- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа эл. курса Менеджмент для старшеклассников на основе авторской программы Е. А. Сапрыкиной
Рабочая программа эл. курса Менеджмент для старшеклассников на основе авторской программы Е. А. Сапрыкиной
Раздел | Другое |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Якубчик А.О. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Тулинская средняя общеобразовательная школа
Куйтунского района Иркутской области
Согласовано
Зам.директора по УВР
___________ Корчевая Н.В.
«___»___________20___ г.
Рассмотрено
На методическом совете протокол № ___ от «___»______20___г
Утверждено
Директор МКОУ Тулинская СОШ__________ Якубчик А.О. Приказ №__ от «___»_____20__ г
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
_______________по__эл.курсу «Менеджмент для старшеклассников__________
(наименование учебного предмета \ курса)
______________________________10,11 класс_______________________________
(ступень образования \ класс)
____________________________________________________на __1 год _____________________________________________________
Составлена на основе _ авторской программы элективного курса Е.А.Сапрыкиной «Основы менеджмента» (Сборник элективных курсов, Москва, изд. «ГЛОБУС», 2007 г.)
(наименование программы, автор, издательство, год издания)
Программу составил _____Якубчик Алена Олеговна ________________________
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
ст.Тулюшка
2013г.
Пояснительная записка.
Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 10, 11-х классов основам менеджмента и рассчитана на 17 часа с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. Она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в частности в ней раскрываются сущность и характерные черты современного менеджмента, краткая история развития менеджмента, его основные понятия и методы. Так как в настоящее время менеджмент приобретает все большую значимость, включенный в программу материал может применяться для различных категорий учащихся.
Основной целью изучения данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в области менеджмента как особой дисциплины, изучающей процессы управления организациями.
В соответствии с данной целью в программу курса включена информация, способная вызвать познавательный интерес у учащихся и представляющая для них несомненную ценность вне зависимости от выбранного ими профиля обучения.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
-
познакомить учащихся с основными понятиями теории и практики менеджмента
-
формировать у учащихся новое управленческое мышление
-
формировать необходимые знания для решения практических задач по планированию, организации, мотивации и контроля деятельности различных организаций
-
развивать творческие и аналитические способности, необходимые для правильного решения управленческих проблем
-
воспитывать трудолюбие и предприимчивость
Программа курса составлена на основе авторской программы элективного курса Е.А.Сапрыкиной «Основы менеджмента» (Сборник элективных курсов, Москва, изд. «ГЛОБУС», 2007 г.) Содержание учебного курса адаптировано к условиям нашей школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Формирование ЗУН данного курса осуществляется поэтапно от раздела к разделу за счет последовательного построения учебного материала, в доступной форме.
Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Практические занятия предполагают выполнение упражнений и заданий эвристического характера, а также проведение самостоятельных исследований учащимися - выполнение мини-проекта.
Курс «Основы менеджмента» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:
-
экономика
-
обществознание
-
маркетинг
Требования к уровню подготовки.
По окончании изучения элективного курса «Основы менеджмента», учащиеся должны:
Иметь представление:
-
о сущности, происхождении и аспектах менеджмента как вида человеческой деятельности и как науки;
-
о методологических основах современного менеджмента и его эволюции
-
о содержательных и функциональных направлениях современного менеджмента
Знать/понимать:
-
основные понятия менеджмента
-
сущность управленческой деятельности, знать ее структуру и основные качества эффективного менеджера
-
принципы функционирования и структуру системы менеджмента, основные отношения в ней
-
функции, процессы и технологии менеджмента
-
стили руководства
-
причины конфликтных ситуаций и пути их разрешения
-
особенности управления предприятиями малого бизнеса
-
основные нормы деловой этики
Уметь:
-
формулировать систему качеств, которыми должен обладать современный менеджер
-
определять цели и задачи управления организацией
-
сравнивать и классифицировать различные типы и модели управления
-
анализировать управленческие ситуации и процессы
-
применять на практике нормы деловой этики
-
формулировать проблему в предложенной ситуации и составлять алгоритм ее решения
-
определять долговременные и краткосрочные цели предприятия, стратегию и тактику их достижения
-
распределять функции и делегировать полномочия с учетом особенностей членов коллектива
-
на конкретных примерах описывать взаимосвязь процессов планирования и контроля
-
анализировать модель стрессовой реакции
-
анализировать способы повышения конкурентоспособности предприятия
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для разрешения конфликтных ситуаций
-
для планирования собственных ресурсов в различных ситуациях
-
применять на практике основные методы принятия решения
Учебно-тематический план
№
Наименование
разделов и тем
Количество часов
Форма проведения
Образовательный продукт
Всего
Тео
рия
Прак
тика
Р.1
Введение.
1 ч.
1 ч.
1.1
Понятие о менеджменте. Функции менеджмента. История развития управленческой мысли.
1 ч.
1 ч.
Лекция с элементами дискуссии, деловая игра
Конспект
Р.2
Элементы организации и процесса управления.
4 ч.
3 ч.
1 ч.
2.1.
Понятие организации. Виды организаций. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
1 ч.
Мини-лекция с элементами дискуссии
Конспект
2.2
Управленческая деятельность.
1 ч.
Мини-лекция с элементами дискуссии
Конспект
2.3
Внутренняя и внешняя среда организации. Социальная ответственность и этика.
1 ч.
Мини-лекция с элементами дискуссии
Конспект
2.4
Деловая игра «Управляю производством»
1 ч.
Практикум
Отчет
Р.3
Функции управления.
7 ч.
6 ч.
1 ч.
3.1
Цели менеджмента. Стратегическое планирование.
1 ч.
Беседа с элементами практикума
Конспект
3.2
Построение организации. Организационные структуры.
1 ч.
Беседа с эл. практикума
Конспект Схема
3.3,
Процесс коммуникаций и эффективность управления. Виды коммуникаций. Причины неэффективной коммуникации.
1 ч.
Лекция с элементами дискуссии.
Конспект
3.4
Практическая работа «Принятие решений».
1 ч
Практикум
Решение ситуаций
3.5
Теория мотивации.
1 ч.
Мини-лекция с элементами дискуссии
Конспект
3.6
Прогнозирование.
1 ч.
Лекция с элементами практикума
Конспект
3.7
Процесс и принципы контроля. Практическая работа «Самоконтроль».
1 ч.
Лекция с элементами практикума
Конспект
Р.4
Стили руководства.
3 ч.
2 ч.
1 ч.
4.1
Власть и личное влияние.
1 ч.
Лекция
Конспект
4.2
Конфликты. Пути преодоления конфликтов.
1 ч.
1 ч.
Лекция с эл. практикума
Конспект
Реш ситуаций
Р.5
Обеспечение эффективности деятельности организацией.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
5.1
Управление трудовыми ресурсами и производством. Показатели эффективности управления.
1 ч.
Лекция
Конспект
5.2
Деловая игра.
Защита проектов.
1 ч.
Практикум
Реш ситуаций
Итого
17ч..
14 ч.
3 ч.
Содержание программы
-
Раздел №1. Понятие о менеджменте. Функции менеджмента. История развития управленческой мысли .
Трактовка понятий «менеджмент», «менеджер», их русские аналоги. История развития управленческой жизни в России и за рубежом. Менеджмент в деятельности предприятий. Функции менеджмента. Принципы управления. Качества современного менеджера.
Основные понятия:
Менеджер, менеджмент, принципы управления.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
-
Сущность понятия «менеджмент»
-
Основные составляющие менеджмента
-
Этапы развития менеджмента как науки
-
Роль менеджмента в деятельности предприятий
-
Функции менеджмента
Уметь
-
Осуществлять сравнительный анализ рационалистического и ситуационного менеджмента
-
Формулировать систему качеств, которыми должен обладать современный менеджер
-
Раздел №2. Понятие организации. Виды организаций. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Понятие организации. Формальные и неформальные организации. Сложные организации. Зависимость от внешней среды. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Подразделения. Менеджеры и успешное управление. Суть управленческой деятельности. Роли руководителя. Внутренняя среда организации, внешняя среда в бизнесе. Социальная ответственность и этика.
Основные понятия:
Организация, социальная ответственность, разделение труда, подразделение, этика.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
-
Сущность понятия «организация»
-
Общие характеристики организаций
-
Виды организаций
-
Общие факторы в работе руководителей
-
Роли руководителя
-
Сущность понятий «внутренняя среда организации», «внешняя среда в бизнесе»
-
Определение социальной ответственности
-
Основные нормы деловой этики
Уметь
-
Анализировать влияние факторов внешней и внутренней среды на работу предприятия
-
Применять на практике нормы деловой этики
Практическая часть
-
Деловая игра «Управляю производством»
-
Раздел №3. Функции управления.
-
Цели менеджмента. Стратегическое планирование. Реализация стратегического плана. Организация взаимодействия и полномочия. Построение организаций. Делегирование по структуре. Коммуникации. Процесс коммуникации и эффективность управления. Принятие решений. Модели и методы принятия решений. Мотивация. Содержание теории мотивации. Контроль. Сущность и смысл контроля. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Прогнозирование. Методы прогнозирования.
Опорные понятия:
Миссия, цель, планирование, стратегическое планирование, финансовый план, организационная структура, коммуникация, мотивация, прогнозирование, контроль, периодический контроль, оперативный контроль.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
-
Сущность, функции и выгоды стратегического планирования
-
Этапы стратегического планирования
-
Характеристики целей
-
Критерии оценки стратегического плана
-
Сущность понятия «делегирование полномочий»
-
Сущность понятия «коммуникации»
-
Виды коммуникаций
-
Методы принятия решений
-
Методы прогнозирования
-
Современные теории мотивации
-
Сущность и смысл контроля
-
Основные виды контроля
-
Характеристики эффективного контроля
Уметь
-
Определять краткосрочные и долговременные цели предприятия, стратегию и тактику их достижения
-
Распределять функции и делегировать полномочия с учетом особенностей членов коллектива
-
На конкретных примерах описывать взаимосвязь процессов планирования и контроля
-
Разрабатывать модель процесса контроля в конкретной организации
-
Выделять элементы и этапы процесса коммуникаций в ситуациях, предложенных учителем
-
Формулировать проблему в предложенной ситуации и составлять алгоритм ее решения
-
Применять на практике основные методы принятия решения
Практическая часть
-
Практическая работа «Принятие решений»
-
Составление плана для достижения конкретной цели (самостоятельно)
-
Раздел №4. Стили руководства.
-
Руководство: власть и личное влияние. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность. Стили руководства. Управление конфликтами, изменениями и стрессами.
Основные понятия:
Лидер, власть, стиль руководства, конфликт, стресс.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
-
Факторы, влияющие на эффективность работы командных групп
-
Формы власти и влияния
-
Стили лидерства
-
Понятие и типы конфликтов, их причины
-
Методы управления конфликтной ситуацией
-
Причины стресса
-
Модель стрессовой реакции
Уметь
-
Работать в малых группах
-
Анализировать стили руководства, выделять их достоинства и недостатки
-
Разрешать конфликтные ситуации, используя методы управления ими
-
Анализировать модель стрессовой реакции
Практическая часть(на выбор)
-
Практическая работа «Выбор индивидуального стиля руководства»
-
Практическая работа: «Разрешение конфликтов»
-
Раздел №5. Обеспечение эффективности деятельности организацией.
-
Управление трудовыми ресурсами. Управление производством: создание и функционирование операционной системы. Управление производительностью.
Основные понятия:
Операционная система, производительность, трудовые ресурсы.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
-
Этапы управления трудовыми ресурсами
-
Сущность понятия «операционная система»
-
Классификацию операционных систем
-
Этапы проектирования операционной системы
-
Элементы управления производством
-
Понятие комплексного подхода к вопросам производительности
Уметь
-
Планировать трудовые ресурсы в определенной ситуации
-
Описывать основные подсистемы операционной системы организации
-
Объяснять взаимосвязь между запросами потребителя и стратегий производства
-
Анализировать способы повышения конкурентоспособности предприятия
Практическая часть
-
Деловая игра «В мире фирм»
-
Защита проекта «Моя фирма»
Контроль уровня обученности.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
-
тестовые работы
-
доклад
-
графический диктант (верно/неверно)
-
решение проблемных ситуаций
-
деловые игры
-
выполнение и защита мини-проекта
Способы оценки результатов деятельности учащихся:
-
психолого-педагогический - анализ наблюдений деятельности учащихся
-
рейтинговые оценки (тестирование)
-
выполнение и защита заданий, проектов.
Перечень литературы и средств обучения
Для учащихся:
-
Фрейнкман Е. Ю. Экономика и бизнес.
Для учителя:
-
Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1982
-
Старобинский Э. Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме.
-
Генри Мильор Р. Менеджмент: достижение цели.
-
Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента.
-
Арутюнов Ю. А. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. М.:КНОРУС, 2007
-
Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992
-
Герчикова И. Н. Менеджмент. М., 1995
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2003
-
Менеджмент [Электронный ресурс]: учебный курс / Г.Г. Лигинчук. - Электронный курс. - М.: МИЭМП, 2008. - Режим доступа к курсу: e-college.ru.
Список использованных источников
-
Программа: Е. А. Сапрыкина «Основы менеджмента», МУК Дзержинского района г. Волгограда, 2005