Рекомендации по оценке общих и профессиональных компетенций

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации по оценке общих и профессиональных компетенций.

Слюдова Надежда Вячеславовна, заведующий методическим кабинетом ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Город Арзамас


Внедрение ФГОС нового поколения в учреждениях среднего профес-сионального образования стало основой изменения результата профессионального образования. Личностно ориентрированная модель подготовки специалиста, предложенная в стандартах третьего поколения, предполагает перенос акцента с содержания образования (что преподают) на результат (какими компетенциями овладеет студент (то он будет знать и готов делать).

Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Общие компетенции означают совокупность социально - личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне, под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

Оценка общих и профессиональных компетенций осуществляется в ходе дифференцированных зачетов и экзаменов по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям, а также в ходе зачетов по учебной и производственной практикам. Согласно ФГОС СПО необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение студентами компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому их основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.

На первом этапе на основе таблицы «Структура ОПОП» раздела VI. «Требования к структуре основной профессиональной образовательной программе» ФГОС СПО, в которой содержится конкретное указание на коды формируемых компетенций по каждой базисной единице содержания подготовки специалиста среднего звена (учебной дисциплине, профессиональному модулю, учебной и производственной практикам), техникум формирует матрицу компетенций в виде таблицы.

Матрица компетенций представляет собой таблицу, в которой:

- по вертикали располагаются все общие и профессиональные компетенции;

- по горизонтали указываются базисные единицы содержания подготовки специалиста среднего звена или элементы целостной ОПОП: учебные дисциплины, профессиональные модули (в части МДК и учебной и производственной практики (по профилю специальности).

На втором этапе формируется структура каждой конкретной компетенции.

Структура компетенции представляет собой перечень результатов обучения согласно ФГОС в виде определенных умений и знаний, освоение которых позволяет в дальнейшем оценить уровень сформированности компетенций.

Эти умения и знания устанавливаются по каждому элементу ОПОП, который «работает» на формирование компетенции согласно ФГОС и рабочим программам по учебным дисциплинам и профессиональным модулям.

Структура компетенции может быть представлена в таблице:

- по горизонтали расположены те элементы ОПОП, которые задействованы в формировании конкретной компетенции;

- по вертикали: по каждому элементу ОПОП приводятся основные умения и знания, освоение которых обеспечивают формирование компетенции.

На третьем этапе определяется вес (в баллах) каждого элемента ОПОП в формировании конкретной общей и профессиональной компетенции, исходя из объема умений и знаний, освоение которых обеспечивает формирование компетенции. Вес каждой компетенции по всем элементам ОПОП - 100 баллов. Предлагается определить минимальный вес компетенции по одному элементу ОПО - 1 балл. Несколько элементов ОПОП могут иметь один и тот же вес. Вес выражается целым числом.

На четвертом этапе по каждой компетенции для всех элементов ОПОП, которые задействованы в ее формировании, преподаватели, ответственные за этот элемент ОПОП разрабатывают:

- задания для контроля результатов обучения, представленных умениями и знаниями, которые в дальнейшем ложатся в основу формирования контрольно-измерительных материалов;

- задания для лабораторных и практических занятий, учебной и производственной практик, требования к содержанию курсовых работ, выпускных квалификационных работ.

При разработке заданий необходимо иметь в виду, что одно задание может быть разработано как для оценки одного умения и одного знания, так и для оценки нескольких умений и знаний.

На пятом этапе на каждого студента разрабатывается свидетельство об оценках компетенций. В свидетельстве указываются оценки, отражающие уровень освоения компетенций. Уровень освоения общих и профессиональных компетенций оценивается в баллах: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно»).

Литература:

1. Словарь-справочник современного троссйиского профессионального образования/авт.-сост.: В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.А. Новиков/ФИРО. М., 2010. Вып. 1.

1. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. - М.: ИЦ Академия, 2008. - 432с.

2. Никитина И.В. Диагностическая и методическая работа в ОУ. - Волгоград: Учитель, 2007. - 142с.

3. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. - М.: АРКТИ, 2009. - 132с.

4. Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования. - М.: ИЦ Академия, 2008. - 208с.


© 2010-2022