Рабочая программа по ОРКСЭ (4 класс)

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для учащихся 4 классов по ОРКСЭ. Рабочая программа имеет календарно-тематическое планирование по трем основным модулям: основы светской этики, основы мировых религиозных культур и основы православной культуры. Также в программе четко раскрыты УУД, которые необходимо сформировать на каждом уроке.
Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39 имени Петра Николаевича Самусенко»

муниципального образования города Братска

Утверждаю Рассмотрено

Директор МБОУ «СОШ №39 имени На заседании ШМО

П.Н. Самусенко» Протокол № 1

С.Н. Митрофанова________________ от 29.08.14

Приказ № ________ Руководитель ШМО _________

от ______________







Рабочая программа по ОРКСЭ

для учащихся 4а,б,в,г классов



Образовательная область: обществознание

Разработала: Колосова Ю.В.

учитель истории и обществознания


2014 год

Пояснительная записка.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта НОО (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].-2-е изд., перераб. - М. Просвещение, 2010. - п.5.2.6 - (Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;

  2. Основы исламской культуры;

  3. Основы буддийской культуры;

  4. Основы иудейской культуры;

  5. Основы мировых религиозных культур;

  6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Программа рассчитана на преподавание курса в 4кл. на 1 час в неделю.

Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

УМК:

  • Программа Данилюк А.Я. « Основы религиозных культур и светской этики».- М.: Просвещение,2010

  • Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010,237с.

  • Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010, 245с.

  • Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010,248с.

  • Книга для учителя: рекомендательное пособие для учителей ОРКСЭ общеобразовательных учереждений.-М.: Просвещение,2010,36с.

  • Книга для родителей по правовому обеспечению курса ОРКСЭ.-М.: Просвещение,2010,45с

Планируемые результаты освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Личностные результаты

  • формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • формирование семейных ценностей;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • развитие навыков сотрудничества

Предметные результаты

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

  • формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • умение осуществлять информационный поиск.

В ходе реализации данной программы учащиеся должны:


  • Воспитать в себе порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

  • Сформировать представления о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, понимать их значение в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.


  • Научиться выявлять ценностно-смысловые связи учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.



Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этике для учащихся 4 классов.

Модуль: « Основы светской этики».


№ урока по теме / в году

Тема урока

Количество часов

Дата урока по плану

Дата урока по факту

Требования к уровню подготовки обучающихся

(УУД)

Примечания

Раздел №1 Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Направления исследовательской работы, предусмотренные в процессе изучения раздела: подготовка мини-сочинения о своей Родине, Отечестве в виде обращении я к другим жителям.

1/1

Россия - наша Родина.

1

1нед.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

Раздел №2 Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Направления исследовательской работы, предусмотренные в процессе изучения раздела: нарисовать портреты доброго и плохого человека; написать сочинение о дружбе; составить личную подробную характеристику о себе или о своих близких людях.

2/1

Что такое светская этика?

1

2нед.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию

2/2

Мораль и культура

1

3нед.

Регулятивные :

прогнозирования - предвосхищение

результата и уровня усвоения знаний, его

временных характеристик;

планирования - определение

последовательности промежуточных целей

с учётом конечного результата;

составление плана и последовательности

действий.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками - определение

цели, функций участников, способов

взаимодействия.

2/3

Особенности морали

1

4 нед.

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

2/4

Добро и зло

1

5 нед.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

2/5

Добро и зло

1

6 нед.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

2/6

Добродетели и пороки

1

7 нед.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

2/7

Добродетели и пороки

1

8 нед.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

2/8

Свобода и моральный выбор человека

1

9 нед

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

2/9

Свобода и ответственность

1

10нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

2/10

Моральный долг

1

11нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

2/11

Справедливость

1

12нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

2/12

Альтруизм и эгоизм

1

13 нед

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

2/13

Дружба

1

14нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

2/14

Что значит быть моральным?

1

15нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

2/15

Подготовка творческих работ учащихся

1

16нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

2/16

Творческие работы учащихся.

Итоговое повторение

1

17нед

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию

Раздел №3 Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (9 часов)

Направления исследовательской работы, предусмотренные в процессе изучения раздела: составление герба или родословного дерева своих семей; нарисовать картинку, на которой можно увидеть проявление стыда, вины; изобразить богатыря и рыцаря; написать 10правил поведения человека в различных общественных местах.

3/1

Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества

1

18нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

3/2

Нравственный поступок

1

19нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

3/3

Золотое правило нравственности

1

20нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

3/4

Стыд, вина и извинение

1

21нед

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию

3/5

Честь и достоинство

1

22нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

3/6

Совесть

1

23нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

3/7

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

1

24нед

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

3/8

Джентльмен и леди

1

25нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

3/9

Этикет

1

26нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

Раздел №4 Духовные традиции многонационального народа России (8 часов)

Направления исследовательской работы, предусмотренные в процессе изучения раздела: подготовка и разработка творческих проектов по темам «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина».

4/1

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

27нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

4/2

Подготовка творческих проектов.

1

28нед

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию

4/3

4/4

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

2

28-30нед

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

4/5

4/6

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг».

2

31-32нед

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

4/7

4/8

Презентация творческих проектов

2

33-34нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

































Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этике для учащихся 4 классов.

Модуль: « Основы мировых религиозных культур».

№ урока по теме / в году

Тема урока

Количество часов

Дата урока по плану

Дата урока по факту

Требования к уровню подготовки обучающихся

(УУД)

Примечания

Раздел №1 Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Направления исследовательской работы, предусмотренные в процессе изучения раздела: подготовка мини-сочинения о своей Родине, Отечестве в виде обращении я к другим жителям.

1/1

Россия - наша Родина.

1

1нед.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

Раздел №2 Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Направления исследовательской работы, предусмотренные в процессе изучения раздела: изучение разделов священных книг различных мировых релиий;изображение знаменитых мировых сооружений.

2/1

Культура и религия

1

2нед.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

2/2

Культура и религия

1

3нед.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

2/3

Возникновение религий. Древнейшие верования

1

4 нед.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию

2/4

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

5 нед.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию

2/5

Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака

1

6 нед.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

2/6

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

7 нед.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

2/7

Хранители предания в религиях мира

1

8 нед.

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

2/8

Человек в религиозных традициях мира

1

9 нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

2/9

Священные сооружения

1

10нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

2/10

Священные сооружения

1

11нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

2/11

Искусство в религиозной культуре

1

12нед

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию

2/12

Искусство в религиозной культуре

1

13 нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

2/13

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

1

14нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

2/14

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

1

15нед

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

2/15

Подготовка творческих работ учащихся

1

16нед

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

2/16

Творческие работы учащихся.

Итоговое повторение

1

17нед

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию

Раздел №3 Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (9 часов)

Направления исследовательской работы, предусмотренные в процессе изучения раздела: рассмотреть религиозные ритуалы мировых религий по видео; проведение карновала мировых религиозных праздников.

3/1

Религии России

1

18нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

3/2

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

1

19нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

3/3

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

1

20нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

3/4

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

21нед

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

3/5

Религиозные ритуалы в искусстве

1

22нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

3/6

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

1

23нед

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию

3/7

Праздники в религиях мира

1

24нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

3/8

Семья, семейные ценности

1

25нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

3/9

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

1

26нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

Раздел №4 Духовные традиции многонационального народа России (8 часов)

Направления исследовательской работы, предусмотренные в процессе изучения раздела: подготовка и разработка творческих проектов по темам «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина»( презентации, видеоролики).

4/1

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

1

27нед

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию

4/2

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

1

28нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

4/3

4/4

Подготовка творческих проектов.

2

28-30нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

4/5

4/6

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина».

2

31-32нед

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию

4/7

4/8

Презентация творческих проектов

2

33-34нед

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

























Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этике для учащихся 4 классов.

Модуль: « Основы православной культуры».

№ урока по теме / в году

Тема урока

Количество часов

Дата урока по плану

Дата урока по факту

Требования к уровню подготовки обучающихся

(УУД)

Примечания

Раздел №1 Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Направления исследовательской работы, предусмотренные в процессе изучения раздела: подготовка мини-сочинения о своей Родине, Отечестве в виде обращении я к другим жителям.

1/1

Россия - наша Родина.

1

1нед.

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

Раздел №2 Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Направления исследовательской работы, предусмотренные в процессе изучения раздела: знакомство с православными заповедями, их связь с жизнью и этикетом, составление сравнительной таблицы.

2/1

Культура и религия.

1

2нед.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

2/2

Священное Писание.

1

3нед.

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

2/3

Священное Писание и Священное Предание.

1

4 нед.

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

2/4

Во что верят православные христиане.

1

5 нед.

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

2/5

Что говорит о Боге и мире православная культура.

1

6 нед.

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

2/6

Что говорит о человеке православная культура.

1

7 нед.

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

2/7

Христианское учение о спасении.

1

8 нед.

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

2/8

Добро и зло в православной традиции.

1

9 нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

2/9

Христианская этика. Заповеди блаженства.

1

10нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

2/10

Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

1

11нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

2/11

Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду.

1

12нед

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

2/12

Христианская этика. Долг и ответственность.

Милосердие и сострадание.

1

13 нед

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

2/13

Спаситель. Жертвенная любовь.

1

14нед

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, умение работать с дополнительными источниками.

Регулятивные: принимать и выполнять учебную задачу.

Комуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2/14

Спаситель. Победа над смертью.

1

15нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

2/15

Подготовка творческих работ учащихся

1

16нед

Регулятивные: умение контролировать учебную деятельность.

Познавательные: умение обобщать изученное.

2/16

Творческие работы учащихся.

Итоговое повторение

1

17нед

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

Раздел №3 Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (9 часов)

Направления исследовательской работы, предусмотренные в процессе изучения раздела: экскурсия в православный храм, изучение канонов построения храмов, написания икон.

3/1

Православие в России.

1

18нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

3/2

Православный храм.

1

19нед

Личностные: формирование понятий монастырь, монах, формирование нравственных ценностей.

Регулятивные - оценивание правильности выполнения заданий, высказываний собеседника, постановка учебной задачи.

Познавательные - ориентирование в учебнике, понимание информации, работа с ключевыми словами, выделение необходимой информации из текста или иллюстраций, выбор заданий из нескольких предложенных (дом.задание).

Коммуникативные - отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного, участвовать в коллективном обсуждении учебной программы, выражать свои мысли, слушать собеседника.

3/4

Православный храм и другие святыни.

1

20нед

Личностные: формирование понятий монастырь, монах, формирование нравственных ценностей.

Регулятивные - оценивание правильности выполнения заданий, высказываний собеседника, постановка учебной задачи.

Познавательные - ориентирование в учебнике, понимание информации, работа с ключевыми словами, выделение необходимой информации из текста или иллюстраций, выбор заданий из нескольких предложенных (дом.задание).

Коммуникативные - отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного, участвовать в коллективном обсуждении учебной программы, выражать свои мысли, слушать собеседника.

3/5

Православные Таинства. Символический язык православной культуры.

1

21нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

3/6

Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).

1

22нед

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

3/7

Православный календарь, его символическое значение.

1

23нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

3/8

Православный календарь. Почитание святых.

1

24нед

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

3/9

Православный календарь. Праздники.

1

25нед

Регулятивные: оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.


Христианская семья и ее ценности.

1

26нед

Личностные: формирование понятий семья, брак, формирование нравственных ценностей.

Регулятивные - оценивание правильности выполнения заданий, высказываний собеседника, постановка учебной задачи.

Познавательные - ориентирование в учебнике, понимание информации, работа с ключевыми словами, выделение необходимой информации из текста или иллюстраций.

Коммуникативные - отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного, участвовать в коллективном обсуждении учебной программы, выражать свои мысли, слушать собеседника.

Раздел №4 Духовные традиции многонационального народа России (8 часов)

Направления исследовательской работы, предусмотренные в процессе изучения раздела: подготовка и разработка проекта по темам «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», « Православие в моей жизни» (презентации, видеоклипы)

4/1

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

1

27нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

4/2

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

1

28нед

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения

4/3

4/4

Подготовка творческих проектов.

2

28-30нед

Регулятивные: умение контролировать учебную деятельность.

Познавательные: умение обобщать изученное.

4/5

4/6

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина».

2

31-32нед

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

4/7

4/8

Презентация творческих проектов

2

33-34нед

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По-возможности также можно проводить совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блоки 2и 3 имеют отличия в содержании материала в зависимости от выбранного ими модуля и посвящены раскрытию вопросов религиозных культур и этики, которую необходимо соблюдать при исполнении обрядов.

Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Учитывая тот факт, что данный курс не является общеобразовательным предметом и не предусматривает выставление обязательных отметок по данному предмету, то основными формами контроля и отслеживания знаний учащихся являются творческие работы, разработка презентаций.

Список литературы для учителя:

Основная литература:

1. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5кл., Просвещение, 2010, 237с.
2. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010,248с.
3. Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010,235с.
4. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010.
5. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 кл., Просвещение, 2010.
6. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 кл., Просвещение, 2010.

Дополнительная литература:

1.Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4кл., ВЕНТАНА-ГРАФ, 2010.
2. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлѐва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 кл., Баласс, 2010.
3. Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. /Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 кл., Русское слово, 2010.
4. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 кл., Русское слово, 2010

Список литературы для учащихся:

  1. Таинство Веры. Митр. Иларион (Алфеев)

  2. Что есть духовная жизнь. Свт. Феофан Затворник

  3. Как мы веруем. Архиепископ Павел (Олмари-Гусев)

  4. Святая Святым (о Причастии и Исповеди). Прот. Александр Шмеман

  5. Традиции христиаской нравственности. Прот. Андрей Устюжанин

  6. Азы Православия. Изд. Сатис

  7. Толкования святых отцов на мессианские места БИБЛИИ

  8. Пособие для изучения книг Св.Писания (прообразования НЗ в ВЗ)

  9. Беседы на Шестоднев. Свт. Василий Великий

  10. О небесной иерархии. Св. Дионисий Ареопагит

  11. О первородном грехе. Преп. Иустин (Попович)

  12. Таинство Веры. Митр. Иларион (Алфеев)

32

© 2010-2022