• Преподавателю
  • Другое
  • Развитие и оценка двигательно-координационных способностей детей в хореографическом коллективе

Развитие и оценка двигательно-координационных способностей детей в хореографическом коллективе

Раздел Другое
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска

«Центр детского творчества№6»



Методические рекомендации

«Развитие и оценка двигательно-координационных способностей детей в хореографическом коллективе»



Автор: Каменкина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования высшая квалификационная категория

Ульяновск2016

Систематическое занятие хореографией - это прежде всего педа гогическиий процесс который играет огромную роль в воспитании личности ребёнка. Соприкасаясь с танцевальным искусством в доступной форме учащиеся приобщаются к миру прекрасного. Обучение танцам расширяют их общий кругозор. Через танец развивается восприимчивость к музыке. Танец приобщает к нормам культурного общения, воспитывает доброжелательность, чувство взаимопомощи, взаимопонимания.

Танец имеет большое воспитательное значение. Осваивая его учащиеся не только разучивают движения, но и создают художественный образ. Танец оказывает большое эмоциональное воздействие, поэтому его нужно использовать, как средство художественного, эстетического и нравственного воспитания у учащихся. Плавные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку или озорные весёлые пляски доставляют эстетическое наслаждение каждому ребёнку и являются одним из любимых видов деятельности. Определённые хореографические упражнения прививают учащимся культуру движений: правильную постановку рук, ног, туловища, умения сочетать движения в различных плоскостях, с различной амплитудой, определять точность положения частей тела, координационную целесообразность движений. Танцующий ребёнок испытывает неповторимые ощущения от свободы и лёгкости движений, от умения владеть своим телом: его радуют точность и красота
с которыми он выполняет хореографические упражнения. Занятия хореографией полезно для физического развития ребёнка. Улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Развивается умение ориентироваться в пространстве. Правильно подобранные хореографические упражнения оказывают благоприятное влияние на сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы ребёнка, позволяют поддерживать гибкость позвоночника, развивают силу и выносливость, а также способствуют формированию красивой и лёгкой походки, плавности, грациозности и изящества движений. Воспитывают внимание у ребят.

Музыка правильно подобранная к хореографическим движениям имеет огромный потенциал и воздействует на учащихся через все органы чувств, и особенно через нервную систему. Она помогает закреплять мышечное чувство, а слуховым анализатором запоминать движения. Постепенно дети начинают легче и грациознее двигаться, движения становятся раскованными, приобретают свободу и выразительность. Всё это требует немало усилий и работоспособности, как у педагога, так и у учащихся.

Для того, чтобы научиться хорошо двигаться и красиво танцевать нужно овладеть инструментом-своим телом. На первом году обучения при приёме ребят в хореографический коллектив педагогу необходимо проверить физические данные ребёнка. А именно ; рост и пропорции тела, выворотность и состояние стоп, «балетный шаг», гибкость тела, прыжок т.е. физические задатки, узко направленные на конкретную деятельность.

Рост.

Большое значение для танца особенно классического, имеет рост. Рост и развитие детей идут непрерывно, но темпы роста и развития не совпадают. Известно, что в некоторые возрастные периоды преобладает рост, а в другие развитие. Периоды ускорения роста соответствуют определённым в жизни ребёнка годам. Волнообразность темпов роста и развития определяет необходимость выделения нескольких возрастных периодов. Возрастные периоды ускорения роста принято также называть периодами вытягивания. С 3 до 7 лет, с 11 до 12 лет до 15 лет. Приблизительно до 10 лет мальчики и девочки растут одинаково. Однако с15 лет мальчики растут быстрее.

Костная система в младшем школьном возрасте ещё окончательно не сформирована. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки. Позвоночник гибок и податлив, при длительном неправильном положении тела возможно его искривление. Поэтому педагогу на занятиях необходимо следить за правильной походкой и осанкой. В эти годы дети обладают уже достаточным уровнем эмоционального развития. Для этого возраста характерны богатство воображения, эмоциональность и непосредственность реакций. Однако из-за относительно слабой устойчивости внимания дети на занятиях быстро теряют ритм и темп.

Дети в этом возрасте обладают в основном наглядно-образным характером запоминания, поэтому личный показ движений педагогом наиболее эффективен. Характер ещё только складывается, но дети

уже обладают некоторой настойчивостью, способны ставить перед собой определённые цели.

Осанка.

Для занятий хореографией немаловажную роль играет осанка. Основа осанки позвоночник. В правильной осанке ось тела проходит через общий центр тяжести, что обеспечивает устойчивое равновесие. Серьёзным недостатком осанки считается плоскостопие, при котором противопоказаны занятия классическим танцем. Однако незначительные формы плоскостопия в процессе роста ребёнка и постоянных целенаправленных упражнений могут быть исправлены.

Выворотность ног.

Выворотность ног - это способность развернуть ноги( бёдра, голени, стопы) в положении en dehors (наружу),когда при правильно поставленном корпусе бёдра, голени и стопы повёрнуты своей внутренней стороной наружу. Для определения выворотности ног ребёнка подводят и устанавливают его в первую позицию, придерживая туловище в вертикальном положении, затем просят его исполнить grand plie. Взяв ребёнка за бёдра чуть выше колен и помогая ребёнку раскрыться, педагог видит легко или с трудом он это делает. При недостаточной выворотности ног колени при приседании широко не раскрываются, а уходят вперёд и никакими усилиями их раскрыть нельзя.

Дополнительную проверку выворотности проводят выполнением упражнения «лягушка», которое исполняется лёжа на спине подтягиванием стоп к ягодицам с последующим раскрытием бёдер в стороны. Если колени свободно прилегают к полу значит выворотность есть. Выворотность ног можно проверить и у станка. Ребёнок встаёт боком к станку в 1 позицию держась одной рукой за станок. Педагог поднимает ему ногу в сторону и осторожно отводит её назад, при этом необходимо следить за тем, чтобы нога сохраняла выворотное положение. Если у ребёнка вывортность недостаточная, пятка и нога при отводе их назад не сохраняют выворотности всей ноги. Выворотное положение ног при исполнении хореографических композиций даёт возможность совершенствовать движения, помогает вырабатывать такое качество, как артистизм.

.

Стопа.

Подъём ноги определяется при выворотном положении ног и проверяется поочерёдно: сначала одна нога затем другая. Из 1 позиции нога выдвигается в сторону в положении 2 позиции, колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук педагог проверяет эластичность и гибкость стопы. Стопа -является опорой для человека, она способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. А в хореографии играет немалую и эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъёмом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца.

Подъём стопы это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъёма зависит от строения стопы и эластичности связок. В хореографии различают 3 вида подъёма стопы: высокую, среднюю и маленькую.

Балетный шаг.

Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в 3 направлениях (в сторону, вперёд, и назад. Сначала определяется одна нога, затем другая. Для проверки шага ребёнок становится боком к станку, держась за него одной рукой, или выводится на середину зала. Из 1 позиции работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъёмом, поднимают до такой высоты, до какой позволяет это делать бедро ребёнка. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проверяется активный шаг (способность поднять ногу самому).

Критериями в данном случае служит высота, на которую учащийся может поднять ногу. Необходимо педагогу обратить внимание на сколько легко поднимается нога.

Шаг также создаёт в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда шага в стороны и вперёд зависит от степени выворотности ног. Амплитуда шага назад зависит от силы и эластичности бедра. Амплитуда шага способствует высоте прыжка.

Гибкость тела.

Это одно из самых значимых требований для тех, кто собирается заниматься хореографией. Гибкость-пластичность, придаёт танцу выразительность, способствуя тем самым к созданию сценического образа. Гибкость тела определяется величиной прогиба назад и вперёд. Для этого ребёнка ставят так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Затем ребёнок прогибается назад до возможного предела, при этом педагог обязательно его страхует, придерживая за руки.

Гибкость тела зависит от ряда слагаемых (подвижности суставов, гибкости позвоночника, состояния мышц).

Проверка гибкости вперёд производится также с наклоном корпуса вниз при вытянутых ногах, как стоя, так и в положении сидя на полу. Ребёнок должен наклонить медленно корпус вперёд (сильно вытянув позвоночник), стараясь достать корпусом (животом, грудью) и головой ноги и одновременно обхватывать руками щиколотки ног. При хорошей гибкости корпус обычно свободно наклоняется вперёд.





Прыжок.

Прыжок придаёт танцу необходимые для него качества: лёгкость, воздушность - поэтому является важной его составной частью. Высота прыжка проверяется у учащихся при свободном исходном положении ног с предварительным коротким приседанием. Прыжки выполняются несколько раз подряд. Педагог должен обратить внимание на силу толчка от пола. И мягкость приземления. В момент прыжка следует оттянуть пальцы ног вниз.

Для прыжка, важно качество, обозначаемое в хореографии словом Ballon умение высоко и эластично прыгнуть вверх и сохранить во время прыжка рисунок позы.

Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела.

При прыжке работающие мышцы в течение короткого времени сокращаются до максимума , при этом действуют две силы: сила отталкивания от опоры и сила тяжести. Поэтому высота прыжка находится в прямой зависимости от них.

Немаловажную роль на занятиях хореографией играют не только физические данные ребенка, но и спортивные. К ним мы отнесём: силу, ловкость, выносливость, быстроту.

  1. Сила - ритмическая и партерная гимнастика даёт возможность развить данное качество. На занятиях хореографии необходимо чередовать напряжение мышц в движении.

  2. Выносливость - характеризуется предельным временем работы. Вырабатывается выносливость в систематических занятиях хореографией с постепенным увеличением нагрузки.

  3. Быстрота - определяется минимальным временем выполнения движений.

  4. Ловкость - основа ловкости это подвижность двигательного навыка, развитие мышечного чувства, пластичности.

Большую роль в развитии двигательно -координационных способностей играет работа мышц.

Для обучения сознательному управлению своими мышцами на занятиях хореографией педагог может применить следующие упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому и народному экзерсису у станка, требующему высокого напряжения. Правильно подобранный педагогом упражнения способствуют исправлению у ребят некоторых физических недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивают гибкость и эластичность тела, стоп, суставов, мышц и связок. Данные упражнения позволяют оценить силу мышц, а в дальнейшем и нарастить их. Выполняя их следует выполнять методические следующие рекомендации:

а) Заниматься регулярно;

б) Педагог должен правильным следить за правильным исходным положением у ребят;

в) Выполнять движения с точной заданной амплитудой; г) Повторять движения до отказа. Перед началом занятия хорошо разогреться, сила мышц увеличивается на последних упражнениях; д ) Гармонично развивать все группы мышц; е) Дышать равномерно не задерживая вдох и делая акцент на выдох; ж)Чередовать упражнения на силу с упражнениями на растягивание; з) упражнения на гибкость выполнять плавно без рывков, в медленном темпе.

Упражнения, позволяющие оценить подвижность шейного отдела позвоночника.

  1. Наклон головы вперёд. Подбородок должен коснуться груди. 2)Наклон головы назад. Взгляд должен быть направлен точно вверх. 3) Наклон головы в сторону. Верхний край одного уха, должен находиться на одной вертикальной прямой с нижнем краем другого.

Упражнения, позволяющие оценить эластичность мышц плечевого пояса и подвижность плечевых суставов.

1)Поднять согнутые в локтях руки, и скрестить их за головой так, чтобы пальцы были направлены к лопаткам. 2) Встать спиной к стене на расстоянии длины стопы, руки в стороны ладонями вперед. Коснуться пальцами стены, не отклоняя туловища от вертикали. 3) Согнуть одну руку локтём вверх, а другую локтём вверх, предплечья за головой и за спиной. Коснуться пальцами одной руки пальцев другой.

Упражнения позволяющие оценить подвижность локтевого сустава и эластичность мышц плеча и предплечья.

1)Встать перед зеркалом в хореографическом классе и вытянуть руки в стороны. В норме предплечье должно составлять с плечом прямую линию .2) Согнуть руки в локтевом суставе и производить вращение.

Упражнения, позволяющие оценить подвижность и эластичность мышц кисти и предплечья.

1)Вытянуть руки вперёд и опустить кисти вниз - ладони прямые. Тыльная поверхность ладони должна быть перпендикулярна предплечью. 2) Держась одной рукой за станок производить вращательные движения другой рукой.

Упражнения, позволяющие оценить подвижность голеностопного сустава. Эластичность мышц голени и стопы.

1)Стоя, лицом у станка, присесть, не отрывая носок и пяток от пола. При нормальной подвижности сустава угол между поверхностью опоры и голенью составляет 45. 2)Из положения стоя на коленях сесть на пятки. В норме тыльная поверхность стопы и сустава касаются пола.

Упражнения для определения гибкости позвоночника. 1) Встать прямо, ноги вместе и наклониться, как можно ниже вперёд, опустив руки вниз. Кончики пальцев должны коснуться пола. 2)Лёжа на животе с закреплёнными стопами, прогнуться, отрывая грудь от пола. 3) Встать спиной к стене расстояние 30 см. друг от друга. Наклониться, как можно ниже в сторону, касаясь спиной стены. Тоже повторить в другую сторону.

Упражнения, для подвижности эластичности мышц бёдер. Данные упражнения дают возможность выполнения таких ритмических упражнений, как всевозможные шаги, бег, прыжки т.д. 1)Сидя на полу максимально согнуть ноги коленями вверх. В норме икроножная мышца соприкасается с задней поверхностью бедра. 2)Встать боком к зеркалу, ноги выпрямить. 3)Сидя на жёсткой поверхности, максимально выпрямить ноги, прижимая их к полу под коленями. Если при этом пятки значительно отрываются от пола, это свидетельствует о перегибе колена. Если не удалось до конца выпрямить ноги и между коленями и полом имеется свободное пространство, то это говорит о недостаточности подвижности коленного сустава.

И так если говорить о двигательно-координационных способностях, то можно назвать все средства хореографии, развивающие эти способности. Двигательная координация- согласование движений в пространстве и времени развивается благодаря использованию рисунков танца: мышечная координация - благодаря разнообразию движений, требуемых точного исполнения. Чувство ритма, равновесие, осанка развивается благодаря изучению простейших элементов в композициях до сложных комбинаций, которые имеют свою логику построения и способствуют развитию хореографического мышления, выработке умения согласовывать свои движения с музыкой, умение сохранять равновесие при любых движения. Когда говорят об общем положительном настрое на занятиях по хореографии имеют ввиду такую особенность, как способность согласовывать движения своего тела с музыкой осваивая те или иные задачи, которые ставит перед учащимися педагог.

Список литературы.

-Бахто С. Г. «Ритмика и танец»: программа для отделений общеэстетического образования и хореографических отделений школ искусств.:-М. 1980г. -Бурмистрова И., СилантьеаК. «Школа танцев для юных»:М.ЭКСМО 2003г . -Лифец И.В. «Ритмика» учебное пособие ,Академия 2010г .-ПуртоваТ.В., «Учите детей танцевать» учебное пособие Изд. Центр 2008г .-Руднев С. «Музыка идвижения в хореографии» Гуманитарная академия 2010г. -Хиттлем Р. «Путь к физическому совершенству» 2011г. -Сайкина Е.Г. «Фитнес-данс» изд. «Детство-пресс»



© 2010-2022