• Преподавателю
  • Другое
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Воспитатель - первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Воспитатель - первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге»

…Ребенка обучи – дашь миру человека.                                       В.Гюго.            Одной из приоритетных и важных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Это находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых  А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24 «КОСМОС»











КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Воспитатель - первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге»

















Составил: Полонская Г.В., воспитатель















Сургут, 2015г.

…Ребенка обучи - дашь миру человека.

В.Гюго.

Одной из приоритетных и важных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Это находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий, в том числе и на дорогах.

Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Население городов растет, увеличивается и количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Все это было бы хорошо, если бы не было сопряжено с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Происходит они, к сожалению, и с участием детей, в том числе и дошкольного возраста. Почему это происходит? Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к Правилам дорожного движения без должного внимания. Значит надо уберечь их от транспортных средств, научить их безопасному поведению на дороге.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Главное, он должен привить устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации.

Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, изучение правил - дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению этой задачи.

Правила являются нормативным (юридическим) актом, который устанавливает, что пешеход должен или чего не должен делать на дороге. На вопрос, как действовать пешеходу, чтобы выполнять требования правил, там ответа чаще всего нет. К тому же даже хорошие знания правил не спасают пешеходов от возможных грубых ошибок, что подтверждает статистика ДТП.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом не исказив их содержания.

Воспитатели дошкольных учреждений по тому воздействию, которое они оказывают на ребенка, идут следом за родителями. Порой они дома что - то делают или не делают именно потому, что так сказала их любимая воспитательница. Именно это воспитатели должны максимально использовать и учитывать, когда ведут работу по воспитанию у ребенка навыков безопасного поведения на дороге.

Навыки и привычки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, помогут ему несколько позже приобрести знания.

Навык - это способность ребенка в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, без специально направленно внимания, хотя и под контролем сознания, путем многократного повторения.

Привычка - это сложившийся способ поведения, осуществление которого в отдельных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Привычки могут складываться в результате наблюдений и опытов, они могут иметь как положительное отношение к модели своего поведения, так и отрицательное.

Модель поведения ребенка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой: переходя проезжую часть, убедиться в отсутствии транспортных средств - слева и справа, в отсутствии ограждения дороги и разделительной полосы, а затем переходить проезжую часть. Отрицательное отношение к выполнению правил безопасного движения становится привычкой переходить проезжую часть в любом месте как при наличии транспортных средств - слева и справа, так и при наличии ограждений проезжей части и газонов на ее разделительной полосе.

Знания - это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для

безопасного движения по дороге. Нужный для ребенка объем знаний предусмотрен действующими программами для дошкольных и общеобразовательных учреждений и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, ребенок не может безопасно ходить по дороге. Для этого ему нужно владеть специальными навыками и положительными привычками. Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течении всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению на дороге растет.

Все навыки и привычки, а затем и знания, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируется под влиянием воспитателей, учителей, родителей, для которых безопасность ребенка не безразлична.

Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навыков. Оттого, насколько развиты мыслительные навыки, зависит скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, а порой и родители не в состоянии развить мыслительный навык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге. Они помогают поступить правильно в сложной дорожной обстановке, избежать возникновения ДТП.

Пешеход, а следовательно и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходными с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций - ассоциаций, тем большую безопасность он способен себе обеспечить.

Однако, стандартных ситуаций много, и на их систематизацию в памяти уходит несколько лет. Знакомство ребенка с дорожной ситуацией, с транспортом как элементами окружающей его среды имеют свою специфику. Он не может ее «попробовать», а для него важен личный опыт. ДТП нельзя смоделировать с участием ребенка, поэтому очень важно заранее обучить ребенка безопасному поведению на дороге. Здесь личный опыт должен быть заменен опытом, накопленным обществом.

В работе по воспитанию навыков безопасного поведения на дороге у детей активно используются:

Метод наглядного обучения. Он эффективен для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений.

Игровой метод. Настольно-печатные игры, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные, театрализованные игры.

Словесный метод. Обсуждение и рассматривание с детьми наиболее типичных опасных ситуаций.

Моделирование. Р.Б. Стеркина, Н.Л. Князева, М.М Котик и др. рекомендуют учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:

- использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;

- предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;

- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;

- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;

Только, научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Дети становятся более ответственными, рассудительными, терпеливыми, приобретают качества, которые необходимы при безопасной жизнедеятельности. Они овладевают достаточно осмысленными представлениями о безопасном поведении, знают о правильном поведении в отдельных опасных ситуациях, устанавливают связи между неправильными действиями и их опасными последствиями для жизни и здоровья. Соблюдая правила дорожного движения и поведения в транспорте, в повседневной жизни, помогают сверстникам и младшим детям в выборе безопасного поведения..

Формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге - главная задача воспитателя. При этом только он имеет возможность действовать следующими приемами:

- использовать свой и родительский авторитет и нежелание ребенка огорчать их своим поведением;

- показать возможные последствия лично для ребенка;

- использовать игровую ситуацию для введения ребенка в роль культурного пешехода с положительными привычками;

- активизировать его творческую саморегуляцию;

- развивать его мыслительные навыки.

К пяти годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге, как:

«Это нужно для меня»; «Это нужно для сохранения авторитета мамы, папы»; «И я буду хорошим пешеходом»; «Я буду хорошим примером для других».

Проблема обеспечения безопасности детей на дорогах чрезвычайно важна и очень многообразна. Задача обучения воспитателем детей далеко не однозначна и не проста. Она включает в себя:

- педагогическое умение привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации;

- знание собственно предмета «Правила дорожного движения» и понимание его не только охранительной, но и нравственной сущности;

- знание психофизиологических и возрастных особенностей детей.













© 2010-2022