• Преподавателю
  • Другое
  • Мастер - класс на тему Нестандартные формы и методы преподавания литературы в урочной и внеурочной деятельности

Мастер - класс на тему Нестандартные формы и методы преподавания литературы в урочной и внеурочной деятельности

В данной работе представлен сценарий мастер-класса, адресованный учителям литературы. В материале представлена подборка методических приемов. Даны примеры литературных разминок, приемы работы с текстами учебника литературы. Представлен игровой материал - литературное лото по темам "Фольклор", "Биографии русских писателей". Для обобщения работы над литературным произведением предложена такая форма работы как схема - опора. Все методические разработки можно использовать на уроках литерат...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Новороссийская СОШ

Дорожинец Ю.В.

Учитель литературы

Мастер-класс по теме:

«Нестандартные формы и методы преподавания литературы в урочной и внеурочной деятельности»

  1. Теоретическое обоснование темы мастер-класса

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Для реализации данной цели существует множество приемов и методов. Ярким примером являются уроки с использованием нестандартных методов и приемов обучения Характерной особенностью таких уроков с является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. При подготовке и проведении таких уроков в школе следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при следующих условиях:

  • нестандартный прием или метод будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;

  • хорошее владение учителем методикой проведения уроков с использованием нетрадиционных приемов и форм.;

  • умелое сочетание нетрадиционных и традиционных форм работы;

  • владение способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;

  • включение нестандартных уроков в систему своей работы.

Цели уроков с использованием нетрадиционных форм и методов

  • введение учащихся в мир прекрасного, приобщение их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей;

  • обучение пониманию художественного слова и на этой основе формирование понимания жизни, активное отношение к действительности, формирование высокой общей и читательской культуры;

  • воспитание читателя и «через» читательские качества и с их помощью формирование всесторонне развитой личности

Принципы деятельности:

  • активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

  • дифференцированный подход к изучению предмета;

  • повышение интереса к изучаемому материалу;

  • развитие творческих способностей учащихся.

  • Что же такое форма и метод обучения?

  • Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

  • Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.

  • Метод обучения(от др.-греч. μέθοδος - путь) - процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов уроков с привлечением нетрадиционных форм и методов:

Урок-пресс-конференция Урок-соревнование Театрализованный урок Урок с групповыми формами работы Урок-взаимообучение Урок-творчество Урок-аукцион Урок-творческий отчет и др.

Легко заметить, что в число нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в более ранних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы. Нетрадиционные формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей классификации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдельный подтип традиционных типов урока. И только те формы организации учебной деятельности выдерживают испытание временем, у которых есть конкретная целевая установка и соответствующие ей структура и содержание работы.

  • Формы обучения

Цель как основа типологии форм обучения

Традиционные формы обучения

Нетрадиционные формы обучения

Изучение обзорных и монографических тем. Изучение литературно-критических статей. Начало изучения биографии и творчества писателя

Вступительные занятия. Уроки изучения нового.

Урок-лекция.Урок-исследование. Урок-устный журнал. Урок-прессконференция

Анализ литературного произведения. Теория литературы.

Общедидактические типы уроков с разными путями анализа.

Урок-деловая игра. Урок-путешествие. Урок с групповыми формами работы.Урок-конкурс.Урок-суд.

Развитие речи учеников. Контроль за знаниями, умениями и навыками.

Уроки развития языка. Урок контроля и оценки знаний.

Урок-зачет. Урок-семинар. Урок-творческий отчет.

"Мы почти не учим говорить", - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения.

С этой целью на своих уроках стараюсь для начала вовлечь в диалог учащихся, заинтересовать предметом обсуждения. Для этого начинаю уроки с литературоведческих разминок.

II. Игра-практикум:

Предлагаю несколько вариантов таких разминок. Вот некоторые задания таких разминок:

  1. Назовите фамилию писателя ( я называю имя, отчество):

Михаил Юрьевич (Лермонтов), Николай Васильевич (Гоголь) Лев Николаевич (Толстой), Александр Сергеевич (Грибоедов), Михаил Михайлович (Пришвин)

  1. Исключить лишнее, объяснить почему?

Метафора, эпитет, сравнения. Олицетворения, басня;

Завязка, метафора, кульминация, развязка;

Некрасов, Гоголь, Пушкин, Шекспир, Лермонтов

  1. Распределить термины по групповой принадлежности

Литературные жанры,

Стихотворная речь

Части произведения

Повесть, развязка, ритм, рифма, рассказ, кульминация, строфа, легенда, завязка….

  1. По перечню героев -узнать произведение, назвать автора, жанр

- Манилов, Плюшкин, Ноздрев, Собакевич Чичиков («Мертвые души», Гоголь, поэма)

-Фамусов, Софья, скалозуб, Молчалин, Чацкий («Горе от ума», Грибоедов, комедия)

-г-жа Простакова, Стародум, Цыфиркин, Митрофанушка («Недоросль», Фонвизин, комедия

Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. На своих уроках литературы я часто применяю такой прием, как литературное лото, в работу включены все учащиеся, работают обычно в парах или в микрогруппах, при этом отмечается живой интерес и активное включение в дальнейшую работу на уроке.

Предлагаю два варианта такого лото (см. Приложения)

  • Жизнь и творчество русских писателей

  • Малые жанры фольклора.

При объяснении нового материала хороший эффект, достигается при составлении различных схем-опор. Схемы-опоры - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его «устройства», взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность знаний, умений и навыков. В качестве примера привожу схему-опору к поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Схема- опора

Словарь

Сюжет

Герои

Гой еси

Чарка

Трапеза

Стольники

Опричники

Очи

Яхонтовый

Уста

Басурманское

Пир при Иване Грозном

Опричник Кирибеевич рассказывает царю о своей любви

Молодой купец Калашников в своей торговой лавке

Калашников в своем доме

Рассказ жены, Алены Дмитриевны

Гусляры

Иван Грозный

Опричники

Кирибеевич (из рода Малюты Скуратова)

Степан Парамонович Калашников

Алена Дмитриевна

При изучении новых произведений, биографий писателей использую исследовательскую работу с текстом. Для этого составляю ключевые слова по исследуемому тексту и предлагаю учащимся прокомментировать данные слова и словосочетания.)

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Работа с текстом.

Задание: дать комментарий к ключевым словам и словосочетаниям предлагаемой статьи учебника. Например, 9 класс, тема «Обзор творчества А.А. Ахматовой». Учащиеся самостоятельно изучают вступительную статью в учебнике о поэтессе и записывают свои комментарии:

  1. «златоустая анна всея Руси» - так называла Ахматову М. Цветаева.

  2. «Смуглый отрок ходил по аллее» - стихотворение, которое Ахматова посвятила А.С. Пушкину

  3. «Вечер», «Четки» - стихотворения Ахматовой, в которых поэтесса выразила свои чувства к своему мужу Н. Гумилеву

  4. 1924-1939гг. - период, когда произведения Ахматовой совсем не печатались

  5. «Этн -Таормин»- международная премия, в Италии

  6. Оксфорд - докторская степень в Оксфорде.

По получившимся записям предлагаю составить свой рассказ о А. Ахматовой.

Типы домашнего задания:

  • творческая работа;

  • лингвистическое исследование текста; -

  • подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

  • рисование обложек к литературным произведениям;

  • художественное чтение;

  • инсценировка художественного произведения;

  • создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

  • продолжение неоконченных произведений;

  • наблюдение за природой;

  • подготовка словарных диктантов;

  • составление вопросника к зачету по теме;

  • составление конспекта, опорных таблиц;

  • письмо по памяти.

Во внеурочной деятельности, которая сама по себе является нестандартной большая роль отводится предметной неделе по литературе. Здесь заранее ученики знакомятся с предстоящими мероприятиями, готовятся, принимают участие. Так, особой популярностью в нашей школе пользуется конкурс чтецов «Живая классика». Главное условие при организации данного конкурса - отметить каждого участника. Я не определяю победителей и призеров, а разрабатываю разные номинации, например, «за любовь к поэзии», «за творческий подход», «самый артистичный» и др. По результатом школьного конкурса определяются участники для районного и республиканского конкурса чтецов «Живая классика», который в свою очередь является региональным этапом всероссийского конкурса. У нас есть и свои результаты: в районе- 2-е, 3-е призовое место, и в республике 2-е.

Еще один популярный конкурс, проводимый в рамках предметной недели литературы - конкурс видеороликов, презентаций «По страницам любимых книг». В прошлом году мы участвовали в республиканском таком конкурсе, где заняли 1-е и 2-е место.

Еще одна не менее популярная внеурочная форма изучения литературы - интернет конкурсы. Мы активно в них участвуем, и практически всегда занимаем призовые места.

Например, на сайте «Я- гений» - мы принимали участие в конкурсе сочинений «Великой победе посвящается» - результат - 2-е, и 3-е место. На сайте «рассударики» в конкурсе «литературное творчество» - мы писали Письмо деду Морозу в стихотворной форме (текст стихотворения можно посмотреть в Приложении). Результат - 3-е место

Таким образом: Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

III. Рефлексия

Закончить свое выступление мне бы хотелось следующей притчей, рассказанной великим педагогом Шалвой Александровичем Амонашвили

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу.

Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

- Что ты тут делаешь, старик? - спросил человек.

- Жду тебя! - ответил старик. - Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

- Верно! - удивился человек.

- Так бери с собой мудрость:

Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.

- Как я это сделаю, если сам не умею летать?

- А ты попробуй! - сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы.

Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок, а за ним - его учитель.

Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

- Я возвращаю ребенка крылатым! - сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:
- А меня больше радуют твои крылья...

Чтобы воспитать крылатого ребенка, нужно самим научиться летать...

Я продолжаю поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Учу учась, воспитываю воспитываясь.

Литература:


  1. festival.1september.ru/ Дедова Я. И. "Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании литературы".



  1. nsportal.ru/ Гельплинг Е. М. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы











Приложения Приложение 1

Лото 1: Литературное лото «Малые жанры фольклора»

Пословица

Поговорка

Закличка

Колыбельная





Фольклор

Прибаутка

Скороговорка

Потешка

Загадка

Век- живи, век - учись.

Как снег на голову

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь.
Закрывай глаза, малыш.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Химия - очень занятный урок:

Взрывом из колбы пробит потолок,

Завуча школы не стало в момент -

Это Алёхина эксперимент.

Перепел перепёлку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.

Ай, дуду, дуду, дуду!

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу

Во серебряную.

Труба тóченая,

Позолóченная.

Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет

Век- живи, век - учись.

Как снег на голову

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь.
Закрывай глаза, малыш.

Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет

Химия - очень занятный урок:

Взрывом из колбы пробит потолок,

Завуча школы не стало в момент -

Это Алёхина эксперимент.

Перепел перепёлку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.

Ай, дуду, дуду, дуду!

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу

Во серебряную.

Труба тóченая,

Позолóченная.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку




Лото»: Литературное лото «Биографии русских писателей» Приложение 2

Лицей;

Михайловское

Болдино;

Дуэль;

«Евгений

Онегин»

Кавказ;

Одиночество;

Бабушка;

Шотландские корни;

Дуэль;

«Мцыри»

Театр;

Васильевка;

Нежинская гимназия;

Роль Простаковой;

Псевдонимы: В Алов, П. Глечик, четыре «О»;

«Ревизор»

Ясная поляна;

Казанский университет;

Участник Крымской войны;

«Война и мир»

Спасское-Лутовиново;

Татарские корни;

Берлинский университет;

«Отцы и дети»

Волга;

Немиров;

Семейное дворянское гнездо;

Журнал «Современник»

Архангельская обл.;

Славяно-греко-латинская академия;

Теория «трех штилей»;

Реформатор русского стихосложения;

Таганрог ; купеческая семья;

Врач;

Юмористические рассказы; пьесы.

Многочисленные псевдонимы;

«Вишневый сад»

Писатель, музыкант, дипломат;

Блестящее образование

владел множеством языков;

похоронен в Тифлисе

«Горе от ума»

Нижний Новгород; жизнь в доме деда; тяжелое детство;

Председатель Союза писателей;

«Песня о Буревестнике»



Мастер - класс на тему Нестандартные формы и методы преподавания литературы в урочной и внеурочной деятельностиМастер - класс на тему Нестандартные формы и методы преподавания литературы в урочной и внеурочной деятельностиМастер - класс на тему Нестандартные формы и методы преподавания литературы в урочной и внеурочной деятельностиМастер - класс на тему Нестандартные формы и методы преподавания литературы в урочной и внеурочной деятельностиМастер - класс на тему Нестандартные формы и методы преподавания литературы в урочной и внеурочной деятельностиМастер - класс на тему Нестандартные формы и методы преподавания литературы в урочной и внеурочной деятельностиМастер - класс на тему Нестандартные формы и методы преподавания литературы в урочной и внеурочной деятельностиМастер - класс на тему Нестандартные формы и методы преподавания литературы в урочной и внеурочной деятельностиМастер - класс на тему Нестандартные формы и методы преподавания литературы в урочной и внеурочной деятельностиМастер - класс на тему Нестандартные формы и методы преподавания литературы в урочной и внеурочной деятельности







Приложение 3

Письмо деду Морозу


Деду Морозу письмо я пишу.

Хочу пожелать всем удачи.

Ненастья и беды в Новом году

Заменят пусть радость и счастье.


Хочу рассказать про свою я семью:

О маме, о папе, о брате-

Как всех я их очень и сильно люблю

Желаю им счастья в квадрате.


Хочу рассказать о своем я селе -

Таком небольшом, но прекрасном,

Где все очень близко и дорого мне,

Где время бежит не напрасно.


Хочу рассказать я о школе своей -

Где много всего происходит.

Пусть праздник, урок или просто хоккей

Все это в восторг нас приводит.


Родной Дед Мороз! Все верят в тебя!

Ты сказку приносишь всем в дом.

Пошли же всем мира, любви и тепла

Наполни день каждый добром!

Гоммершмидт София

уч-ца 7 класса

МБОУ Новороссийская СОШ

© 2010-2022