Статья Речевая среда - важный фактор учебно-воспитательного процесса

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Речевая среда - важный фактор учебно-воспитательного процесса; отсюда вытекает тема моего сообщения «Фонетический режим школы и его выполнение».

Тема педсовета:

Не знаю, как мы его выполняем, а вот что соблюдать его мы должны, об этом я и доложу.

Проблеме формирования разговорной речи у детей с недостатками слуха в сурдопедагогике отводится большое внимание.

Еще известный сурдопедагог Н.М. Лаговский писал: «Обращаясь к материалу сурдопедагогики, прежде всего, нужно учитывать обстоятельства, что почти все отдельные попытки древних врачей обучать чему-нибудь глухонемого неизменно клонились к тому, чтобы обучать их разговорной членораздельной речи».

И в нашей школе одной из важных задач является обучение слабослышащих и глухих детей произношению.

Жизнь слабослышащих детей в школе-интернате подчиняется четкому режиму, который регулирует все многообразие видов речевой деятельности.

Где же мы учим детей произношению: на индивидуальных занятиях, на всех без исключения уроках, во внеклассное время и на всех режимных моментах. Контроль за произношением падает на всех учителей, воспитателей, включая и технический персонал (в столовой, в раздевалке, на вахте, уборщиц на этажах). Поэтому фонетический режим (в частности речевой режим), а фонетический режим - это совокупность единых организационных и методических требований, обязателен для учеников, педагогов, воспитателей, родителей.

Первое направление по обучению произношению и созданию речевой среды включат в себя учебные планы и программы для школы слабослышащих детей, в которых отражены специфические требования к формированию и коррекции речи учащихся. В учебные планы для нашей школы включены разделы и предметы, которые не предусмотрены в массовых школах: индивидуальная работа по произношению и РСВ, музыкально-ритмические занятия, увеличено время для изучения других предметов. Это связано с необходимостью преодоления трудностей речевого характера.

Каждый урок и другие формы занятий должны служить целям речевого развития учащихся, обеспечивать широкую практику речевого общения. Поэтому на каждом уроке необходим продуманный отбор речевого материала, фонетическая обработка нового материала должна быть обязательна. На всех (подчеркиваю) всех без исключения уроках необходимо давать чёткую установку «говори хорошо» и, требуя правильно говорить те звуки, которыми овладел ученик.

Хвалите ученика за правильное произношение, это важно - поддержать, одобрить успех ученика.

Сами давай образец правильного произношения - «Послушай, как надо. Повтори».

Некоторые учителя рассуждают - «Уж и не знаю, то ли звуки исправлять, то ли материал усваивать.» А это одно другому не мешает, только подчеркивает вашу грамотность, компетентность и заинтересованность в отличном произношении учеников, которых вы учите. Да и ученики лучше усваивают материал, а потом разве лучше слушать малопонятную речь классу, учителю. Ведь достаточно покачивания головой, движения пальца, чтобы ученик спохватился и повторил сказанное правильно. Поэтому учителю, воспитателю необходимо знание особенностей произношения каждого ученика. (Вот пример, на уроке истории у Н.М. Таня Чекалина трижды рассказывала кусок выученного материала, пока Н.М. не прервала это повествование, а ученики так и не поняли из-за невнятного бормотания, что же произошло).

Следует заметить, что развитие речи на уроках не сводится к одному лишь количественному обогащению словаря. Развитие речи требует воспитания внимательного, вдумчивого отношения к употреблению слов в речи, умения выбрать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации.

Не надо забывать и о фонетических зарядках. Это тоже речевая среда. Цель фонетических зарядок: а) дать определенную установку на последующее учебное и внеклассное время; б) - закрепить приобретенные произносительные навыки; в) предупредить распад неустойчивых навыков. Фонетическая зарядка проводится, как правило, на первом уроке и в начале занятий по подготовке уроков во внеклассное время (от 3 до 5 минут). Материал для зарядки планируется совместно учителем и воспитателем, при этом важно сохранять единую фонетическую тему. Тема для фонетической зарядки берется на неделю, отбирается лексический материал, который связан с учебной деятельностью и с деятельностью учеников во внеклассное время. На одной фонетической зарядке должно быть хотя бы два вида речевой деятельности. План фонетической зарядки включается в план урока, в конце зарядки подводится итог - надо одобрить тех учеников, кто хорошо говорил.

Второе направление по обучению произношению и созданию речевой среды включает в себя обучения устной речи, не предусмотренные программой. Это слова и фразы, которые возникают у детей с потребностью речи во время общения друг с другом и взрослыми. Возникшие ситуации, просьбы, поручения учат детей понимать и выполнять поручения, выражать речью свою просьбу, задавать вопросы, отвечать на них, делать сообщение о проделанной работе.

И с каждым годом объем словаря увеличивается, усложняется структура фраз и предложений.

Половина времени жизни, деятельности и учебы слабослышащих детей падает на внеклассное время. В этой обстановке дети вынуждены постоянно общаться с окружающими и пользоваться речью для общения. Работа над устной речью во внеклассное время тоже должна находиться в соответствии с программными требованиями. За основу внеклассных занятий нужно вносить темы, касающиеся режима дня учащихся, прогулок, экскурсий, приготовления уроков, а также темы, связанные с наиболее распространенными играми.

На внеклассных занятиях ученики усваивают то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передавать информацию, поддерживать беседу, устанавливать контакт. Кроме метода беседы, наблюдений используются методы активного обучения:

  • речевые ситуации;

  • дидактические игры;

  • игровые приемы на развитие памяти, внимания, воображения, мышления;

  • инсценирование и драматизация.

Благодарная речевая среда - это организация и проведение различных праздников. Если ученик готовится к самостоятельному выступлению (хоть на уроке, хоть на празднике) - готовить и проверить его надо заранее, а после выступления дать оценку как говорил. Текст фонетически обрабатывается, дается за 3 недели до выступления. Речевые репетиции проводятся не менее чем за 10 дней до выступления. На речевых репетициях должна присутствовать педагогическая комиссия по подготовке праздника (а не абы кто). Она дает оценку готовности учащихся, сюда входит: - знание текста, качество произношения. Комиссия высказывает рекомендации по дальнейшей работе. После праздника полезно подвести итог - отметить сильные и слабые стороны в речевых выступлениях учеников. Вот это у нас делается у учителей слуховой работы, когда проходят речевые праздники и конкурсы чтения у литераторов.

Нельзя не сказать о работе над монологической и диалогической речью.

Диалог - первая школа развития связной монологической речи учащихся. Разные темы диалога ведут к развитию монологической речи, и устное речевое обращение предполагает наличие собеседника. Визуальная связь не обязательна для слышащего, но слабослышащим детям при речевом общении нужно смотреть на говорящего, чтобы понимать сказанное с помощью чтения губ, поэтом на уроках часто даем задания:

- Слушайте. Повторите. Отвечайте.

Большое значение в системе речевой работы занимает и выполнение режимных моментов.

Во время утреннего подъема, приема пищи, одевания на прогулку учащиеся усваивают множество глаголов, которые закрепляются и вводятся в самостоятельную речь. Потребность у учеников в речи большая, поэтому они часто используют сопутствующие жесты, но учитель, воспитатель может вовремя заменить их словом и обогатить речь учащихся.

Особое место в развитии речи детей является выполнение речевого режима. В реализации речевого режима необходима тесная взаимосвязь по планированию речевой деятельности. Чем шире в процессе речевой деятельности используется язык в коммуникативной функции, тем выше уровень речевого развития плохо слышащих учеников. Речевая среда, то ли это урок или индивидуальное занятие, прогулка, внеклассное чтение, режимные моменты, там, где, ученики имеют коммуникативную связь, помогает ученику овладеть навыками и умениями словесной речи. Система речевых связей условно названа речевым треугольником. Под этим мы понимаем условия и ситуации в педагогическом процессе. Это когда учитель (одна вершина треугольника) обращается с вопросом к отдельному ученику (вторая вершина треугольника), а последний должен объяснить или спросить о чем-либо у остальных учеников (третья вершина треугольника) и между ними создается единая система речевого общения. В педагогическом процессе единственным средством управления такой системой являются обращенные к классу вопросы: «Верно, ли сказал ученик», «Есть ли у него ошибки?» - или приказания - «Смотри на отвечающего ученика», «Повтори, что он сказал». Эти средства при правильном применении могут быть чрезвычайно полезны. Таким образом, только методически правильная организация учебно-воспитательного процесса помогает не слышащему ученику овладеть речью, уметь грамотно вести монологическую и диалогическую речь.

На наш взгляд, организация системы специальных занятий по развитию речи и создание речевой среды в условиях школы-интерната позволяют решать следующие задачи:

  • усвоение программы;

  • выбора профессионального обучения;

  • социальной адаптации слабослышащих учеников в среде слышащих сверстников.

© 2010-2022