Годовой отчет результатов профессиональной деятельности учителя-дефектолога

  Работая в  интегрированной подготовительной группе, я поставила перед собой цель коррекционно-педагогической деятельности: создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционально-волевого и физического развития дошкольников, самореализация личности каждого ребенка с учетом его возможностей и способностей; потребностей родителей, социума.Данная цель определяет передо мной конкретные задачи.Развитие и формирование:Ø  Познавательного интереса и познавательной актив...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Годовой отчет

результатов профессиональной деятельности

за учебный год

учителя-дефектолога

Савельевой Наталии Валерьевны










Работая в интегрированной подготовительной группе, я поставила перед собой цель коррекционно-педагогической деятельности: создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционально-волевого и физического развития дошкольников, самореализация личности каждого ребенка с учетом его возможностей и способностей; потребностей родителей, социума.

Данная цель определяет передо мной конкретные задачи.

Развитие и формирование:

  • Познавательного интереса и познавательной активности;

  • Социальных представлений;

  • Коммуникативного поведения;

  • Словесно регуляции поведения и деятельности;

  • Коммуникативной функции речи;

  • Коррекция речевых нарушений и звукопроизношения;

  • Сенсорно-перцептивной способности (в структуре различных видов деятельности);

  • Способности к замещению, воображению в игре, рисованию и речи;

  • Пространственно-временных, величинных и количественных представлений;

  • Произвольных движений (основных, мимических, изобразительных);

  • Операционально-технической стороны деятельности (культурно-гигиенических, трудовых, графо-моторных навыков, зрительно-двигательной координации);

  • Игровых навыков в процессе сюжетно-ролевых, театрализованных игр, игр с правилами.

Для успешного решения поставленных перед собой задач совместно с другими специалистами (воспитателями, психологом, старшей медицинской сестрой, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре) проводим комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей, после которого определяем пути коррекционного воздействия.

Списочный состав интегрированной подготовительной группы - 23 ребенка, 6 детей с заключением ПМПК. (7 вид), с рекомендациями: работа с логопедом, психологом, дефектологом, с которыми я непосредственно занимаюсь.

Социальный паспорт.

Социальный статус

семьи

полная

неполная

многодетная

малоимущая

опекунская

4

1

2

2

-

Социальный состав

родителей

рабочие

служащие

домохоз.

Предприниматели

Безработные

3

-

2

1

2

Образовательный уровень родителей

высшее

средне-специальное

неполное-среднее

среднее

Средне-техническое

-

3

-

1

1

Материальное положение



высокий

средний

ниже среднего

выше среднего

низкий

1

2

2

-

-


В течение учебного года посещаемость детей была не регулярная. Не регулярная посещаемость детей была связана с частыми пропусками из-за болезни.

В интегрированной группе среди детей сложился дружный коллектив, но не всегда дети слышали взрослого, приходилось повторять несколько раз подряд одно и тоже, особенно это касалась сюжетно-ролевых игр; так как детей надо было постоянно направлять и активизировать. В конце учебного года дети стали самостоятельно, без помощи взрослого организовывать совместную игру.

В своей группе мы с воспитателем регулярно проводим:

  • Упражнения после сна.

  • Хождение по ребристой дорожке.

  • Ходьба по сырому и сухому.

  • Полоскание рта чесночным раствором.

  • Дыхательную гимнастику.

  • Гимнастику для глаз.

  • Релаксационные упражнения под музыку на всех видах занятий.


В течение учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа по разделам программы:


  • Формирование элементарных математических представлений

  • Социальное развитие

  • Игровая деятельность

  • Речевое развитие.


Динамика развития

ФЭМП

Начало года

Конец года

Низкий - 5 детей

Средний - 1 ребенок

Высокий - 0 детей

Ниже среднего - 2 ребенка

Средний - 2 ребенка

Выше среднего - 2 ребенка

Социальное развитие

Начало года

Конец года

Низкий - 4 человека

Средний - 2 человека

Высокий - 0 человек

Низкий - 2 ребенка

Средний - 3 ребенка

Высокий - 1 ребенок






Речевое развитие

Начало года

Конец года

Низкий - 6 детей

Средний - 0

Высокий - 0



Низкий - 2 ребенка

Средний - 3 ребенка

Высокий - 1 ребенок



Игровая деятельность

Начало года

Конец года

Низкий - 3 ребенка

Средний - 4 ребенка

Высокий - 0

Низкий - 0

Средний - 3 ребенка

Высокий - 2 ребенка

Сводная динамика по всем разделам


Начало года

Конец года

Низкий - 5человека (72,7%)

Средний - 1 человек (9%)

Высокий - 0

Ниже среднего - 2 ребенка

Средний - 2 ребенка

Высокий - 2 ребенка


Особое значение в моей коррекционной работе имеют индивидуальные занятия с детьми. Так как на таких занятиях больше возможности закрепить пройденный материал. На индивидуальных занятиях закрепляется не только пройденный материал, но и развиваются познавательные процессы, мелкая моторика рук, речь.

Психический процесс

Игры используемые в работе с детьми

Мышление

Наглядно - образное.

- Игры обобщения: «Назови одним словом» (картинки и слова).

Игры - классификации: «Что лишнее?» (слова и картинки) с объяснениями. Желательно подбирать задания на исключение по нескольким параметрам - форма, цвет, величина; игра «Разложи на две группы» - разложить без пояснений, карточки с изображением. Игры на выделение - дополнение по определенному признаку «Пришей заплатку к коврику»

Логическое.

- игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок. Сначала нужно правильно расположить картинки. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец, поощряется упоминание эмоционального состояния героев, присвоение им имен. Логические игры «Продолжи ряд».

Внимание

- Сравнение композиций (поиск одинаковых рисунков, нахождение различий).

- Нахождение одинаковых по форме деталей.

- Анализ незавершенных конструкций, дополнение подходящими деталями.

- Подбор элементов по цвету, в заданной последовательности.

- Сличение цветов на образцах с цветовой гаммой рисунков.

- Сопоставление геометрических форм, мысленное приложение выбранной фигуры.

- Анализ состава построек и подбор аналогичного комплекта из деталей.

- Мысленное реконструирование образцов, подбор соответствующего комплекта геометрических фигур.

- «Спутанные линии»

- Неоконченные фразы, которые нужно закончить.


Память

- Запоминаем небольшие стихотворения, тексты.

- Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» для детей 5 - 7 лет.

- Игры на запоминание карточек - картинок.

- игры на соотношение слов и пиктограмм (схематических изображений) и припоминание потом по ним слов.

Восприятие

- Игра на поиски формы, похожей на предмет «Что на что похоже?»

- Игры - опознания «Силуэты», «Сколько предметов спряталось на картинке?», «Заштрихованные картинки».

- Игра «Дорисуй картинку» - угадать что нарисовано и дорисовать до целого.

Мелкая моторика

- Игры с формами, танграмы, разрезные картинки, пазлы по возрасту.

- Игры с мелкими предметами, конструктором.

- Дорисовывание узоров (хвостики мышкам, ручки зонтикам), рисование элементов букв.

- Игры с крупами (разложить на две кучки гречку и рис), массаж пальчиков, массаж карандашами, игры с грецкими орехами, пуговицами.

- Пальчиковая гимнастика, шнуровки, лепка.


Так же, в коррекционной работе, в течение года использовала компьютерные методики, издательства Адалин: «Развивающие занятия для детей 6 -7 лет»

При работе с родителями использовала различные методы сотрудничества. Выступала на групповых собраниях в начале года, середине и в конце года, на которых рассказывала об особенностях развития детей в данном возрасте, объясняла какие трудности выявляются в процессе коррекционной работе с детьми, знакомила с результатами диагностического обследования детей. Регулярно проводила индивидуальное консультирование родителей. В группе на стендах вывешивала информацию для родителей по следующим темам:

«Развиваем речь в игре»

«Упражнения для подготовки детей к школе»

«Особенности подготовки детей к школе»

А так же различные упражнения и задания для занятий с ребенком:

- на развитие познавательных процессов;

- на развитие речевого аппарата;

- на развитие графомоторных навыков.

Каждую неделю родителям в специальных тетрадях давались задания для закрепления пройденного материала.

В течение года посещала других специалистов, с целью обмена опытом и расширения профессионального кругозора.

Оказывала помощь педагогам по подготовке детей на ПМПК.

В течение года вела документацию в установленном порядке.

По самообразованию изучала литературу по теме:

«Готовность детей к школе». С данной темой проводила семинар на методическом часе, показывала презентацию.

В течение года активно участвовала во всех конкурсах как внутри дошкольного учреждения, так и на районном уровне. Дети также участвовали в различных конкурсах, где занимали призовые места.(театрализованная деятельность, вокал, танец, спортивные мероприятия).

Участвовала во всех утренниках организованных музыкальным руководителем.






Качественный анализ по разделам программы старшей групп

за 2013-2014 учебный год.


3 ребенка находились на обучении 2 год

3 ребенка - первый год обучения

На начало года:

На низком уровне: 5 детей

На среднем уровне 1 ребёнок

На конец года:

На уровне развития ниже среднего 2 ребенка. Они с помощью берут программу, в силу своих интеллектуальных возможностей.

Средний уровень - 1 ребенок

На уровне выше среднего 3 ребенка

По результатам ПМПК в школу выведены:

с нормой интеллектуального развития - 3 ребенка.

Остальные дети будут продолжать обучаться по школьной программе для детей с ЗПР.

По результатам обследования детей на начало и конец года у детей значительно улучшились показатели уровня познавательного развития. Считаю, что с программой подготовительной группы в основном дети справились.

На первых этапах работы стремилась оказать прямую помощь родителям по возникающим проблемам в обучении детей и вызвать интерес к совместным занятиям с детьми дома и понимание того, что данные занятия дают возможность строить воспитательно-образовательную деятельность более эффективно. Пришлось преодолевать сопротивление и недоверие некоторых родителей, так как они считали, что занятия с детьми должны проводится только лишь в детском саду, без их участия. Чтобы преодолеть данную позицию родителей, мне приходилось организовывать совместные занятия родителей с детьми, и наглядно показывать, что дети с данным диагнозом, требуют к себе большего внимания и неоднократного повторения материала пройденного на занятии. Считаю, что проделанная мною работа, дала положительный результат, так как родители стали более ответственно относится к своим детям и выполнять все задания рекомендованные мною. Помимо консультаций, на которых знакомила родителей с методами и приемами обучения детей, я также давала практические занятия по освоению методов и приемов сохранения и укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика).

Коррекционная работа стала более результативной благодаря тесному взаимодействию с воспитателем и родителями.

В работе с детьми я использовала интересный игровой материал, подбирала необычные методы и приемы, использовала мнемотехнику, ИКТ. Детям было интересно, они легко усваивали материал.

В моей группе есть дети с трудностями в звукопроизношении речи, и поэтому мне приходилось самостоятельно изучать специализированную литературу, консультироваться с логопедом, с целью коррекции данной проблемы у детей.

В своей работе использовала следующую литературу:

  • Вераксы Н.Е. «От рождения до школы» М. 2010г.

  • Шевченко С.Г. «Программа коррекционного воспитания и обучения детей с ЗПР» М. 2001г.

  • Кондратьева С.Ю. «Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками» С-ПБ. 2008г.

  • Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать» С-ПБ. 2002г.

  • Неретина Т.Г. « Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения» М. Баласс, 2004г.

  • Сидорова У.М. «Задания по развитию речи детей» М. 2008г.

  • Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке», методические рекомендации. М. 2011г.

  • Вахрушев А.А. «Здравствуй мир». Окружающий мир для дошкольников. М. 2013г.

  • Метлина Л.С. «Занятия по математике в детском саду». М. 1985г.

  • Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз-ступенька, два-ступенька». Методические рекомендации. М. Ювента. 2013г.

  • Попова Г.П. «Занимательная математика» Волгоград. 2007г.

  • Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в детском саду» М. 1983г.

  • Управителева Л.В. «Подготовка к школе в детском саду» Ярославль 2007г.

  • Курдваневская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» М. 2008г.

  • Крупенчук О.И. «Научите меня правильно говорить». Комплексная программа подготовки ребенка к школе. С-ПБ. 2008г.

  • Материал для занятий из серии «Любимые тетрадки» издательство «Ранок» 2008г.

- Логика.

- Родная природа.

- Послушный карандаш.

- Цвет, форма, величина.

- В мире звуков и слов.

- Ориентировка в пространстве.

а также другая профессиональная литература.



© 2010-2022