• Преподавателю
  • Другое
  • Стаьтя Опыт применения технологии модерации на занятиях по ПМ 02. МДК 02. 01. Раздел ОМУ в дерматовенерологии

Стаьтя Опыт применения технологии модерации на занятиях по ПМ 02. МДК 02. 01. Раздел ОМУ в дерматовенерологии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преподаватель Жданова М.В.

Новое - это почти всегда незаслуженно забытое старое. Еще в 1835 году великий педагог и преподаватель Адольф Дистервер писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены: всякий кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением. Извне можно получить только возбуждение…». Многочисленные современные исследования ученых разных стран (и России в том числе) показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

Учитывая данную закономерность восприятия информации,

становятся понятными жалобы студентов на классические лекционные занятия, которые слышит в настоящее время каждый преподаватель: «А зачем мы это пишем - есть учебники, есть Интернет? А, давайте, мы отксерим лекцию и выучим?» Интерактивные формы и методы, самостоятельная работа студентов исключают подобное лукавство студентов и обеспечивают эффективность процесса обучения. Задача педагога - организовать и направить учебную работу, чтобы она была качественной и результативной. В противном случае, мы теряем около 20 % учебного материала.
Обозначим кратко некоторые формы и методы работы, которые нашли наибольшее подтверждение эффективности в теоретической и практической подготовке:
- модерация;
- модульная технология обучения;
- игровые методы;
- метод проектов;

- метод портфолио;
- метод кейсов и практических ситуаций.

Причем, хотелось бы отметить, что такие интерактивные методы как case-study (решение ситуационных задач), портфолио, метод проектов, игровые технологии в виде ролевых игр «пациент-медработник» давно известны и широко используются в профессиональном медицинском образовании.

Что касается модерации, то это скорее образовательная технология, чем метод, потому что в процессе обучения по технологии модерации могут используются практически все интерактивные методы обучения.

Moderare - в переводе с латинского - приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.

Само понятие модерации рассматривается как процесс установления правил учебной работы и отслеживание их выполнения, способ проведения занятия, который позволяет студентам воспринимать знания и умения не как «полученные», а как «добытые собственным трудом».

Модерация - это направляемый интерактивный процесс взаимодействия участников группы в целях самостоятельной выработки и принятия группового решения. Роль модератора при этом состоит в стимулировании активности участников группы и обеспечении их равноправия, что важно для организации диалогового взаимодействия.

Цели применения модерации - эффективное управление учебной группой процессе занятия, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего занятия, гарантированное достижение целей занятия. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени занятия, а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (преподавателя и студентов).

Технология модерации отличается от автократичных дидактических способов обучения. Преподаватель и студент являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Этот подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.

Альтернативой знаниевой авторитарной педагогики становится обучение, направленное на освоение понимающего знания, позволяющего осознать (себя, других людей, вещи, мир), осмысливать информацию, в условиях устойчивой диалоговой связи между участниками образовательного процесса.

При такой форме образовательного процесса роль преподавателя в обучении студентов существенно меняется.

Модератор - это методический помощник, который предлагает участвующим свои знания и свой опыт. Преподаватель становится консультантом, наставником, старшим партнером и это принципиально меняет отношение к нему студентов - из авторитарного «контролирующего органа» преподаватель превращается в более опытного наставника, играющего в одной команде с обучающимися.

Непременным условием эффективности занятия по методу модерации является также и изменение роли студента в образовательном процессе. Субъект-объектные отношения, в которых студенту отводится подчиненная роль запоминающего устройства, не способны обеспечить успешное внедрение активных методов обучения (которые являются основой модульно-компетентостного образования). Роль студента, как послушного исполнителя, должна измениться на его активное участие в образовательном процессе.

Признание равноправной роли студента в образовательном процессе - это не попытка преподавателя снять с себя часть ответственности за результаты обучения, это наоборот мощнейший мотивационный потенциал для студентов. Реально ощутить свою значимость, свой вклад в своё же обучение и в обучения своих одногруппников придает привычным учебным процессам совсем иной, мотивационный, характер. Самостоятельность в выборе целей обучения, значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов и возросшая, в связи с этим, ответственность студента обладают значительным мотивирующим влиянием.

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

  • эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;

  • упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;

  • обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);

  • мотивация всех участников образовательного процесса;

  • мониторинг образовательного процесса;

  • рефлексия педагога и обучающихся;

  • анализ деятельности участников и оценка результатов.

Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей занятия в основу технологии положены следующие ключевые принципы:
- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
- систематичность (отдельные части занятия взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
- комплексность (содержание каждой части занятия и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением занятия на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план образовательного мероприятия. Фазы (этапы) модерированниого занятия включают в себя:

1 этап - инициация (начало занятия - дисциплинарные вопросы, предложение провести занятие в нестандартной форме). Признание равноправной роли обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за результаты своей учебной деятельности способствуют развитию у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах.

2 этап - совместная со студентами формулировка темы, подтем и целей занятия, формирование «ожиданий» студентов, мотивация к изучению темы. Любого нормального человека не мотивирует выполнение бессмысленной работы, студенты - не исключение, скорее, наоборот. Целеполагание, учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для студентов. Постановка, в соответствии с технологией модерации, ясных и понятных целей занятия, выяснение ожиданий обучающихся, учет этих ожиданий и встраивание их в канву занятия делает процесс обучения понятным и желанным для студентов. Поставленные цели сами по себе обладают притягивающим, мотивирующим действием. Знание перестает быть чем-то искусственным, пугающим, навязанным извне. Освоение новых знаний и умений становится естественным процессом достижения понятных и важных для обучающихся целей.

3 этап - интерактивная передача информации и объяснение ключевых понятий. Слово «интерактив» в переводе с английского («interact» = «inter» - «между», «взаимный», «act» - действовать) означает взаимодействие. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). интерактивность в плоскости образовательного процесса как способность преподавателя взаимодействовать со студентами. В случае практических занятий - педагогический показ (фотографии, описания случаев заболеваний, демонстрация сложных манипуляций и т.д) в форме обсуждения со студентами. Использование различных форм, методов и техник визуализации обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание обучающимися нового материала, оживляет образовательный процесс, позитивно воспринимается обучающимися и положительно сказывается на результатах обучения.

4 этап - проработка темы и подтем в «малых группах». Выполнение заданий, упражнений, ситуационных задач. Если это практическое занятие - проработка алгоритмов и практическое выполнение манипуляций под наблюдением модератора. Подготовка презентации задания. Для организации эффективного взаимодействия обучающихся формируются малые группы. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: преподаватель - студент, студент-студент, преподаватель - малая группа, малая группа - малая группа, малая группа - учебная группа, студент - малая группа, студент - учебная группа. Работа в команде - еще один мощный мотивирующий фактор. Спрятавшись за спины всего класса, легко можно под шумок послушать плеер, поболтать с подружкой, заняться макияжем и т.д. В мини-команде просто не до этого. Перед каждой «малой группой» поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками команды. В итоге - значительный рост мотивации обучающихся, концентрация на образовательных целях, раскрытие и развитие потенциала каждого участника команды. Эффективное сотрудничество студентов процессе групповой работы формирует навыки, которые пригодятся им в профессиональном коллективе, в семье, в общественной жизни. Наличие навыков командной работы позволяет легко влиться в любой коллектив, усиливая эффективность его работы и сохраняя благоприятный микроклимат команды.

5 этап - сообщение и презентация «малыми группами» изученной информации, запись ключевых моментов всеми участниками. Дополнение и корректировка представленных мини-докладов преподавателем. Роль модератора на этом этапе сводится к тому, чтобы добиться от участников ясной и понятной формулировки результатов. Контроль - соответствие полученных «малой группой» результатов эталону или цели. Проведение подготовленных «малыми группами» презентаций позволяет всем обучающимся еще раз рассмотреть изучаемый материал, представленный в простой и понятной форме, задать друг другу вопросы и обсудить ответы. Все это обеспечивает более глубокое понимание новой темы. В процессе представления и обсуждения материала занятия преподавателю очень хорошо видно, как студенты усвоили материал, что позволяет педагогу прямо в процессе обсуждения внести при необходимости коррективы в понимание новой темы, дополнительно объяснить проявившиеся сложные моменты темы. Таким образом, по завершении презентаций и обсуждения и учитель и обучающиеся имеют полную уверенность в том, что новый материал правильно понят и усвоен


6 этап - подведение итогов, оценка полученных знаний и умений. Осмысление и критический анализ поступающей информации посредством рефлексии позволяет обучающемуся достигать необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения, что является важнейшим условием личностного роста и развития. Самооценка себя, своего поведения, своей роли способствует самоопределению обучающегося, лучшему пониманию своих потребностей и возможностей. Рефлексия взаимоотношений с внешним миром позволяет обучающемуся вырабатывать адекватные модели эффективного поведения с учетом нравственных норм и общекультурных ценностей. Каждая фаза - это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи логически связанными и взаимодополняющими друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид занятию. Мониторинг занятия через формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса, содействует упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, помогает педагогу в контроле полноты реализации учебного плана. Формулирование и закрепление результатов каждого раздела занятия, а также его итогов содействует качественному усвоению студентами нового материала.

Сравнение традиционных методов обучения и модерации:

Методы обучения

Деятельность преподавателя

Результат деятельности

преподавателя


Традиционный метод

Преподаватель искренне и увлеченно рассказывает о науке, формулирует выводы (к которым пришел в процессе собственных рассуждений) и дает задание студентам.

Преподаватель («солист») все знает лучше и больше своих студентов, поэтому определяет логику познавательного процесса, задает цели и ожидаемый результат обучения. Студенты не могут свободно участвовать в обсуждении, им не дано право решающего слова.

Студенты не проявляют инициативы, приходится напоминать им и проверять, контролировать.

Равнодушие и безразличие студентов на занятиях.

Пассивность и отсутствие интереса и ответственности за конечный результат.

Модерация

Преподаватель развивает способность студентов к самостоятельности, умение анализировать информацию и выявлять проблему, умение вести переговоры и дискутировать, убеждать и приходить к согласию.

Все участники могут почувствовать свой вклад в выработку решения, принимают персональную ответственность за реализацию принятых решений.


Применение технологии модерации или ее элементов обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;

  • повышение познавательной активности учащихся;

  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

  • стимулирование самостоятельной деятельности;

  • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;

  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;

  • развитие универсальных навыков.

Опыт применения модерации в преподавании дисциплины

«Кожные и венерические болезни» для спец. «Лечебное дело» 0401.

Для апробации технологии модерации был выбран модуль «Общие вопросы дерматологии». Особенностями этого модуля являются:

- предположительное наличие у студентов базовых знаний по анатомии, физиологии кожи, знание внешних кожных проявлений инфекционных болезней, понятия о принципах классификации заболеваний, наличие представления о наружных лекарственных формах (эти темы, поверхностно в отношении кожи, изучались на дисциплинах «Анатомия», «Физиология», «Инфекционные болезни», «Клиническая фармакология» и т.п.)

- объективно очень большой объем информации для изучения, большое количество (около 20) терминов для заучивания, много новых понятий,

- для глубокого усвоения этого модуля, в форме самостоятельных домашних заданий, мной разработана «Рабочая тетрадь «Общие вопросы дерматологии», которая облегчит студентам заучивание терминов и долговременное запоминание содержания учебного модуля.

Предлагаю вам ознакомится с алгоритмом проведения теоретического занятия модуля «Общие вопросы дерматологии».

В несколько ином виде я использовала методику модерации в организации практических занятий по модулям «Аллергические болезни кожи», «Пиодермии. Дерматозоонозы». Вы можете ознакомиться с комплексными методическими обеспечениями по этим модулям, в которые входят практические занятия с применением модерации.


АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

С ПРИМЕНЕНИЕМ МОДЕРАЦИИ по теме: «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕРМАТОЛОГИИ».

Дисциплина «Кожные и венерические болезни», спец.«Лечебное дело» 0401.

Название этапа

Содержание.

Роль преподавателя (модератора)

Время

1. Инициация.

Приветствие. Дисциплинарные вопросы. Предложение провести занятие в нестандартной форме. Объяснение, как будет проходить занятие, получение положительного отклика студентов.

Преподаватель представляет себя студентам как ведущего (модератора) образовательного процесса.

5 мин.

2. Формулировка темы и целей занятия.

Объявление темы и запись ее на доске. Студенты отвечают на мотивирующие вопросы: «Как вы думаете, как часто встречаются кожные заболевания?», «Встречали ли вы когда-нибудь больного с кожным заболеванием?», «Как вы думаете, как много кожных заболеваний заразны?», «Нужно ли фельдшеру разбираться в кожных заболеваниях или этими больными должны заниматься только специалисты-дерматологи?», «Какие знания вам нужны для понимания патологических процессов при кожных заболеваниях» и т.п. Перед мотивирующим опросом предупредить, что «глупых ответов на эти вопросы не бывает» и об уважительном отношении к выступающим. Формулировка подтем (информационных блоков) занятия: «Анатомия кожи», «Придатки кожи», «Физиология кожи», «Морфологические элементы кожной сыпи», «Классификация кожных болезней», «Принципы лечения кожных болезней». Необходимость изучения этих подтем студенты должны проговорить вслух. Запись подтем на доске.

До занятия преподаватель должен подготовить мотивирующие вопросы. Возможно проводить этот этап методом «секвейн» - студентам выдаются карточки на которых написаны различные названия тем и понятий дерматовенерологии, из которых студенты должны выбрать нужное для данного занятия. Можно раздать листочки и попросить каждого написать, какую информацию, по его мнению, нужно изучить по данной теме. Сделать выводы и продиктовать подтемы для записи на доске должны студенты.

15 мин.

3. Проработка темы и подтем.

Студенты деляться на 6 групп по 4 человека. Получают задание в виде названия подтемы, информационных материалов для изучения, таблиц, схем. Задача - изучить информационный блок, выбрать основные моменты, которые в последующем должны записать все студенты в тетрадь, подготовить презентацию информации по подтеме, выделить сложные для понимания и трудные для изучения понятия, термины, процессы.

Преподаватель выдает заранее подготовленные к работе материалы, регулирует работу «малых групп», предупреждает конфликтные ситуации, помогает преодолеть затруднения.

25 мин.

Название этапа

Содержание.

Роль преподавателя (модератора).

Время

4. Презентации.

Сообщение и презентация «малыми группами» изученной информации. Запись ключевых моментов всеми студентами учебной группы. В результате записи всех презентаций должен получиться развернутый план-конспект занятия. Дополнение и корректировка представленных мини-докладов преподавателем. Контроль - соответствие полученных «малой группой» результатов эталону или цели. В процессе представления и обсуждения материала занятия преподавателю очень хорошо видно, как студенты усвоили материал, что позволяет преподавателю прямо в процессе обсуждения внести при необходимости коррективы в понимание темы, дополнительно объяснить проявившиеся сложные моменты темы. Таким образом, по завершении презентаций и обсуждения и преподаватель и студенты имеют полную уверенность в том, что новый материал правильно понят и усвоен.

Роль преподавателя- модератора на этом этапе сводится к тому, чтобы добиться от участников ясной и понятной формулировки результатов изучения информации, а также дополнение и корректировка мини-докладов.

35 мин.

5. Подведение итогов, оценка полученных знаний.

Рефлексия. Студенты называют «малую группу», которая, по их мнению, лучше всех справилась с заданием и благодарят своих одногруппников за работу, а также отвечают на вопрос «что не понравилось». Преподаватель отмечает успехи отдельных студентов и мягко указывает на недостатки некоторых презентаций, оправдывая студентов тем, что такая работа - впервые, что это только начало изучения дисциплины

Оценка презентаций и работы студентов происходит в соответствии с знаниевыми целями занятия, записанными на доске.

5 мин

6. Завершение занятия, задания по самостоятельной домашней работе

Студентам задается вопрос: «В течение занятия вы изучили очень большой объем информации. Что нужно сделать для того чтобы эта работа не пропала даром, чтобы выучить термины наизусть и чтобы информация попала в долговременную память?» Ответ: «Домашняя самостоятельная работа». Для облегчения работы по усвоению информации и запоминанию терминов предлагается самостоятельно выполнить задания «Рабочей тетради «Общие вопросы дерматологии». Объявляется тема следующего занятия.

Преподаватель объясняет студентам цель самостоятельной работы с «Рабочей тетрадью «Общие вопросы дерматологии» и дает разъяснения, как выполнять задания.

5 мин.

© 2010-2022