Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки (этюдов)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки (этюда).

Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в детском доме, школе-интернате.

Самоподготовка представляет собой обязательные, ежедневные занятия школьников, на которых они самостоятельно выполняют учебные занятия в строго отведенное время.

Выполнение домашних заданий необходимо проводить в условиях, отвечающих гигиеническим и педагогическим требованиям: чистое (желательно сделать перед самоподготовкой влажную уборку в группе), хорошо проветренное помещение; мебель, соответствующая росту учащихся; достаточная освещенность рабочих мест; соблюдение температурного режима; смена обуви после прогулки, смена школьной одежды на другую одежду, дающую возможность чувствовать себя свободно.

Самоподготовка со школьниками, учащимися в 1 смену, проводится во второй половине дня после обеда, «тихого часа» и отдыха на воздухе. Следует учитывать, что подъем работоспособности у школьников приходится во второй половине дня на 15-17 часов. Именно в этот период необходимо проводить самоподготовку.

В режиме детского дома, школы-интерната выделяется время на выполнение домашних заданий в соответствии с требованиями Устава организации.

Самоподготовку целесообразно проводить в помещении класса или в группе, в отведенном для занятий месте. Но важно учитывать, что некоторые воспитанники, в силу своих индивидуальных особенностей, а также по состоянию здоровья, не могут готовить уроки, особенно устные, вместе со всей группой: им мешают другие воспитанники; они быстрее утомляются, часто отключаются и в результате сами нарушают дисциплину. Поэтому школьникам средних и старших классов для приготовления устных домашних заданий, конечно, с учетом их успеваемости и поведения, следует использовать и другие помещения - игровые, гостиные. Это позволяет учащимся заниматься приготовлением уроков согласно их индивидуальным способностям, приучает к самостоятельности, а также позволяет детям, закончившим приготовление уроков, приступить к занятиям по интересам.

Объем домашних заданий должен быть строго нормирован. Нельзя допускать длительных занятий, так как они приводят к переутомлению, резкому снижению работоспособности. Непомерно большие задания заставляют школьников спешить, приучают к неряшливости и плохому качеству выполнения домашних заданий, а кроме того сокращают время отдыха учащихся. Домашнее задание должно быть посильно для самостоятельного выполнения. Нужно предоставить возможность детям работать не торопясь, добросовестно и вдумчиво.

Организация самоподготовки проходит под руководством воспитателя. Воспитатель организует выполнение домашних заданий. В группах средних и старших классов самоподготовка может носить характер консультаций по предмету у учителей-предметников.

Структура деятельности воспитателя в организации и проведении самоподготовки состоит из 2-х частей:

1) теоретической - по подготовке к работе.

2) практической - по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на самоподготовке.

В первой части можно условно выделить следующие этапы:

1этап :

подготовительный связан с осмыслением теоретических работ, раскрывающих педагогические, психолого-физиологические условия успешности деятельности воспитателя на самоподготовке.

2 этап : связан с изучением нормативных документов о классе, обобщением и

анализом передового опыта организации работы.

Во второй части можно выделить три этапа:

1этап: связан с практической подготовкой воспитателя к разработке конкретных дел по рационализации деятельности на самоподготовке.

2этап: предполагает работу по организации активности учащихся на самоподготовке с использование различных средств обучения:

I. работа с учебником; работа с картой; работа с дополнительной литературой; работа с раздаточным материалом; работа с документами; работа с материалами телепередач;

работа с компьютером и т.д.

3этап: осмысление и анализ результатов деятельности, устранение трудностей в организации спланированных форм работы.

Воспитатель, готовясь к работе, должен иметь:

педагогическую подготовку, которая предполагает овладение следующими основными умениями:

организовывать различные формы учебной деятельности (парные, групповые, коллективные), взаимоконтроль, и самоконтроль, вырабатывать у учащихся индивидуальный стиль самостоятельной работы, овладевать техникой использования различных средств обучения.

Методическую подготовку, которая включает овладение следующими основными умениями: конкретизировать цели (воспитательные, практические, развивающие) на определенном материале, прогнозировать определенные трудности усвоения изучаемого, учитывать межпредметные связи в учебном процессе.

Совместная работа учителя и воспитателя.

Цель самоподготовки - закрепить знания, полученные школьниками на уроках, выполняя домашнее задание.

В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя.

Все приемы самостоятельной рациональной работы по предмету должны даваться на уроке учителем. Четкое и понятное объяснение учебного материала на уроке, основательное его закрепление, ясно сформулированное задание гарантирует прочное усвоение учащимися программного материала, а, следовательно, качественное и быстрое выполнение домашних заданий, что в свою очередь способствует повышению эффективности последующих уроков. В этом взаимосвязь урока и самоподготовки. Если учитель ведет урок, а воспитатель руководит самоподготовкой, тем самым продолжая работу учителя, то между учителем и воспитателем также должна поддерживаться постоянная взаимосвязь. Один из видов такой взаимосвязи - заблаговременное информирование воспитателей о всех домашних заданиях, даваемых учителями. С целью такой информации можно ввести специальную тетрадь, в которой учитель за несколько дней до урока фиксирует домашние задания и при необходимости дает краткие методические указания для воспитателя. Располагая этими сведениями заблаговременно, воспитатель имеет возможность лучше подготовиться. «Особые отметки» помогают осуществить преемственность урока и самоподготовки, пользуясь указаниями этой графы, он продолжает работу, начатую на уроке. Установлению преемственности способствует и такой порядок, когда учитель и воспитатель периодически посещают занятия друг друга. Посещая уроки, воспитатель уясняет систему и методику изложения материала учителем, его манеру вести урок и проверять учащихся. Воспитатель на уроке видит результаты своего руководства самостоятельной работой школьников.

Учитель, посещая часы самоподготовки, оценивает характер и объем своего задания на дом, выясняет, какие затруднения испытывают школьники, выполняя задание.

Взаимопосещение занятий преподавателями и воспитателями дает возможность осуществить единство требований, а также проводить творческий обмен мнениями по всем вопросам учебно-воспитательной работы.

Руководство самоподготовкой.

Во время самоподготовки главная задача воспитателя - дать детям возможность работать самостоятельно. Ему не следует подменять учителя, превращать самоподготовку в повторение урока. Воспитателям не нужно брать на себя не свойственные им по условиям труда обязанности. Например, вести объяснение учебного материала, оценивать выполненные учениками устные и письменные задания. В функции воспитателя не входит обучение учащихся. Воспитатель, как сказано в Уставе средней общеобразовательной школы (поем. Устав д/д) «наблюдает за своевременным приготовлением домашних заданий, оказывает им помощь в учении...» Если воспитанники при выполнении домашних заданий в группе показывают незнание материала, то следует прибегнуть к помощи учителя, не пытаясь заменить его, не превращать самоподготовку в урок.

Воспитатель не должен также ставить оценки за выполнение заданий. Однако ему следует поощрять воспитанников даже за маленькие самостоятельные успехи. При этом качество выполненных заданий и стиль работы оцениваются только устными заключениями воспитателя.

Конкретные формы педагогического руководства подготовкой домашних заданий должны изменяться по мере того, как возрастает ответственность, организованность и самостоятельность учащихся.

В младших классах все дети одновременно готовят уроки по одному учебному предмету, воспитатель показывает им приемы рациональной работы и учит самостоятельно находить эти приемы. В 5-8 классах степень самостоятельности детей возрастает. Во многих случаях воспитатель во время подготовки домашних заданий ничего не объясняет учащимся, но подходит к отдельным, нуждающимся в его помощи, детям, причем не дает им готовых ответов, а наводит на правильный путь.

Порядок работы:

1. Начинать подготовку лучше с более трудных заданий, оставляя более легкие на конец.

2. Если по одному и тому же предмету даны устная и письменная работы, то целесообразно в первую очередь выполнять устное задание.

3. Задания по заучиванию наизусть, чтение литературных текстов, письменным сочинениям нужно готовить не накануне назначенного срока, а с того же дня, когда они заданы.

4. После объяснения нового материала следует работать над ним, пока он не забыт, в тот же день; накануне опроса отвести несколько минут для повторения ранее изученного.

Воспитательные задачи самоподготовки:

Закрепить навыки самообразовательной работы:

организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание.

Сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять задания учителей.

Процесс самоподготовки должен иметь определенную структуру:


  1. подготовка детей к работе. Разминка, которая состоит из двух частей.

1часть разминки - это-гимнастика ума-(5 минут) должна создать положительный настрой на работу: загадки, потешки, занимательные задачи по математике, по литературоведению, логические задачи.

2часть разминки - (5-7 минут) повторяем, что детям задали. Например, повторяем таблицу умножения методом ошибок. Воспитатель говорит ответ неправильный, дети оправляют и т.д. Повторяем правило.


  1. Самостоятельное изучение материала.


  1. Самоконтроль и взаимоконтроль.

Заключительный педагогический контроль.

Следует научит детей культуре учебного труда. Воспитанники должны усвоить правила поведения на самоподготовке. Запрещается опаздывать, неэкономно тратить время на подготовку и выполнение задания, нарушать тишину, отвлекать товарищей от работы, списывать задания у товарищей, заканчивать работу без самопроверки, покидать класс без разрешения воспитателя и т.д.

За каждым учеником лучше закрепить постоянное рабочее место. Сильного ученика целесообразно посадить рядом со слабым.

Началом работы на самоподготовке должно быть приготовление рабочего места: проверка наличия необходимых учебных принадлежностей на столе, внимательное изучение по дневнику заданного материала, выбор порядка выполнения работы.

Право выбора остается за учащимися.

Условно воспитатель группирует детей, учитывая их возможности, индивидуальные особенности и степень подготовленности.

В зависимости от степени сложности задания и уровня подготовленности школьников характер инструкции по выполнению домашних заданий изменяется. Иногда достаточно самого краткого указания о том, как нужно выполнять задание, а если техника работы сложна, воспитатель показывает на аналогичном материале образец выполнения; или у доски, вызвав одного ребенка, выполняют один из примеров домашнего задания. Воспитатель ставит наводящие вопросы: «Кто знает как нужно делать эту работу?», «Кто догадался?», «А как ты думаешь?»

Для сильных учащихся необходимы индивидуальные задания, рассчитанные на более глубокое изучение материала: карточки, работы творческого характера, такие, как доклады, рефераты. Имея запас карточек, воспитатель может давать индивидуальные задания, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях и навыках, углубить знания отдельных воспитанников. Карточки могут быть с разного рода заданиями, например, такие:

А) даются строчки арифметических примеров, а к ним нужно написать только ответ.

Б) дана карточка, где следует вписать только хронологические даты и т.д.

Воспитатель должен вырабатывать свои педагогические приемы, но во всех случаях его работа носит индивидуальный характер. Повышенной заботы требуют к себе воспитанники, имеющие слабое здоровье, часто пропускающие занятия. Такие дети берутся под временную опеку. Воспитатель должен помочь им быстро догнать своих товарищей. Как только ученик начал самостоятельно справляться с домашними заданиями, воспитатель прекращает усиленную индивидуальную помощь. Единовременную индивидуальную помощь нельзя превращать в постоянную обязанность воспитателя, иначе это приведет к снижению самостоятельности воспитанников.

Взаимопроверка.

В конце самоподготовки следует отвести 10 минут на взаимопроверку. В это время учащиеся рассказывают один другому выученные уроки и просматривают тетради. Очень полезна разумно организованная взаимопомощь. Сильный ученик может поработать с отстающим. Один ученик слаб по языку, но хорошо учиться по математике, другой, напротив, слаб по математике, но успешнее изучает язык, когда они взаимно помогают друг другу - это содействует успеху.

Воспитание навыков самоконтроля

Нужно учить школьников проверять себя основательно: отвечать на контрольные вопросы учебника, излагать основное содержание материала товарищу и, наконец, пересказывать прочитанное самому себе, кратко формулируя самое существенное.

Не должен забывать воспитатель и о физминутках.



Организация и проведение этюда.

Этюд (самоподготовка)-одна из форм организации учебного процесса в гимназии-интернате.

Цель этюда-закрепить знания, полученные обучающимися на уроках, выполняя домашнее задание.

В основе этюда (самоподготовки) лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя.

I Этюд 17.30-19.00

II этюд 19.30-20.30

Структура этюда:

I этап

Подготовка детей к работе. Разминка:

  • Гимнастика ума (до 5 минут) должна создать положительный настрой на работу: загадки, потешки, занимательные задачки по математике, физике, литературе, логические задачи и т.д.

  • Распределение по предметам и степени сложности;

  • Распределение времени на каждый предмет

IIэтап

Самостоятельное изучение материала

IIIэтап

Самоконтроль и взаимоконтроль



Структура деятельности воспитателя в организации и проведении этюдов состоит из 2-х частей:

1.Теоретический-по подготовке к работе:

  • Связан с осмыслением теоретических работ, раскрывающих педагогические, психолого-физиологические условия успешности деятельности воспитателя на этюде.

  • Связан с изучением нормативных документов о классе, обобщение и анализ передового опыта организации работы.

2.Практический-по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на этюдах

  • Практическая подготовка воспитателя к разработке конкретных дел по рационализации деятельности на этюдах;

  • Предполагает работу по организации активности обучающихся на этюдах с использованием различных средств обучения:

  • Работа с учебником;

  • Работа с картой;

  • Работа с дополнительной литературой;

  • Работа с документами;

  • Работа с компьютером и т.д.

  • Осмысление и анализ результатов деятельности, устранение трудностей в организации спланированных форм работы.

Воспитательные задачи этюда:

  • Закрепить навыки самообразовательной работы: организованность, собранность, дисциплинированность, самостоятельность и прилежание.



  • Сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять задания учителей.

Порядок работы для обучающихся:

  1. Начинать подготовку лучше с более трудных заданий, оставляя более легкие на конец;

  2. Если по одному и тому же предмету даны устная и письменная работы, то целесообразнее в первую очередь выполнять устное задание;

  3. Задания по заучиванию наизусть, чтение литературных текстов, письменным сочинениям нужно готовить не накануне назначенного срока, а с того же дня, когда они заданы.

  4. После объяснения нового материала следует работать над ним, пока он не забыт, в тот же день; накануне опроса отвести несколько минут для повторения ранее изученного.

Воспитатель не должен забывать о физминутках!

Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки (этюдов)



Структура учебно-воспитательной работы на этюдах.

I.

Подготовительная работа.

II.

Постановка целей и задач.

III.

План учебно-воспитательной работы.

IV.

Деятельность обучающихся.

V.

Подведение итога.

I.Подготовительная работа.

Подготовка классной комнаты за 10 минут до начала этюда и предупредительного звонка.



  • Оформление доски дежурными (запись домашнего задания);

  • Подготовка рабочего стола обучающегося (дневник, учебники, справочные пособия, канцелярские принадлежности и др. материал необходимый для работы)

II. Постановка целей и задач.

Установка на выполнение всего домашнего задания



  • Распределение по предметам и степени сложности;

  • Распределение времени на каждый предмет

III. План учебно-воспитательной работы.

  • Цели, задачи;

  • Знание программы, материала;



  • Формы и методы работы;

  • Коррекционная работа;

  • Знание затрат времени;

  • Контроль за учебной деятельностью.

IV.Деятельность обучающихся:

Организация начальной работы.

I этюд- Письменные домашние задания

II этюд - Устные домашние задания

Поэтапная деятельность:

  • Взаимопомощь;

  • Самооценка;

  • Исправление ошибок;

  • Культура поведения;

  • Рациональное использование времени.

V. Подведение итога.

1.Взаимооценка и самооценка.

2.Общая педагогическая оценка:

  • Затраты времени;

  • Оценка поведения (ведение журнала поведения)

  • Прилежание;



  • Приведение классной комнаты в порядок.





Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки (этюдов)













ВЫПИСКА

«ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей »





ПОЛОЖЕНИЕ

«О единых требованиях к организации учебно-воспитательного процесса»





Положение «О единых требованиях к организации учебно-воспитательного процесса» разработано на основе Конституции России, Закона РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, Устава гимназии, Правил внутреннего распорядка гимназии.

  1. Поведение во время самоподготовки:

8.1 Учащиеся до начала самоподготовки готовят на рабочем столе дневник, учебники, тетради, справочные пособия, другой материал.



  1. Самоподготовка начинается по звонку по следующему расписанию: первый этюд - с 17-30 до 19-00, второй этюд - с 19-30 до 20-30. Между этюдами учебное помещение проветривается, убирается



  1. Во время самоподготовки запрещается хождение по классу и разговоры.



  1. Учащиеся готовят домашние задания самостоятельно. В случае возникновения затруднений - обращаются за помощью к консультантам или к воспитателю.»


«Формирование навыков успешной самостоятельной работы у обучающихся на этюдах».

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ЭТЮДА

  • Закрепить навыки самообразовательной работы;

  • Воспитать организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;

  • Сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность выполнять задания учителей.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭТЮДА

1.ДИДАКТИЧЕСКИЕ

  • Этюды проводятся регулярно, в одно и то же время;

  • Задание обучающиеся выполняют самостоятельно;

  • Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем);

  • Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися.

  • Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

2.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

  • Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашних заданий;

  • Отказ от применения каких-либо мер наказания;

  • Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме;

  • Введение в структуру этюдов физкультминуток для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.



ПРАВИЛА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

  • Воспитатель не имеет права объяснять материал ребенку, т.к. этюд направлен на закрепление материала.

  • Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

  • Привлечение обучающихся к посильной помощи товарищам возможно при условии выполнения ими своих уроков.



  • Воспитатель должен знать формы и методы работы учителя на уроках (связь с учителями-предметниками, взаимопосещение уроков).

Методы и приемы воспитательной работы на этюде.

  • Метод организации деятельности и формирование опыта;

  • Метод мотивации и формирования сознания;

  • Метод проблемного изложения;

  • Метод стимулирования


  • Прием самостоятельной работы;

  • Поиска информации;

  • Практической деятельности;

  • Коллективной работы;

Переключение на разные виды деятельности



© 2010-2022