• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад по темеСоциализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

Доклад по темеСоциализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социализация детей

с ограниченными возможностями здоровья

средствами дополнительного образования

Происходящая в нашей стране радикальная трансформация экономической и общественной жизни, привела к чрезвычайной актуализации проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

а) недуг - любая утрата или аномалия психологической, физиологической, либо анатомической структуры или функции;

б) ограниченные возможности - любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека;

в) недееспособность (инвалидность) - любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов).

В настоящее время, каждый десятый в населении Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Каждая четвертая семья сталкивается так или иначе с проблемой инвалидности. Согласно статистической информации, только за последнее десятилетие частота детской инвалидности в России удвоилась, составив к 2014 г. около 600 тыс. человек. По некоторым другим данным за последние двадцать лет численность детей-инвалидов в нашей стране увеличилась в 12 раз, а по прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 - 1,5 млн.

Развитые цивилизованные страны стремятся решить социальные проблемы, связанные с ростом числа лиц с ограниченными возможностями на основе научного подхода к постановке и решению этих проблем, использования материально-технических средств, детально разработанного юридического механизма, общенациональных и общественных программ, высокого уровня профессиональной подготовки специалистов и т.д. Как известно, в соответствии с Конституцией 1993 г. Российская Федерация провозглашена демократическим социальным государством, обеспечивающим равенство прав и свобод гражданина, т.е. осуществляющим борьбу с дискриминацией, основанной на состоянии здоровья.

И, тем не менее, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями стабильно растет. Так, например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и т.д.

Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей-инвалидов различны и зависят от социального статуса родителей.

Реализацию гарантированных государством прав и удовлетворение основных потребностей, а также дальнейшее включение в общество детей с ограниченными возможностями должны осуществлять семья, школа, лечебные и реабилитационные учреждения, общество в целом.

Часто в силу своих заболеваний дети с ограниченными возможностями здоровья не могут вести активный образ жизни, а сверстники - избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватные представления об окружающем мире.

Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает:

1. воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;

2. активное участие в этом процессе самого ребенка;

3. совершенствование системы социальных отношений общества, которые в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам зачастую недоступны для детей с ОВЗ.

Под социализацией понимают становление ребенка в системе социальных отношений как компонента этой системы, т. е. ребенок становится частью социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей. Процесс социализации предполагает решение трех главных проблем в обучении и воспитании ребенка: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку.

Этот процесс сложен для любого ребёнка, а уж тем более для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Процесс социализации, даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить социализацию с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками. Социализация детей, которых сама природа с детства поставила в очень жёсткие условия жизни, ограничив их физические или интеллектуальные возможности, является очень сложным и ответственным процессом.

Под проблемами социализации детей с ограниченными возможностями понимается комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих проблем является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям.

Мудрец сказал: «Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли». Система учреждений господдержки призвана помогать тем, кому помощь нужна прежде всего. Образование часто называют социальным лифтом, подчёркивая роль качественного образования в жизненном успехе человека. В случае детей с ограниченными возможностями, специальное коррекционное образование можно сравнить с тем лифтом, который помогает инвалиду обрести свободу, глотнуть свежего воздуха. Основной задачей работы любого специального коррекционного учреждения является создание коррекционно-развивающей среды, способствующей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время дети с ограниченными возможностями в основном воспитываются и обучаются в школах - интернатах, которые призваны позаботиться, чтобы для детей было создано пространство, в которое бы вошли все стороны их жизни: и учёба, и круг интересов с учётом возможностей, склонностей и способностей.

Школа-интернат готовит обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни и труду, даёт им определённый объём знаний и умений в рамках образовательных программ. У детей формируются необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья посредством плодотворного заполнения его внеурочной деятельности, организации досуга, создаёт предпосылки для положительной социальной адаптации воспитанников.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, то есть посильно участвовать в общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития, так как является непрерывным процессом, в котором постоянно взаимодействуют личность и общество.

Главной задачей, стоящей перед нашим учреждением, является создание надлежащих условий для реализации права детей с ограниченными возможностями на образование и творческое развитие, закрепленного в Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании», наравне со здоровыми детьми.

Часто уникальные способности ребенка трудно разглядеть невооруженным глазом. В нашем учреждении одарённость ребенка, нестандартность его способностей легче заметить. Наш педагогический коллектив стремится выявить у каждого воспитанника творческие возможности и развить у него способности к созданию творческого продукта (творческой работы: вокальной, хореографической, литературной; изделия ручного труда, спортивной).

У нас созданы условия для очень близкого общения с ребенком в различных ситуациях. Индивидуальные занятия и занятия в малых группах, создание ситуаций успеха каждому ребёнку, позволяют различать не только явную, но и скрытую творческую одаренность каждого ребёнка.

В этом учебном году на базе школы-интерната организовано 12 кружков и секций, по 4 основным направленностям: художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной, декоративно-прикладной и информационной, которые имеют хорошее материально-техническое и кадровое обеспечение. Кроме того, между школой-интернатом и учреждениями дополнительного образования были заключены договора о сотрудничестве. Наши воспитанники посещают:

- Конно - спортивную секцию в ДЮСШ - 24 человек;

- Кружок "Воздушные петельки" в ДДТ - 15 человек;

- Кружок "Цветочный мир" в ДДТ - 10 человек.

- Кружок «Природные фантазии» в ДДТ - 12 человек

В блоке дополнительного образования задействованы 87 обучающихся, воспитанников нашей школы-интерната, что составляет 97 % от общего числа обучающихся в школе-интернате. Каждый ребенок может выбрать себе занятие по душе, интересам и способностям. Очень важно помнить, что неспособных детей не бывает, бывают лишь плохие педагоги, которые не смогли рассмотреть в ребёнке талант.

Результатом посещения занятий кружков и секций является участие наших обучающихся, воспитанников в зональных, областных, всероссийских и международных фестивалях, конкурсах, выставках детского творчества и декоративно-прикладного искусства, где неизменно получают Почетные грамоты, звания Лауреатов, дипломы участников конкурсов художественной самодеятельности и спортивных соревнований. Только за прошлый учебный год нашими воспитанниками было завоёвано 142 награды.

  • В мае 2013 года обучающаяся, воспитанница 9 класса заняла второе место в областном конкурсе «Лучший по профессии». В октябре 2012 обучающиеся, воспитанники приняли участие в зональном этапе конкурса «Путь к профессии».

  • В мае 2013 года воспитанница школы-интерната приняла участие в Международном фестивале детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу!».

  • В октябре 2013 года обучающийся, воспитанник 8 класса занял второе место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии».

  • Воспитанники школы-интерната активно сотрудничают с районным обществом инвалидов, ГБОН СРЦ Орловского района, РОСТО ДОСААФ.

  • Традиционно воспитанники школы-интерната принимают участие в Областном фестивале творчества детей-инвалидов «Мне через сердце виден мир» с выставками творческих работ и являются участниками концертных программ.

  • Ежегодно на базе нашей школы-интерната проводится зональный турнир по настольному теннису, посвященный Дню Защитника Отечества, среди школ-интернатов VIII вида п. Орловского, г. Пролетарска, с. Развильного.

  • Наши воспитанники являются участниками районных соревнований по шашкам и шахматам, приуроченных к Декаде Дети-инвалиды.

  • Спортивные соревнования, посвящённые Дню Победы среди учащихся школ-интернатов VIII вида п. Орловского, г.Пролетарска, с. Развильного

  • Районная выставка детских объединений декоративно- прикладной направленности « Детских рук творенье»

  • Районные спортивные соревнования по настольному теннису, посвященных Декаде инвалидов

  • Районный концерт художественной самодеятельности, посвященный Декаде инвалидов «Мир надежды» (совместно с Орловской районной общественной организацией ВОИ)

  • Районный кросс, посвящённый Дню Победы

  • Районный конкурс творческих работ «Рождество Христово»

  • Всероссийский конкурс детского творчества «Путешествие на зелёный свет»

  • Всероссийский детский творческий конкурс «Спасатели глазами детей»

Доклад по темеСоциализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа-интернат несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание и социализацию таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность. Занятия в кружках и секциях способствуют выявлению и раскрытию творческого потенциала воспитанников, познанию их собственного "Я", дают им возможность реализовать свои способности и таланты, позитивно заполнять свободное от учебы время, более уверенно чувствовать себя среди сверстников, а, значит, способствуют их более успешной социализации.

В связи с этим процесс социализации детей с ОВЗ необходимо начинать уже с первых дней пребывания в школе, где дети помимо учебных знаний получают навыки общения, сотрудничества, воспитывают толерантность, приобретают ценности и нравственные понятия, выбирают будущую профессию. В результате совместной деятельности полностью социализируются 25% наших выпускников, т.е. могут самостоятельно осуществлять свою жизнедеятельность, в том числе и профессиональную; 60% выпускников приобретают навыки социально-бытовой ориентировки и могут жить самостоятельно на пенсию по инвалидности; и лишь 15% выпускников, имеющих тяжелые формы заболеваний, могут жить только в семье под постоянным попечительством.


© 2010-2022