- Преподавателю
- Другое
- Социальный проект Веселая перемена
Социальный проект Веселая перемена
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колчина Е.В. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Управление образования Администрации Навашинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия г. Навашино
ПРОЕКТ
«Веселая перемена»
Возраст детей: 8 - 14 лет
Срок реализации:
Сентябрь - октябрь 2014 года
Автор идеи: Будкина Полина
Составил: Колчина Е.В.
старшая вожатая
г.Навашино 2014 год
1. Обоснование проекта
Актуальность
«Думайте не о сегодняшних неудачах,
а об успехе, который возможно придет завтра.
Существует два основных правила успеха.
Первое - знать и делать правильные вещи.
Второе - знать, чего делать не следует».
Хелен Келлер
Школа…. Моя школа…. Эти слова отзываются светлым чувством в душе каждого….
Школа - это светлые классы, тишина на уроке, поскрипывание мела по доске и взрывная, звонкая, шумная, звенящая сотнями голосов ПЕРЕМЕНА…. Как здорово звенит школьный звонок с урока! Ура! Книги летят в портфель, как птицы! В коридорах толчея! Двери классов победно гремят салютом! Школьный коридор оглашается радостными криками! Ура! Урок закончился! Озорно и не всегда безопасно протекают школьные перемены…
Статистика - наука точная и неподкупная. Несчастные случаи, происходящие с обучающимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах. Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, проведенное наблюдение показало, что имеющиеся небольшие затруднения в процессе усвоения учебного материала имели место быть. И это было вызвано не низкой познавательной активностью, а повышенной двигательной расторможенностью и быстрой утомляемостью. Поэтому профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих особенностей.
В Законе РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ ст.51 "Об образовании" говорится, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. На первый взгляд, обеспечить безопасность обучающихся и воспитанников не сложно: пространство ограничено, достаточно поставить дежурных в каждую "зону риска" - и все в порядке. Однако на практике получается иначе.
Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (до 80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20% .
Риск возникновения травм у детей обусловлен:
-
их недисциплинированностью;
-
неумением распознавать травмоопасную ситуацию;
-
необученностью необходимым навыкам поведения;
-
недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;
-
физической слабостью;
-
определенными особенностями развития.
В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Систематизируя все полученные данные, был разработан ряд социально-педагогических мероприятий.
На подготовительном этапе в сентябре 2014 года было проведено исследование ситуации в Гимназии и других ОУ города и района: проведено интервью с педагогами, обслуживающим персоналом, другими работниками Гимназии, чтобы узнать и зафиксировать, что они думают, о проблеме травматизма на перемене, и как они относятся к ней.
При выборе путей решения проблемы использовались и другие приемы, например, экскурсия ребят по своей школе с фотоаппаратом, которые будут фиксировать примеры «неблагополучия», ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени.
Организаторы и руководители проекта обращали внимание на такие существенные критерии, как:
-
посильность задачи для команды детей;
-
ее соответствие возрасту и возможностям ребят;
-
сумму затрат на реализацию проекта;
-
ожидаемые результаты;
Было проведено анкетирование на тему: «Актуально ли решить частично или полностью проблему создания безопасной и увлекательной среды на перемене силами членов ДО «Энергия будущего». Были получены следующие результаты:
Результаты говорят сами за себя, поэтому решение данной проблемы актуально и своевременно. Лучший способ решения - социально-значимый проект.
2. «Веселая перемена»
Организаторы проекта: Совет командиров, старшая вожатая
Тип проекта: практико-ориентированный
Стоимость проекта: малобюджетный
Срок реализации проекта: сентябрь - октябрь 2014 года
Ответственные за реализацию проекта: Совет командиров ДО «Энергия будущего»
Руководитель проекта - старшая вожатая - Колчина Е.В.
3. Цели и задачи проекта
Цель: создание безопасной и увлекательной среды на школьной перемене.
Задачи:
-
Стабилизировать обстановку взаимоотношений в разновозрастном детском коллективе.
-
Построить коммуникативную деятельность со сверстниками.
-
Способствовать снятию усталости после уроков на перемене, снизив двигательную активность детей в учебном процессе посредством активно проведенных перемен.
-
Оказать помощь обучающимся в формировании «позиции школьника».
-
Расширить информационное пространство младшего школьника.
-
Развить способности адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
4. Форма реализации
Внеурочная деятельность:
-
репетиционная деятельность;
-
подборка физкультминуток, новостей, музыкального сопровождения;
5. Охват целевой группы и возрастные рамки
Педагогический коллектив: классные руководители, учитель музыки, социальный педагог, педагог - психолог, учителя физической культуры, старшая вожатая.
166 человек - члены ДО «Энергия будущего» - 69.8% от общего количества обучающихся
Из них:
-
опекаемых - 3 человека
-
детей из многодетных семей - 12 человек
-
детей, которых воспитывает одна мать (одинокая мать) - 12 человек
-
неполные семьи - 32 человека
-
детей из малообеспеченных семей - 15 человека
-
требующих особого контроля - 4 человек
-
стоящих на ВШУ- 1 человек
6. Количество участников проекта
166 человек обучающиеся МБОУ Гимназии г. Навашино от 8 до 14 лет
7. Сроки реализации
1 этап Подготовительный: сентябрь 2014 года
2 этап Основной - реализация проекта: сентябрь 2014 года - октябрь 2014 года.
3 этап Аналитический: ноябрь 2014 года.
4 этап Отчетный: конец декабря 2014 года.
8. Социальные партнеры по реализации проекта
-
Активы школ города и района;
-
МБОУ ДОД «Дворец детского творчества»;
-
МУК «ДК и БО»;
-
МБДОУ города;
-
Библиотеки.
9. Имеющиеся ресурсы
Кадровые: педагоги Гимназии, члены ДО «Энергия будущего».
Интеллектуальные: различные источники информации.
10. Необходимые ресурсы. Источники финансирования
Финансовые
Безвозмездная помощь родителей.
11. Механизм реализации проекта:
№п/п
Дата
Место проведения и партнеры
Мероприятие
Для кого
Цель проводимых мероприятий
1 этап Подготовительный
1
Сентябрь
МБОУ Гимназия г. Навашино, ОУ города и района
Анкета «Актуальна ли проблема?»
Актив ДО
Цель: выявить проблему и определить пути ее решения
2
МБОУ Гимназия г. Навашино
Библиотеки
Изучение интернет - ресурсов и других источников информации, создание интеллектуальной копилки
Проектная группа
2 этап Основной
1
Сентябрь
Октябрь
МБОУ Гимназия г. Навашино
МБОУ ДОД «Дворец детского творчества»
МУК «ДК и БО»
Репетиционная деятельность
Проектная группа
Цель: создание безопасной и увлекательной среды на школьной перемене
2
Проведение физкультминуток
Отряды 1-4 классов
3
Проведение информационных минуток
Отряды 1-4 классов
4
Проведение общей зарядки
Отряды 1-4 классов
5
Репетиционная деятельность, обновление репертуара
Проектная группа
6
Проведение игр
Отряды 1-4 классов
7
Проведение массового флешмоба
Отряды 1-4 классов
3 этап Аналитический
1
Ноябрь
Декабрь
МБОУ Гимназия г. Навашино
Анкетирование итоговое
Участники проекта
Цель: исследование эффективности
2
Мониторинг «Эффективность проектной деятельности в воспитательном процессе»
4 этап Отчетный
1
Декабрь
МБОУ Гимназия г. Навашино
Заметка в СМИ
Проектная группа
Цель: определение перспектив
2
Разработка программы развития
Совет командиров ДО
12. Методическое обеспечение
Форма проведения
Цель проведения
Методы
Содержание
деятельности
Проведение упражнений и игр
Снижение двигательной активности и усталости ребенка; восстановление рабочего настроения учеников, снижение мышечных зажимов и двигательной расторможенности, а так же для концентрации внимания на уроках
Метод игры, наблюдения
-
Игра «Маленький пушистый зверек»
-
Глазная гимнастика, пальчиковая после уроков письма, дыхательная после игр на перемене и уроков физкультуры.
-
Физические минутки и расслабляющие упражнения «Капустка», «Замок»
-
Игра «Запрещенное движение
Проведение игр
Тренировка внимания
Метод игры,
наблюдения
-
Игры:
-
«Хлопни столько раз, сколько букв в слове»
-
«Замри по хлопку»
Проведение игр
Сплочение
детского коллектива предполагает тесное взаимодействие друг с другом. А так же в процессе игр происходило преодоление таких проблем, как заниженная или завышенная самооценка, зажатость и стеснительность
Метод игры, наблюдения
-
Игры:
-
«Тень»
-
«Скульптор»
-
«Танец»
-
«Волшебные очки»
13. Развернутая смета расходов
на реализацию проекта
Наименование
Количество (шт.)
Цена (руб.)
Сумма (руб.)
Грамоты, благодарственные письма
40
10
400
Канцелярские
товары
Ватман
8
10
80
Маркеры
2
8
16
Возд. шары
20
5
100
Ксероксная бумага
1
160
160
Торт
1
300
300
Стоимость проекта
1056.0
14. Критерии эффективности реализации проекта
1. Социометрия. Методика «Два дома»
Цель: продиагностировать социальный статус каждого ребенка в классе, а также выявить отношение учеников к школе.
Вывод: Исходя из полученных данных, были составлены три группы учеников: предпочитаемые, принимаемые и отвергаемые. В результате реализации проекта произошли следующие качественные изменения:
15. Результаты реализации проекта
-
Обстановка в детских коллективах стабилизировалась. Физические минутки помогали держать под контролем двигательные проявления учеников, различные виды гимнастик способствовали снятию усталости после уроков.
-
Игры, проводимые с целью стабилизации взаимоотношений в детском коллективе, и нормализации самооценки было успешным. В процессе игры обучающиеся старательно выполняли задания, прислушивались друг к другу.
-
Количество травм, полученных на перемене, заметно сократилось - так если в данный период 2013 года был зафиксирован 1 случай травмы, в 2014 год - не одного.
-
Социально-значимые мероприятия по работе с обучающимися начальной школы, получили положительную оценку, как педагогов, так и самих детей, и могут быть использованы в дальнейшей деятельности ДО на протяжении всего учебного года.
15. Список литературы
-
Конституция РФ
-
Конвенция о правах ребенка
-
Закон РФ «Об образовании»
-
Закон РФ «Об общественных объединениях»
-
Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 2002.
-
Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации в школе / Под. Ред. С.М. Громбаха. - М., 1988.
-
Битякова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 2004 - с. 258.
-
Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие / Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. - М., «Академия», 2007 - с. 307
-
Гургенидзе Ю. Статья «Как помочь первокласснику освоится в школе?» / Статьи по психологии // Интернет-ресурс: spravka050.ru/article/psicho/10638.
-
Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Образование, 1996.
-
Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. - Изд. Академия, 2006. - с. 87.
-
Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Биличевой, И.А. Коробейниковой, Г.Ф. Кумариной. - М., 1993.
-
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987.
-
Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей, 2006. - С. 150-152.
-
Индивидуальные особенности психического развития / Словарь // Интернет-ресурс: business.amiro.ru/knowledge/razvitie-rebenka/indi vidualnye-osobennosti-psihicheskogo-razvitija
-
Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 2004 - №4.
-
Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Начальная школа, 2006 - №7.
-
Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988 - с. 265.
-
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1983
-
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций / Лекция З / Электронная библиотека // Интернет-ресурс: window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=11343&p_page=4.
-
Левин К. Стили общение учителя с классом / Менеджер образования / Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений // Интернет-ресурс: menobr.ru/material/