Приложение для проведения мастер-класса на тему: Групповая форма работы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации по групповой работе

Приложение1. Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

Он может контролировать.

Организовывать.

Оценивать работу учеников.

Участвовать в работе группы.

Предлагать участникам разные варианты решений.

Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;

воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;

уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;

исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);

оказывать давление на участников или мешать им высказываться.

нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;

нельзя давать слишком категоричных оценок - они действуют на участников подавляюще;

не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.

и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

Приложение 2. Принципы выбора заданий для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Советы учителю.

В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:

нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I - II классах, не более 20-30 минут - в III - IV классах;

нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Приложение 3. Стратегии групповой формы работы.

  • Мозговой штурм.

  • Игра «Продолжи».

  • Охота за сокровищами.

  • Снежный ком.

  • Мозаичная группа или Пазлы.

  • Карусель.

  • Светофор.

  • Сигнальные карточки.

  • Прием «Зигзаг». (Метод пилы)

.

Приложение 4. Правила совместной работы.

  • Говорить по очереди.

  • Активно слушать.

  • Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы.

  • Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других.

  • Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других.

  • Совместно обсуждать предложения, идеи и мнения.

  • Помогать и просить о помощи.

  • Давать и просить пояснения.

  • Пояснять и оценивать идеи.

  • Принимать групповые решения и приходить к единому мнению.

  • Подводить итоги обсуждения.

  • Приводить убедительные аргументы.

Приложение 5. Варианты комплектования групп.

Разделение класса на группы - это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

  • 1. По желанию.

  • 2. Случайным образом.

  • 3. По определенному признаку.

  • 4. По выбору «лидера».

  • 5. По выбору педагога.


© 2010-2022