Значение ООПТ в воспитании подрастающего поколения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Значение ООПТ в воспитании подрастающего поколения

Т.Г. Малаханова,

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

Курумканского района

Со второй половины двадцатого столетия и до наших дней, а также в перспективе происходит ухудшение экологической обстановки, что, по мнению многих ученых, может привести к глобальному экологическому кризису. Такое положение во многом связано с деятельностью человека, его неразумным использованием природных ресурсов, что ведет не просто к загрязнению природной среды, но и к экологическим катастрофам. Поэтому необходимо не просто жить, уделяя внимание возможным экологическим проблемам, но также быть носителем высокой экологической культуры, которая рассматривает проблему защиты окружающей среды как одну из высших ценностей. Формирование и развитие экологической культуры должно начинаться с детства и проходить на протяжении всей жизни. Нужна целенаправленная работа, чтобы правила поведения в природе были осознанными, чтобы стали нормой поведения, а основные из правил постепенно перешли в привычку, подобную привычке говорить «спасибо», «здравствуйте». Одной из главных задач культурно-экологического воспитания является задача, решение которой выразится в гармоничном сочетании практического и духовного опыта человека и природы.

Главная цель экологического воспитания и образования подрастающего поколения - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей любить и беречь природу. Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию социальной восприимчивости и отзывчивости детей.

В нашей стране существуют особо охраняемые регионы, получившие этот высокий статус в силу уникальности природных характеристик. Особо охраняемые природные территории обладают, по сравнению с другими территориями страны, наиболее благоприятными условиями для экологической подготовки населения в целом и подрастающего поколения в частности, в том числе, в силу реализации в них специальных федеральных программ, дополнительного финансирования, первоочередности экологических проблем при решении многообразных задач.

Работа с подрастающим поколением направлена на привлечение детей к природоохранной деятельности, расширение их экологического кругозора, развитие соответствующих знаний, умений, навыков, содействие профессиональной ориентации. Для охраняемых территорий характерно высокое биологическое разнообразие, здесь имеется возможность наблюдать ненарушенный ход природных процессов, познавать законы природы, проводить сравнительную оценку природных комплексов и объектов в границах ООПТ. Всё это позволяет не только расширить экологический кругозор, приобрести определенные навыки в проведении научных исследований и решении практических природоохранных задач, но также создаёт условия для воспитания любви и уважения к нашей природе - национальному достоянию России. Общение с прекрасной и здоровой, а не измученной и угнетенной природой - это наилучшая почва для воспитания патриотизма и ответственности за судьбу родного края и Земли в целом.

Основными формами работы со школьниками в заповедниках являются:

• организация и проведение школьных лагерей и экспедиций;

• организация и работа школьных лесничеств;

• создание и организация работы детских экологических и юннатских кружков;

• содействие проведению полевых практик и экспедиций юннатских кружков в заповеднике;

• проведение школьных экскурсий на заповедной территории;

• проведение тематических занятий со школьниками;

• организация конкурсов, олимпиад, викторин, конференций;

• привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях.


© 2010-2022