Семинар Творчество классного руководителя

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педсовет- семинар

Тема: «Творчество классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов»
Подготовил: классный руководитель Щигарцов В.М.


В воспитании молодого поколения велика роль общеобразовательной школы. Она вооружает детей знаниями о природе, обществе и человеке, обеспечивает умственное развитие личности. В школе закладываются основы мировоззрения и формируются морально - этические качества. Школа призвана решать задачи трудового, физического и нравственного воспитания. Все они подчинены одной цели - всестороннему развитию личности.

Эта цель осуществляется прежде всего в процессе школьного обучения, усвоения учащимися основ наук. Вместе с тем серьезное влияние на школьников оказывает разнообразная внеклассная воспитательная работа, проводимая во внеурочное время классным руководителем.
Поистине неограниченные воспитательные возможности заложены в этой работе, в сотрудничестве учителей и школьников внутри класса. Важнейшей предпосылкой успеха такого сотрудничества является вера ученика в своего учителя, искреннее желание следовать его советам, даже подражать ему.
Классный руководитель как никто другой призван направлять формирование и развитие характера каждого из своих питомцев, постоянно искать и пестовать ростки будущей личности. Он должен увидеть в любом из своих подопечных то неповторимое сочетание интеллектуальных и душевных качеств личности, которое отличает данного человека от других и делает его интересным и нужным классу, семье, школе, обществу. Классному руководителю в глазах ребят необходимо не только быть правдивым, искренним и честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, быть борцом против негативных явлений окружающей жизни. Без этого его воспитанники останутся людьми равнодушными, не способными видеть и разоблачать недостатки, не умеющими бороться с ними. Нельзя оберегать ребят от реальных трудностей - надо учить преодолевать их, нельзя скрывать противоречий общества - надо учить видеть их, отыскивать причины их возникновения и находить путь к их разрешению.
Порой ученики обращаются к классному руководителю с вопросами сложными и неприятными, связанными с парадоксами нашей действительности. Классный руководитель должен, во первых, не уходить от ответа и, во - вторых, искать его вместе. Ему очень важно чутко улавливать настроения в среде школьников, не стремиться сразу осудить все или, наоборот, захвалить нечто новое, а глубоко разобраться в происходящем и скорректировать свою деятельность.
Отношения классного руководителя с подростками складываются не столько в беседах, сколько в деле. Легко с теми детьми, которые по натуре своей деятельны: работа видна. Сделали дело - молодцы! Труднее с теми, кто «показать» себя не умеет. Дело классного руководителя заметить таких, публично похвалить, подчеркнуть ответственность, нужность и важность их работы.
В целом же в создании атмосферы дружбы и уважения в классном коллективе определяющую роль играет, конечно, сам учитель. Фальши, лжи нам дети не простят - раскусят сразу.
Перечислю самые интересные классные дела и традиции.

Классные часы: «Здоровое питание - залог долголетия», «Покормите птиц зимой», «Урок толерантности», «Я гражданин России», «Биологическое ассорти»,
Праздник «Песнь школьному звонку»( к 1 сентября)
Праздник «День рождения класса»

Посещения краеведческого музея, выход в городскую библиотеку , на каток, участие в спортивных школьных мероприятиях, участие в интеллектуальном турнире «Весёлых спортсменов», математических КВН-ах и т.д.
И это далеко не полный перечень коллективных творческих дел в классе.
Итак, что же позволяет говорить о творческом характере учительского труда? Ответственная задача учителя - готовить человека к решению задач, которые ещё только будут поставлены жизнью. Он должен предвидеть потребности быстро развивающегося и изменяющегося общества. Предвосхищать будущие требования, готовить школьника к жизни - всё это требует творчества педагога.

Творчество - это необходимое условие становление самого педагога, его самопознания. Сущность педагогического творчества заключается в сочетании умения при реализации проекта действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях.

Предлагаю практические советы классному руководителю:

  1. Никогда не унижайте, не оскорбляйте детей - своё негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре.

  2. Старайтесь как можно больше времени проводить с классом: бывайте с ребятами на разных уроках, на экскурсиях, в музеях, ходите с ними в походы, просто разговаривайте.

  3. Стремитесь понять расстановку сил в вашем классе, определите микрогруппы класса, выясните, кто является лидером.

  4. Старайтесь отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребёнка, отмечайте успехи и положительные сдвиги в учёбе, организованности, в каком -либо деле.

  5. Не берите на себя больше, чем вы в состоянии сделать

  6. Работайте в тесном сотрудничестве с родителями учащихся.

  7. Поощряйте детскую самостоятельность с умом, учите их этой самостоятельности.

  8. Будьте гибкими в отношениях с ребятами, умейте определять, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться. Не повышайте голос никогда. Старайтесь все замечания делать с юмором.

  9. Стремитесь быть справедливым во всём и ко всем, никогда не доводите ситуацию до конфликта.

Что же сдерживает педагогическое творчество?

- низкая мотивация педагогов, связанная с недостаточной теоретической готовностью и материальными проблемами;

- перегруженность педагогов, ограничивающая возможности творчества;

- обособленность семьи от жизни школы;

- политическая и социальная нестабильность, вызывающие высокую тревожность и приверженность к однажды выбранным формам и приемам педагогической деятельности;
- недостаточная ресурсная база, ограничивающая инициативу и поиск.
В чем же заключается сотворчество взрослых и учащихся? Причем созданию эмоционально-психологического настроя способствует выполнение следующих правил: во-первых, отношения в коллективе должны строиться как совместная творческая деятельность, но при этом развиваются и демократические диалоговые, вариативные методы общения, во-вторых, должна быть реализована идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, которая формирует мотивационную сферу, развивает стремление к самостоятельным действиям и критическому оцениванию своих возможностей, наконец, в ходе реализации сотворчества необходимо стремиться к абсолютному признанию достоинства каждой личности, ее права на выбор.

Какие же правила надо знать, чтобы сделать сотворчество взрослых и учащихся успешным?

- главное включать всех в выполнение какого-то дела, тогда интересно всем, а интерес является катализатором творчества;

- очень важна форма проводимых мероприятий: отход от штампов, надоевшей «говорильни» яркая эвритическая информация - вот главное правило

- открытость учителя, способность признать собственные промахи и поделиться своими переживаниями, способность понять и поддержать ученика, отсутствие категоричности в суждениях и оценках - гарантия успеха.


Очень необходима для учеников (воспитанников) - поддержка учителя, так как на трудном пути творческого поиска множество «подводных камней», нередки разочарования и, как следствие, - потеря интереса к предмету творчества и даже к учению вообще.



© 2010-2022