Статья на тему Опыт процесса индивидуализации

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт индивидуализации процесса воспитания

Индивидуализация и педагогическая поддержка.

В современной российской школе особую значимость приобретает процесс воспитания личности ученика, именно воспитанию отводится приоритетное место в образовательном процессе в целом. Одним из существенных аспектов воспитания является индивидуализация педагогического воздействия на ребёнка (подростка) в соответствии с особыми качествами его личности. В рамках гуманной педагогики в настоящее время разрабатывается теория и практика педагогической поддержки детей как действенного средства индивидуализации, в которой многие видят альтернативу авторитарному воспитанию. Педагогическая поддержка рассматривается как стратегия и тактика образования XXI века. Под педагогический поддержкой О.С. Газман, который ввел это понятие в научный обиход, понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самодеятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [Журнал «Классный руководитель» М., 2000 г. №3, с.9].

Принципиальным является различие понятий «педагогическая поддержка» и «индивидуальный подход». Педагогическая поддержка состоит в том, что она ставит целью развитие уникальных особенностей личности, в то время как индивидуальный подход имеет своей целью приведение личности в соответствие с определенными требованиями. В этом смысле индивидуализация - это самоопределение учащегося и деятельность педагога по поддержке и развитию того особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы.

Институт воспитателей как средство педагогической поддержки ученика.

В гимназии «Альма Матер» существует должность воспитателя - освобожденного педагога, в обязанности которого входит заниматься проблемами воспитания и обучения каждого ученика в своем классе, а также выполнять функции классного руководителя.

Работа воспитателя в Гимназии - это многообразие и большой объём

деятельности; широкий круг обязанностей, приносящих радость общения взрослых и детей; радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.

Воспитатели реализуют постоянную, целенаправленную,

разнообразную деятельность, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Существование в Гимназии должности воспитателя позволяет укрепить системные связи, объединяющие разных специалистов в школе, поскольку классному воспитателю удается постоянно быть в курсе личных проблем каждого ребенка. Ведущей идеей и основой деятельности воспитателя при этом является педагогическая поддержка. Под педагогической поддержкой здесь понимается реальная система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал ребёнка, включающая взаимодействие родителей и учителей в преодолении социальных, психологических и личностных трудностей ученика.

Воспитатель - это педагог-профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе.

Основные задачи и содержание работы воспитателя:

1.Содействие созданию благоприятных психолого-педагогических условий в коллективе класса для максимального развития каждого ребенка.

. Для решения этой задачи воспитатель организует жизнедеятельность коллектива класса в соответствии с возрастными особенностями детей, ориентируясь на такие формы работы с современным школьником, как:

- коллективное планирование дел,

- классный час, тематическая беседа с классом,

- встречи с интересными людьми,

- проведение праздников в коллективе класса,

- диспуты, дискуссии,

- интеллектуальные игры, конкурсы, командные выступления,

- походы, экскурсия, дальние поездки,

- посещение театров, концертов,

- спортивные игры и занятия,

- деловые игры, тренинги,

- выпуск стенгазет, газет или журналов,

- коллективный анализ дел, анализ ситуаций, случаев,

происшествий.

2. Организация индивидуальной работы с учениками, в процессе которой воспитатель предпринимает следующие действия:

2.1.Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние его здоровья, эмоциональное самочувствие.

2.2..Изучает склонности, интересы, сферу его дарований.

2.3. Разрабатывает и реализует систему взаимодействия с психологической

службой Гимназии, учителями- предметниками, родителями по организации

педагогической поддержки ученика.

2.4.Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-

психологического климата для каждого воспитанника в классе

Этапы организации педагогической поддержки ученика

В работе воспитателя существуют последовательные этапы педагогической поддержки ребенка

  1. Диагностический этап

Цель: фиксация сигнала проблемы, установление контакта с ребенком, совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.

На этом этапе:

- наблюдаем за ребенком на уроке, на прогулке,

во внеурочной деятельности,

- беседуем с родителями, учителями, психологами,

- выявляем степень его позитивного отношения к учению, степень уверенности в
собственных силах.

При этом используем следующие методики.
а) Методика полярных профилей (Ч. Осгуд, П. Хофштеттер)

Инструкция.

Оцени себя по 10-балльной системе.

12345678910

Вспыльчивый Сдержанный

Пессимист Оптимист

Тревожный Спокойный

Замкнутый Общительный

Легкомысленный Серьезный

Уступчивый Принципиальный

Выскочка Скромный

Безвольный Волевой

Глупый Умный

Ранимый Невозмутимый

Грубый Тактичный

Ленивый Трудолюбивый

Черствый Добрый

Пассивный Активный

Самовлюбленный Самокритичный

Затем вычерчивается профиль на бланке методики.

Предметом обсуждения при беседе с педагогом становятся:

- качества, которые учащийся оценивает либо предельно низко (на
1-2 балла), либо предельно высоко (9-10 баллов),

- качества, которые ребенок затрудняется оценить и причины этих затруднений.

б)Методика «Самохарактеристика» » позволяет выявить актуальные отношения ребенка к самому себе. (Принадлежит к субъективным методам исследования)

Инструкция. Напиши про себя десять предложений, начинающихся с местоимения «я».

Например:

1.Я плохо учусь.

2.Я хорошо одеваюсь.

3.Я плохая дочь.

4.Я всегда боюсь сказать глупость

По результатам применения методики проводится беседа, поиск наиболее значимых для ребенка пунктов.

Эта методика позволяет выявить актуальные отношения ребенка к самому себе.

в) Методика «Автопортрет» ( М. Лалджи)

Инструкция.

Нарисуй свой портрет, словесный или с помощью любых изобразительных средств.

Во время беседы ученик интерпретирует свой «портрет» вместе со взрослыми.

На этом этапе очень важно наладить контакт с родителями, совместно найти причины возникновения проблем и трудностей ребенка.

  1. Поисковый этап .

Цель: принятие ребенком на себя ответственности за возникновение и разрешение проблемы.

На этом этапе воспитатель совместно с ребенком организует поиск и определяет причины возникновения проблем, формирует взгляд на ситуацию со стороны

На этом этапе важно провести вербализацию - проговаривание проблемы самим ребенком для того, чтобы проблема была действительно прочувствована ребенком. Одновременно, педагог пробует «прожить» ситуацию, посмотреть на неё глазами ребёнка.

Для достижения целей этапа можно применить методический прием

«Человечек» ( На основе процесса проективной идентификации М.Калйн)

Инструкция.

(На листе бумаги воспитатель рисует фигурку человечка)

Педагог: «Смотри - это твой ровесник. Зовут его, например, Вася. Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемами. Правда, я недостаточно знаю о его конкретной ситуации. Тебе тоже надо немного рассказать о нем».

(Ребёнок рассказывает то, что хочет открыть педагогу, проецируя на «фигурку» свои проблемы.)

Договорной и поисковый этапы связаны между собой, т.к. поисковый может заменить договорной или стать его частью.

  1. Договорной этап.

Цель: налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме о дальнейшем совместном действии.

На этом этапе происходит проектирование действий педагога и ребенка, разделение функций и ответственности по решению проблемы. Любому из них может достаться определенная «роль» в решении проблемы, воспитатель берет на себя функции координатора.

При этом важно найти поддержку у родителей и педагогов-предметников.

Методический прием : «Давай думать вместе» Педагог и воспитанник вместе обсуждают пути решения выявленных проблем ученика .

Деятельный этап

Цель: Непосредственная деятельность, направленная на решение проблемы.

На этом этапе:

- действует сам ребенок, а со стороны педагога следует одобрение его действий, стимулирование, концентрация внимания на успешности самостоятельных шагов, поощрение инициативы;

- действует сам воспитатель: корректирует действия специалистов, оказывает безотлагательную помощь в случае необходимости, выбирает средства воздействия на основе идентификации своего взгляда со взглядом ребёнка на его проблемы, сотрудничает с ним.

5.Рефлексивный этап

Цель: осмысление ребенком и педагогом результатов работы над проблемами.

На этом этапе проводится совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация степени разрешения проблемы.

Методические приёмы:

а) Нарисуй свое настроение. Расскажи о нём. (Ребёнку предлагается

цветными карандашами создать «картинку» своего настроения и словесно дополнить её).

б) История«Человечка».

(См. методический приём «Человечек»)

Инструкция.

Рассказать о том, что произошло с человечком, как он решил проблемы.

Что получилось, а что - нет.

в) «Я - хороший, я - плохой».

Лист бумаги следует разделить пополам и в левой части листа написать, что получилось, а в правой части, что не получилось в процессе решения личностных проблем ребенка.

Данные методики являются субъективными методами исследования.

( «Я - хороший, я - плохой», «Нарисуй свое настроение.»)

Этот этап может быть как заключительным, так и начальным, поскольку в ходе рефлексии могут открыться скрытые ранее проблемы и необходимость установления путей их решения..

Такая работа проводится непосредственно с каждым учеником в соответствии с индивидуальным маршрутом развития, составленным педагогами для каждого ребенка. В конце каждого учебного года составляется характеристика каждого ученика, с помощью которой родители могут проследить динамику развития ребенка (см. Приложение). Для каждого возраста используется соответствующий бланк характеристики.

Первая часть бланка, отражающая психологические характеристики и взаимоотношения ребенка в коллективе, заполняется воспитателем.

Вторая часть бланка, содержит графы-критерии по учебным темам или учебным умениям для каждого учебного предмета, составленные учителями-предметниками(в Гимназии реализуется предметное обучение с 1 -го класса). Эти учителя заполняют вторую часть бланка на основе указанных критериев и дают рекомендации по преодолению проблем каждому ученику..

Характеристика оценивания уровня достижений и проблем ученика заполняется условными знаками,), что позволяет сократить время её заполнения. ( см. Приложение).

Родители учеников Гимназии получают такие подготовленные педагогами характеристики их детей в конце каждого учебного года, и таким образом имеют необходимую информацию о результатах обучения и развития своего ребенка, становятся активными союзниками педагогов, лучше начинают понимать свою роль и ответственность в воспитании своих детей.

Главным достижением работы воспитателей являются большие

и маленькие успехи наших учеников, педагогическое сотрудничество с коллегами и родителями. В результате повседневной работы воспитателя с учеником, Гимназия становится родным домом для многих ребят, ученики, зачастую, даже называют воспитателей «вторыми мамами», доверяют им.

Анализ результатов деятельности воспитателей за 20 лет показал, что с появлением в Гимназии «института воспитателей», ситуация в обучении и воспитании детей стала более оптимистичной, т.к. были выработаны и эффективно применяются методы педагогической поддержки учащихся в их школьной жизнедеятельности, действенной помощи каждому ребёнку в достижении успешности в обучении.

© 2010-2022