самый трудный вопрос: «Человек в плену - кто он? Предатель или мученик?».

Муса Джалиль в первый же день войны ушёл на фронт. Тяжело раненный, он был взят в плен. В концлагере вёл активную подпольную работу, за что был брошен в фашистский застенок - тюрьму Моабит. И именно там родились строки, отозвавшиеся в сердце каждого присутствующего в классе болью и гордостью за свой народ:

Нестандартный анализ нестандартного урока: «И помнит мир спасённый»….

Сердце с последним дыханием жизни

Выполнит твёрдую клятву свою:

Песни всегда посвящал я Отчизне,

Ныне Отчизне я жизнь отдаю.

Какие трудные вопросы ставит перед учениками учитель! Вопросы, на которые, быть может, не смогли бы дать точный ответ сами участники тех событий:

«Какие стимулы, чувства, факторы могли поднять солдат в атаку в кромешном аду? За что, в конечном счёте, воевали наши солдаты? За коммунистическую идею? За Сталина? За Родину? За свою семью?»

Ученики дают моральную оценку штрафбатам и заградительным отрядам. И как будто из прошлого звучат слова Н. Матросова:

… Зачем туманить грустью ярость дней, -

Свой добрый век мы прожили как люди -

И для людей.

Мария Алексеевна обращает внимание детей на одну трагическую особенность: читая стихи молодых поэтов того времени, нельзя не заметить, что все они ясно осознавали то, что, если будет необходимо, они погибнут. Они знали, на что идут, и бесстрашно смотрели в глаза смерти.

А в глазах девчонки, что за соседней партой, читается вопрос: «А мы смогли бы так?»

Человек неотделим от истории. Поэтому, начиная изучение темы «Великая Отечественная война», каждый ученик получил задание познакомиться со своей родословной. Ведь не было в стране семьи, откуда бы не уходил солдат, а семья в тылу ждала, трудилась для победы.

Нестандартный анализ нестандартного урока: «И помнит мир спасённый»….

Открылась новая страница урока. О своём дедушке, Кудасове Дмитрии Егоровиче, погибшем в 1942-ом под Сталинградом, с трудом сдерживая слёзы, рассказывает Нина Викторовна. И о своём отце, Веретине Викторе Ивановиче, который в неполные 19 лет был младшим лейтенантом, командиром роты. Как-то совсем по-другому смотрят на неё вдруг повзрослевшие мальчишки. Ведь отец Нины Викторовны при освобождении Белоруссии в операции «Багратион» был тяжело ранен снайпером в голову. А его награды, письма, «похоронка» на деда - это и есть ПАМЯТЬ.

Как будто принимая эстафету от учителя истории, берёт награды своего отца, Ларечнева Алексея Петровича, учитель литературы Мария Алексеевна. А голос дрожит от гордости за своего отца - простого рядового Великой Отечественной войны! Невольный возглас удивления из уст учеников: ДОШЁЛ ДО БЕРЛИНА!

Показывают фотографии своих близких ребята, и каждый хочет быть причастным к истории через своих дедов, через своих родных.

ННестандартный анализ нестандартного урока: «И помнит мир спасённый»….ет равнодушных на уроке. Немного стесняясь, просит разрешения прочитать свои, пока ещё недоработанные, стихи ученица одиннадцатого класса Колмакова Люба:



Потёртый и потрепанный листаю я альбом,

Как много незнакомых лиц собралось в нём одном! Красивые, счастливые, родные люди мне

Не все тогда вернулись - остались на войне.

Смотрит добрыми глазами на меня родной мой дед, Молчаливыми слезами; я спросила: «Сколько лет, Сколько лет тогда им было и вернулись ли они?»

Вижу, как сжималось сердце:

«Не вернулись с той войны»

Может и не к месту было, но спросила деда я:

«Деда, кто они такие, это всё моя семья?

Что это за люди, кем им прихожусь?»

Голосом прихрипшим: «Сядь-ка, расскажу...

Сорок шестой, видишь родная, слышишь их звонкий смех?

Видишь, пришли почти без царапин. Теперь никого их нет.»

-Дедушка, деда, а ты воевал, стал ли народным героем?

-Нет, дорогая, но я расскажу тебе о народном горе.

Тем великим горем все объяты мы,

я скажу, родная, дети мы войны.

Нищетой гонимые, смертью не сражённые,

а теперь вот сытые и почти довольные.

Но они остались, помни, они живы,

в памяти народной навеки хранимые.

Ты храни, родная, благодарность им,

пусть сейчас далёким, но в памяти живым.

Звучат заключительные слова учителя литературы: «История человечества - это, к сожалению, история войн, больших и малых. Это потом, для истории - поле Куликово, Бородино, Прохоровка.. Для русского солдата - просто земля. И нужно вставать во весь рост и идти в атаку. И умирать… В чистом поле… Под небом России… Так русский человек выполнял испокон веков свой долг, так начинался его подвиг».

Учитель истории подсчитала, что, если каждому погибшему в войне посвятить минуту молчания, придётся замереть на 32 года.

Неугасима память поколений

И память тех, кого мы чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Нестандартный анализ нестандартного урока: «И помнит мир спасённый»….





Я ухожу с урока, не скрывая слёз, и я безмерно благодарна за него учителям.

Пока работают в нашей школе ТАКИЕ учителя, ученики не будут «Иванами, не помнящими родства», они будут хранить священную память о героических днях, будут гордиться своими прадедами.

А закончить хочется эпиграфом, с которого начинался этот необычный урок:

А говорили: всё проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в берёзах сок.

Зам. директора по УВР

МКОУ АСОШ №3

Филиппова О.Ю.

© 2010-2022