• Преподавателю
  • Другое
  • Основы православной культуры - как фундамент духовно-нравственного православного просвещения в системе дошкольного образования

Основы православной культуры - как фундамент духовно-нравственного православного просвещения в системе дошкольного образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический доклад

Тема: Основы православной культуры - как фундамент духовно-нравственного православного просвещения в системе дошкольного образования.

Преподаватель дополнительного образования

высшей категории

Тертичная Наталья Аркадьевна

МДОУ д/с № 45 (Советский район)

Началу преподавания следовал серьезный подготовительный этап:

1. Окончание курсов.

2. Подбор и накопление методической литературы.

3. Подбор и накопление различных репродукций на тему Ветхого Завета и Новозаветных событий.

4. Подбор песен к различным праздникам и темам занятий.

5. Подбор религиозной поэзии более высокий и детских стихов.

6. Подбор православный загадок в стихах к теме занятий и к праздникам.

7. Определение места работы.

8. Благословение священника на эту деятельность.

9. Заключение договора на преподавание ОПК между церковью и д/с.

10. Сбор заявлений от родителей.

В 2003 году я закончила учебу на 3-х годичных епархиальных курсах православных педагогов и катехизаторов. Сдав экзамены и получив аттестат православного педагога, получила и право работать, вести занятия педагога ОПК (основ православной культуры). По рекомендации Дорофеевой Татьяны Васильевны я начала свою деятельность в

д/с № 45. Когда я училась на курсах, то постепенно приобретала необходимую методическую литературу, как и по дошкольному, так и по школьному преподаванию ОПК. Перед тем, как начать работу в д/с я получила благословение Отца Владимира Левшука на эту работу с детьми. Это как раз и было 19 декабря, в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Поэтому считаю его покровителем и помощником в моем служении в этой должности. Нас учили на наших курсах, что нужно заключить договор церкви Всех святых в земле Российской просиявших с администрацией д/с, что и было сделано. Затем были собраны заявления от родителей о том, что они хотят, чтобы в д/с было такое занятие - основы православной культуры. Занятия проводились 1- н раз в неделю, время занятия 20-25 минут. У меня было 3-й группы - это в общем где-то 50 человек. В каждой группе я проводила занятия отдельно. 1-я группа - подготовительная, 2-я группа - старшая и 3-я группа -логопедическая. В этом году у меня 2-е группы, кроме логопедической, по решению администрации. Но количество детей почти такое же. Работаю я в д/с 6 лет. 4,5 года просто от храма, а 1,5 года оформлена преподавателем дополнительного образования ОПК. Методисту д/с сдаю тематическое планирование .Так же методист посещает мои занятия. Прежде чем я приступлю непосредственно говорить о том, как я провожу занятия, хочу сказать несколько слов о том, как важно если администрация заинтересована в том, чтобы занятия по ОПК проводились в данном учреждении. Именно по просьбе заведующей Сидоровой М.В. (которая в 2010 году ушла на повышение) и ее обращения к Дорофеевой Т.В. и начинались эти занятия в д/с. Они строились мною следующим образом: Придя в группы, мы здоровались с ребятами, садились в кружок. Если это уже не первое занятие, то я спрашивала, как они выполнили домашнее задание .Например, если тема предыдущего занятия была «Грех и как с ним бороться», то домашнее задание будет : Подумайте, с какими своими недостатками (грехами) вы будете бороться до следующего занятия. Затем мы беседуем, как это проходило? Легко ли было? Помогала ли ребятам в этой борьбе совесть? Желание исправится стать лучше. Задаю вопрос воспитателю, так ли дети хорошо себя вели, как говорят о себе. Выясняем ,что некоторые дети видят себя осень примерными ребятишками, а на самом деле таковыми не являются. Дети не сразу начинают видеть, понимать и старятся исправиться. 2. Обязательно повторяем и закрепляем тему прошлого урока. 3. Новая тема: идет мой рассказ по теме - показ репродукций с евангельскими событиями.

5. Чтение стихов или поучительного рассказа с последующим обсуждением.

6. Пение песен к праздникам по темам. Занятия строго по темам Ветхого и Нового Завета, а также проавославсных праздников. Отдельно хочу поговорить о праздничных утренниках. Я готовлю большие утренники на «Рождество Христово!» и праздник «Пасха!». Участвуют обе группы, присутствуют обязательно родители, батюшка Отец Евгений, который окормляет садик по поручению Отца Владимира и конечно администрация д/с. Бывают периодически в гостях депутаты, телевидение. Утренник строится так: сначала православная часть, затем светская. В начале утренника всех поздравляет батюшка, в конце утренника дарит детям маленькие иконки. Затем дети читают стихи, поют песни, обязательно ставим театрализованное представление по теме праздника. Пишу сценарий, сама ведущая, за фортепиано тоже я, когда дети поют. Несколько раз репетируем полностью ход утренника. Подготовка занимает много времени. Написание сценария предполагает большую работу по подбору стихов, сценки, доступной возрасту детей, костюмов, песен. Но когда все получается, то все испытывают чувство огромного удовлетворения, все довольны. Очень довольны родители. Вот за все годы работы не было случая, чтобы кто-то из родителей был против или недоволен утренниками. Для меня это очень важно. Это говорит о том, что они понимают важность этих занятий для будущей жизни своих детей. Есть свои трудности: 1.Дети 5-6 лет, чтобы суметь объяснить, рассказать нужный материал требуется время на проработку того, о чем будешь говорить. 2. Недостаточно методической литературы именно по дошкольному преподаванию ОПК. 3. Мало, очень недостаточно песен и стихов к разным праздникам, для проведения утренников. 4. Мало сценок, доступных по возрасту 5,5-6,5 лет для проведения утренников. 5. Хотела бы использовать на занятиях фильмы со сказками (какал «Союз») поучительного свойства. Но для этого нет помещения, если даже будет аппаратура для просмотра, то зал всегда занят. 6. Не всегда успеваем пройти все темы, т. к. готовим общие, большие утренники. Я считаю, что праздники можно провести по группам с небольшим количеством стихов, песен, без муштры. Все должно быть естественно, доступно детям и главное в радость и пользу для них. Мы не можем говорить о воспитании духовно- нравственных ценностей не опираясь на православную веру, на Новый Завет, на святое Евангелие. Открывая для себя основы православной веры, ребенок учится понимать духовность от бездуховности, нравственность от безнравственности, добро от зла. Свою задачу, как педагога основ православной культуры я понимаю так: познакомить детей с основами православной культуры, донести до них Евангелие, благую весть о Боге, о жертвенной Любви Его, смерти и Воскресении Иисуса Христа, о вечной и спасительной жизни души, о Евангельских заповедях, которые во многом доступны и понятны всем. Духовно-нравственное воспитание это ключ, который помогает открыть мир добра, любви, милосердия, сострадания, веры - все то лучшее, что заключено в человеке Творцом. Занятия ОПК - это горчичное зерно веры, которое в будущем, надеюсь при помощи Божьей даст свои благодатные всходы.



© 2010-2022