«Развитие творческих способностей детей»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДОД «Дом детского творчества» ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК

т.о.ГАДЖИЕВО.

Педагог доп.образования: Узкая Татьяна Михайловна

Обобщение опыта работы.

«Развитие творческих способностей детей»

Воли не удастся никогда создать

мудрецов, если будете убивать

в детях шалунов.

Ж.-Ж. Руссо

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и

оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

Сущность творчества - в предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача, то более, то менее трудная.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.

Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки

И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.

Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят - со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент - произнесено первое слово!

Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно.

А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться?

Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития творческих способностей.

Важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить.

Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи.

Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного, овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года.

Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни - самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.

Развитие у детей интереса к творчеству

Детские творческие игры - явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно- образовательной работе с детьми.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации.

Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.

Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности.

Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, - его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.

Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.

Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.

Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:

  • Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;

  • Функция формирования творческих способностей;

  • Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

Организовать и провести игру - задача достаточно сложная.

Можно выделить следующие основные условия проведения игр:

  • Наличие у педагога определенных знаний и умений;

  • Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре;

  • Необходимость включение педагога в игру;

  • Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей;

  • Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;

  • Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.

Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество - это всегда интерес, увлечение и даже страсть.

Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят

играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива - завтрашняя радость, интерес.

Правила игры:

  • Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому.

Каждый успех малыша - это обоюдное достижение: и ваше; и его.

Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удастся нас рассмешить или обрадовать.

  • Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть,

Не доводите занятия играми до пресыщения. Развивающие игры - игры творческие.

  • Увлечения детей приходят «воинами», поэтому, когда у ребенка

остывает интерес к игре, «забывайте» об игре.

  • Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом,

придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс.

Виды творческой деятельности

Творческая деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Существуют различные виды творческой деятельности.

Методы развития творческих способностей у детей

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.

Методы - это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному.

Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

  • научности

    • систематичности

  • последовательности

        • доступности

        • наглядности

      • активности

    • прочности

    • индивидуального подхода

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.


  • Каждая игра представляет собой набор задач.

  • Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.

  • Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

  • Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут

  • возбуждать интерес в течение многих лет.

  • Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию

  • творческих способностей.

  • Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо

соблюдать условия:

  • развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

  • задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

  • творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к.

  • создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Наряду с принципами используют и методы:

Методы

  • практические

  • наглядные

  • словесные

К практическим методам относятся :

  • упражнения;

  • игры;

  • моделирование.

Упражнения- многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Упражнения подразделяются на:

  • конструктивные;

  • подражательно-исполнительские;

  • творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение, рассматривание рисунков, картин,

просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Заключение.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном и младшем школьном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

  • Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей;

  • Создание обстановки, определяющей развитие ребенка;

  • Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;

  • Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д;

  • Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;

  • Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленно направленная работа по развитию творческого потенциала у детей.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:

  • Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей;

  • На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера;

  • Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей;

  • Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей;

  • Работа с родителями.

Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях в кружке « Сувенир» руководителем, которого я являюсь, без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон.

Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, и в результате получается единая картина, которая занимает одно из мест на выставке.

В течение трех лет я использую в своей работе коллективный метод в развитии творческих способностей у детей. И, на мой взгляд,это наиболее эффективный способ развития творчества.

Дети не только делают картины, но и сочиняют сказки к этим картинам.

Великолепно переданы колорит и дух сказки, разнообразие жестов, поз, выражений лиц, яркая и пышная растительность. И притом удивительное чувство композиции, пропорции. Также дети исполняют сложные, многофигурные композиции.

Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу.

Педагог является инициатором идей. К этому выводу я пришла, основываясь на опыт своей работы.

Например, в начале своей трудовой деятельности мне, хотелось достичь

«все и сразу». Но как?

На занятиях мы с детьми стали делать сразу большие картины, миновать начальные периоды. Но в процессе занятий я поняла, что дети еще к этому не готовы и тогда со следующего года мы с детьми стали работать по принципу от простого к сложному:

  • Выбор сюжета, картины;

  • Цветовая гамма;

  • Подбор материала;

  • Поэтапное выполнение картины.

В результате поэтапной работы нам удалось достигнуть высоких результатов. Они заключаются в том, что взрослые дети стали моими помощниками, т.е. они, могли без моей помощи обучать малышей.

Кто они - вундеркинды или просто дети, способности которых вовремя замечены и своевременно развиты?

Я выбирала разные направления работы с детьми, и всегда находились воспитанники, достигавшие очень высоких результатов в каждом из видов деятельности.





© 2010-2022