• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Литературно-музыкальная гостиная как форма внеклассной деятельности, направленная на развитие читательской активности

Статья Литературно-музыкальная гостиная как форма внеклассной деятельности, направленная на развитие читательской активности

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературно-музыкальная гостиная как форма внеклассной деятельности, направленная на развитие читательской активности

Анциферова Ирина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ Лицей ИГУ г. Иркутска

Ни для кого не секрет, что в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской активности населения. А ведь ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет, бурного развития таких благ цивилизации, как радио, телевидение, компьютеры, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменилось. Хотя сегодня приобщенность личности к чтению высоко оценивается мировым сообществом: 2003-2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Помогло это повысить читательскую активность или нет, не столь важно, важно, что мир, образовательное сообщество пытается изменить сложившуюся ситуацию.

Конечно, никто не умаляет значение книги в жизни. Книга играет огромную роль в развитии современного человека. Она помогает формировать взгляд на мир, учит отличать добро от зла, правду от лжи, ценить дружбу, расширять границы своего мира, помогает развивать чувство прекрасного, и каждый раз отвечать все на новые вопросы. Если человек утратит способность мыслить, сопереживать, творить, фантазировать, совершенствоваться, то он перестанет быть человеком.

Читая книги, мы погружаемся в мир литературы, она расширяет наш словарный запас, обогащает чувства, знакомит с неизвестными культурами и народами, наконец, скрашивает одиночество, помогает побороть печаль или депрессию. Цель книги - приносить пользу, учить доброму и светлому, помогать постичь настоящее искусство и способствовать формированию безупречного вкуса. Какими же методами, приемами можно способствовать возрождению утраченного интереса к чтению? Как построить работу учителя, чтобы в душе ребенка зажегся огонек пытливости, любознательности к художественному произведению, чтобы желание обратиться к книге сопутствовало ему всю жизнь?

Ситуация, сложившаяся в современной школе, наблюдения за современным состоянием читательской активности детей позволяют сделать вывод о том, что читательскую деятельность учащихся нужно и можно активизировать в педагогическом процессе при помощи системы работы на уроках литературы над художественными произведениями и внеклассной деятельности по предмету, при органичном сочетании урочных и внеклассных занятий.

В наше время меняется сам характер урока литературы. В лучших своих образцах - это урок партнерства, сотрудничества учителя и учащихся, увлекательные диалоги их участников о себе, человеке, мире, диалоги о культуре и диалоги культур, в ходе которых формируется личность, ее система ценностей. Литература, как, может быть, никакой другой школьный предмет, позволяет детям быть душевно и интеллектуально активными, формирует способность выразить свою позицию, свой взгляд на то или иное явление, свое понимание доброго и дурного, высокого и ничтожного, прекрасного и безобразного.

В учебной деятельности наших учителей русского языка и литературы преобладают уроки, построенные по диалогическому типу, при котором преподаватель и учащиеся проявляют интеллектуальную активность и инициативу, заинтересованы в суждениях друг друга. Мы стремимся к тому, чтобы это диалогическое общение «сознаний» учителя и ученика происходило почти на каждом уроке, чтобы на каждом уроке устанавливалась атмосфера общения, предполагающая соревнование умов, ставящего в равные отношения учителя и ученика, которые вместе ищут ответ на вопрос, решают проблему, совершают открытие.

Примечательно, что сами дети испытывают острую потребность в творческой мыслительной деятельности на уроке как потребность в самореализации. Но реализовать себя в полной мере едва ли по силам на уроке. Необходимо сочетание разных форм деятельности, творчества и, что особенно важно, - сотворчества.

Как же при жесточайшем дефиците часов на изучение русской литературы сохранить нравственно-эстетический потенциал этого предмета, влияющего на становление личности и позволяющего в век рационализма пробуждать в ученике интерес к чтению, к настоящей книге, к писателю? Такие возможности мы видим не только в уроке, но и в умело организованной внеклассной работе, если в ней активное участие принимают учащиеся, которые получают от учителя интересные и посильные задания.

Большое значение в воспитании литературного вкуса, в формировании мотивации подросткового чтения играют комплексные внеклассные мероприятия, предполагающие эстетическое воспитание путем использования синтеза искусств. Для внеклассных мероприятий характерны свои, особые формы работы, которые должны способствовать возникновению задушевной беседы, выбору увлекательных, тематических занятий, возможности высказать свое мнение, формы, которые требуют активной, творческой деятельности учащихся, большего развития их склонностей и способностей в области литературы. Развитию интереса к самообразовательному чтению способствует организация творческой формы деятельности: она нестандартна, нетрадиционна, многомерна. Основополагающая задача ее - развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Такие формы деятельности, как литературная гостиная, превосходят качественный потенциал обычных уроков, уроков по внеклассному чтению, уроков-игр, семинаров.

Литературно-музыкальная гостиная развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Основываясь на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных (а иногда и видео) фрагментов, объединенных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на учащихся, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство.

Вместе с тем, это достаточно сложная форма работы как для подготовки учителя, так и для восприятия школьников. На наш взгляд, наиболее целесообразно проводить ее с учащимися старших классов. При подготовке литературно-музыкальной гостиной желательно воздерживаться от перегруженности. Поэтому наряду с литературно-музыкальными композициями можно проводить и литературно-художественные, где поэтические фрагменты сочетаются с видеоматериалом, а музыкальное сопровождение может быть фрагментарным или включаться тихим фоном, хотя практика показывает, что для наших лицеистов музыкальные номера не проблема.

Литературные гостиные, сочетающие эстетическую, информативную и воспитательную функцию литературы, отличаются от обычных уроков особой обстановкой домашней теплоты, доверительности, свободы общения, гармонией формы и содержания. Применение такой нетрадиционной формы обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.

Что же такое литературно - музыкальная гостиная? «Литературно - музыкальная гостиная - это гибкая форма организованного общения, импонирующая подросткам с их претензиями на взрослость». Привлекательность её состоит в том, что она достаточна мобильна. Её можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя различные формы и атрибуты. Она может быть тематической, мемориальной или жанровой.

Сегодня многие могут возразить, что этот вид массовой работы является менее действенным, потому что он предполагает пассивное восприятие, так как трудно вовлечь в активное действие всех присутствующих. Но нашем лицее в таких мероприятиях принимает участие большое количество учащихся. Каждый может найти себе роль, возможность для творческого самовыражения. Для участников и гостей такие встречи с литературой становятся «трудом и творчеством», приобщением к культурно-нравственным ценностям русского народа, идеалам добра и красоты. Это сложная и деликатная работа, которую целесообразно проводить учителю литературы совместно с педагогами дополнительного образования и учителями предметов художественно-эстетического цикла.

Перед проведением вечера или встречи необходимо тщательно подготовить программу, исходя из целей и возможностей учащихся. Чтобы организовать такой вечер, необходимо провести большую подготовительную работу. Активная деятельность лицеистов может проявляться на различных этапах работы. Перед каждым из участников гостиной открывается возможность проявить свои творческие способности: один подает идею, другой подбирает музыкальное сопровождение, третий блестяще читает текст. Сценарии готовятся втайне от будущих зрителей, чтобы представление оказалось для них сюрпризом. Например, когда сценарий гостиной составляется самими лицеистами, это дает возможность их наиболее полного и многогранного литературного и эстетического развития. Кроме того, желательно стремиться к тому, чтобы чтецами и исполнителями было как можно большее количество учащихся. Наконец, эта форма работы не допускает большого количества зрителей, она требует камерной обстановки. А атмосфера тепла, заинтересованности, внимания часто невольно превращает гостей в участников мероприятия.

Литературно-музыкальные гостиные требуют длительной подготовки, репетиций, поддержки единомышленников среди учителей и одноклассников. На репетициях царит атмосфера непринужденности, но чем ближе мероприятие, тем серьезнее и собраннее становятся ребята: от них зависит во многом успех гостиной.

Существует несколько этапов от создания до проведения гостиной.

1 этап. Определение темы. На МО учителей гуманитарных дисциплин обсуждаются и конкретизируются темы с учетом программы и интересов учащихся, утверждаются сроки.

2 этап. Разработка сценария, который является творчеством самих организаторов, определение в нем места обучающихся и гостей, отбор литературы и её изучение,

подбор вспомогательных материалов (фотографий, репродукций и др.); написание сценария, первое его прочтение, корректировка материала, распределение ролей среди обучающихся - ведущих, чтецов, исполнителей песен и др. Подготовка групп учащихся, репетиции. Но никогда не репетируется весь ход литературной гостиной, весь сценарий, лишь отдельными миниблоками, чтобы создать атмосферу непринужденной заинтересованности даже у самих непосредственных участников.

3 этап. Реклама. Написание красочных объявлений и приглашений гостям; подготовка подарков активным участникам и лучшим исполнителям гостям-ветеранам.

4 этап. Организация пространства для проведения гостиной: создание соответствующего интерьера, декорации (если есть необходимость), выбор костюмов для ведущих и чтецов, подготовка технического оснащения.

5 этап. Создание эмоционального настроя, через интригующее начало, введение музыкальных фрагментов, подбор музыкальных клипов, привлечение к участию интересных людей, решение организационных вопросов - связаться с участниками гостиной (обучающимися, преподавателями, родителями, гостями и др.), выбор времени, удобного для проведения мероприятия.

6 этап. Подготовка ведущих. Это задача не из легких. Старшие из них проверены временем, они умеют владеть залом, отличаются хорошей дикцией, обаянием, с достоинством выйдут из сложной ситуации. Но хочется, чтобы многие учащиеся прошли через это (в лицее очень много лидеров, поэтому попробовать свои силы в роли ведущего хочет практически каждый). У начинающих все это еще впереди, но уже сейчас видно: смена растет достойная. В подготовке концерта могут участвовать не только «профессионалы», но и все желающие: они имеют возможность проявить себя с лучшей стороны, показать себя другими, не такими, какими они являются в повседневной жизни, могут заполнить досуг.

7 этап. Репетиции: выразительное чтение обучающимися отрывков из произведений авторов, стихов, музыкальное их исполнение, прослушивание песен, романсов, постановка эпизодов.

8 этап. Рефлексия. После проведенного мероприятия подводятся итоги, отмечаются удачи и анализируются причины неудач. Выпуск статьи для лицейского сайта.

Даже зная об основных этапах воплощения в жизнь любой из тем в литературной гостиной, конечно, провести литературно-музыкальную гостиную не так просто, нужно учитывать требования, предъявляемые к проведению подобного мероприятия.

Так, гостиная должна создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных нравственных установок, но вместе с тем, она не должна быть перегружена и затянута. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять участие во «встрече с прекрасным». Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние на учащихся. Активное применение игровых, ролевых и занимательных форм работы должно отличать гостиную от урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей. Встречи в литературной гостиной - это замечательная возможность объединить ребят по совпадению увлечений, интересов. Следовательно, гостиные разнообразны по форме и тематике: это и ролевая игра-путешествие, и литературно-музыкальная композиция, вечер-встреча и интеллектуальное соревнование, устный журнал, вечер бардовской песни, литературное кафе. Конечно, при подготовке мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся, потому что встречи в литературной гостиной не только углубят знания обучающихся о литературе, но и пробудят интерес к искусству вообще, позволят показать свои умения и раскрыть театральные способности.

И, наконец, особенностью данных мероприятий является их тесная связь с задачами приобщения к чтению. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно ни затрагивало и в какой бы форме ни происходило, подразумевает, в первую очередь, «рекламу» книги и чтения.

Ведь читательская активность - это наличие у человека читательских потребностей и интересов, внутренних побуждений, которые формируются "лишь в процессе и под влиянием самостоятельной, свободной от мелочного контроля и опеки деятельности..., что всегда предполагает наличие вариантов, между которыми можно и нужно выбирать". Читательская активность - это безграничный ресурс, который надо приумножать.

Вот так от гостиной к гостиной учащиеся получают достаточно объемную литературную информацию, связанную с музыкой и творчеством поэтов, учатся понимать и анализировать стихи, знакомятся с теми, кто пробуют писать «для себя, для души». И отрадно, что участники литературных гостиных тянутся к постижению нового, неизвестного. Гражданская лирика, философская поэзия, пейзажная лирика, стихи о дружбе и любви, баллады, стихи-песни.

Готовясь к занятиям, учителя найдут новые параллели, новый материал, помогающие углубить и расширить программу по литературе. Проводимые литературные гостиные вовлекают обучающихся в мир искусства слова, развивают эстетический вкус и творческие способности ребят. Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к чтению учащихся всех возрастных групп. В нашем лицее внимание уделяется выявлению интересов ученика, раскрытию индивидуальных творческих способностей и их развитию.

Огромную роль в личностном развитии подростков играет их восприятие литературы, их оценка тех или иных событий. В этом ощутимую помощь могут оказать внеклассные мероприятия, поскольку учитель может на свое усмотрение подобрать те произведения художественной литературы, которые наиболее эффективным образом могут повлиять на развитие подростков того или иного класса. Не всегда школьная программа отвечает потребностям и вкусам школьников, какая-то грань их развития может оказаться недостаточно раскрытой. И тогда на помощь приходят внеклассные мероприятия, имеющие огромную художественную и воспитательную ценность, которые предполагают:

  1. организацию единого читательского пространства в совместной деятельности с родителями и учителями и управление целенаправленной читательской деятельностью учащегося в контексте его жизнедеятельности (направленности читательских интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций) с целью становления его личности;

  2. переориентацию процесса обучения на решение самими учащимися конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, диагностических и т.п.);

  3. изменение характера отношений с учителями и учениками с субъект-объектных на субъект-субъектные, где взаимодействие выступает как сотрудничество, партнерство, доверительность при организующей, координирующей, положительно стимулирующей и поддерживающей позиции учителя;

  4. формирование у школьников потребности в усвоении новых знаний и более совершенных читательских и коммуникативных умений;

  5. обеспечение учителем возможностей личностных проявлений учащихся во всех ситуациях, их творческой и читательской активности и удовлетворения от процесса общения и обучения.

Воспитательный потенциал внеклассной работы воспринимается учениками, если учитель создает условия свободного общения, сотворчества, сотрудничества, учитывает в подходе к каждому ученику особенности его субъективного мира, мотивы поведения детей, подростков, юношества, их ориентированность на те или иные социальные, природные, национальные, художественные ценности, обращенность к индивидуальному опыту человека. Такие условия способствуют анализу уровня восприятия литературы лицеистами, помогают понять, в какой степени сформировано у них основное содержание ценностных ориентаций - мировоззренческие, нравственные убеждения.

Процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников может быть успешным тогда, когда педагог создаст систему целенаправленных воздействий. И первым шагом становится, на наш взгляд, развитие интереса к книге, познанию ее идейно-художественного смысла. Включение старшеклассников в творческие виды деятельности, стимулирующей и упражняющей их в нравственных поступках, также способствует глубокому постижению художественно-образной системы произведений, оцениванию их этико-эстетического содержания.

Смысл изучения литературы во внеклассной работе - сделать глубже видение мира, расширить круг волнующих человека проблем, воспитать личностную причастность ко всему, научить, как включать произведение, образ, деталь в широкий контекст литературы, культуры, истории и делать это с помощью диалога.

Нетрадиционные формы работы открывают для ребят возможность распознать в себе талант, услышать и понять самого себя «в путешествии по времени и пространствам», ощутить мощную познавательную энергию культуры, ибо, как говорил Борис Пастернак, «культура - это плодотворное существование», когда душа поднимается над всеми бездумными делами и жизнь сама по себе становится творчеством.

Уровень высокой культуры художественного произведения ограждают учеников старшего звена от негативных воздействий, переводят в ранг личности.

Не сразу меняется внутреннее состояние души учащихся, они учатся задавать вопросы, понимать смысл бытия, красоту и гармонию мира. Искусство художественного слова - это путь к самому себе. Эффект удачного ответа на вопрос изменяет отношение ребят к литературе, приобщает их к чтению, любви к русской поэзии.

Эффективность литературной гостиной трудно поддается изучению. Существуют цифровые показатели - количество присутствующих, выступавших, прочитавших произведение и литературу об авторе до и после гостиной. Однако цифры не всегда позволяют нарисовать полную картину. Трудно учесть степень удовлетворенности читателей, уровень эмоциональных переживаний и так далее. Это форма работы, предполагающая свободное общение на литературном материале. Мы попытаемся оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании.

В настоящее время литературные гостиные проводятся в лицее достаточно часто. Они способствуют углубленному восприятию произведений, выработке у читателя собственного мнения, умения его сформулировать, что является одним из критериев оценки качества знаний, эрудиции.

Таким образом, гостиная приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где от лица поэтов и их окружения говорят сами ученики. Здесь возможен разговор «на равных», а значит - создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика. Поэт и ученик становятся равно ответственными участниками творческого действа, что формирует привычку непрерывного самопознания, развивает необходимые современному человеку личностные качества, дает знание собственных возможностей и веру в успех.

Список использованной литературы:


  1. Вин М. Ленивые читатели //Первое сентября. 1995. №99. С.4.

  2. Галактионова, Т.Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования. [Интернет ресурс] / Т.Г. Галактионова. - СПб.,2008. - 200 с. - Режим доступа: http// google.ru.

  3. Лазарева, Н.В. Проектная деятельность учащихся младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. [Интернет ресурс] / материалы конференции "Педагогика и ТРИЗ: проблемы формирования ключевых компетенций". - Саратов, 2009. - 35 с. - Режим доступа: jlproj. org.

  4. Павловский А. Читательская активность - безграничный ресурс // Бизнес-портал URL: monetka.biz/business-i-internet/chitatelskaya-aktivnost-bezgranichnyiy-resurs.html

  5. Современные образовательные технологии. Г. К. Селевко. - М., 1998 г.

  6. reftrend.ru

  7. festival.1september.ru

Аннотация к статье «Литературно-музыкальная гостиная как форма внеклассной деятельности, направленная на развитие читательской активности»

Анциферовой И.В.


В данной статье рассмотрены особенности проведения литературно-музыкальной гостиной как одной из эффективных внеклассных форм работы, направленных на развитие читательской активности. Проанализированы характерные особенности и требования к проведению мероприятия. Отмечены основные этапы от идеи создания до проведения гостиной. Автор предлагает системную организацию внеклассной деятельности по предмету, которая позволит расширить круг волнующих человека проблем, воспитать личностную причастность ко всему, научить, как включать произведение, образ, деталь в широкий контекст литературы, культуры, истории и делать это с помощью диалога.

Ключевые слова: литературно-музыкальная гостиная, читательская активность, целенаправленные воздействия, основные этапы подготовки, форма и тематика гостиных, творческая деятельность, мотивация, интерес к предмету.

An evening of Music and Poetry as an Extracurricular Activity

Arousing Students' Interest in Reading


I.Antsiferova

Annotation. The paper addresses an evening of music and poetry as an effective form of extracurricular activity intended for arousing students' interest in reading. The distinctive features of this activity, approaches and basic requirements for holding it are observed. The phases from initiation to holding an evening are represented. The systematic organization of the extracurricular activity enables the reader to widen the range of crucial problems, become empathic and perceive the works of literature, images and details in literary, cultural and historical contexts through the dialogue discourse.

Key words: an evening of music and poetry, readers' interest, preparation phase, forms and themes of evening of music and poetry, purposeful actions, creativity, motivation, an interest in subject.


© 2010-2022