- Преподавателю
- Другое
- План-конспект открытого урока по кулинарии
План-конспект открытого урока по кулинарии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хачатрян А.А. |
Дата | 16.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект открытого урока производственного обучения по специальности «Повар, кондитер».
Раздел темы: ПМ04. Приготовление блюд из рыбы. «Механическая кулинарная обработка рыбы».
Тема урока: Приготовление полуфабрикатов из рыбы.
Цели урока:
-
Научить учащихся самостоятельному (пользуясь инструкционно-технологической картой)приготовлению полуфабрикатов из рыбы, рыбных горячих блюд, изучить современные способы подачи и декорирование рыбных блюд.
-
Развивать умения самостоятельной работы при выполнении производственных заданий, т. е. развивать производственную технологичность. Коммуникативность, т. е. умение и навыки общения, терпимость, способность работать в группе, брать на себя ответственность. Умение рационально организовывать труд, находить пути совершенствования своего труда и повышение его эффективности. Развивать эстетический вкус при декорировании блюд. Оперативно мыслить и анализировать выполненные работы.
-
Воспитывать у учащихся культуру труда, чувство уверенности в себе, чувство солидарности и ответственности, творческого подхода к выполнению задания, интереса и стремления к познанию профессии. Бережное отношение к энергоресурсами, к сырью, к инвентарю и оборудованию.
Техническое оснащение: оборудование лаборатории - инструменты, инвентарь (холодного и горячего цехов): холодильник, электрические плиты, столы, весы, разделочные доски, ножи, скребки, сковороды, противни, лотки, посуда для отпуска.
Сырьё и набор продуктов: согласно технологическим картам (свежемороженая рыба, креветки, панировки, льезон, овощи, жир кулинарный, специи, яйца, лимон).
Литература: Сборник рецептур блюд. «Учебник» Кулинария» Повар, кондитер», автор Н. А. Анфимова. Учебник «Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии», автор З. П. Матюхина. Учебник «Технологическое оборудование», автор З. П. Зомен.
Дидактический материал: информационные карты, технологические схемы, карточки с заданиями, карты расчёты тесты.
Метод обучения: рассказ с элементами беседы; практический показ; освоение новых производственных технологий и приёмов в приготовлении рыбных блюд; контроль знаний и умений учащихся; самостоятельная работа учащихся.
Ход урока.
-
Организационный момент (10 мин).
-
Взаимное приветствие;
-
Отметка отсутствие и выяснение причин;
-
Проверка санитарного состояния и внешнего вида учащихся;
-
Проверка наличия спецодежды.
-
Вводный инструктаж (40 мин).
-
Сообщение темы урока;
-
Цели и задачи урока;
-
Сосредоточить внимания учащихся на тему урока.
-
Ознакомление с учебным материалом.
-
Приготовить полуфабрикаты из рыбы для жарки и припускания.
-
Приготовить и оформить рыбные горячие блюда в дегустационном варианте.
-
Учебный процесс.
Сегодня на уроке мы будем нарезать полуфабрикаты из рыбы для жарки основным способом, припускания, но и производить тепловую обработку полуфабрикатов, т. е. готовить горячие рыбные блюда с учётом кулинарной моды.
Давайте вспомним тепловые обработки:
-
Какой тепловой процесс называют варкой?
Варка - это способ тепловой обработки, когда продукт полностью погружается в жидкую среду (вода, бульон, соус, молоко и т. д.).
-
Что называют припусканием?
Припускание - это варка в небольшом количестве воды или в собственном соку.
-
Какую тепловую обработку называют жаркой основным способом?
Жарка основным способом - это жарка продукта с небольшим количеством жира, при температуре 130 - 150 С на жарочной поверхности сковороды или противня до образования на поверхности продукта поджаристой корочки со всех сторон.
-
Как используют и разделывают рыбу для варки?
Рыбу в целом виде, порционные куски, круглые формы, с кожей и без костей. Куски нарезают поперёк волокон, при этом держат нож под прямым углом к рыбе. На каждом куске кожу надрезают в 2 - 3 местах, чтобы при тепловой обработке рыба не меняла свою форму.
-
Как используют и разделывают рыбу для припускания?
Рыбу в целом виде, некрупные звенья, порционные куски пластованной рыбы с кожей и без костей, без кожи и костей. Куски нарезают (начиная с хвостовой части), держа нож под углом 30С к рыбе. При этом получают плоские широкие куски, удобные для быстрого равномерного прогревания в малом количестве жидкости.
-
Для жарки основным способом: рыбу используют в целом виде, звенья, порционные куски, нарезанные из пластованной рыбы с кожей и костями, с кожей без костей, без кожи и костей. Куски с позвоночной костью нарезают, держа нож под прямым углом к рыбе; филе с рыбными костями или без костей нарезают под углом 30С на широкие плоские куски, имеющие большую поверхность соприкосновения с жарочной поверхностью.
Чтобы рыба при жарке не теряла много жидкости и пищевых веществ, а на поверхности её образовалась поджаристая корочка, подготовленную рыбу панируют.
Панирование - называют нанесение панировки на поверхность полуфабриката.
В зависимости от дальнейшего использования применяют различные способы панирования и различные панировки.
-
Для мучной панировки берут пшеничную муку 1-го сорта, предварительно просеяную. Перед панированием в муку можно добавить мелкую соль.
-
Для красной панировки используют размолотые сухари пшеничного хлеба.
-
Белой панировки - мелкотёртый чёрствый пшеничный хлеб, зачищенный от корок.
Для лучшего прикрепления панировки к продукту его смачивают в специально приготовленной жидкости-льезоне; представляющая с собой смесь сырых яиц с молоком или водой, с добавлением соли.
Техническая карта приготовления льезона.
Наименование сырья
Нетто, г
-
Яйца
670
-
Вода
340
-
Соль
10
Выход
1000
Применяют различные способы панирования:
-
В муке - для жарки основным способом;
-
В сухарях - для жарки основным способом;
-
В муке, льезоне, красной или белой панировке (двойная панировка) - для жарки во фритюре;
-
В тесте кляре - для жарки во фритюре.
Для блюда «рыба жареная с зелёным маслом», чистое филе нарезают в виде ленты шириной 4 - 5 см, толщиной 1 см, длиной 15 - 20 см, слегка отбивают, панируют в муке, льезоне и белой панировке. Полуфабрикат свёртывают с 2-х сторон, придают ему форму восьмёрки и скалывают металлической шпажкой. Используют для жарки во фритюре.
Для блюда «рыба в тесте» чистое филе нарезают брусочками толщиной 1см, длиной 8 - 10 см, складывают в посуду и маринуют на холоде 15 - 30 мин.
КУЛИНАРИЯ - это мода в еде (приготовлении, подачи, оформлении и т. д.), которая постоянно меняется, поэтому нужно следить за новинками и постоянно учиться.
СОВРЕМЕННАЯ КУЛИНАРИЯ - это необычность и оригинальность кулинарного процесса, а также привлекательность, элегантность блюда.
Направления в кулинарии:
-
Снижение калорийности блюда (использовать маложирные породы рыб и большее количество овощей);
-
Посуда для отпуска должна быть однотонной, но допускается разнообразие различной фигурации;
-
Для оформления блюд должно быть использовано донышко тарелки;
-
В работе должна быть лаконичность, свободная цветовая гамма;
-
Не допускается декорировать блюдо несъедобными предметами.
Хочу ознакомить вас с таким понятием как «Фьюжен» (от анг. - смешивать), т. е. использовать несколько видов рыбы, мяса при приготовлении одного блюда. Например, мясо и рыба или птица и рыба и т. д.. Фьюжен, ставший популярным на западе более 20 лет назад, добрался и до России. Это достаточно трудный кулинарный жанр, требующий тонкого вкуса и длительной практики и отработки.
Сегодня на уроке вам предстоит не только научиться таким приёмам как нарезание рыбных полуфабрикатов, панирование, обжариванием основным способом, припускание, но и декорирование блюда, т. е. оформлению.
А для этого необходимо вспомнить материал предыдущих уроков.
Постарайтесь ответить на вопросы:
-
В чём заключается питательная ценность рыбы?
Рыба - это ценный продукт питания. В её мясе содержатся белки до 20%, жиры до 33%, минеральные соли, витамины, экстративные вещества. Белки рыбы полноцены, так как содержат все незаменимые аминокислоты. Мякоть рыбы не имеет жёсткой соединительной ткани, поэтому усваивается организмом человека легко и быстро. Рыбий жир содержит ненасыщенные жирные кислоты, витамины, А, Е, Д, соли кальция и фосфора. Благодаря легкоплавкости, а в кости рыбий жир также хорошо усваивается. А рыба морей и океанов содержит большое количество йода. Разнообразие химического состава делает рыбу диетическим продуктом. Её используют в лечебном питании при малокровии, для лечения рахита и заболевания сердечно-сосудистой системы.
-
По каким показателям определяют доброкачественность поступающей рыбы на предприятия?
По санитарным требованиям основными показателями являются её внешний вид и запах. Рыба должна иметь упругую мякоть, плотную блестящую чешую, розовые расправленные жабры без слизи, прозрачные не впалые глаза, а плавники должны быть влажными и не повреждёнными.
-
Из каких операций состоит механическая кулинарная обработка рыбы?
Из следующих операций: оттаивание, вымачивание, разделки, приготовления полуфабриката. Под разделкой подразумевается удаление чешуи, внутренностей, плавников, головы, а иногда костей и кожи.
-
Сколько способов обработки чешуйчатой рыбы знаете? Какие?
В кулинарии используют 5 способов обработки рыбы в зависимости от её размеров и кулинарного назначения.
I способ - обработка рыбы целиком (отходы 20% и 35%)
II способ - обработка рыбы на кругляши (отходы 35 - 40%)
III способ - обработка рыбы пластованием (отходы 43%)
IV способ - обработка рыбы на чистое филе (отходы 50 - 68%)
V способ - приготовление фаршированной рыбы.
-
Какие инструменты и инвентарь необходимы для первичной обработки рыбы и приготовления полуфабрикатов?
А) ванны для вымачивания или промывания рыбы;
Б) столы для разделки и нарезки полуфабрикатов;
В) разделочные доски с маркировкой Р.С.;
Г) ножи поварские с маркировкой Р.С.;
Д) длинный нож с гибким лезвием - для очистки рыбы от кожи и срезания филе с костей;
Е) крепкие ножницы для обрезания плавников и хвоста;
Ж) ручные скребки или обычный тупой нож для очистки рыбы от чешуи;
З) лотки, противни, сковороды, рыбные котлы с решёткой.
-
Сроки хранения обработанной рыбы и полуфабрикатов из неё?
Рыба является скоропортящимся продуктом из-за высокого содержания воды. В охлаждённой рыбе приостанавливаются процессы размножения микроорганизмов, поэтому разделанную рыбу хранят от 0С до 4С - 24 часа; порционные куски и рыбный фарш - 6 - 8 часов; котлетную массу 2 - 3 часа слоем в 5 см; полуфабрикат из котлетной массы до 12 часов.
-
Почему трудно довести блюдо до вкуса, если не используя пряности в кулинарии?
Пряности позволяют достичь сбалансированного вкуса многих блюд, но главное не потерять чувство меры.
-
Знаете ли вы, что такое миксы?
Миксы - это смеси пряностей и специй.
Для рыбы можно составить отличные смеси. Вот пример: 1. Надо лимонную цедру разболтать с равным количеством соли (лучше взять морскую), а затем добавить молотый белый перец. 2. Надо соединить рубленный чеснок, свежий тёртый имбирь, соль, сахар и укроп.
Сегодня мы отойдём от традиции и будем использовать нетрадиционные панировки, которые придают жареной рыбе не только поджаристую корочку, но и новый специфический вкус. В качестве панировки можно использовать: манную крупу, кокосову стружку, кунжутное семя, миндальные хлопья, куркуму, зёрна горчицы и др..
Оригинальным гарниром к жареной рыбе является гарнир, который готовят из зелени петрушки, укропа, сельдерея: это зелёное масло, зелёные сухарики и жареная зелень. Для приготовления гарнира «зелёные сухарики» надо крупные измельчённые сухари обжарить вместе с зеленью. Если обжарить зелёные веточки укропа, петрушки или сельдерея, получится «жареная зелень». «Зелёное масло» - это смесь сливочного масла с мелко нарезанной зеленью и соком лимона.
При подаче рыбных порционных блюд трудно обойтись без использования картофеля, второго хлеба.
На гарнир к рыбе мы сегодня приготовим картофель запечённый в фольге, картофель фри (в виде художественной композиции - розы, спиральки), или то же самое картофельное пюре, но с добавлением каких-нибудь вкусностей - и получится что-то необыкновенное, новое. Например: шафран, чеснок, оливковое масло, петрушка и кориандр; горчица и сыр; кедровые орешки и базилик.
При декорировании рыбных блюд будем использовать свежие овощи, креветки и зелень.
Текущий инструктаж (4 часа 40 мин).
-
Ознакомление учащихся с порядком организации рабочих мест.
-
Разъяснение правил техники безопасности при работе. Инструктаж по безопасной работе на электрической плите, техника безопасности при работе с ножом.
-
Подготовка рабочих мест. Подготовка инструментов, инвентаря, посуды, сырья.
-
Практический показ мастера рабочих приёмов, при нарезке и панировании рыбных полуфабрикатов для жарки.
-
Самостоятельная практическая работа учащихся по приготовлению полуфабрикатов из рыбы.
-
Нарезают полуфабрикат филе с кожей и без костей.
-
Нарезают полуфабрикат «восьмёрка»
-
Нарезают рыбу порционными кусками.
-
Я использую обходы рабочих мест. Во время обходов слежу за работой всех учащихся, походу наблюдения даю необходимые замечания и указания, исправляю и предупреждаю ошибки.
Использую приёмы:
-
Вмешательство в ход работы, если его действия ведут к браку, грубому нарушению правил техники безопасности;
-
Разъясняю, делаю указания, замечания, советы в действии учащихся в самостоятельной работе;
-
Инструктирование повторный показ приёмов на рабочем месте учащихся, увеличение количества тренировочных упражнений; непосредственное руководство мастера движениями учащихся, проговор вслух предстоящего действия;
-
Если в ходе обхода я заметила, что большинство учащихся допускают одинаковые ошибки, то останавливаю работу всех учащихся путём беседы выясняю причину ошибок и повторно провожу показ и объяснения приёмов.
-
Для закрепления знаний по этой теме учащиеся работают с тестами, карты, технологические схемы, задания, таблицы, карты расчёта, карточка с заданиями.
-
Каждый студент индивидуально оформляет свою порцию блюда:
-
Внешний вид (оригинальность оформления);
-
Цвет;
-
Вкус и запах (сочетание ингредиентов, гармония вкуса);
-
Консистенция.
Заключительный инструктаж (30 мин).
-
Проверка результатов выполнения учащихся производственной работы (бракеража качества блюда)
-
Текущее наблюдение за учащимися в процессе работы
-
Сообщение о достижении целей урока
-
Демонстрация лучших работ
-
Объективные оценки результатов бригадного и индивидуального труда учащихся
-
Анализ допущенных ошибок
-
Результат проделанной работы оцениваю выставляя оценку. Оценка, повышает интерес учащихся к работе, стимулирует их заинтересованность успехами в учёбе, внушает веру в свои силы.
Задания на дом: повторить тему «Рыбная котлетная масса и полуфабрикаты из неё».