• Преподавателю
  • Другое
  • Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля Программы «Критическое мышление» в серию уроков

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля Программы «Критическое мышление» в серию уроков

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ибраимова Лилия Бекировна Портфолио учителя Отчет А1

Филиал АО «НЦПК» «Өрлеу» третьего уровня

«ИПКПР» по Алматинской области 16.05.14

Группа №2

г.Алмты

Рефлексивный отчет

по обоснованию и методике внедрения модуля Программы «Критическое мышление» в серию уроков


«Тот, кто учится, не размышляя, впадет в заблуждение.

Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении».

Конфуций (Кун-цзы)


«Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результатенаблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.»(Руководство, стр. 165)

В настоящее время в условиях современной жизни идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство, в связи с этим становится необходимым учиться, и учить молодое поколение мыслить критически. Достижение таких целей может осуществляться с помощью модуля «обучение критическому мышлению», который предполагает обучение умению рассуждать, размышлять над собственным практическим опытом. (Руководство, стр.165)

Критическое мышление позволяет увидеть проблему в совершенно новом ракурсе. Это возможность выражать свои мысли, доверять себе. Со своей позиции, я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания. Ведь формирование критического мышления учащихся в процессе обучения связано не только с новыми задачами, которые поставлены перед современной школой, но и с тем, что критическое мышление тем или иным образом занимает существенное место в новых, нетрадиционных формах обучения, в том числе в процессе обучения русского языка.

Я думаю, что обучение критическому мышлению является одним из самых эффективных подходов к обучению, так как включает в себя взаимосвязь всех семи модулей, изученных нами в период первой части курсов. Это и обучение через диалог, и оценивание учащихся для обучения, и обучение талантливых и одаренных детей, и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников и обучение с применением ИКТ.

Уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют чёткий технологический алгоритм, а также набор приёмов и методов ведения урока. Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление и рефлексия. Все серии последовательных уроков я разработала с использованием критического мышления приемы и методы, которые присутствуют на каждых его этапах.

Изучение модуля «Критическое мышление» позволило мне по-новому посмотреть на это понятие. Конечно это не новое понятие, но как мне кажется ему никогда не уделяли должного внимания, хотя польза и преимущество этой технологии очевидны и не вызывают сомнений. На практике, прежде всего, мне надо было отойти от стандартизации, то есть от учителя информирующего, контролирующего, оценивающего и добивающегося простого заучивания, мне надо было стать учителем направляющим, наблюдающим, созидающим, побуждающим, саморегулирующим. Внедрения модуля «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных уроков я решила осуществлять с помощью работы с информацией; активизации учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, сказать неправильный ответ; формирования умений задавать вопросы; развития познавательной, коммуникативной, творческой учебной деятельности учащегося; создания благоприятного психологического климата.

При планировании уроков для развития критического мышления использовал исследования в социально-культурной теории Л. Выготского зона ближайшего развития (ЗБР), иерархическую модель мотивации А. Маслоу, исследования Б.Блюма «Таксономия образовательных целей» обучение по развитию у учащихся мыслительных навыков, диалоговое обучение Мерсер и Литлтон, , а так же исследования национальных учебных лабораторий, Бефель. Шт. Мэн США по удержанию полученной информации учениками ( стр. 140 Руководство для учителя.)

Все семь модулей Программы взаимосвязаны между собой и использование одного из модулей автоматически задействует реализацию другого. Через применения различных приёмов критического мышления я смогу:

- обучить детей как надо правильно работать с информацией (обучение тому как учится (П3) ), в процессе диалога на уроках дети нарабатывают практику убедительной аргументации (обучение через диалог ( П4, П5) модуль 1);

- актуализировать активные способы обучения (П3, П4, П5)

- научить детей правильно оценивать свои возможности в обучении и контролировать свой процесс обучения саморегуляция и самоменджмент в обучении (оценивание для обучения и оценивание обучения П1, П4а, модуль 3);

- дать основу для работы с информационными технологиями и ориентирование в мире современной информации ( использование ИКТ в преподавании и обучении П3 модуль 4);

- выявлять лидеров в классе и направлять их лидерство в обучение (П 5 модуль 7):

- способствовать проявлению у детей творческого мышления и выявлять способных и одаренных детей (П1, П2 модуль 5);

На практике я постаралась максимально внедрить технологии РКМ. Стадия вызова это тот этап, в котором нужно побудить интерес к уроку и при этом стараться поддерживать его в течение всего урока. На стадии вызова для активизации мыслительной деятельности учащихся, побуждения интереса к получению новой информации, постановки учеником собственных целей обучения я использовала такие приемы технологии РКМ, как: на первом уроке «Черный ящик» с письмом «Подскажите слово» для постановки темы и цели урока, прочитав телеграмму адресованную учащимся

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет и поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -

Все расскажет нам …

И все ученики хором ответили, что это - глагол. На этапе вызова уже было заметно, активное включение в процесс урока всех учащихся.

Создание постера - составление алгоритма определения глагола. Каждый ученик старался внести свою лепту в составлении постера. Хочется отметить, что при защите постера в нескольких группах отвечали все ученики и не один не остался без внимания, не смотря на возрастные особенности школьников.



На втором уроке мною был внедрен данный модуль в виде шифрограммы для определения темы, игра «Будь внимателен!» - заменить фразеологизмы на инфинитив, при работе в парах образовать от существительных однокоренные слова, чтобы они были инфинитивом, стратегия «Шифровка» - найти 10 глаголов - инфинитивов. Данное задание было выполнено с особым интересом в группе. Были даны буквы и необходимо, было составить 10 слов глаголы - инфинитив. Выполняя задания в классе, чувствовалась атмосфера доброжелательности, заинтересованности и взаимовыручки.


На 3 уроке во время стадии осмысления, для получения новых знаний и их применения, для корректировки поставленных учеником целей обучения использовала работу с информацией, прием «Графический диктант» - выполнение данного задания в группе, сопоставление по значению слов не употребляемых без частицы не. Выполнив задание на экране появился лист ответов, где при правильных ответа получается оценка «5». Данное задание способствовало развитию интереса к предмету. На уроке по теме: «Видовые пары глаголов» при применении метода «Верю - не верю». Одним из условий успешной работы с детьми является диалоговое обучение, которое входит в программу семи модулей. Исследования многих ученых, занимающихся данной темой, указывают на то, что через грамотное общение учитель строит свою работу с детьми. Например, Л.Выготский предполагал, что «знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процесс обучения является решающей для развития обучения ученика». (Руководство для учителя, стр. 144) Программа, по которой мы проходим обучение, полностью построена на основе групповой работы в классе, следовательно, важность развития диалогической беседы здесь просто неоценима. Могу сказать, что данный вид работы активно влияет на уровень мышления детей, развивает их речевые навыки, а учитель, управляя темой разговора, умеет направить диалог в «правильное русло». Для достижения максимального успеха в обучении необходима благоприятная среда и, конечно же, мотивация. Учащиеся с удовольствием работают в команде, ищут и предлагают идеи, неординарные решения в составлении проекта. Каждый ученик раскрылся для меня с другой стороны. Все активно обсуждали идеи друг друга, выражали свое мнение. Считаю, что главное условие здесь, это научиться грамотно задавать вопросы и научить умению «слушать» и «слышать» собеседника.
Согласно исследованиям Мерсера, выделено три типа беседы, в которые «вовлечен субъект». Это беседа-дебаты, кумулятивная и исследовательская беседа. (Руководство, стр. 145). Разобрав каждый тип на наших занятиях, пришла к выводу, что учитель не всегда дает возможность выговориться учащимся. Еще ошибки в том, что дается недостаточное время на обдумывание ответов или задается много вопросов за один раз. Мы, учителя, порой можем так увлечься, что задаем вопрос и сами на него отвечаем. Теперь, после осмысления, постараюсь поработать над собой в этом направлении. Вопросы не должны быть однотипными, а ответы на них должны быть продуманными, качественными. «Хороший вопрос поддерживает уровень вовлеченности учеников, стимулирует мысли и пробуждает чувства». (Морган и Сакстон,1991). На уроке старалась грамотно сформулировать свои вопросы к классу, а также объясняла, как составлять самим вопросы «высокого порядка» и чем они отличаются от вопросов «низкого порядка» через стратегию «Толстые и тонкие вопросы», например:
- Как вы считаете, насколько необходимо грамотно определять временные формы глаголов?
- Каким образом формы глаголов настоящего времени видоизменяются в другие временные формы?
- Возможно, ли определить у данных глаголов время, и почему?
- Как, по - вашему мнению, определяются видовые пары глаголов? И так далее.
Значение вопросов в диалогическом подходе для развития обучения, по Руководству для учителей определяется в «стимулировании к конструктивным высказываниям, в поддержке и развитии креативного и критического мышления, в содействии и формировании знаний, в развитии умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников». (Руководство, стр. 145). Поэтому каждому учителю необходимо сделать для себя выводы и постараться «перестроиться», измениться. Этого требует время, наш век ИКТ.

Следующее задание на уроке по РКМ было применение метода рисунков, где учащиеся должны были определить автора, подобрать к иллюстрациям отрывки (самостоятельно) - иллюстрации к басням Крылова, которые они изучали на уроке литературы, выписать глаголы и определить их вид. Данное задание было выполнено с особым энтузиазмом. Прослеживается интерес, стремление выполнить задание первым.

При работе в группе «Подбери пару» учащимся даны СМИ - газеты, из названий статей найти глаголы, определить вид, образовать видовую пару, создать постер, этот момент работы оказался на уроке самый шумный и самый интересный, ведь им еще предстояло защитить свой проект!
Постоянно необходимо правильно направлять, координировать ребят. Зато сколько услышишь интересных мнений, суждений! С каким удовольствием группы обсуждают, задают друг другу вопросы! Полученные ранее знания выводятся на новый уровень осмысления и становятся теперь базой для усвоения новых знаний. Ребята учатся критически подходить к пониманию новой информации. Положительный момент в обсуждениях в группе, когда ученики сталкиваются с многообразием мнений, когда выслушивают различные точки зрения, другие подходы. Это дает им толчок двигаться, искать, стремление найти более приемлемый вариант.

На этапе рефлексия - «Лестницу успеха», «Ромашка успеха», «Две звезды одно пожелание». Это помогало им думать, осмыслить информацию, находить главное, существенное. Для развития критического мышления использовала диалоговое обучение,

групповую, парную и индивидуальную работу.

Все это позволило направить учащихся самостоятельно конструировать учебный процесс, используя конкретные и реальные цели, отслеживать направления своего развития и самим определять конечный результат. Ученики постепенно становились главными действующими лицами на уроке, они учились наблюдать обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы, творчески и рационально подходить к рассмотрению любых вопросов. Пока я стою на первой ступени лестницы развития и применения технологии «критического мышления», но я думаю, что курсы помогут мне взобраться на эту лестницу и овладеть этой технологией, которая поможет мне создать на уроках атмосферу сотрудничества и будет способствовать развитию самостоятельности учеников в процессе обучения.

Хотелось бы отметить, что при такой форме работы на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий сам получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Очень важно на данном этапе, чтобы школьники поняли, что мышление - процесс познания нового. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются новые открытия, появляются изобретения. Как и другие качества ума, мышление можно и нужно развить. Развивать детское мышление - значит, развивать умение думать. Психологи говорят, что мышление начинается с удивления, недоумения или с противоречия. Вот тут-то и необходим наставник, учитель, который поймет, направит, поддержит


Ведь благодаря этой технологии учащиеся будут самостоятельно искать решения поставленной проблемы, а не получать ответ в готовом виде. Недаром мудрые слова гласят: «Услышал - забыл, посмотрел - запомнил, сделал - понял». Следовательно, моя задача состоит в умении создавать перед учениками проблемную ситуацию, в ходе разрешения которой учащиеся сами формулируют тему и цели урока. В период практики на различных этапах урока старалась использовать различные приёмы критического мышления: тонкие вопросы, направленные на запоминание т.д. и толстые вопросы, направленные на анализ, синтез (таксономия Блума), требующие развёрнутых ответов, объяснений, рассуждений.
Благодаря использованию приёмов критического мышления, я на собственной практике убедилась в эффективности технологии и планирую в дальнейшем её использование на уроках.

Для меня основной задачей на будущее стало научить учащихся находить знания самостоятельно и критически мыслить. Так же научить задавать вопросы, выслушивать чужие мнения, иметь свое, уметь анализировать и классифицировать свою работу и при этом постоянно обеспечивать индивидуальную поддержку учащемуся морально и духовно для повышения самооценки и самопознания ведущего к саморегуляции.
Учителя, мыслящие критически, в соответствии с данной Программой, предназначенной для профессионального развития учителей в Казахстане, могут основываться на структуре и процессах, в отношении критического мышления учеников. Но прежде необходимо учитывать понятие рефлексивного преподавания и необходимости критического размышления в отношении содержания Программы.

Критическое мышление представлено как процесс целеустремленного, саморегулируемого суждения, использующего обоснованное рассмотрение доказательств, контекста, концептуализации, методов и критериев. В дополнении к навыкам, перечисленным в отношении развития критического мышления учеников, таким как приобретение доказательств, посредством наблюдения и слушания, принятие во внимание контекста и применение соответствующих критериев для принятиярешений.(Руководство, стр. 157).

Думаю, что успешное преподавание и компетентный учитель, работающий по-новому, изменит всю систему нашего образования в лучшую сторону. В применение на своих уроках технологии критического мышления я могу перечислить лишь положительные стороны по той причине, что именно приемы и методы критического мышления помогли скрасить мои уроки, развить мышление учащихся, при этом возник интерес при работе с текстом, появилась способность работать в группе и работать с различными источниками информации.


Используемая литература

  1. Руководство для учителя третий (базовый)

уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

  1. Гукалова Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. Ezhva - 1icey. Ru/teachers/ nmr/metodich razrabotki/itogi uroka/.

  2. Vygotsky, L.S. (1978) Mind in Society [Разум в обществе]. Cambridge, MA Harvard University Press.

8


© 2010-2022