Конкурсное задание Эссе. Я– учитель

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тимяшевская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

«Учитель года 2016»

Конкурсное задание «Эссе»

Я - учитель.

Байкаровой О.Ю.

Кто есть учитель? К чему он призван? Какой учитель нужен современным детям? Эти вопросы волнуют человечество вот уже много столетий. И долг каждого, кто выбирает для себя увлекательный и порой тернистый путь Учителя, искать на них ответы. Да-да, именно долг, ведь на его плечи возлагается огромная ответственность - воспитывать и образовывать детей. А кто такие дети? Наш современник, выдающийся рыцарь гуманной педагогики Шалва Александрович Амонашвили блестяще и поэтично описывает детей: «Страсть к Красоте и Знанию - природа детей. Дети - это учёные без предрассудков, ищут Истину, которая есть лик Красоты Знания. Дети - учёные без страха, допускают, испытывают, ищут, порой рискуя жизнью. Дети - учёные без ограничений мысли. Охватывают видимое и невидимое, близкое и отдалённое, духовное и материальное, космическое и земное. Дети - учёные без узкой специализации. Дети - жаждущие и дарящие Знания. Дети - учёные с верой». Какой же мудростью, чуткостью, терпением и верой надо обладать, чтобы, соприкоснувшись с этим прекрасным миром не испортить, а раскрыть его, позволив проявиться в своей полноте и красоте.

Несмотря на весь «запас прочности», детское целостное мироощущение и чувствование красоты - вещь достаточно хрупкая и летучая. И следует относится к ней с максимальной бережностью и заботой, лелея и холя, подобно садовнику, взращивающему чудесный цветок. Кто же является первым садовником, которого встречает ребёнок в школе? Конечно же, его первый учитель, учитель начальных классов. Он и есть тот садовник, от действий которого будут зависеть судьбы вверенных ему детей. И важно всегда помнить о том, что, как сказал Василий Александрович Сухомлинский, «сидящие перед вами дети - не только вместилища знаний», а «урок - не только перекладывание знаний из головы учителя в головы детей». Отношение учителя к ученику - это «отношение человека к человеку как к высшей ценности». Сколько же любви и осознанности со стороны учителя подразумевает такой почти недосягаемый идеал…

Итак, как же творить педагогику, наполненную таким высоким смыслом? Если представить эту задачу в виде математического уравнения, то оно выглядело бы так: образовательный стандарт + исторический, социальный, культурный, научный контекст + личность учителя = личность ребёнка. При этом сразу следует оговориться, что мы говорим лишь о школе, отдавая себе отчёт, что на формирование личности человека всегда влияет намного больше факторов. Отчего же зависит решение нашего уравнения? От его переменной, каковой является личность учителя. О том, что личности учителя надо уделять особое внимание, находим подтверждение в словах Константина Дмитриевича Ушинского: «В гуманно-образовательном влиянии учения надо отличить собственно два влияния: влияние науки и влияние самого учителя». Получается, что все учебные программы, образовательные стандарты, достижения науки и техники доходят до ученика через учителя. И результат их воздействий напрямую зависит от того, насколько чистым, добрым, любящим, мудрым проводником является сам учитель, от его умения «согреть», одухотворить и облагородить передаваемые детям знания.

Эта сама по себе непростая задача в наш век информации и технологий становится ещё более сложной. Дело в том, что вся наша цивилизация находится в мощном информационном потоке. И выживание диктует свои правила: необходимо обладать сильным интеллектом, высокой работоспособностью, конкурентоспособностью, стрессоустойчивостью. К сожалению, первыми «жертвами» этой информационной машины становятся дети, которых взрослые с самого рождения подвергают всяческим испытаниям, подготовкам и развитиям во имя будущего успеха, полностью игнорируя при этом особенности детской психики и сакральность этого жизненного этапа. Уродливая машина прогресса, движимая жадностью достижений и гонкой за деньгами, подгоняемая родительским страхом, грубо вторгается в прекрасный сад детства, забирая у беззащитных детей самое ценное для человека - истину, красоту, добро. Стоит ли говорить о том, как жизненно необходим детям садовник, способный уберечь их души от насилия и лжи?

Современная жизнь бросает учителю вызов: с одной стороны, согласно требованиям стандартов и программ, надо передать детям много знаний из разных научных сфер, как говорят, подготовить к будущей «настоящей» жизни. С другой, человеческой стороны, надо показать им красоту передаваемых знаний, привить им охоту к познанию, устремить их взоры к вершинам культуры, позволить им раскрыть своё сердце, научить их единству мыслей, слов и поступков. Таким образом, перед учителем стоят две полярные задачи. В терминах Константина Дмитриевича Ушинского, реализм и гуманизм. Вот и получается, что истинное педагогическое мастерство заключается в способности синтезировать эти две грани человеческого бытия. О том, как это делать, Константин Дмитриевич говорит так: «Реализм и гуманизм можно найти в каждой науке, и различие это заключается собственно не в различии наук, но в различии способа их изучения. Можно из истории сделать реальную науку, можно из Закона Божия сделать тоже реальную науку, - за примером ходить недалеко; наоборот, можно арифметикой и химией развивать гуманность в человеке, и даже обучение грамоте можно сделать гуманным и реальным». И далее о том, как опасно «вооружать» ребёнка знаниями, забывая о духовности: «Реальное направление в образовании пагубно для человека, если он прежде не был развит гуманно; оно сушит, убивает в человеке человека. Даже для самого реализма необходим гуманизм как основание. Поэтому общее гуманное образование должно составлять главную цель низших, средних и даже отчасти высших учебных заведений». Дети должны не просто осваивать учебный материал, а полюбить «идею и истину больше, чем деньги, карты и вино».

Итак, мой урок математики. Простой пример: 32 разделить на 8. Нам надо лишь привнести в эту задачу ценности.

Ребенок, дочь пошла в магазин вместе с мамой. Мама так любит дочку, что решила купить ей 32 фрукта, которые девочка обожает. Когда они приехали домой, к девочке пришли в гости семеро ее друзей. Она вспомнила, что их учительница говорила, что надо делиться. Как же поделить фрукты между друзьями? Сколько фруктов надо дать каждому человеку? Семь друзей и я будет восемь. Таким образом, надо разделить фрукты на восемь человек.

Итак, решен простой пример: 32:8=4. Но мы уже заложили много ценностей: любовь мамы, мама такая замечательная, она так много нам дает; прекрасная учительница, которая учит ценностям, я буду делать то, чему учит нас учительница, и мы будем делить фрукты на 8 порций, чтобы каждому хватило. И это тоже 32 разделить на 8. Так я вижу реализм с гуманным основанием. Именно так надо учить Всему. В науке много ценностей! Всегда!

Я выхожу на улицу на солнце с детьми и спрашиваю у них:

- Вы получаете одинаковое количество солнечного света?

- Да, все поровну.

- Нет ли неравенства?

- Нет.

- Назначает ли солнце какую-нибудь цену за свет, тепло, которое мы получаем?

- Нет, это все бесплатно.

Я учу детей быть подобными солнцу: дарить тепло, отдавать его бескорыстно, не ожидая награды, помогать каждому.

Интересно, что подобным образом о значимости гуманитарной составляющей в образовании думают и современные учёные. Вот, например, слова Татьяны Владимировны Черниговской, профессора Санкт-Петербургского университета, заведующей кафедрой когнитивных исследований: «Роль гуманитарного знания сейчас не только не уменьшается, она стремительно растёт. И до тех пор, пока общество этого не поймёт, мы будем всё ближе и ближе подходить к настоящей опасности. Если мы будем заниматься тем, что решать бесконечно тесты и ставить галочки, то мы не будем соображать, куда мы попали. Ответственность людей, которые занимаются такими (научными) разработками, огромна. И для этого они должны быть воспитаны на Шекспире, на Толстом. Они должны слушать правильную музыку. У них должно быть воспитано человеческое. … Искусство, литература и гуманитарное знание в целом - это не десерт, который можно съесть, а можно и не съесть. Это не развлечение. Это формирование мира, сознания, личности, ответственности».

Однако наша действительность и в этом случае ставит перед учителем ещё одну трудную задачу: как сделать так, чтобы искушённым цифровыми технологиями и виртуальными мирами детям было интересно учиться? Ведь учёба - это преодоление трудностей, порой даже внутренняя напряжённая работа, выход из «зоны комфорта», как сейчас принято говорить. На помощь опять приходят классики мировой педагогики… Константин Дмитриевич Ушинский: «Любовь - единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из Любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим… Нужно только, подходя к Ребёнку, быть самому совершенно чистым в душе». Получается, что если учитель любит ребёнка, общается с ним на уровне души, а не на уровне социальных ролей учитель - ученик, преисполнен уважения к личности ребёнка, то между ними возникает взаимное доверие, взаимное согласие, взаимное понимание, дружба, сотрудничество, «духовная общность», как говорит Василий Александрович Сухомлинский. И тогда, опираясь на эту «духовную общность», учитель может взять ребёнка за руку и повести его к вершинам духа и знания. А ребёнок с готовностью и охотой последует за своим любимым учителем, стремясь радовать его своими успехами и достижениями. Безусловно, чтобы достичь такой взаимности, нужно постигать и понимать постоянно меняющуюся, развивающуюся сущность ребёнка. И непременно согласовывать с ней свою учительскую заботу. Ведь настоящая жизнь ребёнка богата и многогранна. Сужение её до учения или до выработки навыков вызывает в маленьком человеке естественный протест и негодование.

Что же нужно детям? Не без улыбки привожу трогающие душу слова Шалвы Александровича Амонашвили: «Тебе нужна Физика, которая любит тебя, Математика, которая обожает тебя, Биология, которая души в тебе не чает…Тебе нужны науки, которые заботятся о тебе и существуют для тебя, а не наоборот. Они должны уметь говорить с тобой на языке сердца». У этого языка есть свои «слова-методы», подаренные нам, учителям, Шалвой Александровичем. Это целая гирлянда педагогических жемчужин, овладение которыми само по себе преображает учителя. Конечно же, о каждом методе стоит говорить отдельно, здесь же они лишь упоминаются. Метод дорисовывания, метод нашёптывания на ухо, метод соавторства, метод «опустите головы, закройте глаза», метод исследовательского познания, метод переживаний, метод книжек-малышек, метод доброречия и мудроречия, метод составления словарей, метод домашних заданий.

В завершении эссе могу сказать, что у каждого из нас будут свои ответы на поставленные в начале вопросы, а я на данный момент отвечу на них так.

Кто есть учитель? Учитель - это тот, кто несёт детям свет истины и раскрывает их сердца.

К чему он призван? Учитель призван не просто передать детям набор знаний и помочь овладеть умениями, но и обогатить духовный мир - в первую очередь, свой, чтобы вместе с детьми соприкоснуться с такими вещами, понимание которых имеет особое значение для жизни человека: о смысле жизни, о предназначении, о долге и служении, о любви, о вере…

Какой учитель нужен современным детям? На этот вопрос хотелось бы ответить словами Януша Корчака, выдающегося воспитателя, гуманиста, героя духа: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновляющих минут, не раз следуя увлажнённым взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый ангел побеждает».

© 2010-2022