Сборник лекций по управлению образовательными системами

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1)Социально - педагогические системы, понятие и виды. Школа как социально - педагогическая система. В отечественной науке управления под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих це­лостное образование, имеющих новые свойства по отношению к ее элементам. При всем разнообразии, системы можно разделить на сле­дующие виды:
• технологические, биологические и социальные;
• естественные (подчиняются объективным законам приро­ды), искусственные (подчиняются законам, правилам, принципам, установленным человеком);
• открытые (обмениваются энергией, информацией с окру­жающей средой) и закрытые;
• статические (неизменность свойств во времени) и дина­мические;
• без ведущего органа управления и централизованные;
• простые (многоструктурные) и сложные (полиструктур­ные);
• суммативные (системы, состоящие из упорядоченной по­следовательности элементов) и деятельностные (системы, в которых взаимодействуют как минимум два элемента). Одной из разновидностей социальной системы является педагогическая система - множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др. Аналогично варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.). Школа как педагогическая система представлена совокупностью системообразующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных компонентов. Системообразующие факторы представлены факторами целей и результатов. Цель школы - сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, правовую и другую культуру личности. Общая цель детализируется в частных целях, сформулированных по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы. Одним из признаков эффективного управления является умение руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления намечать частные цели и на каждом значительном временном этапе соотносить их с общей целью, регулируя оптимальное достижение намеченных результатов. Результаты, как системообразующий фактор, определяются совокупностью наиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих определение уровня воспитанности как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом.

2) Понятие системы образования в широком и узком смысле слова. Закон Российской Федерации «Об Образовании» о сущности системы образования. Согласно закону РФ «Об Образовании», система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

  • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

  • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

3) Основные характеристики педагогической системы. Под педагогической системой мы понимаем социально обусловленную целостность взаимодействующих на основе сотрудничества

между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленную на формирование и развитие личности.

Педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающим миром происходят информационные процессы. Это системы динамические, функционирующие в условиях постоянной изменчивости факторов внешней среды, вызывающих также изменения внутреннего состояния системы. Педагогические системы создаются и действуют с определенными целями. Целевые характеристики системы выступают как существенные признаки. Будучи активными в реализации целей, педагогические системы определяются как целеустремленные, целенаправленные. Отличительным признаком всех целеустремленных систем является их полифункциональность, т. е. способность видоизменять цели и выполнять различные действия для достижения результатов. В этом проявляется также их относительная независимость от внешней среды. С позиции открытости, динамичности и целеустремленности педагогические системы следует относить к числу развивающихся. По мере общественного, социального и научно-технического прогресса они совершенствуются, развиваясь в структурном, функциональном и историческом аспектах. Происходящие в них вследствие управления изменения носят не стихийный, а упорядоченный характер. Педагогические системы создаются и действуют с определенными целями. Целевые характеристики системы выступают как существенные признаки. Будучи активными в реализации целей, педагогические системы определяются как целеустремленные, целенаправленные. Отличительным признаком всех целеустремленных систем является их полифункциональность, т. е. способность видоизменять цели и выполнять различные действия для достижения результатов. В этом проявляется также их относительная независимость от внешней среды. С позиции открытости, динамичности и целеустремленности педагогические системы следует относить к числу развивающихся. По мере общественного, социального и научно-технического прогресса они совершенствуются, развиваясь в структурном, функциональном и историческом аспектах. Происходящие в них вследствие управления изменения носят не стихийный, а упорядоченный характер. Педагогические системы проявляются как самоуправляемые. Целостность системы означает единство объекта и субъекта управления в самой их сущности, единство основного и вспомогательного звеньев, т. е. функционирование во взаимодействии.

4 )Организационная структура образовательного учреждения. Структура школы как социально педагогической системы. Структура материально-учебной базы школы. Организационной структурой принято называть способ разделения общей цели на подцели и распределение последних между подсистемами или элементами. Структура такой системы, как школа - многообразна, полиструктурна, в ней функционирует огромное количество структур различного рода, которые можно сгруппировать в четыре основные группы.

1) Структура материально-учебной базы школы, т.е. способ связи таких элементов, как школьные здания, мебель, технический инвентарь, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и т.д.

2) Структура общешкольного коллектива, включающая:

структуру педагогического коллектива, в которой выделяются методические комиссии по предметам, предметные кафедры, воспитатели, различные неформальные группы и т.д.;

структуру ученического коллектива, состоящую из коллективов классов начального, среднего и старшего звеньев, различных ученических объединений в соответствии с интересами учащихся;

структуру вспомогательного персонала школы;

структуру управленческого аппарата (организационная структура управления).

3) Процессуальные структуры - наиболее подвижные, динамичные, проявляющиеся в деятельности людей. Процессуальных структур в школе огромное количество, начиная от структуры каждого урока до инновационного процесса. Системообразующим, объединяющим, подчиняющим все остальные, является учебно-воспитательный процесс.

4) Последний блок в общешкольной структуре - наиболее сложный и менее изученный - её духовная структура. Это её философия, миссия, политика и стратегия, организационная культура.

При рассмотрении управляющей системы школы обычно выделяют состав её субъектов, набор управленческих функций, организационную структуру управления (их иерархическое строение, управленческие связи и отношения, подчиненность и соподчиненность по уровням, звеньям и блокам). Структура управляющей системы большинства образовательных учреждений представлена 4-мя уровнями управления (вертикальная структура):

Первый уровень - директор школы, руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог, организатор детского движения, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении. Эти субъекты осуществляют тактическое управление образовательным учреждением.

Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие оперативные управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности.

Четвертый уровень - самоуправление - учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект - субъективный характер отношений между учителями и учениками.

5) Нормативно-правовая база деятельности школы.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательного учреждения - это обязательное лицензирование образовательного учреждения, его аттестация и аккредитация, подтвержденная нормативно-правовыми актами в управлении образовательным учреждением, которые определяют организационные основы управления образовательным учреждением. Учебная деятельность регулируется следующими документами:
Государственные образовательные стандарты - основной нормативный правовой акт, устанавливающие основные государственные требования к структуре, содержанию и организации образования в России. Стандарт определяет обязательный минимум содержания программ, максимальный объем учебной нагрузки и т. д. Понятие «государственный образовательный стандарт» впервые введено Законом РФ «Об образовании».
Образовательные программы - локальный нормативный правовой акт, определяющий в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» содержание образования определенных уровней и направленности, который принимает каждое образовательное учреждение.
Учебный план - локальный нормативный правовой акт, в котором осуществляется разбивка содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения.
Рабочая программа учебного курса и дисциплины - локальный нормативный правовой акт.
Годовой календарный учебный график - локальный нормативный правовой акт.
Расписание - локальный нормативный правовой акт, в котором осуществляется распределение занятий и перерывов между занятиями в течение дня, недели, семестра, года.

Права ребенка и формы его правовой защиты определяются Законом РФ «Об образовании» (ст.50, ст.51), уставом образовательного учреждения и иными локальными актами.

6)Структура общешкольного коллектива. Организационная культура, организационные ценности, философия и миссии школы. Организационная структура внутришкольного управления. Особенности организационной культуры школы определяют ее индивидуальность и неповторимость, специфику реакций педагогического коллектива на внешние и внутренние события. Понимание характера организационной культуры школы дает представление о человеческом потенциале школы, позволяет оценить целесообразность или же нецелесообразность определенных управленческих действий, более точно планировать направление и динамику стратегического развития образовательно-организационной системы школы. Основными составляющими организационной культуры образовательного учреждения являются: символы, герои организации, ритуалы, язык организации, убеждения, философия, профессиональные и общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения, социально-психологический климат, выполняющие в своей совокупности ряд важных функций. Миссию можно описать как совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношений, форм и методов деятельности, Миссия должна быть поддержана командой управленцев, учителями, и всем коллективом школы. Общие цели связаны с убеждениями, убеждения же, в свою очередь, зависят от системы ценностей людей, их подходов к делу, взглядов на то, как надо взаимодействовать друг с другом. Миссию нельзя определить раз и навсегда. Необходимо отслеживать состояние организации, динамику профессиональных ценностей коллектива и его приоритеты в работе. Вместе с ними должна изменяться и миссия. Организационная структура внутришкольного управления большинства школ представлена 4-мя уровнями (вертикальная структура):

Первый уровень - директор школы, руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог, организатор детского движения, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении. Эти субъекты осуществляют тактическое управление образовательным учреждением.

Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие оперативные управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности.

Четвертый уровень - самоуправление - учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект - субъективный характер отношений между учителями и учениками. Пятый и шестой уровни в структуре управления могут появиться, если объединяются несколько образовательных учреждений (уровень генерального директора), а также когда какой-то орган (например, совет учредителей, попечительский совет, школьная конференция и др.). Субъекты данного уровня наделены правом назначать и снимать директора, распределять финансы, менять предназначение и структуру школы.

7) Имидж образовательного учреждения. Организационная культура образовательного учреждения. В настоящее время большинство компаний и учреждений уделяют большое внимание стратегическому управлению собственным имиджем. А такие параметры, как бренд, имидж, репутация являются нематериальными активами организации. Поэтому для каждой организации, в том числе, работающей в сфере образования, необходимо осуществлять целенаправленную работу по формированию собственного имиджа. Необходимость формирования имиджа образовательного учреждения определяется следующими причинами (по Сухаревой О.): во-первых, конкуренция среди образовательных учреждений одной территории в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента; во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.; в-третьих, имея сформированный позитивный имидж, образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так как предстает способным в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие; в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательным учреждением определенной силы - в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам. Особенности организационной культуры образовательного учреждения определяют его индивидуальность и неповторимость, специфику реакций педагогического коллектива на внешние и внутренние события. Понимание характера организационной культуры школы дает представление о человеческом потенциале школы, позволяет оценить целесообразность или же нецелесообразность определенных управленческих действий, более точно планировать направление и динамику стратегического развития образовательно-организационной системы школы. Основными составляющими организационной культуры образовательного учреждения являются: символы, герои организации, ритуалы, язык организации, убеждения, философия, профессиональные и общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения, социально-психологический климат, выполняющие в своей совокупности ряд важных функций.

8) Государственно - общественный характер системы образования. Государственная образовательная политика РФ. Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, обучаемым и их родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений. Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе РФ «Об образовании». Государственная политика в области образования - это искусство управления и стратегия деятельности органов федеральной, региональной и муниципальной власти по созданию и реализации механизма системных изменений, обеспечивающих формирование в сфере образования человеческого потенциала, соответствующего требованиям инновационной экономики и запросам современного общества. Основные направления государственной политики в области образования нашли свое отражение в таких документах как «Национальная доктрина образования» (2000 г.), «Федеральная программа развития образования» (2000 г.), «Образовательная политика России в XXI веке» (2001 г.), «Концепция модернизация российского образования на период до 2010 года» (2001 г.), «Программа модернизации педагогического образования» (2003 г.), «Программа развития дополнительного профессионального образования Российской Федерации на период 2002-2005 гг.» (2002 г.), Закон РФ «Об образовании и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г. с поправками до 2004 г.), «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года», государственная инициатива «Наша новая школа» (2009 г.) и др.
Эти государственные документы включают комплекс мер по оптимизации развития системы образования страны на основе таких приоритетов, как обеспечение доступности и бесплатности образования разных уровней; адресной социальной поддержки обучающихся; обеспечения современного качества образования, соответствующего мировым стандартам; формирование эффективных механизмов управления и экономики образования; усиление государственной поддержки, социального статуса и профессионального уровня педагогических и руководящих работников сферы образования и др.

Ожидаемые результаты реализации государственной образовательной политики в 2010-2020 годах:
-должно произойти качественное преобразование системы образования регионов и России;
система образования региона должна стать инновационной по всем направлениям обучения, воспитания, управления, развития образовательных учреждений и систем; стать инвестиционно привлекательной, социально-экономически ориентированной и эффективной в
подготовке и развитии профессионалов-специалистов;
-в центре инновационной образовательной региональной системы должен быть интерес человека в улучшении качества жизни и качества личности на основе развития активности во всех областях образования, культуры, экологии, здорового образа жизни, экономики, безопасности и др.;
- свободный, образованный, здоровый, активный человек должен стать массовым явлением, основой конкурентоспособности страны, получать качественное образование в течение всей жизни, иметь доступ к мировым культурным ценностям на основе владения информационными технологиями самообразования;
- должна быть обеспечена всеобщая доступность всех видов и ступеней образования для всех категорий населения от младшего дошкольного, внешкольного, общего, профессионального до дополнительного в течение всей жизни;
- система образования должна обеспечить «выход на уровень экономического и социального развития, соответствующий статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

9) Органы управления образованием: федеральные органы управления, органы управления образования субъектов РФ, муниципальные органы управления образованием. Их компетенции. Согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 8) система образования представляет собой совокупность взаимодействующих:
● преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
● сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
● органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральные органы государственной власти и органы управления образованием компетентны:
● формировать и осуществлять федеральную политику в области образования;
● регулировать правовые отношения в области образования;

● разрабатывать и реализовывать федеральные и международные программы развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей;
● формировать федеральные государственные и ведомственные органы управления образованием;
● согласовывать назначение руководителей образовательных учреждений федерального подчинения.
● устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
● разрабатывать и утверждать типовые положения об образовательных учреждениях;
● устанавливать порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
● регулировать трудовые отношения и др.
В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся (ст. 29):
● определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике РФ в области образования;
● законодательство субъектов Российской Федерации;
● определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
● осуществление федеральной политики в области образования;
● разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;
● формирование государственных органов управления образованием и руководство ими;
● создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений;

● установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования;
● организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;
● обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения Государственных образовательных стандартов;
● издание нормативных документов в пределах своей компетенции и др.
Органы местного (муниципального) самоуправления (ст. 31) ответственны за реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования ; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

10)Общественные органы управления. Их компетенции. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания творческой атмосферы и положительного психологического климата в коллективе школы. Формы участия общественности в управлении образованием могут быть следующими:

·собрания (конференции) родителей (законных представителей) обучающихся;

·собрания работников образования;

·собрания работников образовательного учреждения;

·собрания (конференции) городских, районных и первичных профсоюзных организаций;

·собрания (конференции) учащихся;

·собрания попечителей образовательного учреждения;

·совместные собрания (конференции) представителей различных категорий участников образовательного процесса;

В их компетенцию может входить:

·организация и проведение консультаций с органами местного самоуправления по вопросам развития муниципальной системы образования;

·организация общественного обсуждения готовящихся законодательных и нормативных правовых актов в сфере образования, проектов и программ развития образования, бюджетных и внебюджетных расходов на данную отрасль;

·организация контроля за состоянием реализации конституционных прав граждан на образование (доступность, бесплатность, качество), медицинского обслуживания, сохранения и укрепления здоровья, полноценного питания детей, обеспечения безопасности образовательного процесса, привлечения и расходования образовательными учреждениями внебюджетных источников финансирования;

·участие в реализации проектов совместной деятельности родителей и детей, программ дополнительного образования, функционирования и развития муниципальной системы образования, организации непрерывного развития профессиональной компетентности работников образования в соответствии с принятыми решениями представительной власти.

Органы общественного управления пока что играют (в лучшем случае) совещательную роль. Чтобы они реально могли повлиять на процесс принятия решений, должна быть принята модель управления, в которой административная вертикаль - включала бы и такие органы.

11)Педагогический менеджмент. Сущность и характеристика основных системообразующих элементов педагогического менеджмента как деятельностной системы.

Учитель, руководитель образовательной системы, в силу своей профессиональной деятельности связан с руководством и организацией жизни и деятельности детей. Исходя из этого, под педагогическим менеджментом можно понимать «комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приёмов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности».

Следует обратить внимание на понимание сути образовательного процесса в данном определении, как совокупности трех составляющих: учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов. В свете такого определения педагогического менеджмента - любой преподаватель является менеджером учебно-познавательного процесса, руководитель образовательного учреждения,как менеджер учебно-воспитательного процесса.

Объектом педагогического менеджмента является процесс обучения и воспитания

Результат труда менеджера учебно-познавательного процесса - степень обученности, воспитанности и развития объекта.

Педагогический менеджмент как деятельностная (в первую очередь) и суммативная система одновременно имеет свою структуру и системообразующие элементы:

· цель деятельности (планируемый, ожидаемый результат);

· субъект деятельности (директор, его заместители, учителя, учащиеся и т.д.);

· объект деятельности - исполнитель распоряжений руководителя (заместители, учителя, учащиеся и т.д.);

· содержание деятельности (учебная, управленческая и иная информация);

· способы деятельности (методы и стиль взаимодействия преподавателя с учащимися, руководителя с учителями и учащимися и т.д.)

12)Цели педагогического менеджмента. Основные задачи, стоящие перед менеджером образовательного процесса.

Педагогический менеджмент- комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-воспитательным и учебно-познавательным процессом, направленных на повышение его эффективности.

Основными целями педагогического менеджмента Симонов В.П. выделяет:

-эффективное и планомерное использование сил, средств и времени всех работников учебного заведения и учащихся;

-определение соответствия деятельности менеджеров образовательного процесса ОУ конкретным целям и планам социально-экономического и духовного развития общества;

-полнота, сопоставимость, непротиворечивость, взаимосвязанность, конкретность и реальность определённых целей и их соподчинённость главной цели - воспитанию, обучению и развитию человека как свободной, ответственной и творческой личности, формированию у него готовности к труду, активной жизненной позиции, научного мировоззрения.

Основные задачи педагогического менеджмента:

  1. отражают периодичность и последовательность как отдельных действий исполнителя, так и всей деятельности в целом;

  2. предусматривают методику и правила выполнения отдельных видов работы на конкретный отрезок времени;

  3. определяют требования к качеству результата деятельности и эффективности способов достижения намеченных целей с учетом оптимальности затраченных усилий, средств и времени;

  4. устанавливают требования к составу и квалификации исполнителей, определенных для конкретной деятельности (в соответствии с их функциональными обязанностями);

  5. определяют количество необходимой информации и ее основные источники с учетом оптимальности (необходимости и недостаточности);

  6. определяют и предусматривают основные правила контроля и учета хода и результатов деятельности исполнителей.

13) Методы управления (методы педагогического менеджмента): экономические методы или методы экономического стимулирования; организационно - распорядительские, или административные методы; методы психолого-педагогического воздействия; методы общественного воздействия. Методы педагогического менеджмента выступают как способы достижения поставленных целей педагогического менеджмента, способы реализации основных его функций. Первая группа - экономические методы, или методы экономического стимулирования, которые должны реализовываться путем претворения в жизнь важного принципа - от каждого по способностям, каждому по труду, что в реальной жизни пока не наблюдается. По мере совершенствования нашего общества будут совершенствоваться и методы экономического стимулирования педагогических работников в плане все большего их соответствия количеству и качеству труда, так называемый педагогический стаж не является абсолютным показателем возможной эффективности педагогического труда. Исследования в данном направлении позволяют ввести оплату за категории, звания, качество и т. д. Ко второй группе относятся организационно-распорядительские, или административные методы, которые реализуются путем регламентирования деятельности исполнителей, ее нормирования и инструктирования исполнителей в форме указания, распоряжения, приказа, требования и т. п. С помощью этих методов осуществляется подбор, расстановка и воспитание кадров, разрабатываются и внедряются должностные инструкции. Третья группа - психолого-педагогические методы, которые реализуются в форме совета, просьбы, пожелания, требовательного распоряжения, поощрения, благодарности и т. д. С помощью этих методов осуществляется планирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный психологический климат в коллективе, повышается творческая активность и инициативность всех работников учебного заведения, воспитывается групповое самосознание и чувство коллективной ответственности, изучаются и формируются положительные, социально значимые мотивы трудовой деятельности. Эти методы опираются на использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения, учитывают индивидуальные психологические особенности членов коллектива. К четвертой группе относятся методы общественного воздействия. Эти методы реализуются путем широкого вовлечения работников в управление, развитие в нем демократических начал путем широкого коллективного обсуждения основных проблем образовательного процесса и способов их преодоления, путем охвата членов коллектива методической учебой, путем развития в коллективе здоровой творческой конкуренции. Использование данных методов в значительной степени служит делу формирования добросовестного отношения к труду, формированию чувства долга и ответственности за порученное дело, воспитания экономного и бережного отношения к различным видам собственности, развитию общественной активности преподавателей и учащихся. Эти методы в значительной мере способствуют поддержке приоритета личности и ее интересов, обеспечению свободы личности каждого педагога и каждого учащегося.

14)Результат деятельности субъектов менеджмента. Результат образовательной деятельности субъектов менеджмента - чрезвычайно важная и сложная составляющая базовых понятий теории, методики и практики педагогического менеджмента. Она включает в себя целый ряд весьма актуальных понятий и определений.
Качество знаний учащихся - прочность, глубина и системность этих знаний и их осознанное применение на практике.
Степень обученности учащегося - уровень последовательных показателей усвоения материала учащимся в процессе обучения.

Различение - самый низший (первый) показатель степени обученности учащегося, характеризующийся тем, что обучаемый отличает данный объект, процесс или явление от их аналогов только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде.

3апоминание - второй показатель степени обученности учащегося, отражающий усвоение определенного количества информации даже без ее понимания, результатом чего может явиться неосознанное воспроизведение.

Понимание - третий показатель степени усвоения теории обучаемым, определяемый наличием у него собственного мнения, собственного суждения относительно какого-либо объекта, процесса или явления. Осознанное воспроизведение усвоенной информации.

Воспроизведение - суммарная характеристика показателей "запоминание" и "понимание". Элементарные умения и навыки - четвертый показатель степени обученности, при котором обучающийся применяет теорию на практике в алгоритмизированных, стандартизированных ситуациях, выполняет практические задания по трафарету, шаблону, образцу (уровень репродуктивных умений и навыков).

Перенос - высший (пятый) показатель степени обученности, при достижении которого обучающийся способен применять полученные теоретические знания на практике творчески, в нестандартных, не алгоритмизированных ситуациях, вырабатывать новые умения и навыки на базе уже сформированных.

В целом успешное достижение целей и задач руководителя педагогического менеджмента предопределяется рядом важных факторов. Их можно разделить на четыре группы:
1) личностный фактор руководителя (степень его подготовленности и профессионализма, его целевые установки, ценностные ориентации и потребности);
2) морально-психологический климат в системе субъективных отношений (степень взаимодействия и степень заинтересованности в обучении);
3) временные характеристики как фактор рационализации и научной организации образовательного процесса;
4) пространственные характеристики как фактор эффективной деятельности взаимодействующих субъектов, в которых протекает деятельность.

15) Основные научные подходы к управлению образованием.

Исторический анализ развития науки управления позволяет выявить три наиболее общих подхода в теории управления - процессный, системный и ситуационный.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого "лучшего" способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

В связи с тем, что школа является педагогической системой и объектом управления, рассмотрим особенности системного подхода в управлении в целом.

В современной теории управления системный подход занимает особое место. Развитие системного подхода связано с ХХ столетием, так как именно в этот период произошел резкий скачок в развитии науки. Во внутришкольном управлении системный подход конкретно применяется при анализе итогов учебного года, воспитательных мероприятий, анализе и самоанализе урока.

Одним из важнейших требований системного подхода к управлению является четкое распределение функциональных обязанностей среди всех членов педагогического коллектива. Главная задача заключается в том, чтобы функциональная структура была максимально проста и обладала способностью к переработке всей необходимой информации.

Школа как управляемая система традиционно состоит из двух подсистем: управляющей (директор, его заместители) и управляемой (учителя, учащиеся, младший обслуживающий персонал).

16) Принципы управления образованием. Принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности. К основным принципам относятся:

Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами
Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров - проявления демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира.

Системность и целостность в управлении
Системный подход в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках, составляющих эту систему в целостности, что и является ее (системы) первым признаком. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.

Рациональное сочетание централизации и децентрализации
История школы и педагогики лишний раз доказала, что чрезмерная централизация неизбежно ведет к усилению администрирования в управлении. Именно сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы.

Единство единоначалия и коллегиальности в управлении
Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения.

Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами
Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знания, но значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности, ее становления в учебной и внеучебной деятельности, характера, способностей и др.

© 2010-2022