Рабочая программа по дисциплине Технологическое оборудование

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО образования Республики Мордовия


Государственное бюджетное образовательное учреждение РМ

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Рузаевский политехнический техникум»


Утверждаю

Директор техникума

_________________/_М.К. Волков/

«____»__________20__ г.

Номер регистрации __________________






ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Технологическое оборудование







2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 151901 «Технология машиностроения»

Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение РМ среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Рузаевский политехнический техникум»

Автор: Маркелова Л.М.., Торопыгина Е.В. преподаватели


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации программы учебной дисциплины

12

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13


  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Технологическое оборудование

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 151901 «Технология машиностроения» базовой подготовки

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональный цикл. Общепрофессиональные дисциплины

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

читать кинематические схемы станков;

осуществлять рациональный выбор технологического оборудования для выполнения технологического процесса;

читать простые принципиальные схемы гидро- и пневносистем;

производить расчет основных параметров гидро- и пневмоприводов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

классификацию и обозначения металлорежущих станков;

назначение, область применения, устройство, принципы работы, наладку и технологические возможность металлорежущих станков , в т.ч. с числовым программным управлением (ЧПУ);

назначение, область применения, устройство, технологические возможности робототехнических комплексов (РТК), гибких производственных модулей (ГПМ), гибких производственных систем (ГПС);

численные физические величины для расчетов гидропневмосистем;

методы проектирования и расчета гидропневмосистем;

физические основы функционирования гидравлических и пневматических систем;

устройство и принцип действия гидравлических и пневматических устройств и аппаратов.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 268 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 196 часов;

самостоятельной работы обучающегося 72 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

268

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

196

в том числе:


лабораторные занятия

42

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

72

в том числе:


Итоговая аттестация в форме:

2 курс - экзамен;

3 курс - зачет.


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Технологическое оборудование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Цель и задачи дисциплины . Связь ее с другими дисциплинам. Роль и значение технологического оборудования в производственном процессе. Перспективы развития технологического оборудования.

2

1

Раздел 1. Гидроприводы.

24


Тема 1.1. Общие понятия и определения. Приборы и аппараты в гидравлике.

Преимущества и особенности гидравлических систем . Приборы для измерения давления.

Свойства жидкости, виды гидростатических машин, мультипликатор , гидропресс .


2

2-3

Лабораторная работа «Методы измерения гидростатического давления

2

Тема 1.2. Гидросистемы. Физические основы функционирования

Единицы измерения давления . Силы действующие в жидкостях . Основное уравнение гидростатики . Функциональное назначение рабочей жидкости . Приборы определяющие физические свойства жидкости и газов . Гидростатическое давление .

4

1-2

Лабораторная работа «Простейшие гидромашины в практике»

2


Тема1. 3. Элементная база гидроприводов

Маслостанции , назначение , классификация и конструкции входящих в них устройств: насосы , фильтры, клапаны, баки , трубопроводы.

Мощность привода , типы конструкций , и принцы действия гидравлических распределителей

4

1-2

Лабораторная работа «Конструкция и характеристика насосов

2


Лабораторная работа «Виды, конструкция и характеристики гидроцилиндров»

2

Самостоятельная работа. Реверсивные механизмы.

2


Тема1. 4. Вспомогательные элементы гидроприводов

Параметры вспомогательных элементов . Принцип работы вспомогательных элементов, фильтры , уплотнители , кондиционеры , теплообменники


2

1-2

Тема1. 5. Схемы гидроприводов

Гидроприводы , регулирования скорости движения металлообрабатывающих станков ; циклограммы работы , подбор элементов гидропривода .

Этапы проектирования гидропривода , методика расчета гидропривода , следящие гидросистемы , гидравлические приводы подач , гидравлические приводы главного движения.

4


2-3

Лабораторная работа «Направляющая и регулирующая аппаратура управления в промышленных гидроприводах»

2

Раздел 2. Пневмосистемы

12


Тема 2. 1. Элементная база пневмоприводов

Назначение пневмопривода . Структурный состав пневмопривода , пневмодвигатели , направляющая и регулирующая пневмоаппаратура . Типовые схемы пневмоприводов .

6

1-2

Тема 2.2. Гидро- и пневмосистемы технологического оборудования

Графическая форма представления хода технологического процесса , функциональная диаграмма

Виды неисправностей в гидро- и пневмоприводах.

4

1-2

Контрольная работа

2


Раздел 3.

Общие сведения о металлообрабатывающих станках


18


Тема 3.1.

Классификация металлообрабатывающих станков

Классификация станков по виду выполняемых работ и применяемого режущего инструмента, по степени специализации, конструктивным признакам, количеству рабочих органов, степени автоматизации, классу точности, массе и другим признакам.

2

1-2

Тема 3.2.

Базовые детали станков

Базовые детали станков. Станины, стойки, столы, поперечины: типовые конструкции, материал, термообработка. Суппорты. Направляющие скольжения и качения. Методы регулирования зазоров в направляющих, смазка и защита. Гидро- и аэростатические направляющие.

4

1-2

Тема 3.3.

Передачи применяемые в станках

Передачи, применяемые в станках. Передачи для вращательного движения: ременные, зубчатые и червячные. Передачи для поступательного движения: винтовые пары скольжения и качения, реечные, кривошипно-шатунные, кулисные и кулачковые. Передачи для периодических движений: храповые и мальтийские.

4


1-2

Самостоятельная работа. Реверсивные механизмы.

4


Тема 3.4.

Коробки скоростей

Типы коробок скоростей, их назначение, способы переключения передач.

2


1-2

Лабораторная работа «Изучение кинематической схемы коробки скоростей»

4

Самостоятельная работа. Системы смазки коробок скоростей.

4


Тема 3.5.

Коробки передач

Типы коробок передач, их назначение, способы переключения передач. Механизмы, применяемые в приводах передач: сменные шестерни, множительные устройства, дифференциалы и планетарные механизмы.

2

1-2

Раздел 4

Металлообрабатывающие станки

76


Тема 4.1

Станки токарной группы

Токарно-карусельные станки. Назначение, область применения, основные узлы, принцип работы и кинематика.

Лобовые токарные станки. Назначение, область применения, основные узлы.

Токарно-револьверные станки. Назначение, область применения, разновидности.

Токарные автоматы и полуавтоматы. Классификация, область применения и выполняемые работы.

Токарные станки с ЧПУ, их назначение, классификация, конструктивные особенности.

Назначение токарных танков и их классификация. Размерный параметрический ряд. Токарно-винторезные станки. Назначение, техническая характеристика, основные узлы, принцип работы, главное движение подачи. Наладка станка на нарезание резьб и обработку конусов.

10

1-3

Лабораторные работы «наладка токарно-винторезного станка на нарезание резьб резцом и обработку конусных поверхностей», «Ознакомление с устройством, управлением и последовательности наладки пруткового автомата».

8

Самостоятельная работа

Устройство токарных станков 16А20

1А693

1А512МФ3

6


Тема 4.2

Станки сверлильно-расточной группы

Назначение и классификация сверлильных станков. Вертикально-сверлильные и радиально-сверлильные станки. Устройство. Назначение. Главные движения. Крепление инструмента и заготовки. Техническая характеристика.

Вертикально-сверлильный станок с ЧПУ. Назначение, техническая характеристика, основные узлы, принцип работы..

Горизонтально-расточные станки. Назначение, техническая характеристика, основные узлы, принцип работы. Кинематика.

6

1-3

Лабораторная работа «Наладка вертикально- сверлильного станка с ЧПУ на обработку детали»

4

Самостоятельная работа»Координатно-расточные станки». Презентация.

4


Тема 4.3

Фрезерные станки

Универсальный горизонтально-фрезерный станок. Назначение, техническая характеристика, основные узлы, принцип работы, кинематика. Приспособления, расширяющие технологические возможности фрезерных станков: поворотные столы, делительные и долбежные головки. Настойка универсальной делительной головки. Вертикально-фрезерный станок с ЧПУ. Назначение, техническая характеристика, основные узлы, принцип работы, кинематика.

6

1-3

Лабораторные работы «Наладка универсально-фрезерного станка и делительной головки для обработки зубьев цилиндрического колеса», «Наладка фрезерного станка с ЧПУ на обработку детали»

6

Самостоятельная работа «Продольно-фрезерные станки». Презентация.

2


Тема 4.4

Резьбообрабатывающие станки

Резьбообрабатывающие станки, работающие дисковой и резьбовыми фрезами. Резьбообрабатывающий станок, работающий вихревой головкой. Резьбошлифовальный станок, основные узлы, принцип работы.

4

1-2

Самостоятельная работа «Гайконарезные автоматы». Презентация.

4


Тема 4.5

Станки строгально-протяжной группы

Строгальные станки. Особенности. Разновидности. Поперечно- и продольно строгальные станки. Назначение. Главные движения. Устройство.

Долбежные станки. Особенности. Назначение. Устройство.

Протяжные станки. Назначение, основные узлы, принцип работы горизонтально-протяжного и вертикально-протяжного станков. Протяжные станки непрерывного действия.

6

1-3

Самостоятельная работа «Протяжные станки непрерывного действия». Презентация.

2


Тема 4.6

Шлифовальные станки

Классификация шлифовальных станков. Круглошлифовальные станки. Назначение, техническая характеристика, основные узлы, принцип работы, кинематика. Бесцентрошлифовальные станки. Назначение, основные узлы, принцип работы.

Внутришлифовальные станки. Назначение, основные узлы, принцип работы, кинематика.

Плоскошлифовальные станки. Главные движения. Устройство.

8

1-3

Лабораторная работа « Наладка шлифовального станка»

2

Самостоятельная работа. Шлифовально-доводочные, хонинговальные станки. Презентация.

4


Тема 4.7

Зубообрабатывающие станки

Зубодолбежный станок. Назначение, основные механизмы, главные движения.

Зубофрезерный станок. Назначение, основные узлы, главные движения. Зубострогальный станок. Назначение, основные узлы, принцип работы.

6

1-2

Лабораторная работа «Наладка зубодолбежного станка для нарезания зубчатого колеса»

4


Самостоятельная работа «Зубоотделочные станки»

2


Тема 4.8

Многоцелевые станки

Общие сведения о многоцелевых станках: назначение, особенности, механизмы автоматической смены инструментов, разновидности инструментальных магазинов, компоновки.

2

1-2

Самостоятельная работа «Многоцелевые станки различных типов»

4


Тема 4.9

Агрегатные станки

Принцип агрегатирования станков. Основные преимущества агрегатных станков по сравнению со специальными станками, назначение и область применения. Компоновочные схемы. Силовые головки и силовые столы.

4


1-2


Самостоятельная работа. Агрегатные станки с ЧПУ.

4


Раздел 5. Оборудование заготовительных цехов

12


Тема 5.1 Отрезные станки

Основные задачи заготовительного производства. Виды оборудования заготовительных цехов. Общие сведения об отрезных станках. Станки отрезные, круглопильные: назначение, область применения, ножовочный станок.

4

1-2

Самостоятельная работа «Ленточно-пильный станок». Презентация

2


Тема 5.2

Кузнечно-прессовое оборудование

Классификация кузнечно-прессового оборудования. Общие сведения о паровоздушных и пневматических молотах. Гидравлические, кривошипные и винтовые прессы: назначение, область применения, технические данные. Основные правила безопасности на кузнечно-прессовом оборудовании.

4

1-2

Лабораторная работа. «Ознакомление с устройством и режимами работы кузнечно-прессового оборудования».

4

Самостоятельная работа «Паровоздушные молоты»

2


Раздел 6. Оборудование сварочного производства

16


Тема 6.1. Оборудование для электродуговой сварки

Электродуговая сварка. Сущность и виды. Основные электрические параметры дуги. Внешние характеристики источников сварочного тока. Требования к источникам питания. Сварочные преобразователи, сварочные трансформаторы, сварочные выпрямители. Устройство, назначение, обслуживание сварочного оборудования. ТБ при проведении сварочных работ.

8


1-2


Лабораторная работа. «Ознакомление с оборудованием и приемами сварки»

4

Самостоятельная работа. Изучение оборудования для плазменной сварки. Презентация

4


Тема 6.2. Оборудование для автоматической и контактной сварки

Сущность автоматической сварки под флюсом. Преимущества автоматической сварки. Оборудование для автоматической сварки. Сварочный трактор. Устройство. Назначение. Самоходный автомат АБС. Назначение. Устройство. Оборудование для контактной сварки. Технология контактной сварки.

4

1-2

Самостоятельная работа «Роликовая контактная сварка» Презентация

4


Раздел 7. Подъемно - транспортные машины

8


Тема 7.1 Общие сведения о подъемно-транспортных машинах

Понятие о транспортной системе, ее функции. Грузоподъемные и транспортирующие машины. Краны, лебедки, домкраты. Применение.


4

1-2

Самостоятельная работа «Гидравлический домкрат»

2

Тема 7.2. Транспортирующие машины для перемещения груза непрерывным потоком

Разновидности транспортирующих машин. Общее устройство ленточного и цепного конвейера. Элеваторы. Назначение транспортирующих машин.

4

1-2

Самостоятельная работа «Лотки и спуски. Разновидности. Назначение»

2


Раздел 8. Промышленные роботы (ПР.), манипуляторы и робототехнические комплексы (РТК)

14


Тема 8.1. Промышленные роботы (ПР.) и манипуляторы

Основные понятия и терминология. Классификация промышленных роботов и манипуляторов.

Системы координат ПР. Типы приводов ПР. Захватные устройства ПР. Устройства программного управления

ПР. Назначение, технические характеристики, устройство, принцип действия напольных, портальных, мостовых

ПР.

2

1-2

Лабораторное занятие «Ознакомление с устройством и работой основных узлов ПР портального типа»

4


Тема 8.2

Автоматические линии станков

Самостоятельная работа «Разновидности роботов. Применение» Презентация

2


Определение, назначение, область применения статочных автоматических линий. Компоновочные схемы. Транспортные устройства. Накопители заготовок. Системы управления.

2

1-2

Самостоятельная работа. Автоматические линии для обработки корпусных деталей, валов. Презинтация.

2


Тема 8.3

Гибкие производственные модули (ГПМ) и роботизированные технологические комплексы (РТК)

Область применения и классификация ГПМ.

Состав оборудования ГПМ.

Назначение РТК, виды компоновок, состав оборудования.

2

1-2


Самостоятельная работа. «ГПМ на базе многоцелевых станков»

2

Тема 8.4 Монтаж и приемочные испытания промышленного оборудования

Назначение, область применения, технологического оборудования и типовые компоновки ГПС.

Транспортные и складские накопительные устройства. Системы управления контроля работы ГПС.

2

1-2

Тема 8.5 Робототехнологические комплексы (РТК)

Самостоятельная работа. Перспективы развития и применения ГПС. Реферат

2


Робототехнологические комплексы. Разновидности. Классификация. Назначение. Компановка. Структура РТК. Применение РТК.

2

1-2

Самостоятельная работа «РТК в кузнецно-прессовом производстве»

2


Раздел 9. Механизация и автоматизация складских работ

6


Тема 9.1. Склады в современном производстве

Тема 9.2. Оборудование складов и их технико-экономические показатели

Место и роль складов в современном производстве. Их связь с производственными участками и промышленным транспортом. Типы автоматизированных транспортно-складских систем.


2

1-2

Общие сведения по оборудованию автоматических складов. Транспортно-складская тара. Стеллажные конструкции. Штабельное оборудование. Устройства для перемещения и перегрузки грузов. Понятие о технико-экономических показателях склада.

4

1-2

Самостоятельная работа «Стеллажные конструкции»

2


Раздел 10. Монтаж и приемочные испытания оборудования

8


Тема 10.1. Транспортировка и установка на фундамент оборудования. Паспортизация

Средства и способы транспортирования оборудования. Распаковка оборудования. Техника безопасности при транспортировке и установке оборудования. Основные правила расстановки оборудования в цехе. Установка оборудования на фундамент. Способы крепления оборудования на фундаменте. Паспортизация промышленного оборудования. Содержание паспорта.

4

1-3

Самостоятельная работа «Изучение паспорта станка»

2


Тема 10.2. Монтаж и приемочные испытания промышленного оборудования

Первоначальный пуск. Испытания на холостом ходу и под нагрузкой. Проверка точности и жесткости промышленного оборудования в соответствии с ГОСТами. Проверка надежности оборудования.

2

1-2

Лабораторная работа «Испытание промышленного оборудования на холостом ходу и под нагрузкой».

2


Всего:

196


Внеаудиторная самостоятельная работа

72


Максимальная учебная нагрузка

268


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в кабинете «Оборудования машиностроительного производства, технологического оборудования, управления техническими системами».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:


  1. Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ.

  2. Раздаточный материал по кинематическим схемам металлорежущих станков.

  3. Плакаты по темам:

  • Станки с ЦПУ;

  • Станки с ЧПУ;

  • Системы станков с ЧПУ.

  • Токарные станки.

  • Фрезерные станки.

  • Сверлильные станки.

  • Шлифовальные станки.

  • Многоцелевые станки.

  1. Видеоролики:

- станки токарной группы

- сверлильной

- фрезерной

- строгальной

- шлифовальной

  1. Слайды:

- токарные станки

- сверлильные

- шлифовальные

- фрезерные

6. Персональный компьютер с лицензионно - программным обеспечением и мультимедийным проектором; экран проекционный;



Оборудование УПМ техникума:

  1. Станки токарные 1К62, ТС25, 1ЕG1М, 1М61П, 1М61, 1А616.

  2. Станки сверлильные 2Н118, 2А135, 2М112.

  3. Станок шлифовальный 3У10А

  4. Станки фрезерные 6Р815, 6М120.

  5. Станок поперечно-строгальный 7Е35.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. Схиртладзе А.Г., Новиков В.Ю. Технологическое оборудование машиностроительных производств. - М.: Высшая школа, 2012.

  2. Б.И. Черпаков, Л.И. Вереина Автоматизация и механизация производства - М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2014.

  3. Б.И. Черпаков, Т.А. Альперович Металлорежущие станки - М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2013.

  4. Б.И. Черпаков, Л.И. Вереина Технологическое оборудование машиностроительного производства- М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2013.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- читать составлять простые принципиальные схемы гидро- и пневно-систем;

Текущая оценка

- производить расчет основных параметров гидро- и пневмоприводов;

Зачет

- читать кинематические схемы;

Обязательная контрольная работа

- осуществлять рациональный выбор технологического оборудования для выполнения технологического процесса;

Практическая работа

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- численные физические величины для расчетов гидропневмосистем;

Практическая работа

- физические основы функционирования гидравлических и пневматических систем;

Зачет

- устройство и принцип действия гидравлических и пневматических устройств и аппаратов;

Практическая работа

- классификацию и обозначения металлорежущих станков;

Зачет

- назначение, область применения, устройство, принципы работы, наладку и технологические возможность металлорежущих станков , в т.ч. с числовым программным управлением (ЧПУ);

Практические работы

- назначение, область применения, устройство, технологические возможности робототехнических комплексов (РТК), гибких производственных модулей (ГПМ), гибких производственных систем (ГПС).

Текущий контроль


Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины


© 2010-2022